"Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня"
материал на тему

Доклад 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_gpd.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

на тему:

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ

       В   ГРУППЕ   ПРОДЛЕННОГО  ДНЯ»

                                                 Кретова О.А.

учитель начальных классов

Щигры 2015 г.

Знать, как действовать –

Половина дела,

Другая половина – знать,

Что надо обязательно действовать

И когда совершать это действие.

Иван Ефремов.

      Все без исключения понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится уже поздно начинать.

     Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

     Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на собственном примере.

     Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики, т.е. минутки отдыха для души и тела ребенка.

     По мнению специалистов-медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

     Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для ребенка самое важное – хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если сам он не умеет бороться с недугом?

     Воспитывая ребенка в семье и в школе, мы часто употребляем слово «привычка».

     К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.

Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. Когда эта важная привычка не прививается ни в семье, ни в школе, у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

     Давайте задумаемся над этой проблемой. Чаще всего взрослые говорят ребенку: «Будешь плохо кушать – заболеешь. Одевайся теплее, а то простудишься.», но мало кто говорит: «Не будешь делать зарядку – не будешь здоровым. Не будешь заниматься спортом – ничего не достигнешь в жизни, в труде.»

     Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования,  проведенного в одной школе  здоровье, как жизненная ценность, ставится лишь на девятое место.

     Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание, гиподинамия.

     По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.

Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться.» Нет, не хватит. На уроках физкультуры дефицит двигательной активности восполняется только на 11%.

     Два-три урока в школьном расписании проблему не решат, не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья, исправить здоровье.

     Значит, и родители и школа должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

     В среднем ученик начальных классов, который учится стабильно на «4» и «5», дома проводит за письменным столом 2-3 часа, шестиклассник – 3-4 часа, старшеклассник – до 6 часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки.

     Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Он уходит  в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности, становится зачастую злым, агрессивным.

Еще одна школьная проблема – проблема отсутствия мотивов учения школьников. Опросы,  проводимые в школах, показывают, что ребятам в школе зачастую неинтересно, скучно. Дома, чтобы ребенка заинтересовать хоть чем-нибудь, родители находят выход в том, что, идут навстречу его просьбам и пожеланиям -   в квартире появляется чудо современной техники – компьютер, за которым ребенок проводит еще дополнительно в день 2-3 часа, упиваясь компьютерными играми, DVD.

     Свою тревогу родители успокоили: их сын или дочь сидит дома, находится, как говорят «на глазах», но он опять сидит часами.

     Малоподвижный образ жизни становится нормой существования детей и взрослых. Если ко всему выше сказанному добавить уличный шум, громкую музыку, наушники, которые дети не снимают даже в школе – это приводит к различным опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьные годы. У детей появляются стойкие трудности в учении – в первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.

     Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной жизнью, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии.

Ребенок-младший школьник чрезвычайно подражателен и если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок подрастает в такой семье, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это будет делать с удовольствием, по привычке, выработанной годами.

     Великое дело – привычка.

Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых в каникулы и по выходным дням на природе – вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если не воспитать у детей привычки быть душевно и физически здоровыми. Ребенку важно, чтобы взрослые делали упражнения вместе с ним, помогая и одобряя его.

     Многие  учебные заведения и школы чествуют победителей предметных олимпиад , но далеко не все школы могут гордиться тем, что они такое же внимание уделяют демонстрации достижений учащихся в спорте, в победе над самим собой и своими недугами, не проводятся встречи с ветеранами спорта и ныне побеждающими спортсменами, конкурсы знатоков олимпийского и спортивного движения, конкурсы на лучший комплекс утренней гимнастики. Вряд ли проводятся такие родительские собрания и конференции , которые поднимали бы серьезно вопросы физической культуры и спорта и обсуждали бы проблемы физического развития детей в присутствии врачей и учителей физической культуры, не проводятся открытые уроки по физкультуре, методические недели физкультуры и спорта, спортивные парады и олимпийские дни, дни физической культуры и спорта в летнее и зимнее время, чествование учащихся и родителей, активно занимающихся спортом, спортивных семей. А это и многое другое может способствовать тому, что спорт станет такой же необходимостью как знания математики и иностранного языка.

     Приведу факты, которые говорят сами за себя:

  • Минимальная норма количества шагов за день для человека – 10000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.
  • В 13 лет повышение давления до 130/90 – распространенное явление.
  • Если родители имеют избыточный вес, то 60-80% детей имеют его тоже.
  • Школьник, чтобы сохранить баланс двигательной активности, должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов.
  • Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией.
  • По данным Российских ученых 51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из школы.
  • 73% школьников не устраивают перерывов между приготовлением уроков.
  • 30-40% детей имеют избыточный вес.
  • По мнению специалистов-медиков возраст от 1 года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 до 60 лет.
  • По статистике медиков на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц, еще больший процент – у развития сколиоза.

     Здоровьесберегающие технологии – это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников – и взрослых, и детей.

     Это касается не только уроков физической культуры, но и других учебных предметов, воспитательной работы, психологической и медицинской службы учебного заведения.

     Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.

     В группе продленного дня особенно важны и нужны оздоровительные моменты, т.к. в первую половину дня дети в основном сидят за партами , у них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, вдавливают голову в плечи и т.д. а в группе продленного дня дети должны опять сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках по изодеятельности и т.п. и детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей. Для проведения оздоровительных минут можно использовать различные подручные предметы и средства, которые позволят сделать эти минуты интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книги, карандаши, газеты, комочки ваты, стулья и т.д.

     Упражнения, которые можно использовать для двигательных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Это способствует повышению интереса к их выполнению, формирует наблюдательность, внимание. Оздоровительные минутки дают возможность пообщаться, учат помогать, поддерживать друг друга, дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, отвлечься. Очень хорошо, если упражнения сопровождаются хорошей музыкой. Для удобства взрослого, который проводит двигательные минутки, все упражнения можно представить в виде карточек-заданий, которые учитель и воспитатель выбирает по своему усмотрению или по желанию детей.

     Игровые двигательные упражнения с предметами можно проводить во время уроков, в группе продленного дня, во время тренингов, внеклассных и спортивных праздников. Подготовка к этим играм нетрудоемкая – книги, ручки, ластики, стулья всегда под рукой. Стаканчики из-под йогурта, вату тоже нетрудно найти. Зато такие нестандартные упражнения подготовят учащихся к усвоению трудного материала, разнообразят школьную жизнь. Вату можно покрасить в разные цвета. Кто-то может посчитать, что карандаш в качестве предмета для игровых разминок – очень опасно. Но это совершенно неверно. Дети должны видеть возможность использовать любой предмет для разминок. При этом дети учатся быть осторожными, видеть реальную опасность и избегать ее.

     Возможность мять вату, бумагу в маленькие комочки незаметно помогают преодолеть детскую агрессию, выплеснуть отрицательные эмоции, активно расслабиться, преодолеть внутреннюю неловкость, тревожность за свои действия, детский страх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня"

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к улучшению психико-эмоционального состояния детей....

Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня"

Приоритетные направления здоровьесбережения детей в ГПД; игра - аспект здоровьесбережения; факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей в ГПД,...

Здоровьесберегающие технологии в группе продленного дня.

Здоровьесберегающие технологии используемые в ГПД....

Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня.

В группе продленного дня особенно важны и нужны оздоровительные моменты, т.к. в первую половину дня дети в основном сидят за партами , у них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник...

Статья на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня на занятиях по бисероплетению"

Здоровьесберегающие технологии -это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников-и взрослых, и детей.Это касается не только учебных предметов,уроков фи...