План профессионального самообразования учителя начальных классов
материал на тему

В плане обоснована выбранная тема самообразования, указаны цели и задачи, индивидуальный план самообразования. Указаны источники и литература по теме  самообразования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Нурлат

Школьное методическое объединение учителей начальных классов

План

профессионального самообразования

учителя начальных классов

Ивановой Клавдии Алексеевны

на 2012 -2017 г.

Единая методическая проблема школьной методической службы:

Формирование у обучающихся коммуникации и сотрудничества на основе интерактивного обучения (командной работы).

Индивидуальная методическая проблема:

«Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Обоснование выбора темы

  1. Условия возникновения данной проблемы. 

   С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития творческой личности, умеющей находить и получать информацию, способной самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве.

2.    Актуальность проблемы

  Авторы концепции новых федеральных образовательных стандартов отмечают, что в начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности…». Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. История, основанная на фактах, событиях, оценках, представляет богатую картину социально-экономического, культурно-нравственного, коммуникативного опыта людей. И поэтому призвана способствовать формированию и воспитанию личности ориентированной в потоке социальной информации, умеющей видеть и творчески решать проблемы, взаимодействуя с другими людьми, активно применять полученные знания и умения в жизни, направленные в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному государству. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века вообще и обучения истории в частности помогает деятельностный метод обучения.

3.  Постановка проблемы.

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд  на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
   Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

 Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направил свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся через использование информационных технологий.

Цель самообразования:

Освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, культурам и народам.

Задачи:

  1. придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  2. повышение мотивации и интереса к учению;
  3. более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  4. развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
  5. формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
  6. обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
  7. использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
  8. повышение своего методического уровня.

Ожидаемые результаты самообразования

  1. Повысить качество преподавания предмета.
  2. Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  3. Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
  4. создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  6. Разработать дидактические материалы, тесты, видеопособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
  7. Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.

Обобщить опыт по исследуемой теме.

Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.

Источники самообразования:  СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, школьные научно-практические конференции.

Формы самообразования:

Индивидуальная:

- посещение уроков коллег;

- участие в педагогических советах школы;

- изучение научно – методической и учебной литературы.

- участие в работе методического объединения школы.

Групповая:

– участие в педагогических советах школы;

- участие в работе методического объединения школы;

- изучение научно – методической и учебной литературы;

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.

План самообразования разработан на 2012-2017 г. г.                                                               и включает следующие этапы.

I. Теоретический этап: 2012 - 2013  г. г.

1. Анализ личных затруднений по данной проблеме.

2. Формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий, постановка цели и задач в своей работе.

3. Знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме самообразования.

4. Разработка системы мер, направленных на решение данной проблемы и внедрение ее в процесс обучения и воспитания.

5. Прогнозирование результатов в формате проведения цикла открытых уроков и мероприятий.

 

II. Практическое решение проблемы: 2013 - 2016  г. г.

1. Создание комплекта педагогических разработок.

2. Корректировка работы по данной проблеме.

3. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме самообразования.

4. Оформление результатов по теме самообразования.

5. Представление творческих отчетов о ходе самообразования: на педагогическом совете и школьном методическом объединении.

6. Посещение с обсуждением открытых уроков и мероприятий.

III. Оценочный этап: 2016 - 2017 г. г.

1. Анализ проделанной работы по проблеме.

2. Создание банка статей по теме самообразования.

3. Представление опыта на практических семинарах учителей, собственных сайтах и сайте школы.

Направления самообразования:

Содержание деятельности

Сроки

Форма

результатов

Раздел 1. Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы

1. Изучение методической литературы, подготовка УМК по предметам, составление рабочей программы для 3 класса.

Сентябрь

конспекты

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями (личностно-ориентированный и системно-детельностный подход в обучении; технологией уровневой дифференциации) через предметные издания и Интернет.

Текущий учебный год

Тезисы статей

3.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Текущий учебный год

Тезисы статей

Раздел 2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

а) Научно-методическая работа

1. Изучение и внедрение в практику своей работы системно- деятельностного подхода

Текущий учебный год

Тезисы статей

2. Изучение современной педагогической технологии «Развитие критического мышления на уроке» (пособие для учителей общеобразовательных учреждений)

Текущий учебный год

Дидактические

материалы

3.Использовать в работе мультимедийные уроки, составленные методистами сообщества «ИКТ в начальной школе», как на уроке, так и во внеклассной работе.

Текущий учебный год

Электронные приложения

б) Опытно-экспериментальная работа.

  1. Разработка календарно-тематического планирования и рабочих программ для учащихся 2 класса
  2. Разработка разноуровневых заданий для 2 класса
  3. Разработка КОЗ по математике и русскому языку для учеников 2 класса

Текущий учебный год

Дидактические материалы

Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

1. Участие в работе педсоветов, семинаров.

Текущий учебный год

выступления

2.Участие во Всероссийском сетевом проекте «ЭМУ-Эрудит»

Декабрь

материал

3. Участие в конкурсе дидактических материалов

Декабрь

материал

Раздел 4. Участие в системе методической работы

1. Принимать активное участие в работе РМО

Текущий учебный год

2. Организовать работу с одарёнными детьми

Подготовить учащихся для участия

  1. в районных олимпиадах
  2. в игре «Русский медвежонок»
  3. в игре «Кенгуру»
  4. в районном конкурсе коллажей «Это Я!»

Организация проектно-исслевательской работы учащихся.

Текущий учебный год

Подбор заданий

3. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Регулярно

Анализы посещенных уроков

4. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, края, через Интернет и использовать в своей практике системно – деятельностный, дифференцированный подходы

2012-2017

Конспекты уроков

5.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

Создание презентаций к урокам

В течение года

Презентации

6.Использовать электронную почту для контакта с единомышленниками.

2012-2017

7. Проводить открытые уроки для коллег по работе.

Текущий учебный год

Конспект урока

Раздел 5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации

Повышать квалификацию через:

а) VII Международный фестиваль школьных учителей г.Елабуга

б) семинар «Методика преподавания курса «Основы светской этики» с использованием УМК издательства «Просвещение»;

в) районные семинары учителей начальных классов:

Август2017

Текущий учебный год

Раздел 6. Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Проводить на уроках коррегирующую гимнастику для глаз.

Регуляр

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности в начальной школе и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

  • Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
  • Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».

4. Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
  • Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
  • Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
  • Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
  • Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.

Литература по теме самообразования

Книги, брошюры

  1. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-метод. и управленческого сопровождения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 5 за знания, 2010. - 304 с. - (Методкнига). - ISBN 978-5-458292-344.
  2. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 336 с. - ISBN 5-901030-26-5.
  3. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. - Псков: ПОИПКРО, 1996. - 440 с. - (Управление образованием). - ISBN 5-7522-0006-7.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
  5. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
  7. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272

Статьи

  1. Арламов А.А. Методологические ориентиры воспитания личности гражданина России // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 27-30.
  2. Артемьева Л.Н. Системный подход к научной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005.- N3. - С. 52-56.
  3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования.
  4. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 11-14.
  5. Атанов Г.А. Деятельностный подход к проектированию обучения // Образовательные технологии // . - 2004.- N2.
  6. Ахвердов А.А. Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельностной среде // Методист. - 2008. - № 3. - С. 35-39.
  7. Базовые технологии стандартов второго поколения как основа достижения нового образовательного результата // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2011. - № 9. - С. 10-15.
  8. Белобородов Н.В. Технология социального творчества учащихся // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 226-232.
  9. Бершадский М.Е. Национальные образовательные проекты и современная психология обучения // Народное образование. - 2011. - № 9. - С. 185-194.
  10. Боровая Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 13. - С. 24-26.
  11. Боровских А.В. Деятельностные принципы и педагогическая логика // Педагогика. - 2010. - № 8. - С. 10-19.
  12. Булин-Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход // Учитель. - 2005. - № 3. - С. 63-66.
  13. Валеев Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода // Педагогика // . - 2005.- N5.
  14. Воровщиков С.Г. Технология проблемно-деятельностной игры // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 8. - С. 80-96.
  15. Воровщиков С.Г. Технология проблемно-деятельностной игры // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 9. - С. 92-104.
  16. Габитова А.А. Теоретические основы обеспечения преемственности экологического образования // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 4. - С. 82-84.
  17. Гаврилюк Л.В. Талантливый человек талантлив во многом? // Педагогические технологии. - 2008. - № 2. - С. 113-114.
  18. Гайнеев Э.Р. Деятельностно-компетентностный подход в реализации ФГОС как средство повышения квалификации педагогов профессионального образования // Методист. - 2013. - № 1. - С. 44-49.
  19. Гриценко Л.И. Деятельностная основа педагогики А.С.Макаренко // Педагогика. - 2010. - № 8. - С. 79-84.
  20. Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии // . - 2003.- N6.
  21. Дятлова К.Д. Системный подход в педагогическом тестировании // Педагогическая диагностика. - 2005. - № 5. - С.23-30.
  22. Захарова В.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода к обучению // Начальная школа. - 2011. - № 8. - С. 20-23.
  23. Иванов Д.А. Мысли о педагогике, или С чего начинается школа? // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 149-152.
  24. Камболов Т. Новые вызовы времени: системный подход - вот что нужно для воспитания культурных традиций // Учительская газета. - 2007. - 10. - С. 5.
  25. Кравцова И.Л. Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 163-168.
  26. Крылова Н. Ребенок в открытой и закрытой школьной системе // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 185-192.
  27. Крылова Н.Б. Педагогика дела: продуктивное учение против аудиовизуального обучения // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 28-35.
  28. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 4. - С. 13-27.
  29. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. - 2005. - № 10. С. 27-32.
  30. Леонтьева О.М. Деятельностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С. 83-96.
  31. Лисина Л. Деятельностный подход в обучении // Учитель. - 2008. - № 4. - С. 69-70.
  32. Львовский В. Реализация деятельностного подхода при повышении квалификации учителя развивающего обучения // Начальная школа: изд. дом Первое сентября. - 2004.- N46. - С. 24.
  33. Лямасова Г. Создаем школу нового поколения // Учитель. - 2009. - № 4. - С. 35-38.
  34. Лях Ю.А. Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения на основании деятельностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 1. - С. 23-26.
  35. Марютина Т.М. Индивидуализация психического развития в контексте системного подхода // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 3. - С. 44-54.
  36. Митрофанов К.Г., Голубкин И.В., Беликова Ю.И. и др. Проектирование информационно-коммуникационных гуманитарных образовательных ресурсов нового поколения. / К.Г. Митрофанов и др. – М.: МГПУ, 2010.
  37. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. - 2011. - № 6. - С. 3-14.
  38. Нурмухамедов Г.М. Электронные учебные курсы: потребности образования, проектирование, разработка, проблемы и перспективы // Информатика и образование. - 2012. - № 1. - С. 33-39.
  39. Панов В.И. Деятельное (практикоориентированное) образование // Дополнительное образование // . - 2003.- N8.
  40. Панова О.В. Роль социального проектирования в воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2011. - № 8. - С. 31-34.
  41. Петерсон Л.Г. Механизмы реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения на основе дидактической системы деятельностного метода "Школа 2000..." // Методист. - 2010. - № 1. - С. 6-10.
  42. Петерсон Л.Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода // Педагогика // . - 2004.- N9.
  43. Петрова О.Г. Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования // Информатика и образование. - 2012. - № 9. - С. 18-22.
  44. Погребняк Е.В. Здоровьесберегающие возможности деятельностного подхода в образовании в аспекте изменения позиции учителя // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - № 3. - С. 26-29.
  45. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч // . - 2005.- N5. - С. 38-56.
  46. Пономарева Е.А. Деятельностный подход к формированию системы понятий учебных предметов // Методист. - 2013. - № 1. - С. 54-57.
  47. Ривкин Е.Ю. Системно-деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2013. - № 5. - С. 3-9.
  48. Сайфуллин Ф.А. Миф о деятельностном подходе // Школьные технологии. - 2012. - № 2. - С. 172-179.
  49. Сергеев С.Ф. Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных сред // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 187-195.
  50. Серебрякова Л.А. Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетенций школьников // Методист. - 2011. - № 2. - С. 14-17.
  51. Сумнительный К.Е. Презентация как методическая основа педагогики М.Монтессори // Методист. - 2012. - № 4. - С. 4-8.
  52. Текнеджян Т.В. Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции учителя - эффективное средство освоения деятельностного метода обучения "Школа 2000..." // Методист. - 2010. - № 2. - С. 61-65.
  53. Текнеджян Т.В. Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции учителя - эффективное средство освоения деятельностного метода обучения "Школа 2000..." // Методист. - 2010. - № 3. - С. 55-60.
  54. Титова Е.Т. ФГОС на этапе основного общего образования: первый опыт // Методист. - 2013. - № 5. - С. 38-43.
  55. Трунцева Т.Н. К вопросу о деятельностных способах формирования профессиональной компетентности учителя // Профильная школа. - 2010. - № 4. - С. 33-36.
  56. Филонов Г.Н. Деятельностная сущность воспитания // Педагогика. - 2008. - № 2. - С. 13-19.
  57. Шпакович В.И. Индекс человеческого развития // Педагогические технологии. - 2005. - № 4. С.114-118.
  58. Юдин В.В. Концепция педагогической технологии (элементы теории) // Педагогические технологии. - 2007. - №1. - С.37--45.
  59. Юсупова Г.Р. Системный подход к деятельностному повышению квалификации работников образования // Педагогические технологии. - 2004. - № 4. - С.25-31.
  60. Ярославцева М. Системный подход к внедрению инновационных технологий // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2010. - № 7. - С. 8-11.
  61. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.

62. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

63. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. —

М.: Народное образование, 2001. — 272


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования учителя начальных классов

План профессионального самообразования учителя начальных классов на 2013-2017 гг...

План профессионального самообразования учителя начальных классов Голонягиной Любови Петровны

Тема школы «Использование в учебно-воспитательном процессе современных педагогических технологий как фактор формирования креативной личности педагога и обучающегося в новом образовательном пространств...

Индивидуальный план профессионального самообразования учителя начальных классов

Общешкольная тема: Совершенствование компетентностного  подхода в обучении и воспитании учащихся и непрерывный процесс развития педагогических работников как необходимое условие повышение к...

Индивидуальный план профессионального самообразования учителя начальных классов

Индивидуальный план профессионального самообразования содержит пояснительную записку ,разработку программно-методического обеспечения образовательного процесса, обобщение собственного опыта педагогиче...

Индивидуальный план профессионального самообразования учителя начальных классов Абдумухтаровой Зульфии Рафаилевны

Индивидуальный план профессионального самообразования учителя начальных классов Абдумухтаровой Зульфии Рафаилевны...