Использование различных способов оценивания метапредметных результатов для отслеживания прогресса
план-конспект урока (1 класс) по теме

Ирина Константинова

Выступление на августовском секционном заседании учителей начальных классов пестречинского муниципального района. В выступлении я делюсь опытом оценивания метапредметных результатов учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                                  «ПАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»                                                                                                                                         ПЕСТРЕЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Выступление на секционном заседании

учителей начальных классов

Пестречинского МР РТ

                                   

« Использование различных способов

оценивания метапредметных результатов

для отслеживания прогресса обучающихся»

Подготовила

учитель начальных классов

Iквалификационной категории

МБОУ «Пановская ООШ»

Константинова И.Н.

21.08.2017

Использование различных способов оценивания метапредметных результатов для отслеживания прогресса обучающихся

1

Федеральные образовательные стандарты НОО задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.

Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка.

Что же такое метапредметы и принцип метапредметности? Вопросами учебных метапредметов и метапредметной деятельности с 1980-х годов занималась Научная школа Андрея Викторовича Хуторского. Например, в "Современной дидактике" Андрея Викторовича есть параграф "Метапредметное содержание образования", в котором подробно излагается специфика учебных метапредметов и метапредметных тем. Сегодня данным вопросом занимается группа методистов, во главе с Громыко Ниной Вячеславовной, кандидатом философских наук, заместителем директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы, Половковой Мариной Вадимовной, кандидатом психологических наук, заместителем директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы и директора Института опережающих исследований им. Шифферса, академика РАЭН Юрия Вячеславовича Громыко. Целью разработки метапредметного подхода в образовании и соответственно метапредметных образовательных технологий они видят в том, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления. Ученик на данных уроках учится учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно продумал, как двигался, к каким результатам пришел.

 «Метапредметные результаты образовательной деятельности – это универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» (Слайд № 4 и последующая демонстрация листа наблюдений)

– Как оценить и отследить достигнуты ли метапредметные результаты?

Основным объектом оценки метапредметных результатов  служит сформированность у обучающихся универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных).

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени НОО строится вокруг умения учиться.

       Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

        Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

   Методы контроля:

итоговая комплексная  проверочная работа, педагогическое наблюдение и экспертная оценка, проектирование, тестирование

  Формы контроля:

индивидуальные, групповые, фронтальные формы;

 устный и письменный опрос. 

2

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструментарий.

Инструментарий –  это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

 Инструментарий контроля:

задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки и пр.

Свою систему может составить каждый учитель сам. При этом, конечно же, будут учтены особенности класса и индивидуальные показатели учащихся.

         Но можно подобрать материалы для диагностики и в Интернете.

Педагогическое наблюдение и экспертная оценка учителем, педагогом-воспитателем уровня сформированности УУД. Проводится в динамике на протяжении 1-4 класса, результаты сравниваются для определения дальнейшей образовательной траектории развития обучающегося. Фиксируется в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога.

Для этого можно использовать нижеследующие таблицы. Учитель по результатам наблюдения фиксирует наличие или отсутствие УУД у обучающегося в конце четверти.

Ф.И.обучающегося  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Самостоятельно формулирует задание. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Выбирает для выполнения определённо 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Оценивает результаты собственной деятельности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает её в работе над ошибками. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает её. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УДД:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ориентируется в учебниках. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Составляет сложный план текста. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, моделей, таблиц, сообщений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УДД:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Владеет диалоговой формой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Критично относится к своему мнению, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Участвует в работе группы, выполняет свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для более детального исследования уровня сформированности УУД можно использовать диагностическую методику М. А. Ступницкой. Учитель отмечает в опросном листе наиболее подходящую характеристику учебной работы, присущую определенному ученику. По результатам этого выводится общий балл, характеризующий уровень сформированности у обучающегося общеучебных умений и навыков (высокий, средний, низкий), в соответствии с чем даются рекомендации учителю для определения дальнейшей индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

Познавательные умения и навыки

Баллы

Виды работы на уроке

Фамилии учащихся

 

 

 

 

 

 

1. Восприятие информации
1.1. Устную инструкцию воспринимает:

4

с первого предъявления

 

 

 

 

 

 

3

нуждается в дополнительных разъяснениях

 

 

 

 

 

 

2

нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения

 

 

 

 

 

 

1

не воспринимает устную инструкцию

 

 

 

 

 

 

   1.2. Письменную инструкцию (в учебнике, на доске, на карточке и т.п.) воспринимает:

4

самостоятельно

 

 

 

 

 

 

3

нуждается в разъяснениях

 

 

 

 

 

 

2

нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения

 

 

 

 

 

 

1

не воспринимает письменную инструкцию

 

 

 

 

 

 

2. Интеллектуальная обработка информации
2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации:

3

способен выделить самостоятельно

 

 

 

 

 

 

2

нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих) вопросах

 

 

 

 

 

 

1

испытывает значительные затруднения

 

 

 

 

 

 

2.2. Умеет ли выделять новое в учебном материале:

3

способен выделить самостоятельно

 

 

 

 

 

 

2

нуждается в помощи

 

 

 

 

 

 

1

испытывает значительные затруднения

 

 

 

 

 

 

2.3. Темп интеллектуальной деятельности:

3

выше, чем у других учащихся класса

 

 

 

 

 

 

2

такой же, как у других учащихся класса

 

 

 

 

 

 

1

значительно снижен

 

 

 

 

 

 

3. Результативность интеллектуальной деятельности
3.1. Результат получает:

4

успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм

 

 

 

 

 

 

3

оригинальным творческим способом

 

 

 

 

 

 

2

нерациональным («длинным») путем

 

 

 

 

 

 

1

путем подгонки под ответ («методом тыка»)

 

 

 

 

 

 

3.2. Предъявление результата:

4

способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение

 

 

 

 

 

 

3

способен дать правильный ответ, но не может его обосновать

 

 

 

 

 

 

2

приходится «вытягивать» ответы

 

 

 

 

 

 

1

необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения

 

 

 

 

 

 

4. Самооценка результата работы:

3

способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок

 

 

 

 

 

 

2

не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки

 

 

 

 

 

 

1

не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки

 

 

 

 

 

 

5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения:

3

способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки

 

 

 

 

 

 

2

для освоения программы требуется система дополнительных занятий

 

 

 

 

 

 

1

освоение программы по различным причинам затруднено

 

 

 

 

 

 

Общий балл:

 

 

 

 

 

 

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителю

Слабая группа
(9–15 баллов)

Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.

Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.

Средняя группа
(16–23 балла)

Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.

Сильная группа
(24–31 балл)

Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок.

Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.

Регулятивные умения и навыки*

Баллы

Виды работы на уроке

Фамилии учащихся

 

 

 

 

 

 

1. Получив задание:

3

планирует работу до ее начала

 

 

 

 

 

 

2

планирует действия в ходе работы

 

 

 

 

 

 

1

вообще не составляет плана

 

 

 

 

 

 

2. Вопросы, уточняющие задание:

4

не нуждается в дополнительных пояснениях

 

 

 

 

 

 

3

задает до начала работы

 

 

 

 

 

 

2

в ходе работы

 

 

 

 

 

 

1

не задает, хотя и нуждается в пояснениях

 

 

 

 

 

 

3. Выполняя задание:

4

точно придерживается плана

 

 

 

 

 

 

3

отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий

 

 

 

 

 

 

2

начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий

 

 

 

 

 

 

1

работает хаотично, без плана

 

 

 

 

 

 

4. Завершая задание:

3

обязательно добивается запланированного результата

 

 

 

 

 

 

2

не доводит работу до окончательного результата

 

 

 

 

 

 

1

довольствуется ошибочным результатом

 

 

 

 

 

 

5. Закончив работу:

4

проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки

 

 

 

 

 

 

3

результат не проверяет, так как довольствуется любым результатом

 

 

 

 

 

 

2

результат не проверяет, так как всегда убежден в его правильности

 

 

 

 

 

 

1

результат проверяет, но ошибок «не видит»

 

 

 

 

 

 

6. Помощь в работе:

4

не нуждается

 

 

 

 

 

 

3

нуждается и принимает

 

 

 

 

 

 

2

нуждается, но не умеет пользоваться

 

 

 

 

 

 

1

нуждается, но не обращается

 

 

 

 

 

 

Общий балл:

 

 

 

 

 

 

* За основу взят экспертный опрос, приведенный в книге Н.Ф. Кругловой «Регуляторная составляющая учебной деятельности».

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителю

Слабая группа
(6–10 баллов)

Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.

Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно получить помощь и как ею воспользоваться.

Средняя группа
(11–16 балла)

В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.

Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.

Сильная группа
(17–22 балл)

Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.

Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.

Коммуникативные умения и навыки

Баллы

Фамилии учащихся

 

 

 

 

 

 

1. Изложение собственных мыслей:

3

может самостоятельно донести свою мысль до других

 

 

 

 

 

 

2

может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов

 

 

 

 

 

 

1

не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов

 

 

 

 

 

 

2. Ведение дискуссии
2.1. Способность отвечать на вопросы:

4

обычно отвечает, давая развернутый ответ

 

 

 

 

 

 

3

обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ

 

 

 

 

 

 

2

как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения

 

 

 

 

 

 

2

как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря

 

 

 

 

 

 

1

практически не может самостоятельно отвечать на вопросы

 

 

 

 

 

 

2.2. Способность задавать вопросы:

3

обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы

 

 

 

 

 

 

2

формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений

 

 

 

 

 

 

1

практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику

 

 

 

 

 

 

2.3. Способность корректно возражать оппоненту:

3

обычно возражает своему оппоненту корректно

 

 

 

 

 

 

2

не всегда корректно возражает своему оппоненту

 

 

 

 

 

 

1

как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту

 

 

 

 

 

 

3. Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников)
3.1. Способность аргументированно отстаивать собственную позицию:

3

обычно отстаивает свою позицию аргументированно

 

 

 

 

 

 

2

не всегда аргументированно отстаивает свою позицию

 

 

 

 

 

 

1

как правило, не может аргументированно отстоять свою позицию

 

 

 

 

 

 

3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию:

4

обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости

 

 

 

 

 

 

3

не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию

 

 

 

 

 

 

2

как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага

 

 

 

 

 

 

1

не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимость этого шага

 

 

 

 

 

 

3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела:

3

обычно может подчиниться решению группы

 

 

 

 

 

 

2

не всегда может подчиниться решению группы

 

 

 

 

 

 

1

как правило, не подчиняется решению группы

 

 

 

 

 

 

4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения
(способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения):

3

обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения

 

 

 

 

 

 

2

не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения

 

 

 

 

 

 

1

как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения

 

 

 

 

 

 

Общий балл:

 

 

 

 

 

 

Группа, баллы

Статус

Рекомендации учителю

Слабая группа (8–13 баллов)

Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументированно отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.

Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.

 Средняя группа (14–20 балла)

Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.

Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.

Сильная группа (21–26 балл)

Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.

Как все знают, что на образование сейчас работают разнообразные книжные издательства. В том, что предлагается учителям для работы легко можно запутаться или даже заблудиться. Но выбрать необходимую литературу можно, главное задаться целью. Тем более что в этом году, как никогда, можно всю методическую литературу скачивать бесплатно.  (слайд № 5 и демонстрация пособия)

3

Для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных планируемых результатов.

Издательский Дом Федоров в 2012 г. выпустил Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» (1–4 классы) является продолжением программы «Школьный старт» и предназначен для педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся начальной школы. В комплекте на основе единой «линейки» показателей реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения до конца 4 класса. Диагностические мероприятия, описанные в пособии, позволят учителю выявить и определить педагогическую стратегию достижения каждым учащимся метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО и осуществить системное, комплексное изучение продвижения ребенка по образовательной траектории.

                        

Рабочая тетрадь основана на сказочно-игровом сюжете о лесной школе: вместе с учениками-зверятами первоклассники выполняют различные задания, позволяющие дать оценку их учебной деятельности. В тетради представлены два варианта диагностических материалов. Каждый вариант включает тренировочные задания и 16 диагностических модулей, имеющих определенную структуру: образец, задания А, Б и В, а также дополнительное задание, которое носит необязательный характер. Оно адресовано детям с более высоким темпом работы и позволяет учащимся оценить или перепроверить свои ответы. В середине тетради расположен отрывной бланк первичной обработки результатов для учителя.

В методических рекомендациях, адресованных учителям начальной школы, дается характеристика мониторинга метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе. Здесь подробно описана процедура проведения мониторинга в 1 классе, оценки и анализа результатов. Мониторинг проводится в апреле в течение месяца и является продолжением программы «Школьный старт». Данные мониторинга включаются портфолио ребенка, которое по мере его обучения будет дополняться новыми материалами.

Я стала использовать эти материалы в своей работе. Благодаря методическому пособию и тем инструментариям, которые там даны, я могу систематизировать информацию о сформированности УУД  в виде таблиц:

ФИО

Пл

К

Оц

Ан

Си

Ср

Кл

Об

Пр

Ум

Ре

То

Во

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Баскаков

5

5

4

5

4

3

4

3

6

5

6

6

4

2

Закирова

3

3

2

3

4

2

4

3

2

4

5

4

3

3

Козлов

3

1

2

1

3

1

3

3

1

1

2

2

2

4

Сатаров

4

4

4

3

4

5

2

3

4

5

3

3

4

5

Тауткус

3

3

3

2

2

2

1

3

2

2

2

3

3

и в виде диаграмм:

Затем к концу 4 класса мы с ребятами, используя ежегодные данные портфолио,  всё это обобщим.

Но эти виды мониторинга проводятся в конце учебного года. А в течение учебного полугодия мы работали, и, надеюсь, будем работать с рабочей тетрадью авторов Л.С.Итина, С.Н. Кормишина «Волшебные точки» во всех классах, где я вела математику. Это очень интересное пособие, где чтобы получить результат, надо уметь выполнять предметные действия по всему курсу математики каждого класса. Материалы тетрадей «Волшебные точки» для 2,3,4 классов способствуют общему развитию ребёнка, пониманию им красоты мира чисел и красоты окружающего мира. По результатам заданий, выполненных детьми, мы тоже проведём диагностику и пополним портфолио.

Также в этом году я впервые использовала рабочие тетради «Комбинированные летние задания» Л.А.Иляшенко, И.В. Щеглова. Некоторые ребята уже принесли заполненные тетради в класс. Здесь 50 заданий по русскому языку и математике. В каждой тетради предлагается список литературных произведения для летнего чтения. Имеется Дневник читателя.

Проверять эти работы, так же как и «Волшебные точки», мы будем вместе с учащимися. Ответы были мной удалены. Теперь учащиеся придут после каникул и смогут заняться либо взаимопроверкой, либо самопроверкой. Результаты мы систематизируем и вложим в портфолио.

В новом учебном году я планирую использовать ещё один вид рабочих тетрадей «Проектная деятельность по русскому языку» из серии «Путь к грамотности». Я планирую заниматься по ним на уроках дополнительного занятия по русскому языку и во внеурочной деятельности. Эти рабочие тетради мы приобрели, а пособие скачивается с Интернета. Когда я приобрела его и ознакомилась с ним, я решила, что смогу применить в работе. Ну и, конечно, по завершении этих рабочих тетрадей, мы с ребятами проведём диагностику.                                               Самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфеля достижений» (Портфолио) – неотъемлемый компонент системы оценки достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального образования.

Благодаря этой работе Портфолио моих ребят значительно пополняются.

4

        

Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы о роли метапредметных результатов в системе современного общего начального образования:

   1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

   2. Развитие системы оценки метапредметных результатов  в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

   3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.

     И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте НОО основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.

Список литературы

- ФГОС НОО

- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).

- Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.

- Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.

- Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.

- Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.

- Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.

- Рабочая тетрадь «Школьный старт. Мониторинг метапредметных УУД» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.п.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова).

- Рабочие тетради «Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных УУД» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой(Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на секции учителей начальных классов 21.08.17 Пестречинская средняя школа № 1 Использование различных способов оценивания метапредметных результатов для отслеживания прогресса обучающихся Подготовила учитель начальных классов I квалификационной категории МБОУ « Пановская ООШ» Константинова И.Н.

Слайд 2

Константинова И.Н МБОУ " Пановская ООШ" План выступления Метапредметные результаты Инструментарий Из опыта

Слайд 3

Константинова И.Н МБОУ " Пановская ООШ" ФГОС НОО

Слайд 4

Константинова И.Н МБОУ " Пановская ООШ" « Метапредметные результаты образовательной деятельности – это универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени НОО строится вокруг умения учиться.

Слайд 5

Константинова И.Н МБОУ " Пановская ООШ" Как все знают, что на образование сейчас работают разнообразные книжные издательства. В том, что предлагается учителям для работы легко можно запутаться или даже заблудиться. Но выбрать необходимую литературу можно, главное задаться целью. Тем более что в этом году, как никогда, можно всю методическую литературу скачивать бесплатно. Эта литература из разных УМК. Но ФГОС НОО един для всех. Инструментарий

Слайд 6

Константинова И.Н. МБОУ " Пановская ООШ" ИД Федоров с 2012 г. выпускает Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» (1–4 классы) Из опыта

Слайд 7

Константинова И.Н МБОУ " Пановская ООШ" 1 класс Регулятивные УУД Познавательные УУД № ФИО Планирование Оценка Анализ Синтез Сравнение Классифи кация Обобщение Причинно-следственные связи А Б В S А Б В S А Б В S А Б В S А Б В S А Б В S А Б В S А Б В S 1 Баскаков 1 2 3 1 2 3 2 2 4 1 3 4 1 3 4 2 2 4 2 4 6 1 4 5 2 Закирова 1 2 3 1 3 4 1 1 2 0 2 2 2 3 5 1 2 3 1 4 5 1 4 5 3 Козлов 0 1 1 0 1 1 2 1 3 1 2 3 1 0 1 1 0 1 1 1 2 0 3 3 4 Сатаров 1 3 4 1 0 1 1 0 1 1 3 4 2 2 4 2 1 3 2 1 3 0 2 2 5 Тауткус 1 3 4 1 1 2 1 1 2 1 3 4 1 2 3 1 2 3 1 1 2 0 2 2 № ФИО Пл К Оц Ан Си Ср Кл Об Пр Ум Ре То Во 1 Баскаков 5 5 4 5 4 3 4 3 6 5 6 6 4 2 Закирова 3 3 2 3 4 2 4 3 2 4 5 4 3 3 Козлов 3 1 2 1 3 1 3 3 1 1 2 2 2 4 Сатаров 4 4 4 3 4 5 2 3 4 5 3 3 4 5 Тауткус 3 3 3 2 2 2 1 3 2 2 2 3 3 Уровень сформированности метапредметных результатов 1 класс Уровень сформированности метапредметных результатов 2 класс Из опыта

Слайд 8

Константинова И.Н МБОУ " Пановская ООШ" Уровень сформированности метапредметных результатов 2 класс Уровень сформированности метапредметных результатов 1 класс Из опыта

Слайд 9

Константинова И.Н МБОУ " Пановская ООШ" Уровень сформированности метапредметных результатов за каждый год в портфолио ученика Из опыта

Слайд 10

Константинова И.Н МБОУ " Пановская ООШ" Из опыта Материалы тетрадей «Волшебные точки» для 1,2,3,4 классов способствуют общему развитию ребёнка, пониманию им красоты мира чисел и красоты окружающего мира. Свободное время на уроке и во внеурочное время у чащиеся с удовольствием выполняют задания в рабочих тетрадях:

Слайд 11

Константинова И.Н МБОУ " Пановская ООШ" Из опыта В этом году мои учащиеся проводят «каникулы с пользой»

Слайд 12

Константинова И.Н МБОУ " Пановская ООШ" Из опыта В новом учебном году я планирую добавить …

Слайд 13

Константинова И.Н МБОУ " Пановская ООШ" Желаю всем удачи в новом учебном году! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты использования различных моделей интеграции в начальной школе

Презентация к выступлению на областном семинаре. Тема:"Варианты использования различных моделей интеграции в начальной школе "...

Использование различных технологий при формировании устных вычислений на уроках математики

В материале представлены различные подходы к организации устного счета...

Разработки развивающих занятий в группе продленного дня с использованием различных современных технологий

Материалы для использования в ГПД (начальная школа) по образовательной системе "2100"...

Оздоровительные двигательные минутки на уроках общеобразовательного цикла с использованием различных предметов

Материал статьи учитель может использовать для организации и проведения нестандартных физминуток на уроках и внеурочной деятельности, используя различные подручные предметы:ластик, карандаш, стаканчик...

Фрагмент урока (предметный, метапредметный) с использованием различных доступных образовательных ресурсов

Фрагмент урока по русскому языку по теме: "Что такое однозначные и многозначные слова?" (предметный, метапредметный) с использованием различных доступных образовательных ресурсов:...