Главные вкладки

    Технологическая карта урока как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
    учебно-методический материал по теме

    Иванова Ольга Сергеевна

    Практико-значимая работа на курсах повышения квалификации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc148.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Иванова Ольга Сергеевна,

    учитель МБОУ СОШ № 5

    г. Пушкино

    В отечественной системе образования начался значимый этап инновационного развития. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научиться учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

    Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащённого развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

    Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО нового поколения, должны стать:

    – формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

    – воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

    – индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

    Известно, что основное время нахождения ребёнка в школе связано с урочной деятельностью. Перед педагогами встают вопросы: каким должен быть современный урок? на что необходимо обращать внимание при построении урока? что должно измениться в уроке в свете требований стандарта второго поколения?

    В новом стандарте говорится о значимости использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, об эффективной самостоятельной работе обучающихся, о необходимости обновления содержания основной образовательной программы, методик и технологий её реализации.

    Современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

    Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока. Первый аспект - мотивационно – целеполагающий. Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

    Второй аспект современного урока - деятельностный аспект. Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. (Приложение 1).

    Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

    Итак, основная задача учителя на уроке по ФГОС – организация деятельности учащихся средствами развивающего учебно-методического комплекта. Особеностью современного урока с позиции ученика является возможность высказаться, участвовать в организации и анализе урока (целеполагание и рефлексия), выбирать домашнее задание, действовать на уроке как самостоятельно, так и в парах, группах. С позиции учителя характеристики урока могут быть следующие: урок не имеет жёсткой структуры (она и количество этапов зависят от типа урока, его дидактической задачи, инициативы учащихся), учитель поддерживает и организует самостоятельную работу обучающихся, создаёт условия для формирования УУД, достижения личностных и предметных результатов.

    Отразить системно-деятельностный подход в обучении, учесть требования стандарта поможет создание технологической карты урока. (Приложение 2)

    Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств.

    Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т.п. Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты:

    – в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

    – должны быть указаны операции, их составные части.

    Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

    Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

    Технологическая карта позволяет учителю:

    – реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

    – системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

    – проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

    – на практике реализовать межпредметные связи;

    – выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

    При составлении технологической карты структурируют урок по следующим параметрам:

    1) Название этапа урока.

    2) Цели этапа урока.

    3) Содержание этапа.

    4) Деятельность учителя.

    5) Деятельность учащихся.

    6) Формы работы.

    7) Результат.

    Этапы работы над технологической картой:

    1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

    2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

    3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

    4. Формулировка цели каждого этапа урока.

    5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

    6. Выбор форм работы на уроке:

    – индивидуальная;

    – фронтальная;

    – парная;

    – групповая.

    7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

    Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся педагог специально организует, и какой результат рассчитывает получить.

    Надо сказать, что в последнее время выявлены следующие тенденции в планировании учителями урочной деятельности:

    – популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока;

    – карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;

    – разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

    Урок постоянно вбирает в себя новые педагогические тенденции, совершенствуется в плане соответствия потребностям современного общества.

    Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

    Литература

    1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

    2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. / пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова – М.: Просвещение, 2009

    3. Проектирование современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига / Учебник, 2013.

    4. Чуракова Р.Г. Анализ урока в начальной школе. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.


    Приложение 1

    Уроки деятельностной направленности по целеполаганию

    1.Урок «открытия» нового знания.

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

    Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

    2.Урок рефлексии.

    Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

    Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

    3.Урок общеметодологической направленности.

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

    Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

    4.Урок развивающего контроля

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

    Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

    Приложение 2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

    Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

    Статья «Технологическая карта урока как современная форма планирования»

             Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену знаниевой парадигме пришел Федеральный государственный образовательный стандарт начально...

    Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

    Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия  учителя и учащихся....

    "Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся"

    Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....

    Презентация к выступлению "Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся"

    Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся....