Реализация программы "Разговор о правильном питании"через уроки письма и развития речи во 2-3 классе –комплекте коррекционной школы.
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Тропина Лариса Леонидовна

Модульный характер программы «Разговор о правильном питании» позволяет говорить о том, что её реализация    возможна не только в рамках факультативной, внеклассной работы,  но и путём интеграции вышеназванного курса через базовые учебные предметы, в частности, через  уроки письма и развития речи ,  путём творческого подхода учителя к преподаваемому детям материалу. К этому выводу я пришла, изучив  методическое пособие для учителя «Разговор о правильном питании» (авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева), содержание  учебников 2,3 классов по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) школ  VIII  вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация программы "Разговор о правильном питании"через уроки письма и  

                      развития  речи во 2-3 классе –комплекте СКОШИ № 4.

                                                                               «Я введу тебя в мир того, каким надо быть,

                                                                           чтобы быть Человеком - Умным, Красивым

                                                                                                                                   и Здоровым»

                                                                                                                                           Э.Кант

             Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни – богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!». В настоящее время слова мудреца звучат как никогда актуально. Программа «Разговор о правильном питании» в условиях  специальной (коррекционной) школы  (VIII вида)  позволяет эффективно формировать у детей  полезные привычки и навыки, связанные с правильным питанием и заботой о собственном здоровье.

             Модульный характер программы «Разговор о правильном питании» позволяет говорить о том, что её реализация    возможна не только в рамках факультативной, внеклассной работы,  но и путём интеграции вышеназванного курса через базовые учебные предметы, в частности, через  уроки письма и развития речи ,  путём творческого подхода учителя к преподаваемому детям материалу. К этому выводу я пришла, изучив  методическое пособие для учителя «Разговор о правильном питании» (авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева), содержание  учебников 2,3 классов по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) школ  VIII  вида. Анализ содержания учебников  показал:

  1. лексико – грамматический материал по программе «Разговор о правильном питании» проведён практически через все темы предмета на уровне слова. предложения, текста;
  2. выявлены упражнения, задания и текст  которых в той или иной степени  направлены на формирование основ культуры здоровья и правильного питания (см. Приложение 1,2).  .

             В результате  мною были выработаны  следующие направления работы на уроках письма и развития речи, способствующие воспитанию у детей культуры здоровья, осознания ими здоровья, как главной человеческой ценности:

  1. этимологическое, лексико –семантическое;
  2. социокультурное;
  3. лексико –грамматическое;
  4. развитие связной речи;
  5. информационное;
  6. коррекционно –развивающее;
  7. оздоровительное

1.Этимологическое, лексико –семантическое направление: изучение этимологии слова, уточнение  его значения.  Процесс усвоения написания слова при этом становится более доступным, занимательным и информационным. В первую очередь это относится к так называемым «словарным словам». Но совершенно не обязательно, чтобы эти слова отражали только тему еды, продуктов. Например, знакомясь в 3 классе со словарным словом медведь, которое, с первого взгляда,  никак не относится к разговору о правильном питании, объясняю детям, что давным - давно, когда люди ещё не придумали, как называть  большого и страшного животного, но наблюдая за его повадками, с удивлением заметили, что этот дикий зверь обожает есть мёд и про медведя стали говорить: «тот, кто любит отведывать мёд, ведает мёдом – медведь». А вот теперь можно и сказать несколько слов о необычайно полезных свойствах мёда и какую роль он играет в правильном питании.

2.Социокультурное направление: это выполнение заданий, направленных на усвоение тех или иных орфограмм через упражнения в учебнике или через дополнительный материал социальной и культурной направленности. Один из видов работы, в ходе которого происходит формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека – это работа с пословицами и поговорками. Чаще всего этот вид работы я включаю на этапе  повторения или закрепления изученной орфограммы. Говоря о социокультурном аспекте,  имею ввиду, что пословицы  и поговорки о здоровье и правильном питании  - это общеупотребительные, краткие изречения, которые живут в народной речи.

Их истории: первым дошедшим собранием русских пословиц о здоровье относится к началу 18 столетия, это – “Пословицы всенароднейшие по алфавиту”. Составитель этого собрания неизвестен, но сюда вошло около 2500 пословиц о здоровье и поговорок. В 19 веке изучения и публикации поговорок и пословиц о здоровье продолжались. В 60-е годы появились значительные исследования и обширные сборники пословиц. В 1848 году М. Снигирев, профессор Московского университета издал сборник “Русские народные притчи и пословицы”, который включал в себя около 11 тысяч пословиц, в том числе и 3000 пословицы о здоровье.

Современные пословицы о здоровье учат только хорошему. Они наставляют на путь истинный, бывают шуточными, поучительными, полезными и просто интересными. Считаю, что различные формы работы с пословицами и поговорками  в целом очень  полезны  для детей с нарушениями познавательной деятельности, с умственной отсталостью различной степени выраженности, так как способствуют развитию высших психических функций, стимулированию познавательной,  интеллектуальной и эмоциональной активности обучающихся.

Мною составлена картотека пословиц и поговорок, которую я использую в работе при изучении тех или иных  тем на уроках письма и развития речи (см. Приложение № 3)

3.Лексико –грамматическое направление:  выполнение упражнений, направленных на  изучение и практическое усвоение орфограмм  на лексическом материале обобщающих понятий ( фрукты, овощи, посуда и др.).

2 класс

Тема: Слово

с.10 упр.2

Рассмотри рисунок. Какие фрукты лежат на блюде? Прочитай слова под схемами. Покажи банан. Покажи слово банан. Покажи схему слова банан. Начерти схемы  и запиши названия фруктов под схемами.

Груша, персик, банан, яблоко

3 класс.

Тема: Слово. Названия предметов

с.144 упр. 2

1. Прочитай названия предметов. На какой вопрос они отвечают? Как можно назвать предметы одним словом?

Кастрюля, чайник. Тарелка, чашка, сковородка, блюдце, стакан, миска. Кувшин, сахарница, салатница, ковшик. котёл.

2.Запиши названия предметов. Вставь пропущенные буквы.

Чайная посуда:…

Столовая посуда:…

Кухонная посуда…

Чтобы работа с обобщающими понятиями была увлекательной, разнообразной, включаю на определённый этап урока коррекционные задания «Четвёртый лишний», «Чего не хватает».

4.Развитие связной речи: работа с текстом, цель которой – обучение  детей связному высказыванию, развитию коммуникативных навыков, смысловой памяти, орфографической зоркости. Например, при работе в 3 классе по теме: «Разделительный ъ знак» (с. 137, упр.18) во 2  задании есть вопрос, который напрямую связан с программой «Разговор о правильном питании»: «…От чего ещё зависит здоровье?»

3 класс.

Тема: Разделительный ь.

с.137 упр.18

1. Прочитай. Объясни написание слов с пропущенной буквой.

Береги своё здоровье. Борись с пылью и грязью. Чаще чисти платье и обувь. Помни: чистота –половина здоровья.

2. Подумай, от чего ещё зависит здоровье.

         Предполагаемый ответ: «здоровье  зависит и от правильного  питания» .Далее  учитель может провести с детьми небольшую  беседу  о рациональном питании. Предполагается, что дети уже изучили ряд тем  программы «Разговор о правильном питании» через факультативные занятия и могут развёрнуто ответить на вопрос (см. приложение №4). Специально подобранный игровой материал поможет в занимательной форме закрепить знания детей о правильном и рациональном питании (см. Приложение № 5)

5.Информационное направление:  информирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа,  формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; просто  интересные  сведения, которые могут быть сообщены детям в занимательной и доступной для них форме (См. Приложение № 5). Когда сообщаю детям дополнительную информацию,  учитываю  рекомендации авторов программы «Разговор о правильном питании» о том,  что нецелесообразно знакомить ребёнка с информацией, носящей частный, детализированный характер (например, с содержанием конкретных витаминов в продуктах питания). Так же считаю, что информация, даваемая детям на уроках, должна быть дозированной, не отвлекающей детей от темы урока, служить дополнительным фоном, одной из разнообразных форм работы, позволяющей достичь цель урока.

6.Коррекционно –развивающее е направление :  выполнение заданий, направленных на развитие и коррекцию познавательных процессов, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, развитие творческих способностей и кругозора у обучающихся. Дети любят отгадывать загадки, выполнять задания  «4 лишний», решать кроссворды, отвечать  на шуточные вопросы. Эти задания стимулируют творческую и интеллектуальную активность,  снимают  эмоциональное напряжение, вызывают улыбку и создают позитивную и доброжелательную атмосферу на уроке (см.Приложение № 6). Так, например, при изучении во 2 классе темы «Составление предложений по предметной картинке. Сказки «Репка», «Колобок» (с.156, упр.1) уместны шуточные вопросы: 

  1. Семена репы очень мелкие. Как вы думаете, как наши предки сеяли репу?(ответ: репу сеяли, выплевывая семена изо рта. И далеко не у всех получалось хорошо выплевывать. Лучшие плевальщики очень ценились и почитались); 
  2. Персонаж известной русской сказки Колобок – хлеб, пирог или пряник?(ответ: пряник, только шарообразный. Вспомните хорошенько сказку: “на сметане мешан”.

2 класс

Тема:

Составление предложений по предметной картинке. Сказки «Репка», «Колобок»

с.156 упр. 1

Прочитай названия сказок и придумай предложения к каждому рисунку. Запиши предложения. Проговаривай  каждое слово чётко по слогам. Подчеркни большую букву в начале предложений и точку в конце.

7. Оздоровительное направление: проведение физминуток, релаксация.

 (см. Приложение № 7)

                Вывод: вышеназванные направления работы взаимосвязаны, позволяют эффективно формировать у детей  полезные привычки и навыки, связанные с правильным питанием и заботой о собственном здоровье , в целом способствуют реализации программы « Разговор о правильном питании» через уроки письма и развития речи во 2-3 классе –комплекте.

                В заключение выступления хочу отметить, что здоровье нужно всем: и детям, и взрослым.  Поэтому хочу пожелать всем: накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих людей: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других! Будьте здоровы!

Литература:

  1. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская «Русский язык» 3 класс/учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида.-М.:Просвещение, 2008.
  2. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя./ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.- 75.
  3. Две недели в лагере здоровья. Рабочая тетрадь для школьников./ М.М. Безруких, Т. А. Филиппова.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.- 72 с.
  4. М.М.Безруких. Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева «Разговор о правильном питании/Методическое пособие. –М.: ОЛМАМедиа Групп, 2011.
  5. Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова «Русский язык» 2 класс/ учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида.-М.:Просвещение, 2009.

Приложение № 1

Упражнения учебника 2 класса, направленные на реализацию программы

«Разговор о правильном питании».

Темы (по учебнику)

№ страницы, № упражнения

Задание

Текст упражнения

Слово

 с.10 упр.1

Назови овощи, изображённые на рисунках. Покажи капусту. Покажи слово капуста. Прочитай слово. Повтори слово по буквам. Какую букву надо запомнить? Запиши слово по образцу. Подчеркни в  нём «трудную» букву.

капуста

с.10 упр.2

Рассмотри рисунок. Какие фрукты лежат на блюде? Прочитай слова под схемами. Покажи банан. Покажи слово банан. Покажи схему слова банан. Начерти схемы  и запиши названия фруктов под схемами.

Груша, персик, банан, яблоко

с.11 упр.4

Спиши стихотворение. Найди слово из словаря. Подчеркни  в нём «трудную» букву. Выучи стихотворение наизусть. Приготовься его писать в классе по памяти.

На капусту дождик льёт, а капуста пьёт и пьёт.

Согласные звуки и буквы

с.21 упр.3

Спиши. Отметь согласные буквы синим кружком. Найди слово с одной согласной. Подчеркни его.

Эй, подсолнух молодой! Отчего ты золотой?

Выделение ударного гласного в слове

с.30 упр.1

Рассмотри рисунок. Кто выступает на сцене? Каких героев изображают артисты? Громко объяви зрителям каждого героя. Какой гласный  в каждом слове ты выделяешь голосом? Напиши слова. Отметь знаком ударные гласные.

Рисунки: горох, слива, груша, тыква, банан.

с.31 упр.4.

Контрольное списывание

Червячки любят фрукты. Для них фрукты – это и домик, и еда.

Деление слов на слоги

с.33 упр.3

Назови предметы посуды. Сложи слова из двух слогов. Запиши их по слогам. Прочитай каждое слово по слогам и слитно.

ка   чаш, ста   кан, ка   мис, ник   чай, блюд   це

Гласные в образовании слогов

с.34 упр.2

1.Назови нарисованные овощи.  Прочитай слово. К какому рисунку оно подходит? Повтори слово по буквам. Какие буквы надо запомнить? Запиши слово по образцу. Подчеркни «трудные»буквы.2. Повтори названия овощей по слогам, отсчитывая слоги хлопками. Запиши слова по слогам. Отметь гласную в каждом слоге.

Рисунки: тыква, помидор, свёкла

Деление слов со звуками и,й на слоги

с.39 упр.2

1. Назови овощи на рисунках.

2.Спиши. Выделенные слова раздели на слоги.

Рисунки: морковь, редис, свёкла

Пей сок морковный, грызи морковку. И бегай быстро, и прыгай ловко.

Различай л -р

с.41Упр.3

Спиши. Подчеркни разные буквы в выделенных словах. Выучи стихотворение наизусть. Подготовься писать его в классе по памяти.

Я открою коробок

И найду в нём колобок.

Парные звонкие и глухие согласные. Различай б -п

с.42 уар.2

Прочитай чистоговорку. Выбирай нужную букву.

Пирожки и булочки для Пети, Бори, Юрочки.

Различай в -ф

с.44 упр.2

Прочитай чистоговорку. Выбирай нужную букву.

Вот бы выросли на ветке вместе с фруктами конфетки.

с.45 упр. 4

Спиши стихотворение. Вставляй букву в или ф.

Вырезаю из бумаги фрукты, овощи и флаги.

Различай з -с

с.52упр.2

Прочитай чистоговорку. Выбирай нужную букву.

Несут Лиза и Зина сосиски из магазина.

Буква я в начале слова или слога.

с.69 упр.4

Покажи на рисунке ёжика и зайца. Прочитай их разговор. Спиши. Отметь гласную я в начале слова или слога. Выбери себе напарника. Прочитай разговор по ролям.

- Эй, заяц, хочешь яблоко?

- Спасибо, приятель, я ем морковку.

Гласные у-ю  после твёрдых и мягких согласных

с.76 упр.2

Прочитай чистоговорку. Выбирай нужную гласную. Спиши. Чётко произноси слова.

Дедушке Надюшка варит суп с индюшкой.

Гласная е после мягких согласных

с.80 упр.2

Назови предметы на рисунках. Повтори слова по слогам. Вставь слова в предложения. Запиши предложения.

Конфета –это сладкое угощение. Вешалка –это крючок для одежды. Кеды –это спортивная обувь.

с.81 упр. 4

Рассмотри рисунки. Подбери предложение к каждому рисунку. Запиши предложения в порядке следования рисунков.

Прыгнула она на рябинку. Надоели белке орешки. Взяла лапками веточку и объела ягоды.

Различай слова  с твёрдыми и мягкими согласными на конце.

с.91 упр.4

Контрольное списывание. Спиши, но не спеши. Без ошибок напиши.

Решили девочки сварить кисель. Бросили в воду ягоды. А крахмал забыли. Получился компот.

Названия предметов, отвечающие на вопрос что?

с. 95 упр.4

Рассмотри рисунок. Расскажи, что делают мальчики. Прочитай разговор мальчиков. На какой отвечают слова апельсин, бутерброд?

- Что у тебя на завтрак?

 -Апельсин. А у тебя что?

 -Бутерброд. Давай делиться.

 -Давай.

Обобщающее слово для группы однородных предметов.

с.100 упр.1

1.Назови и покажи предметы, изображённые на рисунке.

2. Назови предметы на рисунках одним словом. Допиши предложение одним словом. Вставляй пропущенные буквы.

Морковь, огурец, лук –это что?

с .100 упр.2

Прочитай слова. Поставь вопрос к каждому слову. Назови игрушки. Назови фрукты. Выпиши сначала названия  фруктов, затем названия игрушек.

Лодочка, персик, груша, машинка, дудочка, апельсин.

с.101 упр.3

Спиши. В выделенных словах –родственниках подчеркни «трудную» гласную.

Ой, огурчик, огурец! Не ходи на тот конец. Там мышка живёт. Тебе хвостик отгрызёт.

Обобщающее слово для  группы однородных предметов.

с.106 упр. 3

Прочитай текст. Где так бывает –в жизни или в сказке? Письменно ответь на вопросы. Кто убирает в доме? Кто топит печку? Кто варит кашу? Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос кто? Назови эти предметы одним словом.

Живут в избушке собачка, кошка и  мышка. Кошка хвостиком пол подметает. Собачка дрова рубит, печку топит. А мышка кашу варит.

Различай слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов.

с.111 упр.4

Прочитай текст. Сколько предметов обозначает каждое выделенное слово? Спиши текст. Изменяй выделенные слова так, чтобы они обозначали много одинаковых предметов. Прочитай вслух текст. Скажи, почему класс стал похож на сад?

Ребята лепили из глины фрукты. Вот слива. Вот яблоко. Есть вишня и персик. Теперь в классе, как в саду.

Подбор названий действий к названиям предметов «Кто как подаёт голос»

с.125 упр. 2

Прочитай. О ком говорится в стихотворении? Спиши. Вставь «трудную» гласную в слова –родственники. Что делают воробушки? Найди и подчеркни это слово. Что оно обозначает?

Воробушки –детки Ждут обед на ветке. Воробьиха, воробей, Прилетайте поскорей.

Что делает? Что делают?

с.130 упр.1

«Слова спорят». Прочитай текст. Выбирай нужное слово. Запиши текст.

Зимой овощи (живёт, живут) в теплице. Здесь растёт (растут) огурцы.(Зреет, зреют) помидоры. (Краснеет, краснеют) перец.

Слова с непроверяемыми гласными. Выделение«трудной» гласной в словах.

с.139 упр.4

Прочитай разговор помидора и огурца. Скажи, кто из них не прав. Запиши разговор овощей. Вставь пропущенные буквы. Выбери себе напарника. Прочитай разговор по ролям.

- Какой ты, огурец, некрасивый! Зелёный и длинный.

-Сам ты, помидор, некрасивый! Красный и круглый.

Написание гласных в словах –родственниках.

с. 141 упр.3

Прочитай стихотворение. Покажи на рисунке зелёные косички у морковки. Спиши стихотворение. Вставь  «трудные» гласные в словах

Морковка –невеличка, зелёная косичка! За косичку прямо с грядки дёргают морковь ребятки.

с.с.141 упр. 4

Рассмотри рисунок. Расскажи, что делает заяц. Покажи у капусты кочерыжку. Прочитай предложения. Составь из них рассказ по картинке. Запиши рассказ. Найди слова из словаря. Подчеркни в них «трудные» буквы. Прочитай вслух свой рассказ.

Пока нёс, от капустки осталась одна кочерыжка. Вырастил заяц капусту. Срезал он кочан и понёс домой.

Порядок слов в предложении.

с.150 упр.2

1.Прочитай слово. Повтори слово по буквам. Какую букву надо запомнить? Запиши слово по образцу. Подчеркни «трудную» букву. Спиши слова –родственники: молоко, молочко, молочная (каша)

2. Составь предложение из данных слов. Запиши предложение. Подчеркни два слова из словаря.

Молоко




У нашей жирное коровы молоко

Составление предложений по предметной картинке.

с.156 упр. 1

Прочитай названия сказок и придумай предложения к каждому рисунку. Запиши предложения. Проговаривай  каждое слово чётко по слогам. Подчеркни большую букву в начале предложений и точку в конце.

«Репка», «Колобок»

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

с.168 упр.4.

Контрольное списывание. Спиши, но не спеши. Без ошибок напиши.

Испекла Маша пирожки. Козлику Ромке пирожок с капустой. Щенку Кузе с мясом. А Мурке с рыбой.

Названия действий.

с.171 упр. 4

Прочитай текст. Рисунки заменяй словами. Запиши текст. Кто живёт в домике? Найди в тексте предложение –ответ. Подчеркни в этом предложении названия предметов одной чертой, а название действия двумя чертами.

Выросла в огороде тыква. Мышки прогрызли тыкву и съели мякоть. Получился домик. Теперь в нём живут паучки и жучки.

Словарные слова

капуста, морковь, огурец, помидор

Приложение № 2

Упражнения учебника 3 класса, направленные на реализацию программы «Разговор о правильном питании».

Предложение

с.9 упр.16

1.Прочитай стихотворение и покажи на картинке , глее огород, огородник и что он делает.

2. Огород, огородник, огородил – это слова –родственники. Они похожи друг на друга. Правильно спиши их.

Огородник в огороде помидоры посадили, чтоб грядки не топтали, огород огородил.

с.11 упр. 21

1.Прочитай стихотворение. Вставь пропущенные буквы.2. Запиши названия овощей. Скажи, кто прав в этом споре.

Овощи спор завели на столе – кто лучше, вкусней и нужней на земле: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка иль свёкла? Ох! (Ю.Тувим)

с.11 упр.22

1. Прочитай слово в рамке. Произнеси его по слогам. Назови гласные и согласные буквы. Составь предложения с этим словом по схемам.2. Запиши предложения. Подчеркни слова –родственники. 3. Закончи предложение одним словом.4. Запиши предложение.

Овощи______ в(на)____ .

________ _________ овощной ________ .

Лук, репа, редиска, свёкла, огурец –это…..

с.12 упр. 23

1. Ответь на вопросы. Как собирают овощи?

Какие овощи выдёргивают из земли? Что срезают? Что выкапывают? Какие овощи срывают?2. Запиши ответы, используя слова для справок.

Слова для справок: помидоры, картофель, морковь, капуста.

с.15 упр.30

1.Рассмотри картинки и скажи, что случилось с медвежонком. 2. Прочитай предложения. Расставь их по порядку следования картинок. Рассказ запиши.3. Скажи, за что наказан медвежонок.

Дали мишке мёда. Налетели пчёлы и наказали жадину. Попросили мёда зайка и лиса. Мишка не дал им.

Порядок букв в русской азбуке

с.30 упр.10

1.Прочитай стихотворение. Найди названия овощей.2.Запиши названия овощей в алфавитном порядке.

Что растёт на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, помидоры и укроп, лук, морковка и чеснок. Есть редиска и салат. Наша грядка просто клад. В алфавитном порядке повтори, что есть на грядке.

Гласные и согласные звуки и буквы.

с.37 упр.11

1. Прочитай загадки. Подбери к ним картинки –отгадки.2. Запиши отгадки по порядку расположения загадок.3. Выдели в словах гласные красным кружочком. Назови согласные.

1. На грядке зелёный, в кадке жёлтый и солёный.2. Дом зелёный тесноват, узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят круглые ребятки. 3. сидит баба на грядках вся в заплатках.

Гласные буквы е,ё,и,э,ю,я

с.46 упр.17

1.Прочитай стихотворение и покажи на картине яблоневый сад, яблоню, яблоко, яблочко.2. Спиши стихотворение. Подчеркни слова – родственники. С какой буквы начинаются эти слова? А какая гласная пишется в них после буквы л?3. Выучи стихотворение наизусть. Приготовься писать первые две строчки в классе по памяти

Яблоки на яблонях –яблоневый сад. Подари мне, яблочко, сладкий аромат.

Ударение в слове.

с.52 упр.6

1. Развеселилось ударение и стало прыгать по гласным буквам. Прочитай слова так, как ударение отметило их..2. Выпиши слова с правильным ударением. Назови их одним словом.

Крыжовник. Малина. Клубника. Черника. Черешня. Рябина.

с.52 упр.8

1. Прочитай . Сколько гласных в каждом слове?2. Запиши слова под схемами по образцу.

Вишня. Арбуз. Слива.  Морковь. Груша. Репа. Укроп. Редис. Лимон. Тыква.

Слог как часть слова.

с.65 упр.16

1. Прочитай рассказ, заменив картинки словами.2. Запиши ответы на вопросы. Слова, обозначающие названия овощей, раздели на слоги. Что поспело на огороде? Что выдернул Витя? Что собрала Лена? Что сорвал Петя? 3. Каким стал огород?

Поспели на грядках овощи. Пришёл в огород Витя. Выдернул морковку и ушёл. Пришла Лена. Собрала огурцы. Прибежал Петя. И сорвал помидоры. Пришли другие ребята, а в огороде пусто.

с.66 упр.18

1. Рассмотрите картинку и прочитайте по ролям разговор ёжика и зайца.2. Найди и выпиши слова из двух слогов, из четырёх слогов.

 -Заяц, заяц, чем ты занят? –Кочерыжку разгрызаю. –А чему ты, заяц, рад? –Рад, что зубы не болят.

с.68 упр.20

1. Спиши стихотворение. Слова первых двух строчек дели на слоги.2. Выучи стихотворение наизусть. Приготовься писать первые две строчки по памяти.

Булка, хлеб и пирожок на дереве не растут. Чтобы ел ты их, дружок, приложили люди труд.

Перенос слов при письме.

с.82 упр. 14

1. Прочитай слово в рамке. Раздели его на слоги. Произнеси твёрдые и мягкие согласные.2. Спиши предложения. Составь к ним схемы.

Тарелка

В сервизе шесть глубоких тарелок.Эти тарелки для супа.

с.82 упр.15

1. Рассмотри картинки и напиши названия предметов.

Картинки: тарелка, кастрюля, миска, вилка.

с.87 упр.1

Контрольное списывание. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.

На рябине птицы клевали ягоды. Ягоды падали на землю. Катя собрала их на нитку. Получились красные бусы.

Мягкий знак на конце и в середине слова

с.90 упр. 4

1.Прочитай слово в рамке. Назови твёрдые и мягкие согласные. Составь предложение по схеме.2. К словам жареный, вкусная, молодой, печёная, горячий допиши слово картофель или картошка.

картофель

с.90 упр. 10

1. Прочитай задание и выполни его.2. В каких словах есть на конце мягкий согласный? Как обозначить его а письме?

В огород, друзья, пойдите, всё съедобное найдите. Что найдёте, называйте И записывайте.

с.97. упр. 26

1. Прочитай предложения про полевых мышек.2. «Наведи порядок» в предложениях и рассказ запиши.3. Объясни написание слов с ь.

Под землёй –спальня и кладовка. Маленькие мышки роют норки. В кладовке большие запасы еды.

с.97 упр. 1

Контрольное списывание.

Принесла крольчиха деткам –крольчаткам сладкую морковь. Быстро съели крольчата угощение. А как оно называется, спросить забыли.

Гласные после шипящих

с.105 упр.19

1. Прочитай. Объясни написание слов с пропущенной буквой. 2. Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Я тащу сеть. Я сеть вытащу. Поймаю окуня. Поймаю леща. Поймаю и щуку. Я уху сварю. Пирог испеку, товарища угощу.

Разделительный ь.

с.137 упр.18

1. Прочитай. Объясни написание слов с пропущенной буквой. 2. Подумай, от чего ещё зависит здоровье.

Береги своё здоровье. Борись с пылью и грязью. Чаще чисти платье и обувь. Помни: чистота –половина здоровья.

Слово. Названия предметов

с.144 упр. 2

1. Прочитай названия предметов. На какой вопрос они отвечают? Как можно назвать предметы одним словом?2. Запиши названия предметов. Вставь пропущенные буквы. Чайная посуда:…столовая посуда:…Кухонная посуда…

Кастрюля, чайник. Тарелка, чашка, сковородка, блюдце, стакан, миска. Кувшин, сахарница, салатница, ковшик. котёл.

Названия предметов

с.178 упр5.

1.Скажи, какие это предметы по вкусу.2. Запиши, вставь пропущенные буквы.3. Подчеркни названия предметов и признаков.

Редька (какая?)...... Малина (какая?)…Лимон (какой?)….Огурец (какой?)

Слова для справок: сладкая, горькая, кислый, солёный.

с.178 упр.6

1. Определи предмет по цвету, вкусу, форме.2. Запиши предложения.3. Скажи, что могут обозначать названия признаков.

Яблоко (какое?) Чеснок (какой?)Вишня какая?

Слова для справок: красная, кислая, круглая; красное, сладкое, коуглое; белый, горький, круглый.

с.183 упр.21

1. Прочитай названия признаков. 2. какие трудные слова из словаря «прячутся» в них? 3.Подбери подходящие по смыслу названия предметов к этим названиям признаков.4. Запиши. Вставь пропущенные буквы и слова.

Праздничное…, овощной…, яблочное…, вчерашний…, комнатные…, посудная….

Предлоги

с.191 упр.6

1. Прочитай стихотворение громко, весело. Назови новое слово из словарика и найди к нему слова –родственники.2. спиши стихотворение. Подчеркни предлоги.3. Выучи стихотворение наизусть. Приготовься писать по памяти первые две строчки.

Вот какой у нас арбуз –замечательный на вкус. Даже нос и щёки – всё в арбузном соке.(З.Алесандрова)

с.194 упр. 15

1. Прочитай текст.2. Запиши ответы на вопросы. Как тащил ёжик большое яблоко? Что он сделал потом? Что стало с ёжиком? 3. Найди и подчеркни слова с ъ.

Тащил ёжик на спине большое яблоко. Тяжело малышу. Сел он под куст и съел половину. Ноша стала легче, а бежать труднее. Объелся!

Предложение. Повторение.

С.200 упр.4

1. Прочитай рассказ. Слова в скобках не умеют дружить. Помоги им. 2. Запиши первые три предложения.. слова в скобках изменяй по смыслу.

Несла Лена пакет с (крупа).пакет был (рваная). Крупа сыпалась.(Шёл) Лена и удивлялась. Почему за ней (воробей) стайкой летят?

с.201 упр.10

1. Прочитай рассказ. Какие слова не умеют дружить в предложении? Помоги им. 2. Запиши предложения. Слова в скобках изменяй по смыслу.3. Найди слова на знакомые правила. Объясни их написание.

Жили в (стручок) горошины. Солнышко грело. Дождик (брызгать).Наконец стручок (лопнула). Упали горошины на (земля).Пришли куры и склевали горох.

с.205 упр. 22

1. Выразительно прочитай стихотворение. Объясни, за что ребята наказали Семёна.

2. Спиши стихотворение. Объясни написание слов  на знакомые правила.

3. Выучи стихотворение наизусть. Приготовься писать первые два предложения в классе по памяти.

Мы весной сажали сад.. а Семён лежал у гряд. Вот мы яблоки едим, а Семёну не дадим. (И.Демьянов)

с.208

упр. 30

1. Прочитай. Слова в скобках измени по смыслу.2. Запиши, у кого обедал воробей.

 -Где обедал, воробей? –В зоопарке, у зверей. Пообедал я сперва за решёткою у (лев). Подкрепился у (лисица).У 9морж) попил водицы. (С.Маршак)

с.210 упр.34

1 Прочитай строчки из сказок. Кто кому так говорит?2. Ответы запиши по образцу. Колобок говорит (кому?) волку

Не ешь меня. Я тебе песенку спою. Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Выгляни в окошко –дам тебе горошку!

с 210

упр. 35

1.Прочитай. Устно поставь к выделенным словам вопрос кому или чему?2. Скажи, кто кому должен сказать спасибо.3. Спиши текст.

Серёжа смастерил бабушке полку для посуды. Бабушка рада подарку. Она напекла внуку пирогов. Серёжа не стал есть сам. Он понёс их к товарищу.

с. 214 упр.40

1. Отгадай загадки. Найди слова, которые отвечают на вопрос чем?2. Запиши первую отгадку. Выучи её наизусть. Приготовься её писать в классе по памяти.

1. Катался колобком, пока не стал носком..2.На сковородку –ручейком, со сковородки –солнышком.

Повторение

с226

упр.4

1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание.2. Вставь слова в предложения, и ты узнаешь, что случилось дальше.3. Напиши, что случилось с семечком.

1. Сколько чудесных историй случается по вине ветра! Однажды ёж съел яблоко, а семечки оставил на дорожке. Пролетел ветер.2.Подхватил… одно семечко. Он понёс его в …..Упало семечко в ……из него выросла ….

Словарные слова

Арбуз, картофель, овощи, огород, посуда, тарелка, яблоко, язык

Приложение № 3

Картотека пословиц и поговорок.

Орфограмма

Пословица

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

В здоровом теле –здоровый дух. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. 

Написание парных звонких –глухих согласных

Больному сердцу горько и без перцу. Хлеб да крупы на здоровье лупи. «Хлеб – батюшка, вода – матушка»

Мягкий знак –показатель мягкости

Болен - лечись, а здоров - берегись. Горьким лечат, а сладким калечат. Мельница сильна водой, а человек едой

Разделительный ь.

Береги платье снову, а здоровье смолоду. Лук с чесноком - родные братья. Ум да здоровье дороже всего. Чистота – половина здоровья.

Правописание жи –ши, ча –ща,чу-щу

Где пиры да чаи, там и немочи. Где просто, там живут лет со сто. Горьким лечат, а сладким калечат. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Хороший повар стоит доктора. После обеда полежи, после ужина походи. «Щи да каша – пища наша»

Словарные слова

И собака знает, что травой лечатся. Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят. 

Приложение № 4.

Темы программы «Разговор о правильном питании»

№п/п

Тема

1.

Если хочешь быть здоров.

2.

Самые полезные продукты

3.

Как правильно есть.

4.

Удивительные превращения пирожка.

5

Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной

6.

Плох обед, если каши нет.

7.

Полдник –время есть булочки.

8.

Пора ужинать.

9.

Где найти витамины весной?

10.

Как уталить жажду…

11.

Что надо есть, если хочешь быть сильнее?

12.

На вкус и цвет товарища нет.

13

Овощи, ягоды и фрукты –витаминные продукты.

14.

Каждому овощу своё время.

15.

Праздник урожая.

Приложение № 5

Информация о витаминах.

А

морковь, молоко, сметана, сыр, абрикос, чёрная смородина, яйцо 

= зрение

В1
В2 В6

хлеб, рис, горох, бобы, мясо, яйцо 

= крепкие мышцы, хорошее настроение

С

капуста, яблоки, цитрусовые, картофельтомат, малина, щавель, крыжовник, петрушка  

= кровеносные сосуды, кости, зубы

Д

рыбий жир, яичный желток

= правильное развитие человека, формирование его костной системы

Е

яйцо, мясо, молоко

= замедляет процесс старения.

Информация об овощах .

Капуста – популярна в России. Большие кочаны напоминают голову. «Капут» древнерусское слово означает голова. Плод у капусты кочерыга, а не кочан. В Египте отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Известный ученый древней Греции Пифагор писал, что капуста представляет из себя овощ, который поддерживает постоянную бодрость и веселое настроение духа. Капусту употребляют как лекарство от многих болезней.

Великий полководец Суворов любил кипящие русские щи из капусты. Царь Петр 1 требовал, чтобы в его обозе всегда были замороженные щи из капусты.

Морковь. В средние века считали морковь лакомством гномов сказочных маленьких лесных человечков. Существовало поверье: если вечером отнести в лес миску спаренной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье. Морковь бывает длиной 1 м и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии, для нее обрабатывают почву на глубину в 1,5 м.

Картофель.

Вот соль тебе, вот ложка.
Сварилась к ужину …
И зелен и густ, на грядке вырос куст.
Покопай немножко, что под кустом …

Еще в 16 веке один адмирал привез якобы из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморским овощем своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли картофеля. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженные в его имении растения. Кусты картофеля даже сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор и стали выращивать в Англии картофель. В 17 столетии картофель был у нас самой обычной огородной, местами и полевой культурой. Важен картофель как источник витамина «С».

Помидор. «Томат» в переводе означает «перуанское золотое яблоко». У этого растения два названия «помидор» и «томат». Родина томата – Южная Америка, страна Перу. Долгое время это растение использовали только как декоративное. Плоды не употребляли в пищу, т.к. считали ядовитыми. В России впервые стали выращивать томаты в огородах в 1850 г.

Приложение № 6

Коррекционно –развивающие   игры, задания  по теме «Разговор о правильном питании.

1.Игра с пословицами «Найди вторую половинку»  (как вариант –игра «Ромашка» )

Чай пить

не дрова рубить

Хлеб везде хорош

и у нас и за морем

Ужин не нужен

был бы обед

Сытой мышке

и сало не вкусно

Съешь и морковку

коли яблочка нет

Сама испекла пирожок

сама и кушает

Не котел варит

а стряпуха

Не красен обед пирогами

красен едоками

На чужой каравай

рот не разевай

Мешай сметану

масла дождешься

Один с сошкой

а семеро с ложкой

Добрая слава

лучше мягкого пирога

2. Кроссворд.

1.Сидит красавица-девица в темнице, а коса на улице?

2.Ягода за которой ходил медведь в сказке «Машенька и медведь»?

3.Синьор, с которым часто ссорился Чипполино?

4.Стоит матрёшка на одной ножке, закутана, запутана.

5.«Синьор», от которого хочется щурется?

6.В Китае его принято есть палочками?

7.Какой продукт получился из молока, когда лягушка, попав в него, стала бить лапами, чтобы не утонуть?

8.Без окон, без дверей полна горница «людей»?

3.Загадки

  1. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков - горох.
  2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня тащи. Капуста.
  3.  Я рос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу - лук.
  4.  Яркий, гладкий, налитой, весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики – из далекой Африки – Апельсин.
  5.  Вкус у ягоды хорош, но сорви поди-ка: куст в колючках будто ёж, - вот и назван - ежевика.
  6. Маленький, горький, луку брат - чеснок.
  7. На сучках висят шары – посинели от жары - слива.
  8.  Я румяную Матрешку от подруг не оторву. Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву - яблоко.

4.Шуточные, познавательные вопросы.

вопрос

ответ

Как называется полный комплект столовой или чайной посуды?

Сервиз.

Что не войдет даже в самую большую кастрюлю?

Ее крышка.

Какой рукой лучше всего мешать чай?

Чай лучше всего мешать ложкой.

Без рук, без ног, а в гору лезет, что это?

Тесто

Скажите по-английски: “стружка, тонкие кусочки”.

Чипсы.

Почему американцы рекламируют червивые яблоки?

Черви питаются только экологически чистыми яблоками.

Мудрецы прошлого говорили: завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай… Кому?

Врагу.

Что сырым не едят, а вареным выбрасывают?

Лавровый лист.

А. С. Пушкин дал герою своей сказки прозвище “толоконный лоб”. Что на Руси называлось толокном?

Толокном на Руси называлась овсяная крупа особого приготовления.

Семена репы очень мелкие. Как вы думаете, как наши предки сеяли репу?

Ее сеяли, выплевывая семена изо рта. И далеко не у всех получалось хорошо выплевывать. Лучшие плевальщики очень ценились и почитались.

В сказке Пушкина жадный поп кормил своего работника Балду полбой. Что же такое полба?

Полбяная пшеница – злаковое растение, что-то среднее между пшеницей и ячменем. Из полбы варили кашу, которая, хотя и считалась питательной, но была груба на вкус и пользовалась спросом только у бедняков.

Персонаж известной русской сказки Колобок – хлеб, пирог или пряник?

Пряник, только шарообразный. Вспомните хорошенько сказку: “на сметане мешан”.

Сформулируйте закон бутерброда.

Падает маслом вниз.

Из какой муки раньше пеклись традиционные русские блины?

Из гречишной.

С чего начинается любой завтрак, обед. ужин?

С мытья рук.

Приложение № 7

Физминутки.

  1. «Вершки и корешки»

Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

(Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква)

  1. «Мы шли, шли, шли…»

Мы шли, шли, шли

Землянику нашли

Раз нагнулись и сорвали,

Два нагнулись и сорвали,

Ну, а 3,4,5

Снова стали собирать.

Все в корзинку мы сложили

Дома всех мы угостили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи во 2 классе специальной коррекционной школы VIII вида . Тема урока: "Различение слов, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"

Урок письма и развития речи  во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вид.. Тема урока: "Различение слов, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"...

Урок письма и развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Большая буква в кличках животных"

Урок письма во 2 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида по теме "Большая буква в кличках животных". В разработке урока содержатся виды коррекционно - развивающих упражнений на развитие вн...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для 2 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для 2 класса (разработано в соответствии с программой для специальных (коррекционных) школVIII вида по В. В. Воронковой)...

Конспект урока письма и развития речи в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект урока письма и развития речи для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) школ VIIi вида по теме "Имя существительное. Значение в речи". Урок по программе специальных (коррекционных) обр...

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой. Тема: «Установление связи слов в предложении.»

Тема урока: «Установление связи слов в предложении.»Цели:·        Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложении;·        Ф...

«Интеграция программы «Разговор о правильном питании» через уроки математики и окружающего мира.

laquo;Интеграция  программы «Разговор о правильном питании» через уроки математики и окружающего мира....