Выступление на фестивале
методическая разработка на тему

Габибова Людмила Владимировна

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на  уроке

 

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_festivale.docx946.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методический фестиваль.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на  уроке

Габибова Людмила Владимировна

учитель начальных классов

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

Запрос информационного общества: «Нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений».

Возникает проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися  новых знаний, умений и компетенций, включая  умение учиться.

Пути решения проблемы: формирование универсальных учебных действий.

УУД – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. УУД – это саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальность УУД:

  • носят надпредметный,  метапредметный характер;
  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Основные функции УУД:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой  социальной и профессиональной мобильности;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и  компетентностей в любой предметной области познания.

Таблица 1 – Универсальные учебные действия

Вид УУД

Содержание

Личностные

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Познавательные

общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы

Коммуникативные

обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Регулятивные

обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности

Овладение учащимися универсальными учебными действиями  происходит в контексте разных учебных предметов.

Роль учителя в формировании УУД:

  • подбор содержания, конкретный набор наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области),
  • определение планируемых результатов,
  •  использование учителем современных образовательных технологий.

Таблица 2 – Форма технологической карты урока

Тема урока

Цель урока

Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД

Личностный результат:

Личностные УУД:

Предметный результат:

Познавательные УУД:

Метапредметный результат:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД

Основные понятия

Ресурсы (оборудование)

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный момент

Целеполагание и мотивация

Актуализация знаний

«Открытие» нового знания детьми

Закрепление

Инструкции по выполнению домашнего задания

Рефлексия

Фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме: «Безударные гласные в корне слова»

Рисунок 2. Целеполагание и мотивация

Прогуляемся по парку. Смотрите, возле дерева записка. Кто мог её оставить?

Почему улыбаетесь? Что-то неправильное в написании слов? (ошибка в слове сова)

Подберите однокоренные слова.

Сава, совушка, савята, савёнок, совы

Какое лишнее слово?

1.Выдели корень

2. Поставь ударение

3. Сравни написание корней

4. Вспомни правило, как пишутся корни в родственных словах

Давайте сформулируем правило правописания безударных гласных в корне.

Ученик младших классов научится формулировать правила на основе выделения существенных признаков, выполнять задания, используя материальные объекты, проводить сравнение и классификации, строить объяснения в устной форме и логические цепи рассуждения

В заключение отметим, что владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.

Таким образом, наша главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на фестивале Дружбы народов в рамках недели толерантности. Испания.

Данный материал включает стихотворный монтаж, который служит заочной экскурсией по стране. Легко запоминается детьми и при желании возможно обыграть на сцене....

Выступление на фестивале Дружбы народов "Петербургское гостеприимство"

Данный практическиий материал предназначен для выступления на фестивале Дружбы народов. Рассказывает о традициях и достопримечательностях народа -финны, проживающих в городе Санкт-Петербурге....

Сценарий выступления на фестивале сказок. Тема: « Путешествие по сказкам»

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Женя.   Я пришла к вам из сказки В.Катаева «Цветик – семицветик». У меня в руках волшебный  цветок с разноцветными лепестками.    Подарил...

Выступление на фестивале

КТД "Страны Содружества"Татарстан...