«Проектирование учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО
учебно-методический материал на тему

Пашкова Оксана Александровна

Проектирование учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

Тема:

«Проектирование учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

Подготовил:          Пашкова О.А.

Должность:                         воспитатель

Место работы:                  МБОУ «СШ№8»

2017 г.

г. Нижневартовск, Тюменская область

Российская Федерация

Содержание

1. Введение.

2. Целостный образовательный процесс.

3. Интегративный подход к построению целостной педагогической системе.

4. Проектирование учебного процесса в соответствии с ФГОС.

5. Заключение.

6. Литература.

1.Введение

Введение государственных стандартов общего образования с необходимостью предполагает разработку педагогических технологий их достижения. Рамочный характер образовательных стандартов, принятый в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования, исключает возможность их прямого использования учителем и учащимися в учебном процессе.

Это положение особенно важно применительно к стандартам второго поколения, в которых результаты образования не дифференцируются по образовательным областям, а отражают результаты их освоения в целом, т.е. дают интегральное описание итогов освоения целостных общеобразовательных программ начального, основного и полного среднего образования.

Иными словами, стандарты второго поколения задают системе общего образования ожидаемые (планируемые) результаты образования в виде целевых установок, которые требуют дальнейшей конкретизации и наполнения.

 Важнейшими нормативными документами при этом служат:

  • базисный учебный план
  • фундаментальное ядро содержания образования, включающее как систему основных научных идей, концепций, понятий (или систему основного учебного материала), так и основные виды универсальных учебных действий,
  • программу воспитания и социализации обучающихся,
  • модель оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ.

        Эти документы подлежат дальнейшей конкретизации в инструктивно-методических документах, содержащих следующее:

  • примеры учебных планов общеобразовательных учреждений,
  • примерные учебные программы по предметам,
  • программу развития универсальных учебных действий,
  • модели и примеры диагностических и проверочных работ.

        Важно отметить, что все эти документы описывают –планируемые результаты образования.

        Достижение этих ожидаемых результатов возможно лишь в ходе целенаправленно организованного образовательного процесса, и в частности  учебного процесса, проектирование которого являются предметом настоящей разработки.

        Учебный процесс охватывает все стадии представления результатов образования:

  • планируемые результаты обучения (общие и специальные цели изучения учебных предметов, тематическое и текущее планирование),
  • реализуемые результаты обучения (организация учебной деятельности и образовательной среды, отбор учебного материала, осуществление обратной связи),
  • достигаемые результаты обучения (контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся, включающая стартовую оценку, текущее оценивание, тематическое, промежуточное и рубежное оценивание, самооценку и самоанализ учащихся, презентации выполненных работ и иные формы, итоговое оценивание).

        Однако достижение ожидаемых результатов в ходе учебного процесса не происходит автоматически. Напротив, чтобы это произошло, требуется тщательное проектирование как целостного учебного процесса, так и каждого его этапа, продуманный выбор средств реализации, общая ориентация на достижение результатов образования, предусмотренных стандартом.

        Цель в том, чтобы помочь учителю организовать учебный процесс, отвечающий современным задачам общего образования, нашедшим отражение в образовательных стандартах второго поколения.

2.Целостный образовательный процесс

Учебный процесс в начальной школе построен в форме очного обучения и обучения на дому (для обучающихся с ограниченными возможностями и проблемами со здоровьем).
Организация образовательного процесса в начальной школе имеет следующие особенности:

Учебные занятия, учитывая особенности наших детей, проводятся в режиме 5-ти дневной учебной недели.

Образовательная недельная  нагрузка распределяется  равномерно в течение учебной недели.

В первых классах используется «ступенчатый» режим обучения. В сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; в январе - мае –  по 4 урока по 40 минут каждый; в сентябре-октябре месяце четвертые уроки проводятся в нетрадиционной форме:

- целевые прогулки,

-экскурсии;

обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

       Со второго класса у учащихся по ФГОС вводится иностранный язык, который ведется  в рамках учебного плана.

       В учебный план 4 класса, учащегося по ФГОС, включен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Целью учебного предмета ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Комплексный курс является светским.

        Во всех классах особое внимание уделяется не только учебному времени, но и времени после уроков. Все дети имеют возможность посещать кружки, дополнительные занятия развивающей направленности.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Главным является и создание условий, в максимальной степени, способствующих развитию ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом, логопедом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. При изучении развития и индивидуальных особенностей школьника принимаются во внимание следующие показатели: психофизическое состояние и развитие ребенка, особенности и уровень развития познавательной сферы, особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.

       При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся педагогами службы сопровождения- логопедами, психологами, дефектологами.

Для обучающихся по ФГОС организована школа полного дня. Она включает в себя:

  • урочное время,
  • обязательный перерыв на обед и прогулку,
  • занятия внеурочной деятельностью.

Задачи внеурочной деятельности:

- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся;

личностно-нравственное развитие учащихся;

-формирование общей культуры обучающихся;

-  воспитание у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье;

-сохранение и укрепление здоровья учащихся;

-преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности (коррекционно-  развивающие занятия) ​

-овладение навыками адаптации учащихся к социуму (индивидуальные, групповые занятия развивающей направленности)

-развитие творческого потенциала учащихся с ограниченными возможностями (ритмика (фонетическая ритмика))

- активизация познавательной деятельности и социально-трудовая адаптация учащихся;

-повышение уровня умственного развития детей;

-формирование отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

-овладение учениками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;

-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей. 

Содержание образовательного процесса внеурочной деятельности

    Во внеурочной деятельности реализуются программы образования детей по следующим направлениям: коррекционно-развивающее, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, военно-патриотическое,  проектная деятельность. 

Таким образом, в начальной школе особое внимание уделяется непрерывности  образовательного процесса и воспитательной работы. Все дети имеют возможность не только получать знания во время уроков, но и развивать свой внутренний мир во время дополнительных занятий.

3.Интегративный подход к построению целостной педагогической системы

Интегративные принципы планирования должны опираться на формулирование содержательных задач по разным направлениям; с целью дополнения и взаимного обогащения друг друга,  использование разных форм взаимодействия педагога с детьми и детей между собой, адекватными поставленным общеразвивающим задачам, взаимосвязанным видам деятельности, формирующим разнообразные сущностные связи в представлениях ребенка о мире Оно ориентирует педагога на интересы и мотивацию ребенка при построении целостной картины мира в процессе насыщенного смыслами проживания определенного периода времени.

В оптимальном случае при планировании педагогического процесса воспитатель берет за основу фрагмент действительности, связанный с предыдущим и последующим знакомством с окружающим миром, организованный вокруг интересов и возможностей ребенка, отражающий процесс становления образа мира на данном этапе его развития, актуальную ситуацию из окружающего пространства (семьи, детского сада, города, страны, мира). Воспитатель анализирует, какие виды деятельности позволяют ребенку не только узнать новое и поиграть, но и на какой опыт можно опереться, какие задачи развития связаны с данными видами детских деятельностей. И как можно объединить их друг с другом, как максимально мотивированно и целесообразно ввести дошкольников в изучаемый фрагмент, объединить разрозненные сведения в единое целое, освоить и обобщить материал, стимулировать детское творчество, поощрять коммуникацию, подготовить презентацию по  результатам, учитывая точку зрения ребенка.

Традиционное планирование отличается жестко фиксированным расписанием на неделю занятий с детьми, оно никогда не подвергается изменению, фактически оно аналогично расписанию уроков в школе. Каждый вид детской деятельности (художественно-изобразительная, музыкальная и т п) имеет свою логику развития, связанную в основном с усложнением содержания, через это педагог имеет возможность развивать ребенка. Игра вообще редко представлена. Однако в таком подходе отсутствует взаимодействие между разными видами деятельности, формами их организации, а также взаимодействие разных педагогов между собой. Каждый год освоение окружающего мира преподносится без учета опыта ребенка, который он получил раньше как в самостоятельной деятельности, так и в предыдущем образовательном процессе. Такое планирование не обеспечивает целостности развития, приводит к разорванности картины окружающего мира. В результате у ребенка слабая познавательная мотивация, угасание стремления к устанавливанию взаимосвязей и т д.

Модель интегративного планирования педагогического процесса с дошкольниками отличается общими целевыми установками освоения окружающего мира во всех его проявлениях, в полноте и целостности.  Этому способствует выстраивание общего смыслового контекста, значимого для детей, установление взаимосвязи между разными видами детской деятельности и разными формами их организации, единство взглядов взрослых на развитие ребенка, учет разных векторов педагогического влияния на развитие детей (непосредственного и опосредованного), объединение усилий всех участников педагогического процесса. Все это позволяет учитывать то, что происходило с детьми раньше, что они уже усвоили, что им предстоит узнать. Различные виды детской деятельности объединяются поставленными задачами, взрослые коллегиально относятся друг к другу, дети вступают в различные виды взаимодействия в свободной и организованной деятельности.  Логика развития от года к году сохраняется, но обогащается на новой ступени развития детского сообщества и каждого ребенка индивидуально с учетом возраста, времени года, момента педагогического процесса, актуального содержания окружающей действительности, что позволяет решать и спонтанно возникающие нравственные задачи.  Самостоятельные виды деятельности (игра, события на прогулке, экспериментирование) соединяются с видами деятельности, организованными взрослыми. Основные структурные компоненты модели цели, задачи, общая перспектива на создание условий для усвоения общей человеческой культуры - способствуют общему развитию ребенка.  Модель позволяет гибко и вариативно менять последовательность используемых форм организации педагогического процесса в соответствии с инициативами детей, их настроением, яркими событиями в окружающем мире, предусматривает подбор таких форм деятельности, которые оптимальным образом соответствуют задачам развития и важному содержанию деятельности. Дается простор эмоциональным проявлениям детей, их смысловым построениям. Причинно-следственные связи внутри отдельных областей изучаемого окружающего мира остаются, но они встраиваются и в другие области через разные виды деятельности с помощью контент-переходов.

Реализация интегративного содержания педагогического процесса с необходимостью предполагает особое планирование, которое само носит интегративный характер, поскольку базируется на едином смысловом контексте. Он предусматривает организацию разных видов детской деятельности в их взаимосвязи, опирающейся на их внутреннюю логику развития и разные векторы использования педагогического воздействия (непосредственного и опосредованного - через организацию взаимодействия детей друг с другом и через организацию развивающей предметной среды).

Интегративный подход к построению целостной педагогической системы способствует расширению у детей эмоционально-смыслового поля, что существенно повышает уровень их развития.  Это в особенности касается таких его сторон, как мыслительная активность и инициативность, познавательные интересы, умение передать один и тот же образ в разных видах деятельности и разными средствами, широко используя при этом контекстные ассоциации, порождать новые личностные смыслы.

Интегративное планирование обеспечивает смысловые взаимосвязи системообразующих компонентов, позволяющих создать условия для возникновения у детей широких ассоциативных полей на следующих основных принципах связь обучающих занятий с опытом ребенка и его потребностями, каждая конкретность выступает перед ребенком как

проявление чего-то общего, освоение одних и тех смыслов с использованием разных стилей восприятия, востребованность предыдущего опыта в настоящем в разных ситуациях - на обучающих занятиях и в самостоятельных видах деятельности детей и др.

 Разработанная  модель планирования делает его более гибким, чем при традиционном подходе.  Его структурные компоненты можно изменять. Такой подход способствует вариативному выстраиванию содержания, сохраняющему базисную его направленность и учитывающему специфику образовательного учреждения.

 Овладение педагогами механизмом интегративного планирования повышает их профессиональную компетентность, способствует развитию умения выстраивать стратегию и тактику своей работы в контексте педагогического процесса на основе рефлексирования собственной деятельности,  оценки ее результатов с точки зрения общего развития ребенка. Такое планирование становится инструментом воспитателя в его профессиональном взаимодействии с коллегами и способствует выработке единого взгляда на специфику развития ребенка-дошкольника, прежде всего, с позиции обеспечения его полноты и целостности.

Основной целью интегративного планирования содержания педагогического процесса является приобщение ребенка к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях (предметах, природе, человеческих отношениях, способах познания и др.), которые обогащаются и углубляются, что обеспечивает формирование первых представлений о целостности окружающего мира, а также развитие у детей общих способностей к познанию, творчеству. Последнее проявляется в умении детей самостоятельно выделять разные свойства и устанавливать некоторые связи между ними, отражать свое понимание того или другого смысла, создавая субъективный оригинальный продукт разного типа (конструкция, рисунок, текст, сюжет игры и др.). Все это способствует их личностному росту, что может стать дальнейшей задачей исследования по данной проблеме.

4.Проектирование учебного процесса в соответствии с ФГОС

Особенности проектирования образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов общего образования• Перед тем как рассмотреть технологии проектирования образовательного процесса в условиях реализации новых стандартов, необходимо вспомнить ключевые особенности ФГОС общего образования, которые должны быть обязательно учтены:

1). Во-первых, это системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта.

 2). Следующая ключевая особенность ФГОС общего образования — требования к результатам освоения основной образовательной программы.

 3). Становление целостной картины мира и компетентностей на основе развития универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков) — является ещё одной особенностью ФГОС основного общего образования, которая должна быть обязательно учтена при проектировании образовательного процесса.

 Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании»,  основная общеобразовательная программа основного общего образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения; образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

И включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. Разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, а также разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) отнесены к компетенции образовательного учреждения (пп. 6, 7 п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Примерные программы отдельных учебных предметов определяют содержание образования, носят ориентирующий характер, обеспечивая возможность вариативной реализации содержания образования. Важнейшая задача программ отдельных учебных предметов, курсов — обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программы отдельных учебных предметов и  курсов должны содержать (п. 18.2.2. ФГОС ООО):

 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

 2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

 7) описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса;

 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Характеристика разделов программы учебного предмета:

 1). Пояснительная записка. В данном разделе конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса, указывается, в рамках какой системы учебников или какой завершённой предметной линии учебников предполагается реализация данной программы. В пояснительной записке могут быть изложены особенности образовательного учреждения и связанные с ними особенности изучения предмета, могут быть даны комментарии к каждому из разделов программы, а также пояснения, связанные с проектированием и возможной реализацией части, формируемой участниками образовательного процесса.

2). Общая характеристика учебного предмета. •Эта часть программы характеризует место данного учебного предмета в решении общих целей и задач на ступени основного общего образования, вклад учебного предмета в общее образование обучающегося, устанавливает межпредметные связи, на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов является базой. •Общая характеристика учебного предмета предполагает описание особенностей, связанных с реализацией содержания учебного предмета в той линии учебников, в соответствии с которой разрабатывается программа.

3). Место учебного предмета в учебном плане. В данном разделе приводится распределение часов на изучение предмета по классам, может определяться резерв свободного учебного времени.

4). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. В этом разделе определяются личностные и метапредметные результаты, предусмотренные стандартом, которые формируются при изучении конкретного учебного предмета. Предметные результаты в программе должны отражать полностью предметные результаты, предусмотренные стандартом. Результаты могут быть пополнены, по сравнению с предусмотренными в стандарте, в зависимости от того учебного комплекта, по которому готовится программа.

5). Содержание учебного предмета. Данный раздел является важной частью программы. Он отражает содержание учебного предмета на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, фактически, даётся обязательный минимум содержания по предмету, этот раздел является единым для всех программ по конкретному учебному предмету, независимо от той линии учебников, по которой готовится программа, и обеспечивает единство образовательного пространства по предмету. Раздел «Содержание учебного предмета» должен быть взят из Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

6). Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

 •В тематическом планировании раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам в соответствии с последовательностью изучения материала в выбранной предметной линии учебников, указываются контрольные, проверочные и другие работы, проектная деятельность. По каждой теме или разделу определяются основные виды учебной деятельности обучающихся, обеспечивающих освоение курса. Тематическое планирование формируется по классам и составляется на весь период изучения предмета на ступени.

7). Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 •В этом разделе указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т. д. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом.

8). Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Планируемые результаты изучения курса детализируют предметные результаты, предусмотренные стандартом, строятся по крупным разделам или темам курса. Планируемые результаты по предмету должны быть взяты из Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

• Одним из эффективных инструментов проектирования образовательного процесса по укрупнённым дидактическим единицам (темам) является технологическая карта. Технологическая карта - форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, технологические режимы, время, материалы и др. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Обобщенно-графическое выражение сценария урока, средство представления индивидуальных методов работы.

     Технологическая карта темы включает в себя:

  • название темы;
  • число часов, отведённое на её изучение;
  • цель освоения учебного материала;
  • основные понятия темы;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);
  • универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);
  • межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • логическую последовательность (технологию) изучения указанной темы;
  • систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;
  • контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамках изучения заявленной темы.

      Создание технологической карты как проекта учебного процесса в границах одной учебной темы обеспечивает взаимосвязь всех пяти основных параметров учебного процесса:

  • целеобразования,
  • диагностики,
  • организации (инструментария),
  • коррекции,
  • логической структуры темы.

       Технологическая карта темы выступает не только инструментом технологического проектирования, позволяющим учесть требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, но и формирует новое педагогическое мышление учителя, позволяя ему видеть основные компоненты будущего образовательного процесса и предоставляя удобные, наглядные средства для  его описания. Уровень проектирования урока. Фактически тем самым воплощаются в жизнь слова К.Д. Ушинского о том, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. Исходя из этого, необходимо на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектом деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие :

  • в постановке (формулировании) цели и задач данного урока на основе границы собственного знания и незнания;
  • в планировании способов достижения намеченной цели;
  • в осуществлении контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка);
  • в осуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на основе собственных затруднений;
  • в рефлексии деятельности по итогам урока;
  • в выборе домашнего задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Количество этапов урока, их последовательность и содержание определяется, исходя выбранного типа урока и специфики учебного предмета. Использование технологий проектирования в системе образования для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования становится сегодня существенным требованием к уровню профессиональной подготовки и квалификации не только педагогических, но и всех административных работников образования.

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В ходе дальнейших работ над проектом «государственные образовательные стандарты второго поколения» целесообразно продолжить разработки в области проектирования учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ.

        Основными направлениями работ при этом должны стать:

  • конкретизация рекомендаций по проектированию учебного процесса в начальной школе в предметных областях «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир».  Их согласование с Требованиями к результатам освоения программы начального образования, Программой развития универсальных учебных действий у младших школьников», Моделью оценки результатов освоения программы начального образования, и, в частности, с моделью итоговой аттестации выпускников начальной школы;
  • создание тематических зачетов по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» в начальной школе;
  • проектирование учебных ситуаций в предметах «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир», стимулирующих развитие системы универсальных учебных действий, отвечающих интересам и познавательным возможностям младших школьников;
  • разработка системы интегральных оценок учебно-познавательной деятельности младших школьников, включая «портфели достижений», определение тематики, выполнение и презентацию результатов проектной деятельности, проведение «выставок образовательных достижений младших школьников.

        Апробация подготовленных материалов предусматривает:

  • этап их экспериментальной проверки в отдельных школах страны;
  • организацию обсуждения в экспертном сообществе;
  • опытную проверку рекомендаций по организации учебного процесса в начальной школе;
  • создание банка «учебных ситуаций», стимулирующих развитие системы универсальных учебных действий у младших школьников.

6.ЛИТЕРАТУРА

1.Федеральный государственный образовательный стандарт.М.:Просвещение, 2010

2. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной  деятельности: Учеб. Пособие – Краснодар, 2000.
3. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. - М.,1996.-С.341-402.
4. Килпатрик В. Х. Метод проектов. применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
5. Колесникова И. А., Горчакова - Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. – М., 2005.
6. Новиков А. М. Методология образования. Издание второе. — М.: «Эгвес», 2006. — 488 с.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е. С. Полат – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Проектирование  современного урока  в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Проектирование урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Проектирование урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Какие требования к уроку предъявляются сегодня?Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.Как спроектировать урок, который...

Выступление на тему «Проектирование уроков ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Материал содержит разъяснения как спроиктировать урок по ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС....

Выступление на тему «Проектирование уроков ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

В данном материале рассказано о том, как построить современный урок по ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Указаны особенности курса ОРКСЭ. Подробно описаны этапы проектирования урока....

Методическая разработка. Внеучебная деятельность в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

В методической разработке описана организация внеучебной деятельности в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС....