Главные вкладки

    Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся в начальных классах
    методическая разработка (4 класс)

    Афанасьева Наталья Владимировна

    Описывается опыт работы над коллективным проектом с учащимися 4 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_proektnoy_raboty.docx29.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Коллективная проектная работа

    (описание опыта работы над проектом с учащимися 4 класса)

    Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата в виде реального объекта или интеллектуального продукта. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

    Выделяют несколько типов проектов: 1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические.

    Проектная деятельность направлена на развитие у учащихся творческого, познавательного, коммуникативного потенциала, а также на овладение новыми формами учебной деятельности и оценивания, на формирование организационных, исследовательских, социальных компетентностей учащихся.

    Для успешного выполнения проекта очень важно создать условия для развития творческого, познавательного и коммуникативного потенциала личности учащегося, организовать разнообразные виды деятельности, направленные на более глубокое изучение темы проекта.

       В нашей гимназии особое внимание уделяется проектной деятельности обучающихся. Методическим советом гимназии разработано положение о проектной деятельности, с указанием общих положений, организации, защите и оцениванию проектной работы.

    На примере проекта прошлого года «От пера до компьютера…?» расскажу свой опыт работы ориентируясь на этапы работы над проектом.

    1. Выбор темы проекта и формулирование проблемы.

    Темы нашего проекта возникла после посещения экскурсии и мастер-класса «Чем писали в старину» в Музее политической истории.

    После посещения у многих детей появился интерес узнать более подробно о предметах письма, возникли вопросы, как появились другие письменные принадлежности, возникло желание еще раз попробовать писать старинными принадлежности.

    Таким образом, у учащихся сформировалась мотивация, потребность в поиске недостающей информации, возникла проблемная область для исследования.

    Тема проекта может быть рекомендована образовательным учреждением, например, когда был год учителя нам было предложены выполнить проекты о педагогах, которые внесли свой вклад в развитие педагогики.

    После выбора темы важно поставить цель, задачи, методы исследования работы над проектом.

    1. Планирование действий и исследование  проблемы (сбор информации по теме проекта).

               

     После определения темы мы распределись на несколько групп, учитывая интересы детей, например, 1 группа изучала древние принадлежности письма. 2 – я узнала, как появились гусиные и стальные перья и т. д.

    Руководителю проекта необходимо:

    • продумать какие научно и культурно-просветительские учреждения можно посетить учащимся по данной теме. (Библиотеки, музеи, мастер-классы, выставки)
    • Организовать практические занятия с детьми по поиску необходимых материалов с использованием различных источников информации; по работе в текстовом редакторе и в создании мультимедийных презентаций
    • оказывать консультации для учащихся по сбору, обработке и оформлению проектной работы
    • на классных часах каждому из участников проекта давать возможность представить результат работы над своей подтемой. Ребята сообщали об интересных фактах, рассказывали, какими источниками пользовались, делились своими впечатлениями.
    1. Отбор идей для решения проблемы и реализация проекта.

    После отбора материала начали работу над тем, как представить проект. Генератором идей может быть не только руководитель проекта, но и ученики с родителями. В результате реализовать наш проект решили, через создание:

    • мультимедийной презентации «От пера до компьютера…?»
    • выставки, где учащиеся и их родители предоставили личные экспонаты письменных принадлежностей (гусиные перья, стальные перья, чернильницы, перьевые ручки, печатную машинку)
    • Организацию мастер-классов для учащихся начальных классов: где желающие печатали на печатной машинке и писали гусиным пером, стальным пером, перьевой ручкой.
    • Оформление стенгазеты, где разместили интересные факты о письменных принадлежностях и новейшие изобретения.
    • Написать мини - сочинения на тему «Инструменты письма в будущем».
    • Разработали сценарий защиты проекта.
    1. Первичное подведение результатов, доработка проекта.

    Для определения успешности работы над проектом каждого я разработала «Экран достижений в работе над проектом», в котором учитывались:

    - степень самостоятельности;

    - степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

    - степень осмысления использованной информации;

    - творческий подход;

    Проводили репетиции защиты проекта, где отрабатывались неточности, детали.  

    1. Защита проекта. Защиту проекта представили на учебно-практической конференции «Александринские чтения» среди учащихся 4-5-х классов.

    6. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы. 

    После защиты проекта обсудили в классе результаты внешней оценки, по оценке жюри мы заняли 1 место. По наблюдениям и по опросу большинство учащихся работали над проектом с интересом, им нравилось искать необходимую информацию, иллюстрации, делиться найденной информацией с другими участниками проекта, проводить мастер-классы, создавать мультимедийные презентации, публично выступать.

    Практической значимостью проектной работы для учащихся 4 класса можно считать следующие результаты:

    1. Учащиеся ознакомились с новым видом деятельности – проектной.
    2. Ознакомились с возможностями использования различных источников информации и их обработке.
    3. Могли проявить свои индивидуально-личностные особенности, раскрыть свой творческий потенциал.
    4. Развивали коммуникативные навыки. 5. Овладели опытом публичного выступления. 6.Могут использовать полученные знания в жизни.

    Подводя итог можно отметить, что коллективная проектная деятельность, является универсальным методом, обладает необычайным потенциалом для саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности.

            Проектную работу можно отправить на всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Созидание и творчество». На сайте указаны направления, типы проектных работ, подробно описаны требования, структура работ.

    Библиографический список

    1. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
    2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
    3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010.- с. 28-31.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.

    Даны методические рекомендации по организации основных этапов проектной деятельности....

    СПРАВКА по организации проектной деятельности учащихся в начальной школе

    СПРАВКАпо  организации проектной  деятельности учащихся  в начальной школеЦель проверки: определение уровня организации проектной  деятельности   учителями  начально...

    Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся

    Данные мтодические рекомендации помогут педагогам организовать исследовательскую деятельность учащихся...

    Проект «Организация проектной деятельности учащихся в начальной школе»

    Целью нашего исследования является изучение особенностей организации проектной деятельности в начальной школе и выработка рекомендаций для родителей учащихся....

    Проект «Методические рекомендации по организации проектной деятельности во 2 а классе в рамках русского языка»

    laquo;Методические рекомендации по организации  проектной деятельности во 2 а классе  в рамках русского языка»...