Главные вкладки

    "Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся"
    методическая разработка на тему

    Никольская Татьяна Владимировна

    Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Никольская Т.В., учитель начальных классов

    муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    «Средняя общеобразовательная школа №3

     с углубленным изучением отдельных предметов»

     г. Котовска Тамбовской области

    Слайд 1. 

    Тема моего выступления:

    Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

    Слайд 2.

             Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом, и прежде всего – умение учителя активно применять новые формы перспективного и текущего планирования. В качестве основы для такого планирования необходимо  использовать технологическую карту.

    Проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

    Слайд 3.

    Технологическая карта – это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. 

    Технологическая карта урока является механизмом реализации системно-деятельностного, личностно-ориентированного подхода.

    Слайд 4.

              Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

    Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

    Слайд 5.

    Технологическая карта позволит учителю:

    • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
    • системно формировать у обучающихся универсальные учебные действия;
    • проектировать свою деятельность;
    • на практике реализовать межпредметные связи;
    • выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения темы.  

    Слайд 6.                

    В структуре технологической карты выделяются следующие блоки:

    • Блок целеполагания
    • Инструментальный блок (какими средствами можно достичь цели)
    • Организационно-деятельностный блок (структуризация на действия и операции)
    • Блок планируемых результатов в виде формируемых способов деятельности (УУД)

    Слайд 7. А сейчас посмотрите на шаблон технологической карты урока
    отражающий
    блок целеполагания и инструментальный блок:

    Предмет:  

    Тема урока:  

    Цель урока:

    Задачи урока:

    • предметные:
    • метапредметные:
    • личностные:

    Формы организации познавательной деятельности:

    Методы:

    Слайд 8. На следующем слайде показан шаблон технологической карты урока отражающий блок организационно-деятельностный и блок планируемых результатов

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Самоопределение к деятельности. Организационный момент

    Познавательные:

    Регулятивные:

    Коммуникативные:

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    Постановка учебной задачи (открытие нового знания)

    Первичное закрепление

    Самостоятельная работа

    Рефлексия  деятельности

    Слайд 9. (Рассмотрим 1 этап урока)

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

    Организует погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

     Создает проблемную ситуацию

    Стихотворный настрой

     Задает эвристический вопрос

    Дает задание, сталкивающее разные мнения учеников

     Приводит противоречивые факты

    Фиксируют проблему

    Выявляют противоречие

    Определяют тему урока

    Познавательные:

    пытаются решить задачу известным способом

    Регулятивные: определяют цель урока, обсуждают способы решения проблемы

    Коммуникативные:

    строят высказывания

    Слайд 10. (Рассмотрим 2 этап урока)        

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Побуждающий диалог (вопросы, на которые возможны разные варианты ответа)

     Подводящий диалог (цепочка вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе)

     Предлагает составить кластер (графическое изображение материала)

    Выяснение, что нужно узнать для решения проблемы

    Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты, которые связаны с формулировкой проблемы)

    Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

    Записывают ключевые слова

    Составляют кластер на основе  имеющихся знаний

    Познавательные: доказывают и аргументируют свою точку зрения, фиксируют знания в графической модели и буквенной форме

    Регулятивные: осуществляют самоконтроль знаний

    Коммуникативные:

    строят высказывания, воспринимают ответы обучающихся

    Слайд 11. (Рассмотрим 3 этап урока)

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Постановка учебной задачи (открытие нового знания).

    Организует учебное исследование

    Организует работу с учебником (составление плана, конспекта, схемы)

     Задание на преобразование информации: найти закономерность, вывести правило, понятие

    Вступают в диалог

    Выполняют задания по учебнику

    Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

    Составляют план, конспект, схему, таблицу…

    Познавательные: конструируют новый способ действия или формулируют понятия

    Регулятивные: 

    принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль

    Коммуникативные:

    участвуют в обсуждении содержания материала

    Слайд 12.  (Рассмотрим следующий этап урока)

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Первичное закрепление.

    Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции

     Предлагает составить вопросы по новому материалу

    Предлагает составить алгоритм действий по новому правилу

     Предлагает привести примеры на изученное правило

     Предлагает придумать свои задания по новому правилу

    Составляют алгоритм действий

     Составляют вопросы

    Придумывают примеры на изученное правило

    Придумывают задания на изученное правило

    Познавательные: осуществляют работу по выполнению отдельных операций

      Регулятивные:

    осуществляют самоконтроль 

    Коммуникативные:

    учатся формулировать собственное мнение и позицию

    Слайд 13. (Рассмотрим следующий этап урока)

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Самостоятельная работа.

    Организует самостоятельную практическую работу, коррекционную работу (разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия)

    Дает задание на продуктивное применение: составление текста, проекта, заданий по новому правилу

     С целью коррекции знаний предлагает тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

    Выполняют предложенные учителем задания

    Выполняют проект, составляют текст, придумывают задания на изученное правило

    Выполняют тесты

    Участвуют в деловой игре, дискуссии…

    Познавательные: Применяют новый способ, новые знания, отрабатывают операции в которых допущены ошибки

    Регулятивные: 

    Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль

    Коммуникативные:

    Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

     Слайд 14. (Рассмотрим следующий этап урока)

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Рефлексия  деятельности.

    Диагностическая работа (на выходе)

    Организует работу по подведению итогов самими обучающимися

     Инициирует

    рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

    Выполняют диагностическую работу

    Подводят итоги урока

    Осуществляют  саморефлексию

    Познавательные: выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат

    Регулятивные:

    Осуществляют пошаговый контроль, саморефлексию

    Коммуникативные:

    Умеют использовать речь для регуляции своего действия

    Слайд 15.

    Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в  школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени  образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

    Памятка

    Структура технологической карты

    1 этап. «Самоопределение к деятельности. Организационный момент». Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к  работе. 

    2 этап. «Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности». Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

    3 этап. «Постановка учебной задачи». Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

    4 этап. «Построение проекта выхода из затруднения». Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

    5 этап. «Первичное закрепление». Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

    6 этап. «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

    7 этап. «Рефлексия деятельности (итог урока)». Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся

    Данный материал позволяет получить объективную информации о состоянии и динамике уровня сформированности компетенций у школьников в условиях реализации нашего проекта и позволяет своевременно пр...

    Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

    Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

    Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

    Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия  учителя и учащихся....

    Презентация к выступлению "Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся"

    Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся....