Главные вкладки

    Материалы III Всероссийской научно - практической конференции (26 марта 2015 года) Сибай
    статья на тему

    Новикова Марина Владимировна

    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей  учащихся начальной школы

    Творческая группа учителей начальных классов МОБУ СОШ №12 г.Сибай:

    Азаматова З.Д. – учитель высшей категории, призёр городского конкурса «Учитель года»,

    Гайнуллина Т.Х.- учитель высшей категории, отличник образования РБ

    Кузнецова Н.П.  - учитель высшей категории, грамота МО РБ

    Логинова Ю.М.  - учитель высшей категории, «Учитель года – 2014» г. Сибай

    Новикова М.В.  - учитель высшей категории, победитель конкурса «Учитель года»

    Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих возможностей. Термин «способный» или «способность» значит:

    • природная одаренность;
    • умение, а значит, возможность производить какие-нибудь действия.

    Творчество – это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

    Жизнь становится разнообразнее и сложнее. Сегодня она требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, достичь высоких результатов. Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, школу вырастить не только крепким, здоровым, но и – обязательно! – инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу.

    Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит ее к познавательной, творческой общественно трудовой деятельности. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие – первое условие решения важнейших и основных задач воспитания и обучения.

    Природа щедро наделила  каждого здорового ребенка возможностями развиваться, и каждый ребенок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки.

    Второе условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.

    Третье условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, -  говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, -  это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение».

    Четвертое условие – это интерес. Принуждение – это враг творчества, поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребенок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок достигает определенного потолка, а потом поднимает его все выше и выше.

    Пятое условие – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.

    Нельзя забывать, что важное место в жизни младшего школьника занимают игры, опирающиеся на воображение. Воображение – это источник творчества. Развитие воображения и творческих способностей являются важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

    Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа.

    Урок русского языка – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строятся мысль и речь. Речь, в свою очередь, является каналом развития интеллекта.

    Развивать у детей творческие способности – задача сложная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения. Работу надо строить так, чтобы дети учились замечать не только что, но и как изображено. С детьми мы записываем фразы, слова, поразившие их точностью, яркостью, описанием действия предмета. Это, своего рода, «словесные шкатулки». Дети учатся читать с карандашом, с удовольствием несут свои «находки» в класс. Таким образом, активизируется словарный запас школьников, идет его обогащение и развитие.

    Формированию творческой деятельности учащихся на уроках русского языка способствуют задания следующего содержания:

    • подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;
    • придумать слова на тему словосочетания;
    • составить предложения с заданным словом;
    • составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;
    • составить рассказ по вопросам, по картинкам;
    • нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения;
    • озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.

    Довольно большая свобода действий открывается перед учениками при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в изложении лицо, от которого идет повествование.

    Эффективным приемом является создание диафильма по прочитанному произведению. Каждый ученик рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями.

    Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.

    Мышление младших школьников конкретно, их видение мира предметно. Сочиняя загадку, они получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете.

    Другой аргумент в пользу загадки связан с особенностями ее строения. Загадка обычно предполагает либо замену одного предмета другим, близким или похожим по каким-то признаками или действиям, либо описание признаков, действий скрытого предмета. Эта способность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.

    Еще одна способность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, особенно в первом классе, когда им доступен для записи небольшой текст. Работа на уроке проводится в несколько этапов.

    1 этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:

    • называется не сам предмет, а другой, похожий на него;
    • указываются самые яркие отличительные признаки предмета.

    Для отгадывания и анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчетливо.

    2 этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявления  его наиболее существенные признаки.

    3 этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное.

    Вот примеры самостоятельного творчества детей: «Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одежке» (колокольчик); «В лесу живет смешной зверек. Опасность чуть – и он в комок» (ежик); «Белые цветы с неба летят, на меня сесть хотят» (снежинки).

    Дети любят читать стихи, пробуют сочинять сами. В.А.Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – это верная дорога к сердцу ребенка». Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития детей. Это может быть и коллективная сказка, может быть и авторская. Сколько фантазии в этих работах!

    Особое место в системе творческого развития ребенка занимает сочинение. Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Чтобы научить видеть различия, сравнивать, выделять существенные признаки, изменения в природе, замечать красоту времен года ходим с детьми на экскурсии на одно и то же место для наблюдения. Так появляются «Зимняя сказка», «Майский лес», «Красавица осень».

    Творческому развитию младших школьников способствует написание мини-сочинений. Герои сочинений – любые предметы, увиденные и замеченные детьми.

    Интересны сочинения «Если был бы я волшебником…» (президентом,  учителем …).

    Сочинения творческого характера формируют потребность в самовыражении, само переживании. Ребенок проявляет умение сравнивать, доказывать, находит выразительные средства при выполнении творческих сочинений. Разнообразие тем творческих сочинений позволяет сделать работу интересной и разнообразной.

    Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей обеспечивает положительные результаты и позволяет сделать выводы:

    • речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон;
    • возрастает интерес к изучению русского языка;
    • повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку и литературному чтению;
    • развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей;
    • дети с удовольствием участвуют в  школьных, городских и республиканских творческих конкурсах.

    Наши успехи

    Год

    Учитель

    Ученик

    Городской этап

    Республиканский этап

    2010

    Логинова Ю.М.

    Заманова Светлана

    Iместо

    Рязанова Арина

    II место

    2011

    Гайнуллина Т.Х.

    Куваева Ксения

    Iместо

    Iместо

    2012

    Азаматова З.Д.

    Курочкина Екатерина

    II место

    Гайнуллина Т.Х

    Горбунова Диана

    II место

    III место

    2013

    Новикова М.В.

    Горюнова Арина

    Iместо

    III место

    Логинова Ю.М.

    Ершов Александр

    III место

    2014

    Логинова Ю.М.

    Ершов Александр

    III место

    III место

    Список литературы:

    1.  Бустром Р. Размышления о размышлении: материалы семинара «Развитие критического мышления через чтение и письмо» / Р.Бустром. – 2000.
    2. Гейдарова Е.А. Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС НОО: критическое мышление. - Ст.Старовеличковская, 2012. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
    3. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – М.: Каро, 2013. – 176 с.
    4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. – 2005. - №4, с. 66.
    5. Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Асламов А.Г., Г.В. Бурменская Г.В. - М.: Просвещение, 2012. – 151 с.
    6. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2000.
    7.  ФГОС / М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение.2009.- с.15.
    8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) - http://edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

    Опыт работы учителей МОБУ СОШ №12

    1. Технология развития критического мышления как средство достижения новых образовательных результатов (из опыта работы) / сост. Азаматова З.Д., Гайнуллина Т.Х., Кузнецова Н.П., Логинова Ю.М., Новикова М.В. – Сибай: РИЦ БашГУ, 2013. – 52 с

    Информационные источники

    1. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-304
    2. http://74214s002.edusite.ru/p68aa1.html
    3. http://www.jpenclass.ru/node/138345
    4. http://74214s002/edusite.ru/p66aa1.html

            



    Предварительный просмотр:

    Реализация программы внеурочной деятельности

    Творческая группа учителей начальных классов МОБУ СОШ №12г.Сибай:

    Азаматова З.Д. – учитель высшей категории, призёр городского конкурса «Учитель года»,

    Гайнуллина Т.Х.- учитель высшей категории, отличник образования РБ

    Кузнецова Н.П.  - учитель высшей категории, грамота МО РБ

    Логинова Ю.М.  - учитель высшей категории, «Учитель года – 2014» г. Сибай

    Новикова М.В.  - учитель высшей категории, победитель конкурса «Учитель года»

    Солдатова С.Н.- преподаватель ДЭБЦ

             В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

         Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

    • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
    • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
    • улучшить условия для развития ребенка;
    • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

    Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

           Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.

            Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы. Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.        

         Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой нами была взята образовательная  программа учреждения дополнительного образования. Мы  опирались на преимущественное  сотрудничество с учреждением  дополнительного образования детей «Детский эколого – биологический центр» (ДЭБЦ), объединением «Юный флорист» под руководством Светланы Николаевны Солдатовой.

    Задачи программы -  формировать интерес к изучению природы родного края;   воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах края; формировать представления об охраняемых территориях России и своей республики, способствует воспитанию патриотизма.

    Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

    Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

          В программу включены: опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

        Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

    Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские работы, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

    Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

    Более шести лет тесно сотрудничают руководитель объединения  «Юный флорист» Солдатова Светлана Николаевна и педагоги МОБУ СОШ № 12 Кузнецова Нина Петровна и Логинова  Юлия  Михайловна.

               За эти годы проделана большая работа по формированию культуры отношения к окружающей среде; освоению  опыта  практического применения знаний и умений в повседневной жизни.

             Кроме занятий воспитанники объединения «Юный флорист» активно участвуют в различных конкурсах, принимают участие в организации и проведении общешкольных линеек, в акциях «Первоцвет», «Скворечник» и др.

              Ребята часто совершают пешие, велосипедные походы за город. Были и в многодневном походе на склоны Ирандыка. Воспитанники в походах не только отдыхают, но и занимаются сбором природного материала для поделок, материала  к научно -исследовательским проектам, проводят экологические акции по очистке территории леса, берегов реки от мусора.

              Особое место в работе объединения отводится проектной деятельности. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Мы даем им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

              С первого класса мы начали вовлекать своих учеников в мини-исследования.  Работа по программе “Школа 2100” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются “Мои первые исследования”.

            Считаем, что с  1 по 3 класс почти все работы должны носить коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. К 4 классу многие ученики уже будут знать, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования.

            Ежегодно ребята принимают участие в научно – практических конференциях проводимых в ДЭБЦ, в городских, республиканских конференциях и занимают призовые места.

    Год участия

    п\п

                 Фамилия,  имя участника

            Номинация

    Место

                             МОБУ ДОД « Детский эколого – биологический центр»

    2011 г.

    1.

    Тюпышев Данил

    Краеведение

    3

    2.

    Исламгулова Розалия

    Краеведение

    3

    2012 г.

    3.

    Тюпышев Данил

    Геология

    2

    4.

    Исламгулова Розалия

    Геология

    3

    2013 г.

    5.

    Абдулин Есен

    Экология

    2

    6.

    Сулейманов Данияр

    Экология

    3

    7

    Сидоренкова Анастасия

    Экология

    2

    Муниципальный уровень

    2012 г.

    1.

    Тюпышев Данил

    Геология

    2

    2013 г.

    2.

    Абдулин Есен

    Экология

    2

    Республиканский уровень

    2013 г.

    1

    Тюпышев Данил

    Краеведение

    1

     Таким образом, данная форма сотрудничества начального общего образования и дополнительного образования, способствует реализации программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС и дает положительные результаты.

            На занятиях дети учатся использовать имеющиеся знания о флоре и фауне на примере знакомых растений и домашних животных; учатся умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения;

     Формируется культура общения между собой, друзьями, сверстниками, старшими по возрасту;

     Воспитывается уважение к традициям своего народа и народов,  проживающих на общей территории;

    Развиваются  природные задатки и способности детей; познавательные мотивы, направленные на получение знаний о природе;

     Воспитывается чувство бережного отношения к природе и своему здоровью;

    Детей учатся вести себя в соответствии с законами природы.

    Список литературы

    1.  Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001.
    2. Бустром Р. Размышления о размышлении: материалы семинара «Развитие критического мышления через чтение и письмо» / Р.Бустром. – 2000.
    3. Гейдарова Е.А. Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС НОО: критическое мышление. - Ст.Старовеличковская, 2012. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
    4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. – 2005. - №4, с. 66.
    5. Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Асламов А.Г., Г.В. Бурменская Г.В. - М.: Просвещение, 2012. – 151 с.
    6. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
    7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2000.
    8.  ФГОС / М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение.2009.- с.15.
    9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) - http://edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

    Опыт работы учителей МОБУ СОШ №12

    1. Технология развития критического мышления как средство достижения новых образовательных результатов (из опыта работы) / сост. Азаматова З.Д., Гайнуллина Т.Х., Кузнецова Н.П., Логинова Ю.М., Новикова М.В. – Сибай: РИЦ БашГУ, 2013. – 52 с.

    Информационные источники

    1. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-304
    2. http://74214s002.edusite.ru/p68aa1.html
    3. http://www.jpenclass.ru/node/138345

               

                 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ

    Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ...

    ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.

    ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....

    ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ сборник материалов XVII Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 15 ноября 2015 г.

    ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯсборник материаловXVII Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 15 ноября 2015 г....

    Материалы участника XVI Всероссийской научно-практической конференции для руководящих и педагогических работников «Теория и практика развития навыков конструирования, программирования и технического творчества у обучающихся» (28 февраля 2018 г.)

    Материалы участника XVI Всероссийской научно-практической конференции для руководящих и педагогических работников «Теория и практика развития навыков конструирования, программирования и техничес...

    Материалы I Всероссийской научно - практической конференции

    технологическая карта урока и внеурочное занятие...

    Материалы I Всероссийской научно - практической конференции

    конспект урока и внеклассное мероприятие...