Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Мухаметьянова Чулпан Маликовна

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с учётом требований ФГОС НОО. При разработке технологической  карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО  К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.

        Современный ФГОС НОО  предъявил новые требования к структуре и содержанию современного урока, а также к достижению  планируемых результатов к обучению. Современный учитель испытывает трудности при разработке учебно- методического обеспечения уроков русского языка в соответствии с новыми требованиями, так как недостаточно готовых разработанных материалов таких как технологические карты.

Считаем, что тема урока русского языка «Перенос слова» имеет большое значение в содержании образования. Умение правильно переносить слова с одной строки на другую показывает учащимся его важность  и практическую значимость. Тема является проблемной, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и подготавливает к изучению следующей темы «Ударение». Кроме того, важность и актуальность темы определяется тем, что она изучается и закрепляется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_1_klasse.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

   «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО».

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».

Составители:

Мухаметьянова Чулпан Маликовна, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №2»

       имени Баки Урманче города Нижнекамска НМР РТ,

Гареева Ляйсан Рафисовна,  учитель начальных классов

высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №2»

       имени Баки Урманче города Нижнекамска НМР РТ

Аннотация.

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с учётом требований ФГОС НОО. При разработке технологической  карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО  К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.

Актуальность.

        Современный ФГОС НОО  предъявил новые требования к структуре и содержанию современного урока, а также к достижению  планируемых результатов к обучению. Современный учитель испытывает трудности при разработке учебно- методического обеспечения уроков русского языка в соответствии с новыми требованиями, так как недостаточно готовых разработанных материалов таких как технологические карты.

Считаем, что тема урока русского языка «Перенос слова» имеет большое значение в содержании образования. Умение правильно переносить слова с одной строки на другую показывает учащимся его важность  и практическую значимость. Тема является проблемной, занимает важное место в данной программе, связана с ранее изученными темами и подготавливает к изучению следующей темы «Ударение». Кроме того, важность и актуальность темы определяется тем, что она изучается и закрепляется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы.

Основная часть.

Цель проекта: разработка и реализация технологической карты урока русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ориентированной на системно-деятельностный подход.

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС НОО и организации современного урока и методические рекомендации к организации урока с использованием системно-деятельностного подхода.

2. Определить содержание и структуру урока в соответствии с УМК «Перспектива» по учебнику  «Русский язык»1 класс под редакцией Климановой Л.Ф, Макеевой С.Г.

3. Разработать технологическую карту урока, дидактические материалы для оценки УУД.

Данный проект разработан по предмету  «Русский язык». Специфика предмета заключается в его  тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Успехи в изучении  данного предмета во многом определяют результаты освоения других предметов.

В результате изучения у учащихся формируется позитивное эмоционально - ценностное отношение к русскому языку, стремление к их грамотному использованию.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, личностных и интеллектуальных новообразований.

Характеристика темы:

Тема « Перенос слова» начинает изучаться в 1классе, имеет продолжение во 2 классе, где рассматриваются более усложненные случаи переноса слов, к примеру, слов с удвоенными согласными. В 3 и 4 классах отдельных часов на изучение данной темы не отводится, но  на каждом уроке русского языка, а также в элементарных жизненных ситуациях, когда учащимся необходимо перенести слово с одной строки на другую, эти умения закрепляются.

Цель урока: создание условий для формирования представлений о переносе слова по слогам

Задачи урока:

  • способствовать отработке умения делить слова на слоги;
  • развивать умение видеть разные по количеству слогов слова, внимание, наблюдательность, делать выводы;
  • тренировать способность к самостоятельному анализу, синтезу, обобщению.

Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение.

На изучение данной темы отводится 2 часа. На первом уроке происходит знакомство с алгоритмом переноса слова. На последующих уроках это умение развивается и закрепляется.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: овладение способностью принимать и сохранять  цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления, осваивать способы решения проблем поискового характера.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать.

Регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий, овладение способностью  понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Предметные:

Научатся: сравнивать слова по возможности переноса слов  с одной строки на другую; определять способы переноса, переносить слова по слогам.

Получат возможность научиться: наблюдать за слоговой структурой различных слов, сопоставлять их по количеству слогов.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Место и роль темы в курсе.

На изучение темы «Перенос слова» в 1 классе отводится 2 часа. Важность этой темы неоспорима, так  как   проходит тонкой нитью через весь период обучения в школе. Не секрет, что при выполнении письменного задания найдутся в классе 1-2 ученика, допустившие ошибки при переносе слова с одной строки на другую. Поэтому очень важно научить учащихся правильно переносить слова.

До знакомства с темой учащиеся  работали  над темой «Деление слов на слоги», которая подготовила их к изучению темы. Следующий  материал  «Ударение» также связан с темой «Перенос слов».

Кроме того, на уроке прослеживается внутрипредметная и межпредметная связь с уроками окружающего мира (словарная работа на тему «Огород»), литературного чтения и математики.

Дидактический анализ и содержание материала:

Содержание урока соответствует теме урока. На уроке используются различные формы совзаимодействия: фронтальная, индивидуальная, работа в группе, элементы  структуры кооперативного обучения (раунд тэйбл, рэлли робин), разнообразные виды деятельности учащихся: словарно- орфографическая работа, работа по карточкам, работа с учебником, проверка по эталону, обсуждение, анализ, синтез, взаимопроверка, самопроверка.

Задания, которые выполняют учащиеся, соответствуют  теме урока, прослеживается связь с изученными темами.

Ресурсы,  используемые на уроках: учебник «Русский язык» 1 класс под редакцией Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., карточки   с разноуровневыми  заданиями, эталоны для проверки, ИКС (компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку).

Уровни изучения  и усвоения учебного материала.

Дифференциация происходит в форме самостоятельной работы в конце урока. Учащимся  предлагаются карточки, на которых задания 3-х уровней. Они выбирают и выполняют посильное задание.

Направленность заданий для достижения планируемых результатов.

         Задание 1. Разгадывание загадок, запись словарных слов с целью постановки учебной задачи.

Формируются:

  • познавательные УУД –

общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме правописание словарных слов,

логические - осуществляют поиск необходимой информации для разгадывания загадок.

               Задание 2. Определение количества слогов в словах.

Формируются:

  • регулятивные  УУД – осуществляют пошаговый контроль своих действий,
  • коммуникативные  УУД – обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания,
  • познавательные  УУД – логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

 Задание 3. Определение слова, перенос которого с одной строки на другую вызвал затруднения.

Формируются:

  • познавательные УУД –  логические -  самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера,
  • регулятивные  УУД – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё не известно,
  •  коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли полно и точно, учёт разных мнений и умение основывать свое.

Задание 4. Деление слова картофель для переноса.

Формируются:

  • познавательные УУД – логические -  самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера,
  • коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли полно и точно, учёт разных мнений и умение основывать свое.

Задание 5. Составление алгоритма переноса слов.

Формируются:

  • познавательные УУД – общеучебные - составление  целого алгоритма из частей,
  • коммуникативные УУД – обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания,
  • регулятивные  УУД -  действуют с учётом выделенных учителем ориентиров,
  • личностные УУД - сопоставление с эталоном.

Задание 6. Работа с правилом по учебнику.

Формируются:

  • познавательные УУД – общеучебные – извлекают необходимую информацию из учебника, смысловое чтение,
  • регулятивные УУД – осмысление, восприятие, умение ориентироваться в тексте, находить нужное,
  • личностные УУД – понимают значение знаний для человека и принимают его.

Задание 7. Исправление ошибок в работе Ани и Вани при переносе слов.

Формируются:

  • познавательные УУД – логические  – поиск способа решения задачи,
  • регулятивные УУД – контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отичий от эталона,
  • коммуникативные УУД – обмениваются мнениями, слушают друг друга, уважают мнение собеседника.

Задание 8. Уровень 1.  Деление слов для переноса. Уровень 2. Нахождение в каждой строчке лишнего слова. Уровень 3. Изменение слова так, чтобы его можно было разделить для переноса.

Формируются:

  • познавательные УУД – логические - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера,
  • регулятивные УУД – осуществляют пошаговый контроль своих действий,
  • личностные УУД – понимают значение знаний для человека  и принимают его, практическое применение полученных знаний.

Задание 9.  Беседа по вопросам.

Формируются:

  • познавательные УУД – рефлексия способов и условий действия,
  • личностные УУД – высказывают свою точку зрения,
  • регулятивные УУД – прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала,
  • коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, умение выражать мысли полно и точно.

Задание 10.  Оценка знаний.

Формируются:

  • познавательные УУД – контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
  • регулятивные УУД – самооценка,
  • личностные УУД – формирование адекватное позитивной осознанной самооценки, понимание значения знаний для человека.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока.

Книгопечатная продукция

Печатные пособия

Информационно и коммуникационные средства

ТСО

Учебно-практическое оборудование

  1. Учебник «Русский язык», 1 класс, под редакцией Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., Москва: «Просвещение», 2015
  2. Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Перспектива», 1 класс, под редакцией Ситниковой Т.Н., Москва: «ВАКО», 2015

Раздаточный материал:

  • карточки с работами Ани и Вани,
  • карточки с шагами алгоритма переноса слов,
  • эталоны для самопроверки и взаимопроверки,
  • дифференцированные карточки

Презентация по теме «Перенос слова»

  1. Ноутбук учителя
  2. Мультимедийный проектор
  3. Доска «SmartBoard» или экран
  1. Пульт
  2. Жалюзи

Условные обозначения:

ЛУУД – личностные универсальные учебные действия,

ПУУД – познавательные универсальные учебные действия,

РУУД – регулятивные универсальные учебные действия,

КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия.

Заключение.

Разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов разнообразными методами и средствами обучения. Цель проекта достигнута путём изучения литературы на данную тему, прослушиванием лекций преподавателей К(П)ФУ, использования личного педагогического опыта. Первым шагом в решении задач проекта было изучение требований ФГОС НОО к организации современного урока. Следующими шагом было определение содержания и структуры урока русского языка в соответствии с УМК «Перспектива». И, наконец, нами были разработаны дидактические материалы к уроку.

Данный материал позволит оптимизировать процесс формирования и развития УУД учащихся в рамках изучения темы «Перенос слова».

Технологическая карта урока может быть использована в деятельности учителя начальных классов, а также полезна для слушателей курсов повышения квалификации при проведении стажировок.

Технологическая карта урока русского языка для 1 класса по теме «Перенос слова»

№ п/п

Этапы урока и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Содержание материала

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к учебной деятельности.

Словарно-орфографическая работа (загадки по теме «Огород»)

Разгадывание загадок, запись ответов (словарных слов) в тетрадь, анализ, формулировка вывода

Фронтальная, индивидуальная

Задание 1. Разгадывание загадок, запись словарных слов с целью постановки учебной задачи.

- Зачем нужно знать написание словарных слов?

Вывод: написание словарных слов нельзя проверить, нужно запомнить.

ПУУД

2.

Актуализация знаний. Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Словарные

слова на слайде 1, эталон на доске

Деление слов на слоги, наблюдение, анализ, проверка по эталону

Коллективная

Задание 2.

Определение количества слогов в словах.

-Какое слово лишнее?

-Почему?

-Как определить количество слогов в слове?

Вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.

ПУУД
РУУД
КУУД

3.

Постановка проблемы.

 

Нахождение  причины и места затруднения.

Слайд 2. Работы Ани и  Вани.

Обсуждение, анализ, выбор из предложенного нужного, синтез.

Фронтальная

- Какую мы проделали работу?

- Зачем надо уметь делить слова на слоги?

Задание 3.

Определение слова, перенос которого с одной строки на другую вызвал затруднения.

- Аня и Ваня по-разному перенесли слово картофель, когда оно не поместилось на строке. Ваня вышел за поля, а Аня просто поделила слово пополам. Кто из ребят прав?

Вывод: если слово не помещается на строке, надо поделить его на части.

ПУУД

ПУУД
РУУД
КУУД

4.

Нахождение выхода из затруднения.

Планирование.

Самостоятельная работа.

Моделирование.

Реализация проекта выхода из затруднения.

Карточки для каждой группы.

Карточки с шагами алгоритма переноса слов.

Слайд 3 с алгоритмом  переноса слов.

Эталон, слайд 4.

Деление слова для переноса, работа на карточках, обсуждение.

Обсуждение, анализ, синтез.

Проверка по эталону.

Групповая работа  по обучающей структуре «Раунд тэйбл».

Работа в паре по обучающей структуре «Рэлли робин» (партнёры по плечу).

Коллективная.

Задание 4. Деление слова картофель для переноса.

- А как бы вы поделили это слово для переноса?

Вывод: чтобы переносить слова с одной строки на другую, нужно уметь делить их на слоги. Слова нужно переносить по слогам.

Задание 5. Составление алгоритма переноса слов.

-Что нужно сделать, чтобы правильно перенести слово с одной строки на другую?

- Составьте алгоритм из предложенных шагов.

Вывод: слово переносится в том месте, где заканчивается слог.

ПУУД
КУУД

ЛУУД

ПУУД
РУУД
КУУД

5.

6.

Обобщение затруднения во внешней речи.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Учебник с. 67

Учебник с.68, упражнение 124, эталон для взаимопроверки на слайде 5.

Чтение сведений о переносе слов с одной буквой в слоге, слов с буквами й, ь, ъ.

Выполнение задания на исправление ошибок Ани и Вани,  

анализ, взаимопроверка.

Коллективная.

Индивидуальная, взаимопроверка по эталону.

Задание 6.

Работа с правилом по учебнику.

- На какие вопросы нашли ответы?

 Вывод: нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку часть слова из одной буквы. Буквы й, ь, ъ не переносят на другую строку.

Задание 7. Исправление ошибок в работе Ани и Вани при переносе слов.

- Правильно ли Аня и Ваня разделили слова для переноса?

- Запишите слова, правильно разделив их для переноса.

Вывод: слово язык нельзя переносить, так как нельзя оставлять на строке одну букву.

ЛУУД
ПУУД
РУУД

ПУУД
РУУД
КУУД

7.

Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Дифференцированные (разноуровневые) карточки, эталон для самопроверки

Выполнение  задания по делению слов для переноса, самопроверка.

Индивидуальная, самопроверка по эталону.

Задание 8. Уровень 1.  

Деление слов для переноса.

Уровень 2.

Нахождение в каждой строчке лишнего слова.

Уровень 3.

Изменение слова так, чтобы его можно было разделить для переноса.

Вывод: делить слова нужно по слогам.

ЛУУД

ПУУД
РУУД

8.

Рефлексия учебной деятельности.

Рефлексия.

Слайд 6 с вопросами для беседы.

Анализ по содержанию урока, определение заданий на следующий урок.

Коллективная, фронтальная.

Задание 9.  Беседа по вопросам.

- Зачем нужно уметь переносить слова?

-Как нужно делить слова для переноса?

- При выполнении каких заданий возникли затруднения?

-Чему нужно учиться на следующем уроке?

Проговаривание алгоритма.

Вывод: на следующем уроке нужно упражняться в переносе слов, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую, особенно в случаях  с буквами й, ъ, ь и одной буквой в слоге.

ЛУУД
ПУУД
РУУД
КУУД

Оценивание.

Смайлики на каждого ученика.

I. Организационный момент урока, рефлексия - 1 мин На экране: Проверка настроя детей на урок. Приём "Смайлики"

Самопроверка.

Индивидуальная

Задание 10. Оценка знаний.

- Обведите тот смайлик, который соответствует вашему пониманию пройденного материала.

Вывод: оценить работу на уроке. Понятие детьми важности темы.

ЛУУД
ПУУД
РУУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по русскому языку 2 класс по теме "Перенос слов"

Урок по теме "Перенос слов" был бы неполноценным без использования данной презентации. Она мобилизирует внимание учащихся, повышает интерес к изучаемому материалу, позволяет самим определить и объявит...

"Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС"

Эффективность обучения зависит в большой степени от качества учебно- методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и го...

«Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Ударение»

Разработанная технологическая карта, проект позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на...

Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО»

В проекте представлена разработка технологической карты во 2 классе на тему «Домашние и дикие животные» на основе принципов системно -деятельностного подхода с учетом требований ФГОС...

Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат» УМК «Школа России»

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат»УМК «Школа России»...