Главные вкладки

    Методическая разработка. Внеучебная деятельность в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
    методическая разработка на тему

    Шибаева Надежда Анатольевна

     В методической разработке описана организация внеучебной деятельности в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodich_razr_ns.docx27.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка.

    Внеучебная деятельность в группах продлённого дня как форма учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

    Внеучебная   деятельность  является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся

     Цель   внеучебной   деятельности :

    Создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.

    Задачи  внеучебной   деятельности :

    1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
    2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
    3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
    4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
    5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
    6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
    7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во  внеурочное  время.
    8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в  школе 
    9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
    10. Организация информационной поддержки учащихся.
    11. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

    Основным нормативным правовым документом, определяющим  внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

    Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

    - целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

    - эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    - навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    - установки на безопасный, здоровый образ жизни;

    - способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

    - умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    - умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

    - способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

    - логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    - умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    - способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

    - пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

    - значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

    - уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

    - навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

    - умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

    Необходимость обращения к внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования

    В ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:

    -расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности.

    -плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ- радио) и видео -аудио- компьютерной индустрии;

    - резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;

    -ограниченности общения со сверстниками;

    - неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;

    -разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

    -экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;

    - разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;

    -нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений

    Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся  должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»  (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения.

    Конспект внеклассного мероприятия в группе продлённого дня

    для 2-4 класса по теме «Академия пешехода»

    Цели:

    • проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
    • правил водителей велосипедов;
    • пользование общественным транспортом;
    • воспитывать у учащихся культуру поведения.

    Задачи:

    • Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
    • Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
    • Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

    Оборудование: дорожные знаки, плакаты по правилам дорожного движения, кружки красного, желтого, зеленого цвета, компьютер.

    Ход мероприятия

    1. Введение (вступительное слово классного руководителя).

    2. Выступления учащихся.

    Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса).

    Классный руководитель подводит итог.

    Историческая справка:

    Сегодня Государственная автомобильная инспекция – серьезная сила, в ней служат профессионалы. Им поручено очень важное дело – сохранять порядок на дорогах большой страны и решать много других задач. Передовой и самый мощный отряд Госавтоинспекции – дорожно-патрульная служба (ДПС). В 1998 году Госавтоинспекция была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Однако широкая общественность новую аббревиатуру не очень жаловала, и было решено оставить два названия – ГАИ и ГИБДД (применительно к аппарату управления).

    Учитель: С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.

    Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.

    3. Выступление учащихся.

    Немного об истории правил дорожного движения.

    В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».

    Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.

    Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.

    Учитель: Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса учащимися).

    Учитель: Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей.

    Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 %, а вот в Румынии – 56 %. Еще несколько примеров. Оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».

    4. Выступление учащихся:

    О «Зебре». Полосатая дорожка лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили. Что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам. А в Бельгии, например, стоит пешеходу подойти только к краю дороги, как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдет проезжую часть. На Западе даже создана Международная федерация пешеходов. По её инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходов

    Учитель: Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.

    Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.

    Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность.

    Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство сохранения.

    Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.

    На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.

    Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этого транспортного средства на дорогах и во дворах нашего города и, и поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.

    5. Предлагается блиц-опрос по теме. (Приглашаются 2 команды по 5 учащихся; выбирается жюри).

    1. Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
    2. Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?
    3. Где и как должны ходить пешеходы по улице?
    4. В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
    5. Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?
    6. Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?
    7. Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?
    8. Каков порядок посадки в автобус и выход из него? Правила перехода улиц и дорог.
    9. Как надо правильно переходить улицу, дорогу?
    10. Можно ли перебегать через улицу, дорогу?
    11. Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?
    12. Сколько сигналов у пешеходного светофора?
    13. На какие группы делятся дорожные знаки?
    14. Кто должен знать дорожные знаки?
    15. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
    16. Безбилетный пассажир?
    17. Дорога для трамвая?
    18. Дом для автомобиля?
    19. Безрельсовый трамвай?

    Загадки. (Оформление на стенде или доске).

    Тихо ехать нас обяжет,
    Поворот вблизи покажет
    И напомнит, что и как,
    Вам в пути…(
    Дорожный знак).

    Что за «зебра» на дороге?
    Все стоят, разинув рот.
    Ждут, когда мигнет зеленый,
    Значит это… (
    Переход).

    Встало с краю улицы в длинном сапоге
    Чучело трехглазое на одной ноге.
    Где машины движутся,
    Где сошлись пути,
    Помогает людям дорогу перейти. (
    Светофор).

    Дом на рельсах тут как тут,
    Всех умчит он в пять минут.
    Ты садись и не зевай,
    Отправляется… (
    Трамвай).

    Пьет бензин, как молоко,
    Может бегать далеко.
    Возит грузы и людей,
    Ты знаком, конечно, с ней.
    Обувь носит из резины, называется… (
    Машина).

    Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе).

    Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).

    Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход).

    Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак).

    Место ожидания автобуса. (Остановка).

    Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай).

    Номер телефона скорой помощи. (03).

    Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка).

    Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).

    Водители-лихачи очень любят его совершать. (Обгон).

    Трехглазый постовой. (Светофор).

    Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие).

    Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар).

    Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП).

    Пешеходный переход по-другому. (Зебра).

    Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток).

    Это «говорит» желтый свет светофора. (Внимание).

    Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо).

    Его боятся нарушители правил. (Инспектор).

    В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет).

    6. Выступление учащихся (выносятся знаки, нарисованные на плакате).

    О дорожных знаках: число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие – круглые с красной каймой (ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие – треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. – голубые круглые. Информационно – указательные знаки – они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, шестиугольные.

    7. Подводится итог мероприятия: учащиеся разбиваются на группы по 7–9 человек и на плакатах оформляют выводы по теме классного часа). 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС

    Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...

    Мотивация и стимулирование в процессе обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО

    Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности  выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащ...

    Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».

    В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...

    «Проектирование учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО

    Проектирование учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

    Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»

    Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р...