Методическое объединение «Внедрение стандарта второго поколения»
методическая разработка на тему

Павленко Светлана Николаевна

Методическое объединение «Внедрение стандарта второго поколения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_fgos.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий учитель? Понятие это довольно ёмкое. Если на это попытаться ответить коротко, то можно ответить так: творчески работающий учитель – это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой. Одним из слагаемых такой культуры является аналитическое мастерство.

http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/spravka-analiz-uroka-po-fgosВ основе введения ФГОС второго поколения лежит  системно –деятель-ностный  подход. Обратите внимание, наша школа с 1 сентября 2013 года работает в рамках единой методической темы.

Работа по стандарту предполагает деятельностный  подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. слайд

Основной результат при этом – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. слайд

Основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих детское действие. Слайд

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Коллеги, мы с вами должны уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь урок как основную её форму.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также на основе анализа посещенных заместителями директора уроков:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

9

Формулируют сами учащиеся

24

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться  18

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания 15

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели   33

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

0

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

29

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

4

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

22

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

11

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

31

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

2

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

30

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

3

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

31

Проводится рефлексия

2

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

32

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

1

Итак, видим, что наряду с положительными моментами, выявленными в ходе посещения уроков в пятых классах имеются и проблемы:

( проблемы, которые вы видите на экране сходны и с проблемами при проведении уроков и в начальной школе)

  1. Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться  
  2. Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
  3. Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
  4. Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
  5. Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
  6. Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
  7. Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
  8. Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Психологическая атмосфера – наиважнейшее составляющее любого урока. Об этом ни в коем случае не стоит забывать педагогу.

Информационно-образовательная среда  - один из главных компонентов, без которых невозможно существование любого урока. Обратите внимание на компоненты информационно образовательной среды. Аппаратный компонент включает в себя не только материально-техническое обеспечение, но и возможность оптимально организовать образовательное пространство урока. Компонент информационный это не только информация из печатных источников, но и всевозможные ЭОР и оптимальная организация Интернет пространства.

На слайдах, представленных мною, вы видите, что наша школа кроме компьютерного оснащения обладает многочисленным  предметным оборудованием.

Это и мобильные химические лаборатории, которые можно использовать на различных уроках в начальной школе и в старшем звене.

И 3-Д оборудование. Его можно использовать во всех кассах и на уроках различных типов.

Это и лаб-диски.

Интерактивные доски, оснащенные документ-камерами.

Лаборатории для проведения уроков окружающего мира и географии.

Оборудование для оценки достижений учащихся.

Но несмотря на то, что нашими коллегами проведено массовое  обучение педагогов школы по владению интерактивными досками, вопреки тому, что школа закупила интереснейшее для ребят оборудование, лишь на одном из посещенных уроков  учитель использовал возможности интерактивной доски, т.е применил имеющееся оборудование.

К сожалению, многие педагоги не апробировали поступившее оборудование в марте-декабре 2013 года.

Коллеги, согласитесь, информационными ресурсами должен быть оснащен каждый кабинет. Это и справочная литература, и электронно-образовательные ресурсы по предмету.

Не забывайте и о режиме WIFI, имеющемся в нашей школе. Задайте вопрос себе, позволяете ли вы пользоваться учащимся Интернет-пространством на своих уроках, используя собственные электронные средства?

Вспомним современную рекламу интернет – гугл, в конце которой  звучит фраза «Думаю, если бы у бабушки тогда был интернет, она бы проводила там ещё больше времени, чем я».

Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.

Обратите внимание на слайд, вспомните проблему, выделенную нами в ходе анализа посещенных в 5-х классах уроков. Согласитесь, фронтальные методы работы легки и удобны для нас, но готовы ли к ним современные дети.

Часто мы забываем о групповых методах работы,

или считаем эти методы опасными для организации дисциплины.

А ведь именно работа в группах и в парах

дает возможность ребятам учиться друг у друга.

Нельзя забывать и о рабочем месте учащегося. Нельзя из урока в урок ребятам смотреть в затылок друг другу. Особенно это характерно для внеурочной деятельности. Коллеги, помните внеурочная деятельность – это не урок.

А если рабочая зона организована и при этом педагог применяет технологии и методы, которые позволяют организовать урок в русле деятельностного подхода, то и учащиеся будут с желанием идти на урок. А ведь мы знаем, что невозможно научить того, кто этого не хочет. Обратите внимание, насколько заинтересованы ребята в процессе совместной деятельности.

  

Коллеги, помните, что учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему : "ФГОС-II. Отличие стандарта второго поколения от стандарта первого поколения. Литературное чтение"

Данное выступление подготовлено для методического объединения учителей нашей школы....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Родительское собрание «Подготовка детей к школе в условиях внедрения ФГОС НОО– федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения»

Экспериментальная работа по  внедрению ФГОС НОО  Организация внеурочной деятельности в 1 классе ФГОС НОО в 2010-2011 учебном году.  ...

ПРОГРАММА "Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения"

Программа "Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения" НОО МКОУ Кондинская СОШ...

Внедрение ФГОС (из опыта работы). Трудности и плюсы стандарта второго поколения.

Внедрение ФГОС (из опыта работы). Трудности и плюсы стандарта второго поколения....