Литературное чтение
статья на тему

Константинова Светлана Алексеевна

Уроки литературного чтения имеют огромное значение в воспитании учеников. Читая художественную литературу дети знакомятся с нравственными понятиями - добром, честностью, смелостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_statya.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение, как средство нравственного воспитания школьников.

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека.»

                                                                                                         В.Г.Белинский

Действительно, от того, как воспитан человек, зависит его настоящее и будущее. О том, что книга и учит, и воспитывает, знают все.

Урок литературного чтения представляет собой одно из важнейших средств освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи.

Как форма познания действительности литературное чтение расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Читая художественную литературу, дети знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, честность, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширение кругозора детей, формирование у них нравственных представлений и основ мировозрения.

 При восприятии художественного произведения возникают такие спектры чувств, как радость, восхищение, горечь, любовь. Безусловно, никакие ценности нельзя навязать человеку силой. Большую роль в формировании ценностных ориентиров у младших школьников играет литературное чтение. Данный предмет обладает уникальным ценностным потенциалом, который включает широкий спектр общечеловеческих ценностей. В художественных произведениях воплотились высшие проявления человеческого духа. Они развивают способность чувствовать и сопереживать. Читая художественную литературу, ребята знакомятся с такими нравственными понятиями, как любовь к Родине, своему народу, своему краю, родной земле. Понимание художественного произведения – сложная, активная и специфическая духовная деятельность, которой необходимо учиться. Художественная литература расширяет культурный кругозор, обогащает опытом прошлого, развивает художественный вкус, формирует духовно-нравственные устои личности. Конечно процесс этот достаточно сложный, имеющий довольно длительную временную протяженность. Он предусматривает не навязывание, а деликатное предъявление ценностей личности младшего школьника.

Практика уроков чтения убеждает нас в том, что дети хорошо воспринимают художественные образы, недаром они так любят сказки, поучительные рассказы, так как эти художественные произведения как образное отражение действительности влияет на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное влияние на их поведение.

 Чувства, возникающие у школьника по отношению к персонажам художественных произведений, переносится им на людей и реальность в житейских ситуациях и наоборот, нравственные представления, полученные из реального жизненного опыта, могут проецироваться на героев текстов художественного произведения. В процессе такого переноса могут возникать сильные переживания и образовываться интеллектуально-эмоциональные связи, в основе которых лежит формирование нравственных качеств. Особый характер сопереживания ребенком литературному герою выражается в стремлении действовать вместе с ним, самому становиться как бы соучастником изображенных поступков действующих лиц.

В учебнике «Литературное чтение» для 3 класса (УМК «Школа России») имеется целый раздел, посвященный природе- «Люби живое». На мой взгляд, такие произведения, как Б.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «Наша Жучка», В.П. Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Эти произведения демонстрируют младшим школьникам нравственное отношение к природе, помогают им осознать выбор варианта поведения по отношению к «братьям нашим меньшим», помогают им получить представление о нравственном выборе, который часто совершает человек в своей жизни. Также, в учебниках для уроков литературного чтения часто включаются произведения В.С.Осеевой, В.Ю.Драгунского, Л.Ф.Воронковой, в которых поднимаются вопросы нравственного поведения человека, в том числе маленького человека, в тех или иных ситуациях.

Художественное слово вызывает у ребенка желание стать лучше, сильнее, храбрее, сделать что- то хорошее. Получается, что книга воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Вместе с героями сказок дети как будто преодолевают все трудности и препятствия, делая для себя очень много открытий и извлекая ценные уроки, как поступать никогда нельзя. Сказки учат читателей следовать заповедям, данные человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Кроме этого они еще и являются для детей образцом истинного патриотизма. А в жизни, как и в сказке, есть не только положительные, но и отрицательные примеры. Поэтому, считаю, что внимание школьников надо обращать и на негативное в жизни и в поведении людей. Учить анализировать последствия неправильных поступков и делать правильные выводы. Очень доступный пример, это и пример народной мысли, которым на уроках литературного чтения тоже отводится место. Пословицы и поговорки – блистательный проявление творчества народа. Они украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Пословицы выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми.

Таким образом, читая, рассуждая, убеждая и высказывая свое мнение дети учатся лучше понимать окружающих и самих себя, приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...