Формирование УУД средствами технологии оценивания образовательных достижений учащихся
учебно-методический материал на тему

Цыбина Марина Борисовна

Выступление

на школьном  методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»

Выступление

на школьном  методическом объединении учителей начальных классов

Тема: Формирование УУД средствами технологии оценивания образовательных достижений учащихся 

Подготовила: учитель начальных классов

 Цыбина Марина Борисовна

 

2015 г

     Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов . В соответствии с ними  система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

  • духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),
  • формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
  • освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.  

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.):

 1) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

2) метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).

3)диагностика результатов личностного развития.

 Письменные контрольные работы  дополнить такими новыми формами контроля результатов, как:

  • целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
  • самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
  • результаты учебных проектов,
  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Система оценки.  

  1.   принцип «прибавления»

  1.  «уровневый подход» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как  успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
  2.  портфель достижений (портфолио). 

        В связи с новой технологией оценивания в образовательной системе «Школа 2100» предполагаются новые подходы к оценочной деятельности.

        Для начала давайте вспомним всем известное определение отметки.

Отметка -фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы.

Ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания. Осуществлял действия по поиску решения, получал и предоставлял результат.

За  каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится  отдельная  отметка.

Новая технология предполагает, что за каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная  отметка. Ставить среднюю оценку за урок бессмысленно, так как в ходе решения разных задач урока ученик демонстрировал разные умения.

За задачи, решенные  при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика.

Новая технология предполагает право ученика отказаться от отметки при изучении нового материала. За задачи, решенные  при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения знаниями и умениями по теме он имеет право на ошибку. Текущий контроль показывает не столько обученность, сколько старательность ученика, выявляет трудности, с которыми он сталкивается. Таким образом, дети учатся определять тот уровень, на котором они могут и хотят заниматься на данный момент.

Но ученик не всегда имеет право отказаться от отметки.

Право отказа от отметки не действует:

- при выполнении заданий по изученным темам;

- на уроках обобщения по изученным темам;

- на контрольных уроках.

Ученик не может отказаться от выставления отметки, если на этапе актуализации знаний даются задания по давно изученным темам. Однако учителю необходимо заранее, до того как дать ученикам задание, предупредить, что это давно изученный материал и права отказаться от отметки у них не будет.

Право отказа от отметки также не действует, если проводится урок обобщения по давно изученным темам (проверочные по ним уже прошли).  Ученики должны знать об этом заранее.

За проверочные и контрольные работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Вводится отметка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление и др.) Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. А в тетрадь и в дневник учитель выставляет две отметки: за правильность выполнения учебной задачи и за общее впечатление от работы. Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы: «Чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?»

 Технология оценивания  предполагает, что в  контрольных и проверочных работах учитель оценивает каждое задание и выставляет итоговую отметку. Одна задача – одна отметка . За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным умением, определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Ученик дважды на уроке решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) – ставятся две отметки. Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок.

Ставить среднюю отметку за урок или за всю контрольную работу (из разных заданий) – нецелесообразно, так как в ходе решения разных задач урока или контрольной работы ученик демонстрировал разные умения, значит, по каждому из них – разные уровни своей готовности. При выведении одной отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усреднённой отметке ученик лишается ситуации успеха, а учитель (отдав работу ученику, забыв содержание урока) – лишается информации о том, какие именно типы заданий вызвали у ученика трудности, над чем ему ещё необходимо поработать.

Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

Каждый ученик, просмотрев свою работу, принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу из контрольной или нет. Учитель объявляет принятые сроки и порядок пересдачи.

 Возможные сроки пересдачи:

  1. На одном из следующих уроков выделяется определённый этап.
  2. В конце четверти выделяется отдельный урок (из резервных).
  3. После уроков (оплачиваемый час).

Она может быть назначена на один из следующих уроков. Для этого на уроке учитель предусматривает определённое время для пересдачи. В конце четверти для пересдачи может быть отведён один из резервных уроков. Также учитель может назначить срок пересдачи на послеурочное время, если для этого имеется оплачиваемый час.

Когда ученик пересдаст соответствующий вид задач, ему выставляется полученная отметка, которая «отменяет» предыдущие, более низкие и только она учитывается при выведении итоговой отметки за четверть, что делает контроль более объективным.

Если ученик не пришёл в оговоренный срок пересдачи или не подготовился, полученная ранее отметка сохраняется. В противном случае у некоторых учеников может сформироваться представление, что можно пересдавать до бесконечности, не готовиться к контрольным.

В таблицу  требований учитель выставляет  отметки, полученные учениками не только за задания контрольных и проверочных работ, но и за задания, решенные в ходе текущего контроля. Если ученик, выполняя задание,  демонстрировал несколько умений, то из них надо выбрать то, которое было главным (без которого конечный результат было бы невозможно получить).  

        Таблица требований помогает учителю при необходимости дать характеристику продемонстрированного уровня возможностей учащихся.

Таблица требований составляется на основе программных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на конец учебного года и на основе содержания учебного материала. В таблицу включены три блока: 1 – речевые умения, 2 – учебно-языковые умения, 3 – правописные умения.

  При этом учитель продолжает использовать введённую раньше систему самооценки, формирует у учащихся умение определять уровень сложности того или иного задания и соответствие его отметке. Эти вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности учащихся.

Для правильной организации контроля знаний и умений учеников учитель пользуется перечнем обязательных контрольных работ по каждому предмету.

        Так, на уроках русского языка в начале первой четверти каждого года обучения проводится стартовая контрольная работа, которая полностью соответствует итоговой контрольной работе за предыдущий класс. За стартовые работы 2 не ставятся.

В конце каждой четверти проводится итоговая контрольная работа.

Все остальные контрольные работы являются тематическими.

 В конце 4 класса проводится две итоговые контрольные работы. Первая (в апреле) соответствует минимальному уровню требований к знаниям и умениям учащихся. С ней должны справиться все ученики. Вторая (в мае) соответствует программному уровню обученности.

 За 3-4 дня до контрольного диктанта проводится проверочная работа, которая помогает учителю выявить уровень усвоения программного материала. Проверочная работа проводится на этапе актуализации знаний обычного урока, включает 1-2 задания на одно и то же ключевое умение.

В каждой четверти в 3-4 классах проводится  по одному контрольному

списыванию, тесту обобщающего характера и словарному диктанту.        

В помощь учителю в образовательной системе «Школа 2100» разработаны тетради на печатной основе для каждого класса. В них предусмотрены все проверочные работы, тексты контрольных списываний и место для написания диктантов.

За каждый из этих видов работ отметка выставляется обязательно. При этом проверочные работы не пересдаются. Пересдачей считается аналогичное задание контрольной работы.

За работы обучающего характера (изложение, сочинение) выставляются только положительные отметки.

Самостоятельные работы обучающего характера проводятся на каждом уроке и занимают от 10 до 15 минут. Отметка 2 за самостоятельные работы не ставится.

                 На основе отметок за контрольные работы выставляется итоговая отметка –  показатель уровня обученности, который ученик продемонстрировал в данной четверти.

Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учётом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определённого периода.

При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокую и повысить свою успеваемость.

Специфика оценивания  МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ЛИЧНОСТНЫХ результатов.

   Главное средство контроля –специальные диагностические работы:

  • задания по отдельным универсальным учебным действиям;
  • комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

Эти задания, собранные в диагностические работы, могут быть разработаны а) специалистами РАО (Федеральный институт педагогических измерений) и выпущены издательством «Просвещение»;

б) авторами ОС «Школа 2100» и выпущены издательством «Баласс» на бумажных или электронных носителях;

 в) специалистами региональных и муниципальных служб, работающих в сфере образования; г) педагогами самого образовательного учреждения (внутренняя оценка, в отличие от предыдущих – внешних оценок).

Дополнительные средства контроля метапредметных и личностных результатов – это - педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего коммуникативных УУД (см. листы наблюдений в разделе «Портфель достижений»);

  • экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью ученика (учитель, педагог-воспитатель);
  • самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфеля достижений».

С учётом требований ФГОС в образовательной системе «Школа 2100» вышли индивидуальные тетради на печатной основе  «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» для каждого класса.

Итоговая оценка и итоговая отметка. Определение  итоговых  результатов.

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по Таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Четвертная оценка:

  • высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку;
  • для определения среднего балла должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи;

Наиболее эффективно в конце четверти дать возможность каждому ученику самому высчитать свою четвертную отметку.

Итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём «Портфеле достижений», и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатовю.

Литература:

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)  Д.Д. Данилов
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса»

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. Фиксир...

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.

В данной статье представлен доклад-выступление на МО на тему "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов."...