Выступление на ШМО учителей начальных классов 2015 год. Развитие психических процессов на уроках математики с младшими школьниками ЗПР с использованием образовательного комплекта Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия
статья (1, 2 класс) на тему

Константиниду Мария Владимирос

выступление на ШМО учителей начальных классов. Доклад для обмена опытом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  специальное (коррекционное) автономное

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________

г. Москва   г. Троицк, ул. Пушковых, д.5, тел.8(495)851-50-03

Доклад: Развитие психических процессов на уроках математики с младшими школьниками ЗПР с использованием образовательного комплекта «Начальная школа». Уроки Кирилла и Мефодия»

                                                         

Учитель: Константиниду Мария Владимирос

Москва, 2015 г.

Содержание

I Введение

II Теоретическая часть

  1. Психолого – педагогическая характеристика младших школьников с замедленным психическим развитием.
  2. Образовательный комплект «Начальная школа». Уроки Кирилла и Мефодия»

III Основная часть

     Применение мультимедийного сборника на уроках математики с младшими школьниками с задержкой психического развития.

IV Заключение

V Список литературы

Введение

Специальные комплексные исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились с начала 60-х гг. дефектологами и физиологами совместно с психологами и клиницистами в НИИ дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).

Т. А. Власова, Т. В. Егорова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина и другие сотрудники Института дефектологии выявили среди неуспевающих школьников, особенности развития которых и трудности, испытываемые ими при усвоении программ, позволили выделить особую категорию учеников — детей с временной задержкой психического развития (ЗПР).

Одной из наиболее актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости.

Большое количество детей, испытывающих трудности в обучении составляет группа детей с задержкой психического развития. Мамайчук И.И. отмечает, что переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольных учреждениях в атмосферу школьного обучения предъявляет более сложные требования к их интеллектуальным возможностям. У подавляющего большинства детей с ЗПР уже в первые недели обучения наблюдается выраженная школьная дезадаптация, которая находит отражение в следующих явлениях: в трудностях усвоения ребенком школьной программы; в эмоционально-личностных проблемах ребенка (наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным предметам или педагогам, возможные конфликты с одноклассниками);                                                                                    в нарушениях поведения (ребенок отказывается идти в школу, на уроках нетерпелив, возбудим, не проявляет познавательную активность, отвлекается и пр.).                                              

Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из актуальных психолого-педагогических проблем психологами и педагогами. Проблемой изучения внимания детей младшего школьного возраста занимались: П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, О.Ю.  Ермолаев, В.А. Крутецкий, Н.Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, К.Д.Ушинский и другие.

Актуальность и значимость проблемы обусловили выбор темы реферата «Развитие психических процессов на уроках математики с младшими школьниками ЗПР с использованием образовательного комплекта «Начальная школа». Уроки Кирилла и Мефодия»

Цель работы: теоретически обосновать и показать в практической работе комплекс упражнений по развитию психических процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с использованием образовательного комплекта «Начальная школа». Уроки Кирилла и Мефодия».

Работа проводилась в МСКАОУ СКОШ VII – VIII вида г. Москвы г. Троицка с учащимися 1 «А» класса с задержкой психического развития. В классе 11 человек.

Практическая значимость работы: данные материалы могут быть использованы в работе учителей и воспитателей групп продленного дня, психологов, работающих с детьми младшего школьного возраста с трудностями в обучении, а также родителями.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

  1. Психолого – педагогическая характеристика младших школьников с замедленным психическим развитием.

Большая часть детей сталкивается в школе с трудностями в обучении. Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников. Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР).

     ЗПР - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности. Это особый тип психического развития, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучения.

     Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

       Важным отличием их от умственно отсталых детей является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста.

       Младшие школьники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются несоответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно - деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи.

У всех детей с ЗПР снижено внимание и работоспособность. Причем у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно снижается. У других - сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания.

Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при большой нагрузке).

Было выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации.

В развитии мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР тоже наблюдается значительное отставание. Это выражается в не сформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.

Анализ объектов у учащихся с задержкой психического развития отличается меньшей полнотой, они выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Деятельность детей при анализе признаков ведется чаще всего хаотично, без плана. Это обнаруживается при изучении процесса обобщения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у младших школьников с ЗПР отчетливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой принадлежности. Иногда это бывает связано с недостаточным личным опытом ученика и бедностью его представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Процесс решения интеллектуальных задач определяется эмоционально-волевыми особенностями младших школьников. Они стремятся избежать усилий, связанных с умственным напряжением при решении интеллектуальных задач. Часто детей с задержкой психического развития нередко подменяют трудную для них задачу более легкой, называют первый пришедший на ум ответ, и задача оказывается не решенной даже в тех случаях, когда потенциально они в состоянии справиться с нею.

Наибольшие затруднения возникают у детей с ЗПР при выполнении заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей степени. В наибольшей степени страдает наглядно-образное мышление. Их наглядно-образному мышлению присуща недостаточная подвижность образов-представлений. Как правило, словесно сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям, близким детям с ЗПР, решаются ими на достаточно высоком уровне. Простые же задачи, основанные даже на наглядном материале, но отсутствующем в жизненном опыте ребенка, вызывают большие трудности.

Речь детей с ЗПР также имеет ряд особенностей. Так, их активный словарь значительно сужен, понятия недостаточно точны. Ряд грамматических категорий в их речи вообще отсутствует.

  1. Образовательный комплект «Начальная школа». Уроки Кирилла и Мефодия»

Мультимедийный проект «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» − представляет собой электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования. УМК содержит методически выверенные наборы учебных медиаобъектов к урокам по различным предметам начального обучения и простую эффективную систему управления учебным процессом в компьютерном классе, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Методические рекомендации учителю по встраиванию УМК в уроки позволяют быстро подготовить и организовать различные формы обучения на занятиях: наглядные демонстрации нового материала, интерактивные практические занятия по отработке умений и закрепления знаний на уроках в начальной школе.

Все содержание мультимедийного УМК разработано на основе федерального государственного образовательного стандарта и базисного учебного плана первой ступени образования с привлечением лучших методистов, учителей, психологов и других специалистов страны в области начального образования. При разработке многих уроков участвовали методические службы Московского института открытого образования, который осуществляет повышение квалификации работников образования города Москвы.

Отличительными особенностями мультимедийного УМК «Начальная школа.

Уроки Кирилла и Мефодия» являются:


  1. повышение мотивации детей к обучению и самостоятельной учебной активности, благодаря увеличению разнообразия материала и усилению его интерактивности и наглядности;

  2. повышение ритмичности уроков, благодаря возможности управления темпом обучения на основе интерактивной мультимедийной составляющей обучения;

  3. возможность организации индивидуальных траекторий обучения учащихся;

  4. достижение полной индивидуализации обучения: индивидуальная работа на компьютере позволяет настроить оптимальный для каждого ученика темп работы; определить и отобрать наиболее приемлемые для ученика способы представления информации (аудиально, визуально, кинестетически),

  5. возможность включения в учебную работу исследовательской составляющей на основе метода проб и ошибок: ученик не боится делать ошибки, так как на компьютере он имеет возможность вернуться назад, отменить ошибочный шаг и выполнить его заново правильно, достигнув тем самым педагогической цели – достичь в учебной ситуации правильного решения;

  6. реализацию объективности в оценивании учебных достижений на уроке средствами компьютерных диагностических заданий, что снимает у детей психологическое напряжение, помогает сформировать у ребенка чувство критической самооценки выполненной работы;

  7. обеспечивается возможность самостоятельной работы учащихся при выполнении домашних заданий и подготовке к урокам.

III. Применение мультимедийного сборника на уроках математики с младшими школьниками с задержкой психического развития.

Целостное развитие ребёнка с ЗПР представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития.

    Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В связи с этим в обучении применяются коррекционно-развивающие технологии, в данном случае иновационные.  Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ОВЗ необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Для этого на уроках математики с 1 «А» классом я применяю программу «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия», адаптированную для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. (ФОТО) Это помогает активизировать мысль учащихся, стимулировать их к приобретению знаний на уроках.

Чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, надо самые непростые научные истины воплотить в занимательные, игровые, но, тем не менее, содержательные формы. Тогда возникнет и будет развиться любознательность, глубокий познавательный интерес. Это особенно важно в начальной школе, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. 

 Очевидно, что обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создает игровая среда. Игра включает в себя компоненты структуры самодетерминированной деятельности. Игровые действия ребенка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании. [6]

Игра помогает решать широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто.

Это связано с тем, что у ребят (рассматриваются ученики 1 «А» класса МС(К)АОУ СКОШ VII – VIII вида г. Москвы г. Троицка):

- Страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)

- Отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

-  Речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, аграмматизмы, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности).

- Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.

-  Страдают зрительное и слуховое внимание.

- Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий)

Остановимся более подробно на характеристике видов заданий, которые по-прежнему классифицируются по основным познавательным процессам, развитие которых в этом возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности. Такими познавательными процессами являются:[3]

Рис. 1 Основные познавательные процессы

Задания на развитие и совершенствование внимания:

В проект включены задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

«Найди отличия»

Ученик внимательно смотрит на образец. Затем в нижнем цифровом ряду выбирает правильно написанные цифры или выделяет мышкой неверные варианты. Всё зависит от задания, которое проговаривает анимационная сова. Правильность выполнения задания зависит от умения внимательно слушать и воспринимать речь. (урок 5. Задания 1 – 10)

«Следи за счётом»

По щелчку мыши ёжик начинает счёт бабочек. Ученик внимательно следит за счётом, чтобы не было пропуска цифр, чтобы дважды они не повторялись. Ответ вписывает в ячейку. (урок 4. Задание 2)

«Соблюдай последовательность»

Показать на схеме в каком порядке по цвету следуют за паровозиком вагончики (урок 2. Задание 4)

«Внимательно раскрась»

Закрась юбочки подружкам. На схеме стрелками показано в каком порядке надо закрасить юбочки подружек. Первую юбочку уже закрасили. Продолжи работу… (урок 2. Задание 3)

Все задания направлены так же на развитие слуховой памяти.

Задания на развитие восприятия и воображения:

Воображение участвует во всех видах деятельности, а значит способствует социальной адаптации. У школьников с ЗПР формирование воображения идёт на неблагоприятной форме, отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью. Из–за органических или функциональных нарушений, воображение оказывается на низком уровне развития. Имеются трудности в использовании образов памяти, восприятии, страдает целостность создания образов, речь не выполняет своей регулирующей функции. У большинства детей узость объёма восприятия.

Дефектное развитие ощущений и восприятий у детей с ЗПР затрудняют формирование представлений, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. Поэтому развитие воображения должно происходить во всех видах деятельности младшего школьника. В программе представлен ряд упражнений на развитие восприятия и воображения. Например:

«ЗРИТЕЛЬНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ЦИФР»


Собрать цифры от 0 до 9. Для этого ученикам предоставляются элементы цифр, из которых они состоят; увидеть общее и отличное в цифрах. Затем предложить учащимся разделить цифры на группы. Чем больше оснований для этого будет выделено, тем с большего количества сторон будут проанализированы цифры, тем скорее и прочнее они будут усвоены. ( урок 5. Задания 21, 22, 23)

Воображение – познавательный процесс, и он имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность мозга. Анализ помогает выделять отдельные части и признаки предметов и явлений

Для развития воображения можно воспользоваться заданием 2 из 1го урока. В нём ученику предлагается найти закономерность по которой составляли гирлянду и раскрасить оставшиеся звёздочки.

 «ТРЕНИРОВКА АНАЛИТИЧНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ»

 
Учащимся предлагается часть числового ряда, числа в котором
имеют определенную последовательность. На основе анализа этой
последовательности, учащиеся должны продолжить этот ряд. (урок 10. Задание 1, 2 и др.)

«СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ» 
Ребёнок внимательно слушает сову, которая говорит в каком порядке закрашивать футболки команды ёжиков. Команда на экране монитора перед учеником. Происходит отработка понятий лево, право. ( урок 2. Задание 5 - 9)

Развитие восприятия геометрических фигур и цвета

"Форма, цвет, размер"

Ученикам представляется ряд заданий, где нужно разложить фигуры по цвету. Продолжить ряды одинаковыми по форме фигурами. (урок 1. Задания 1, 3, 7, 8) Восприятие величины отрабатывается так же в уроке 1.

                               Задания на развитие мышления

Развитие мышления младших школьников необходимо для того чтобы в процессе обучения дети своевременно получали и усваивали весь необходимый объем информации, а не просто заучивали понятия...

Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития показало, что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих словесно – логического мышления. Наглядно – действенное мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей степени. Мыслительные операции у них сформированы недостаточно, и это приводит к трудности понимания учебных заданий младшими школьниками с ЗПР. Успешность понимания, как результата мыслительной деятельности, определяется по определенным параметрам: глубина, отчетливость и полнота с учетом самостоятельности выполнения заданий.

У младших школьников с задержкой психического развития имеются недостатки по каждому из параметров понимания, поэтому математика является для них наиболее трудным учебным предметом.

Особое внимание необходимо уделять решению задач.

Решение задач способствует становлению логического мышления у школьников. Главная цель – научить выяснить в каждой задаче ее математическую сущность, научить каждого ученика анализировать задачу с первых дней добиваться, чтобы учащиеся сами объясняли свое решение, учились рассуждать, делать выводы и умозаключения, что будет способствовать развитию их мышления.

«Решение простых задач»

Игровая форма задания урока 19 позволяет достичь максимального эффекта и не только активизировать мыслительные процессы, но и создать у детей интерес к математике.... В этом уроке предлагается решить ряд простых задач. Красочная форма, элементы анимации вызывают у детей положительные эмоции.

 

«Задачи в 2 действия»

Логические задачи - особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.
Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.
В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение.

Все варианты логических задач направлены на создание условий, в которых существует или существовала бы возможность формирования способности выделять существенные отношения между объектами и величинами. (урок 20)

«Раскрась рисунок»

Перед ребёнком находится картинка. На элементах картинки написаны действия сложения и вычитания. Под картинкой виртуальная кисточка и краски. Выполняя действия ученик узнает в какой цвет ему нужно раскрасить каждый элемент. Эти задания направлены на развитие восприятия, мыслительных операций (анализа и синтеза),
логического мышления. (урок 21. задание 16, урок 22. задание 17)

«Сложи пазл»

Задание направлено не только на развитие мышления, но и развивает воображение. В задание требуется соединить пазлы так, чтобы значения выражений на верхних и нижних частях мозаики были одинаковыми.( урок 8, 9, 10 задание 17)

«Сравни»

В уроке 16 для сравнения предлагаются различные предметы и операции с ними. Во время проверки учащиеся отвечают на два вопроса: «Чем похожи числа?» и «Чем отличаются эти числа?»

Задания на развитие памяти

Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. При проведении занятий с ребенком необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический. У детей с ЗПР отмечается снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость. Большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению стпроизвольной. У этих детей заметно преобладает наглядная память над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточный объём и точность запоминания. Для развития памяти можно использовать следующие уроки:

 «Найди пару»

Перед детьми на экране 8 карточек с цифрами, расположенных в случайном порядке. Ребёнку надо убрать все карточки с экрана за 10 ходов. Один ход – 2 перевёрнутые карточки. Открывать их можно в любом порядке. Если сумма цифр в паре будет ровна 6, то карточки исчезнут с экрана. (урок 21, 22 задание 2)

«Узнай цифру»

На уроке математики в волшебной школе Кузя рассыпал все двоечки. Найди в строке все цифры 2 и щёлкни по ним. (урок 5. Задания с 11 по 20). Задания направлены на запоминание цифр.

В обучении очень важна мотивация ученика, его нацеленность на результат.

После успешно выполненного задания анимационная сова подбадривает ребят. Говорит фразы: «Умница!», «Великолепно!», «Так держать!». В случае неудачи: «Подумай ещё», «Попробуй ещё раз и у тебя получится». Дети быстро подхватывают эту игру, подключаются к ней и уже вместе с совой аплодируют и подбадривают своих товарищей. Дети с удовольствием садятся за компьютер, решают поставленные задачи, не боясь быть осмеянными.

Образовательный комплект «Начальная школа». Уроки Кирилла и Мефодия»

способствует с одной стороны, развитию познавательных способностей детей, расширению их тематического кругозора, а, с другой, помогает глубже и прочнее овладевать программными знаниями, что создает условия для успешного продолжения математического образования в средней школе.

     

IV. Заключение

Математика в специальной (коррекционной) школе решает основную задачу – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучение математики направлено на формирование мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. В процессе обучения математики развиваются речь учащихся, обогащается математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задач, выполнении арифметических.

Существует немало причин, снижающих успеваемость по математике. Трудности чаще всего вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов. Чтобы выявить и устранить трудности, необходимо понимать природу той или иной причины.

Трудности в обучении можно разделить несколько групп

 Первая группа причин: низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве.

Вторая группа причин: недостатки в развитии внимания.       

Третья группа причин: недостатки в развитии памяти.       

Четвертая группа причин: недостатки в развитии мышления.

Пятая группа причин: недостатки развития речи.

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нужно использовать на уроках специально разработанные коррекционно-развивающие упражнения.

Для лучшего усвоения тем, на уроках математики мною был использован и адаптирован Мультимедийный проект «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия»  

При регулярном использовании упражнений на развитие высших психических функций преодолеваются многие характерные для детей с ОВЗ трудности усвоения элементарных математических представлений.

Результаты контрольных работ подтверждают эффективность предложенных упражнений: количество ошибок значительно уменьшилось.

Таким образом, опыт использования мультимедийного УМК «Начальная школа. Медиотеки и уроки Кирилла и Мефодия» и отзывы учителей начальной школы показали его педагогическую целесообразность, высокое качество и доступность для освоения учителями начальной школы, что позволило обеспечить на уроках в начальной школе:


  • повышение качества обучения и эффективности подготовки детей за счет использования имеющихся современных электронных образовательных ресурсов;

  • дополнительную мотивацию учащихся и стимулирование их интереса к обучению;

  • мотивацию учителей начальной школы к использованию на уроках в начальной школе современные электронные образовательные ресурсы;

  • снижение временных затрат учителей при подготовке к урокам и во время уроков;

  • реализацию на практике принципа доступности высококачественного обучения за счет использования современных образовательных и информационных технологий в школах страны, начиная с начальной школы.

V Список литературы

  1. Винникова, E. А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР / Е. А. Винникова, Е. С. Слепович //
  2. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973
  3. Волкова С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики./ С,И, Волкова, НН.Н. Столярова  «Начальная школа» №7-8 1992г (90стр.)
  4. Лубовский В.И. Специальная психология - 2-е изд., испр. - М. :
    Издательский центр «Академия»,2005
  5.  Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст]/И.И. Мамайчук – СПб.: Речь, 2003
  6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры./ Б.П Никитин Москва «Просвещение» 1991 (стр.13-14)
  7. Психология детей с задержкой психического развития: Изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. — СПб. : Речь, 2003. 432 с.
  8. http://ru.convdocs.org/docs/index-177776.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Формирование познавательных УУД младших школьников в условиях использования УМК «Перспективная начальная школа».

Предлагаемый мастер - класс разработан в рамках ФГОС НОО.Цель: создание условий для профессионального роста педагогов.Задачи:- обобщение опыта работы по формированию познавательных УУД в условиях испо...

Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Развитие познавательных процессов на уроках литературного чтения в условиях информационного пространства».

Выступление на ГМО учителей начальных классов «Развитие  познавательных процессов на уроках литературного чтения  в условиях информационного пространства»....

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования:  Развитие логического мышления  на уроках математики  у младших школьников...

Взаимосвязь учителя – логопеда и учителей начальных классов по устранению ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами...

Дифференцированный подход в обучении младших школьников. (Из опыта работы по комплекту "Начальная школа XXI века")

   УМК "Начальная школа XXI века" дает прекрасные возможности для реализации дифференцированного обучения младших школьников, т.к. одной из задач авторского коллектива была ориентиров...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы....