ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ.
методическая разработка на тему

Окунь Ирина Николаевна

Презентация к педсовету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_kak_sovremennaya_forma.pptx204.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окунь Ирина Николаевна учитель ку « Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Слайд 2

«Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир» И. Гёте . За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу нового ФГОС второго поколения. Ж елаю вам сегодня сделать маленькое открытие , которое, возможно, даст вам пищу для размышления, поле деятельности для совершенствования профессионального мастерства

Слайд 3

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Для успешной реализации цели на современном этапе изменений, происходящих в сфере образования, меняются функции участников образовательного процесса, связи между всеми субъектами, взаимодействующими в образовательном процессе. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Поэтому, учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером, «дирижером», вдохновителем учащихся, осуществляющим скрытое управление процессом обучения, Функции ученика – активный деятель. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя ученик становится главным деятелем на современном уроке.

Слайд 4

Для того, чтобы справиться с любой задачей, ученику необходимо овладеть универсальными учебными действиями, т.к. именно овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, то есть умения учиться .

Слайд 5

Таким образом, понятие «научиться учиться» включает в себя: · интеллектуальную культуру; · культуру самоорганизации; · информационную культуру; · исследовательскую культуру.

Слайд 6

Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека: - информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); - коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); - самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); - самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо: Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию; Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт; Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения. Поэтому учитель, начинающий реализовывать ФГОС 2 поколения на любой ступени обучения должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Так возникла необходимость использования в педагогической деятельности нового вида методической продукции – технологической карты или конструктора урока. Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают на вопрос «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить!», как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов. По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание, от цели до результата, поставить и решить не только задачи достижения предметных результатов, но и личностных, и метапредметных .

Слайд 7

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции. Учитель, проектируя учебное занятие, составляет Технологическую Карту или конструктор урока. Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах, технологическая карта урока рассматривается как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся, направленные на достижение конечного результата. При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести педагогический анализ и самоанализ.

Слайд 8

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта урока позволяет структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Слайд 9

Параметры карты. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. При проведении самоанализа урока учитель имеет возможность оценить каждый этап урока, правильность отбора содержания, адекватность применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Слайд 10

этапы работы над технологической картой 1 . Определение места урока в изучаемой теме и его вид. 2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные). 3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. 4. Формулировка цели каждого этапа урока. 5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт). 6. Выбор форм работы на уроке: - индивидуальная; - фронтальная; - парная; - групповая. 7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Слайд 11

Очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения . Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

Слайд 12

технологическая карта позволит: администрации школы: контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, осуществление необходимой методической помощи; учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать свою деятельность на триместр, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; тщательное планирование каждого этапа деятельности; максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности; введение самооценки учащихся на каждом этапе урока. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Слайд 13

Проанализировав достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, можно сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. При подготовке к педагогическому совету каждому МО пришлось погрузиться в работу по конструированию технологической карты урока, примерить на себя, что я могу, что умею, что необходимо изучить, чтобы через короткий промежуток времени (а это 1 сентября 2013 года) быть готовыми к внедрению новых стандартов на ступени основного общего образования.

Слайд 14

Свой выбор остановила на такой структуре технологической карты урока: Тема Цели ТДЦ (образовательный, развивающий, воспитательный аспект) Формировать УУД: - ЛичностныеУУД : - Регулятивные УУД: - Коммуникативные УУД: Планируемый результат Предметные: Знать Уметь Личностные: Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы: основные - дополнительные Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, групповая

Слайд 15

Этапы урока. Цель этапа: (указать время) Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Предметные УУД

Слайд 16

Учителя, работающие в 1,2 классах, апробировали новый вид методической продукции и могут сделать выводы: 1. При правильном использовании технологической карты в вашей работе произойдет переориентация от планирования одного урока к проектированию темы (от целого к частному и опять к целому); 2. Появится возможность реализации личностных, предметных и метапредметных целей через алгоритм освоения материала; побуждения учащегося к активной и самостоятельной деятельности; 3. Произойдет расширение выбора предлагаемых форм работы, появится возможность целостного и системного освоения учебного материала, в том числе за счет реализации межпредметных связей; проведения диагностики и контроля на каждом этапе освоения темы; спланированное системное взаимодействие субъектов ОУ. 4. Технологическая карта обеспечит прогноз и рефлексию путей освоения содержания по всему курсу на любой ступени обучения.

Слайд 17

Предложение: с целью повышения профессионализма и освоения новых форм работы, отвечающих современным задачам образования: учителям, работающим в школе 2 и 3 ступени изучить ФГОС 2 поколения; в коллективной деятельности наработать опыт конструирования технологической карты урока по формированию универсальных учебных действий с учетом требований ФГОС 2 поколения. Изучить новые подходы к системе оценивания, эффективным формам контроля и оценивания уровня знаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся

Данный материал позволяет получить объективную информации о состоянии и динамике уровня сформированности компетенций у школьников в условиях реализации нашего проекта и позволяет своевременно пр...

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия  учителя и учащихся....

"Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся"

Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....

Презентация к выступлению "Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся"

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся....

Технологическая карта урока как современная форма планирования взаимодействия учителя и учащихся

овременной формой работы с учащимися является работа с применением технологической карты урока, которая способствует эффективному и качественному усвоению учебного материала и, в целом, освоения образ...