Методические рекомендации по оценке проектной деятельности
методическая разработка на тему

Павленко Светлана Николаевна

Методические рекомендации по оценке проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrument_po_proektnoj_dejatelnosti.docx44.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оценка изменения мотивации к изучению учебных дисциплин и мотивации на проектно- исследовательскую деятельность определяется  на основе наблюдений учителя и специально разработанных анкет.

Анкета №1. 

Почему Вы посещаете элективные курсы с углубленным изучением ………?

Варианты ответов:

а) потому что мне порекомендовали родители; б) потому что мне нравится учитель; в) потому что я хочу больше знать; г) потому что мне нравится изучать этот предмет.

Анкета №2.

Почему ты выбрал данный проект?

Варианты ответов:

а) потому, что этот проект мне предложил учитель;

б) потому, что мне пообещали свою помощь родители; в) потому, что этот проект выбрал мой товарищ; г) потому, что мне интересна тема проекта; д) потому, что мне интересно работать над проектом.

Анкета №3. 

Почему ты выбрал данный исследовательский проект по………….? Варианты ответов:

а) потому, что этот исследовательский проект мне предложил учитель; б) потому, что мне пообещали свою помощь родители; в) потому, что этот исследовательский проект выбрал мой товарищ; г) потому, что мне интересна тема исследовательского проекта; д) потому, что мне интересно работать над исследовательским проектом.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Способы оценки сформированности  проектно-исследовательской компетенции

(По данным исследования Альниковой)

Таблица 1. Количественная оценка степени сформированости проектно-исследовательской компетенции (способ получения знаний, приобретенных в процессе проектно-исследовательской деятельности).

         Критерии

Уровни

Способ получения знаний

Качественная оценка ученика

Баллы

А)

Знания, полученные из учебника.

10

Б)

Знания, полученные из учебника и рекомендуемых учителем источников

20

В)

Знания, полученные из учебника и из самостоятельно подобранных источников.

30

Данную таблицу учитель дает заполнить ученикам, которые самостоятельно отмечают тот уровень, на котором они находятся.

Таблица 2. Количественная оценка степени сформированости проектно-исследовательской компетенции (характер мотивов деятельности).

                     Критерии       Уровни

Характер мотивов

Баллы

А)

Внешние мотивы

5

Б)

Внешние и появление внутренних мотивов

10

В)

Внутренние мотивы

15

Данную таблицу заполняет учитель по результатам анкет и беседы с учащимися (наблюдая за их работой).

Таблица 3. Количественная оценка степени сформированости проектно-исследовательских умений, входящих в состав проектно-исследовательской компетенции (степень проявления самостоятельности)

УМЕНИЯ

КРИТЕРИИ, УРОВНИ

А)

Баллы

Б)

Баллы

В)

Баллы

1.Формули ровать цель.

Использует готовую цель, предложен ную учителем.

2

Может сформулиро вать цель с помощью учителя или других учеников.

4

Формулирует цель самостоятель но.

6

2.Планиро вать деятель ность.

Планирует проектную деятельность совместно с учителем.

2

Планирует проектную деятельность совместно с другими учениками.

4

Планирует исследовательскую деятельность самостоятель но или с другим учащимися.

6

3.Осуществлять сбор и анализ информа ции.

Пользуется только информа цией учебника.

2

Пользуется знаниями, приобретенными из учебника самостоятель но и другими источниками по рекомендации учителя.

4

Пользуется знаниями, приобретенными из различных источников (включая Интернет), выходящие за рамки программы.

6

4.Выдвигать и обосновы вать. гипотезу.

Не умеет.

2

Умеет с помощью учителя или с помощью других учеников.

4

Умеет самостоятель но.

6

5.Выпол нять экспери мент.

Выполняет эксперимент по предложен ному плану, используя известные приборы.

2

Выполняет эксперимент по совместно разработанному плану с учителем, самостоятель но конструирует установку.

4

Самостоятельно планирует и самостоятель но выполняет эксперимент.

6

6.Представ лять результаты.

Предлагает результаты работы в виде доклада.

2

Предлагает результаты работы в виде доклада с разработанной совместно с учителем компьютер ной презентации.

4

Предлагает результаты работы в виде доклада, а также оценку результатов. Разрабатывает компьютер ную презентацию самостоятель но.

6

7.Оуществ лять рефлексию.

Не умеет.

2

Умеет с помощью учителя.

4

Умеет самостоятель но.

6

Для того, чтобы определить уровень сформированности проектно-исследовательской компетенции, учитель суммирует баллы из таблиц: способ получения знаний (по уровням); характер мотивации (по уровням); степень проявления самостоятельности (по уровням).

В результате суммирования всех компонентов проектно-исследовательской компетенции, можно выделить максимально количество баллов по указанным уровням: уровню «А» соответствует 29 баллов; уровню «Б» соответствует количество баллов от 30 до 58; уровню «В» соответствуют баллы от 59 до 87.

Для того чтобы рассчитать количество баллов для определения уровня сформированности проектно-исследовательской компетенции, нами была разработана формула:    УСК=СПЗ+ХМ+СУ,

где УСК – уровень сформированости компетенции, СПЗ – способ получения знаний, ХМ – характер мотивации, СУ – сформированность умений.

Подсчет баллов по формуле можно осуществлять следующим образом.  

Например, ученик А.Г. в таблице №2, отметил, что его способ получения знаний соответствует уровню «Б» (то есть он получил знания из учебника и рекомендуемых учителем источников), что соответствует 20 баллам. Значит СПЗ (ученика А.Г.)=20 (балла). Далее учитель на основе наблюдения и специальных анкет, позволяющих определить характер мотивации ученика, в соответствии с таблицей №3 отмечает, что у него преобладают внутренние мотивы к осуществлению проектно-исследовательской деятельности, следовательно, ХМ (ученика А.Г.)=15 (балла). После того как ученик выполнил исследовательский проект, учитель определяет уровень сформированности его умений в соответствии с таблицей № 4.

 Если ученик А.Г. может формулировать цель с помощью учителя, то он зарабатывает 4 балла; планирует исследовательскую деятельность самостоятельно - 6 баллов; пользуется знаниями, приобретенными из учебника самостоятельно и другими источниками по рекомендации учителя - 4 балла; умеет самостоятельно выдвинуть и обосновать гипотезу – 6 баллов; самостоятельно планирует и самостоятельно выполняет эксперимент - 6 баллов; предлагает результаты и их оценку в виде доклада с компьютерной презентацией - 6 баллов; умеет самостоятельно осуществлять рефлексию - 6 баллов, то его суммарный балл СУ = 44.  Таким образом, УСК (ученика А.Г.) = 20+15+44=79 (балла). Следовательно, проектно-исследовательская компетенция у ученика А.Г. сформирована на уровне «В», то есть ученик способен самостоятельно решать возникшие перед ним проблемы.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся

(для оценки проектной деятельности)

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

Решение проблем

  • демонстрирует понимание проблемы,
  • демонстрирует понимание цели и задач деятельности,
  • демонстрирует понимание последовательности действий,
  • имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности,
  • высказывается по поводу полученного результата
  • описывает желаемую и реальную ситуацию,
  • формулирует цель и задачи деятельности по решению проблемы,
  • планирует свою деятельность,
  • формулирует детальное представление об ожидаемом результате деятельности,
  • оценивает результат и процесс деятельности
  • формулирует проблему с помощью учителя,
  • ставит достижимые и измеримые цели,
  • и проводит текущий контроль реализации плана деятельности,
  • предполагает последствия достижения результатов,
  • анализирует результаты и процесс деятельности
  • формулирует и анализирует  проблему,
  • определяет стратегию решения проблемы,
  • анализирует ресурсы и риски,
  • анализирует потребность окружающих в планируемых результатах деятельности,
  • проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности

Работа с информацией

  • осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности,
  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника,
  • демонстрирует понимание полученной информации,
  • демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу
  • осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет,
  • применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников (в том числе – каталогов),
  • интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности,
  • приводит аргументы
  • планирует информационный поиск
  • владеет способами систематизации информации,
  • критически относится к полученной  информации,
  • делает выводы
  • определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения,
  • выбирает информационные источники, адекватные цели проекта,
  • разрешает противоречия,
  • делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности  

Коммуникация

  • соблюдает нормы речи в простом высказывании
  • соблюдает нормы изложения простого текста
  • работает с вопросами на уточнение
  • соблюдает процедуру при работе в группе (высказывается)
  • соблюдает нормы речи в сложном высказывании
  • соблюдает нормы изложения сложного текста
  • работает с вопросами на понимание
  • взаимодействуют договорившись о процедуре
  • Использует невербальные средства воздействия на аудиторию
  • Определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций
  • Работает с вопросами в развитие темы
  • Получают результат взаимодействия
  • использует риторические и логические приемы
  • определяет средства письменных коммуникации, адекватные цели
  • работает с вопросами на дискредитацию
  • успешно справляются с кризисами взаимодействия


Критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся

(для оценки проектной деятельности)

Решение проблем

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

1 балл

2 балла

3 балл

4 балл

5 балл

6 балл

7 балл

8 балл

Постановка проблемы

Ученик подтвердил понимание проблемы, сформули рованной учителем.

Ученик объяснил причины, по которым он присту пил к решению пробле мы, сформулированной учителем.

Ученик описал ситуацию и указал свои намере ния.

Ученик обосновал идеальную (желаемую) ситуацию.

Ученик проанализировал ситуацию и назвал противоре чие между идеальной и реальной ситуацией.  

Ученик назвал некото рые причины существования пробле мы, сформулированной с помощью учителя.

Ученик сформули ровал проблему на основе детального анализа ситуации и привел анализ  причин ее существования.

Ученик указал некото рые последст вия существования проблемы

Целеполагание и планирование

Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформули рованных учителем.

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи,  соответствующие цели проекта.

Ученик сформулировал задачи, адекват ны  цели проекта, опреде ленной совмест но с учителем.

Ученик сформули ровал цель проекта на основании проблемы, сформулированной совместно с учителем.

Ученик предложил способ убедиться в достижении цели.

Ученик обосно вал достижи мость цели и назвал риски.

Ученик предложил возможные способы решения проблемы.

Ученик предло жил  страте гию достиже ния цели на основе анализа альтерна тивы.

После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом.

После заверше ния проекта ученик описал последо ватель ность и взаимо связь предпри нятых действий.

Ученик выстроил в хроноло гической последо вательности сформулированные совмест но с учителем действия (шаги).

Ученик указал время, необходи мое для выполнения сформули рованных совместно с учителем действий (шагов).

Ученик зафиксиро вал результаты текущего контроля за соответст вием деятельнос ти плану.

Ученик спланиро вал текущий контроль с учетом специфи ки деятель ности (шагов).

Ученик предложил действия (шаги) в соответст вии с задачами и назвал некоторые необходи мые ресурсы.

Ученик обосно вал необходимые для реализа ции проекта ресурсы.

После завершения проекта ученик описал получен ный продукт.

На этапе планиро вания ученик описал продукт, который предполагает получить.

Ученик детально описал характеристики продукта, важные для его использования.

Ученик указал, каким образом он планирует использо вать продукт.

Ученик описал характерис тики продукта, с учетом заранее заданных критериев оценки продукта.

Ученик обосновано назвал потенции альных потреби телей и области использования продукта.

Ученик сформули ровал рекоменда ции по использованию получено го продукта другими.

Ученик спланировал продвижение или указал границы использования продукта.

Оценка результата

Ученик высказал оценочное отношение к получен ному продукту.

Ученик привел аргумент, подтверждающий справед ливость высказанного оценочного отноше ния.

По завершении проекта ученик сравнил ожидае мый и получен ный продукт.

Ученик сделал вывод о соответствии продукта замыслу.

Ученик оценил получен ный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями

Ученик предло жил несколь ко крите риев для оценки продукта.

Ученик предложил систему критериев для оценки продукта.

Ученик обосно вал способ оценки продукта.

Ученик высказал свое впечатле ние от работы над проектом.

Ученик назвал труднос ти, с которыми он столкнулся при работе над проектом.

Ученик назвал сильные стороны работы над проектом.

Ученик назвал слабые стороны работы над проектом.

Ученик привел причины успехов и неудач (труднос тей) в работе над проектом.

Ученик предло жил способ(ы) преодоле ния труднос тей (избежа ния неудач), с которыми он столкнулся  при работе над проектом.

Ученик аргументи ровал возмож   ность использо вать освоенные в ходе проектной работы умения в других видах деятельнос ти.

Ученик проанализировал результа ты работы над проектом с точки зрения жизнен ных планов на будущее.


Работа с информацией

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

1 балл

2 балла

3 балл

4 балл

5 балл

6 балл

7 балл

8 балл

Поиск информации

Ученик указывает на отсутствие информа ции, во время выполнения того действия, для которого эта информа ция необходи ма, задавая вопросы.

Ученик указывает на отсутст вие конкрет ной информации во время обсужде ния с руководителем общего плана деятель ности в рамках проекта, задавая вопросы.

Ученик выделил из обозна ченных учителем вопросов для изучения, те, информацией по которым не обладает.

Ученик указал, какая информа ция по тому или иному вопросу, поставлен ному учителем или самостоя тельно, необходима для выполнения проекта.

Ученик самостоя тельно назвал виды источни ков, из которых он планирует получить информа цию, рекомендо ванную учителем.

Ученик организо вал поиск информа ции в соответст вии с планом работ по проекту.

Ученик при планировании работы выделил вопросы, по которым необходимо получить сведения из нескольких источни ков.

Ученик самостоя тельно и аргумен тировано принял решение о заверше нии этапа сбора информации.

Ученик продемонстрировал владение информа цией из указанного учителем источника.

Ученик зафикси ровал исчерпы вающую вопрос информацию из указанно го учителем источни ка.

Ученик зафикси ровал исчерпы вающую вопрос информацию из несколь ких источни ков, указан ных учителем.

Ученик получил сведения о конкретных источниках информации при работе с каталогом или поисковой системой.

Ученик зафиксиро вал информа цию, получен ную из разных источников в единой системе, предложен ной учителем.

Ученик охарактеризовал основные источники информа ции, которыми он воспользовался.

Ученик предложил способ системати зации  данных и сведений, получен ных из различных источни ков.

Ученик обосно вал использование источни ков информации того или иного вида.

Обработка информации

Ученик изложил получен ную информа цию.

Ученик изложил те фрагмен ты получен ной информации, которые оказались новыми для него или задал вопросы на понима ние.

Ученик назвал несовпа дения в сведе ниях, содержа щихся в источни ках информации, предло женных учителем.

Ученик интерпретировал получен ную информа цию в контексте содержания проекта.

Ученик указал на выходящие из общего ряда или противоре чащие друг другу сведения.

Ученик привел объясне ние, касающееся данных (сведе ний), выходя щих из общего ряда, или обнару женных противоречий.

Ученик реализовал предложенный учителем способ разреше ния противоречия или проверки достовер ности информа ции.

Ученик предло жил способ разреше ния противо речия или проверки достоверности информации.

Ученик воспроиз вел аргумента цию и вывод, содержащиеся в изученном источнике информа ции.

Ученик привел пример, подтверждающий вывод, заимствованный из  источни ка информации.

Ученик предло жил или предпри нял действия по проекту, основываясь на получен ной информации.

Ученик сделал вывод (присоеди нился к выводу) на основе полученной информации и привел хотя бы один аргумент.

Ученик сделал вывод (присоеди нился к выводу) на основе полученной информации и привел несколько аргументов или данных для его подтверждения.

Ученик выстроил в собствен ной логике совокуп ность аргумен тов, подтверж дающих вывод.

Ученик сделал вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информа ции.

Ученик подтвер дил вывод собствен ной аргумен тацией или самостоя тельно получен ными данными.


Коммуникация

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

1 балл

2 балла

3 балл

4 балл

5 балл

6 балл

7 балл

8 балл

Письменная коммуникация

Ученик изложил вопрос с соблюде нием норм оформле ния текста, заданных образцом.

Ученик изложил вопрос с соблюде нием норм оформле ния текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

Ученик изложил тему, включающую несколь ко вопросов с соблюде нием норм и правил оформле ния текста.

Ученик изложил тему, включаю щую несколько вопросов с соблюде нием норм и правил оформле ния текста и вспомога тельной графики, заданных образцом.

Ученик изложил тему, имеющую сложную структуру и грамотно использо вал вспомога тельные средства.

Ученик поставил цель письмен ной коммуни кации и опреде лил жанр текста.

Ученик изложил вопрос, самостоя тельно предложил структуру текста в соответст вии с нормами жанра.

Ученик предста вил информацию в форме и на носителе,  адекват ных цели коммуни кации.

Устная  коммуникация  (публичное  выступление)

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составлен ному с помощью учителя.

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обраща ясь к плану, составленному с помощью учителя.

Ученик самостоя тельно подгото вил план выступления и соблюдал нормы публич ной речи и регла мент.

Ученик использо вал различные вербальные средства коммуникации.

Ученик адекватно использо вал невербаль ные средства или подготов ленные наглядные материалы, предложен ные учителем.

Ученик самостоя тельно использовал невербальные средства или грамотно подготовленные нагляд ные материа лы.

Ученик реализовал логические или риторичес кие приемы, предложен ные учителем.

Ученик самостоя тельно реализо вал логичес кие или ритори ческие приемы.

Ученик повторил  нужный фрагмент своего выступле ния в ответ на уточняю щий вопрос.

Ученик привел дополни тельную информацию в ответ на уточняющий вопрос.

В ответ на вопрос, на понима ние, ученик повторил фрагмент выступления, раскры вая термины, причин но-следственные связи.

В ответ на вопрос, на понимание, ученик дал объяснения или дополни тельную информа цию.

Ученик дал однослож ный ответ по существу вопроса, в развитие темы.

Ученик дал разверну тый ответ по существу вопроса, в развитие темы.

Ученик уточнил, если это необходи мо, свое понимание вопроса, нацеленно го на дискредитацию его позиции; апеллиро вал к объектив ным данные, авторитету или своему опыту.

Ученик высказал свое отноше ние к вопросу, нацелен ному на дискредитацию позиции, и привел дополни тельные аргумен ты.

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

Ученики высказываются, следуя теме и процедуре обсужде ния, если учитель выступает в роли координатора дискуссии.

Ученики в основном самостоя тельно следуют процеду ре обсужде ния, установ ленной учителем.

Ученики перед началом обсужде ния договорились о правилах обсужде ния и согласовали основные вопросы с помощью учителя.

Ученики самостоя тельно договори лись о правилах  и вопросах для обсуждения

Ученики следили за соблюде нием  процедуры обсуждения и обобщили результаты обсуждения в конце работы.

Ученики зафикси ровали получен ные ответы и мнения и предложили план действий по заверше нии обсужде ния.

Ученики обратились к известным им приемам выхода из тупиковой ситуации или резюмировали причины, по которым группа не смогла добиться результатов обсуждения

Ученики выявили причины неэффек тивности обсужде ния или предложили свои дополне ния к известной процеду ре выхода из тупико вых ситуаций.

Ученики высказываются в ходе обсуждения или относятся к идеям других членов группы, если к этому стимули рует учитель.

Ученики высказы вали идеи, подготовленные заранее по заданию учителя.

Ученики предлага ли свои идеи, разъясняя их, или аргументировали свое отноше ние к идеям других членов группы.

Ученики задавали вопросы на уточнение и понимание идей друг друга.

Ученики высказыва ли собствен ные идеи в связи с идеями, высказанными другими участника ми.

Ученики сопостав ляли свои идеи с идеями других членов группы, разви вают и уточняют идеи друг друга.

Ученики называли области совпадения и расхожде ния позиций, выявляя суть разногла сий.

Ученики согласовали критерии и дали сравни тельную оценку предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся           Глобальные изменения в информационной, в коммуник...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.

Даны методические рекомендации по организации основных этапов проектной деятельности....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся в начальных классах

Описывается опыт работы над коллективным проектом с учащимися 4 классов....

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе

Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....

Проект «Методические рекомендации по организации проектной деятельности во 2 а классе в рамках русского языка»

laquo;Методические рекомендации по организации  проектной деятельности во 2 а классе  в рамках русского языка»...

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе

Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....