Внедрение ФГОС (из опыта работы). Трудности и плюсы стандарта второго поколения.
опыты и эксперименты на тему

Людова Наталья Николаевна

Внедрение ФГОС (из опыта работы). Трудности и плюсы стандарта второго поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyo_vystuplenie_po_fgosam.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение ФГОС (из опыта работы). Трудности и плюсы стандарта второго поколения. (Слайд 1)

Докладчик: Н.Н.Людова

(Слайд 2) Переход на федеральный государственный стандарт второго поколения – это требование времени.

(Слайд 3) Современный школьник – совсем не тот, что был лет 10 назад. Получать готовые знания от учителя или учебника ему неинтересно. В наш век информатизации дети сами могут найти ответ на все вопросы, которые их интересуют. Только вот как сделать так, чтобы ребенку было действительно интересно добывать знания самостоятельно?

Одной из главных задач стандартов второго поколения – научить ребёнка учиться, заинтересовать его, помочь выработать универсальные учебные действия. Педагогу отводится роль координатора, а не руководителя процессом обучения, как это было раньше.

А сейчас я хочу рассказать вам о том, как я внедряю в работу стандарты второго поколения, с какими трудностями я столкнулась, какие «плюсы» стандарта увидела.

Начну с трудностей: (Слайд 4 - цитата)

  1. Начинать было трудно, в какой-то мере срабатывало внутреннее сопротивление новому, казалось, что это невозможно освоить, да и зачем? и так всё хорошо. И первая трудность, с которой я столкнулась, это написание основной образовательной программы начального общего образования. Надо сказать, что само само содержание  образования не сильно меняется, но реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
  2. Это то, что педагогом нужно изменить стиль своей работы, постоянно нужно заниматься самообразованием. «Не бояться, не ждать, когда кто-то изменит тебя. Нужно быть мобильным, искать и находить что-то новое – это должно быть девизом педагогического коллектива при переходе на ФГОС второго поколения.
  3. И третья трудность, с которой я столкнулась, это материальная  база кабинетов пока недостаточно укомплектована для обучения по новым стандартам. Я имею виду интерактивные доски и выход каждого ученика с Макбука.

Все новое не исключает ошибок. Есть минусы, но все-таки положительного при переходе на новый стандарт намного больше.

Во-первых, модуль «Введение в школьную жизнь». (Слайд 5) Этот курс создан для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребенку войти в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками, с самим собой. В основе курса лежат дидактические игры на конструирование, рассуждение, классификацию, внимание и др. Однако усилия детей при этом направляются при этом на освоение отношений, на выработку умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, как это делают «настоящие школьники».

Во-вторых, это дидактические материалы и Макбуки. (Слайд 6) Это палитра, математические кораблики, Лего, плакаты. Все яркое, красочное, есть возможность раздать каждому ученику. Ученики с большим удовольствием выполняют задания учителя с данными материалами.

В-третьих, это обновленные учебники (Слайд 7), составленные с требованиями стандарта. У каждого учебника есть приложения с электронными носителями. В учебниках есть задания на развитие вариативной деятельности учащихся и формирования у них ценностного отношения к самостоятельной учебной деятельности. Диски можно еще использовать и дома, так как там есть рубрика «Проверь себя!».

В течение всего учебного года  уроки в 1 классе стоятся на принципах деятельностного общения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков ученики используют приемы само- и взаимопроверки, с помощью «волшебных линеечек» - это отрезки, разделенные на высокий, средний и нижний уровни.

В-четвертых, большое количество проектов. Используются проектные формы работы и на уроке, и во внеурочной деятельности. Проекты выполняются и индивидуально, и в парах, и в группах. В 1 классе реализуется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о своих интересах. Это проекты: «Я и мое имя» (Слайд 8),  «Я умею» (Слайд 9),  «Моя семья» (Слайд 10), «Моя малая Родина» (Слайд 11) и т.д. (Слайд12, 13).

Главная цель работы заключается в том, чтобы ребята научились из огромного количества информации выделять главное.

В-пятых, использование на уроках ИКТ. Личное пространство. (Слайд 14)

На нашу параллель пришло 15 Макбуков. К этому времени у меня в классе была налажена система работы, ребята уже приобрели навыки школьной жизни: они умели слушать на уроке, работать в паре. Поначалу это был просто «тихий ужас». Вы только представьте – 15 Макбуков на 25 учеников.

Разработчики новых стандартов уверены, что дети, приходя в школу, уже имеют первоначальные умения работы на компьютере  и предлагают начать работу буквально с 1 сентября. Дома у всех учащихся установлена программа Виндус, а на Макбуках установлен совсем другой интерфейс (о'пен о'фис). У Макбуков нет мышки и детей пришлось обучать пользоваться сенсорной панелью, которая реагирует на движение пальца.

Сейчас все встало на свои  места. Дети действительно довольно быстро освоили программу Перволого только потому, что они научились работать в паре (помог курс «Введение в школьную жизнь»). Научились помогать друг другу, делиться знаниями. Если кто-то схватывал материал быстрее, происходило взаимообучение. Дети сами оговаривались, кто в данный момент будет главным за Макбуком, а кто будет помогать, потом роли менялись. А результат: каждый создает свой проект. Наш первый компьютерный проект – это создание анимационной открытки ко Дню космонавтики во время открытого урока на дне открытых дверей.

И несколько слов о личном пространстве. У каждого учителя, который работает по новым стандартам, должно быть личное информационное пространство в Интернете. На этом пространстве учителя выкладывают материалы, которые используют на уроке или которые являются дополнительным источником информации для детей. Учитель создает форумы для обсуждения различных вопросов. Таким образом, дети становятся не просто пассивными потребителями информации, но и что очень важно, активными участниками процесса обучения и коммуникации. Дети отправляют информацию на форум виде прикрепленного файла под руководством учителя (если отправляется на уроке) или родителей (если отправляется дома).

На своем пространстве я работаю уже  второй год, к нему прикреплены все ученики моего класса.

Одним из самых главных плюсов стандарта, по-моему, мнению, это то, что изменения видны и в детях. Они становятся более открытыми, раскрепощенными, творческими, не боятся высказывать свое мнение, доказывать, умеют работать в паре.

В конце 1 класса мы участвовали в международном дистанционном турнире первоклассников 2012, в котором трое из моих учеников были удостоены звания лауреатов турнира. И еще одна наша гордость – мы создали мультфильм «Репка». (Слайд 15)

И в заключении: (Слайд 16) скоро старшая школа тоже прейдет на стандарты второго поколения и критериями готовности к внедрению ФГОС, нужно считать следующие показатели:

  1. курсовая переподготовка (как теоретическая, так и практическая);
  2. педагог должен уметь планировать свою деятельность в свете новых требований:
  • определять свои цели как образовательные результаты учащихся;
  • определять эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приемы, технологии,  проекты, создание учебных ситуаций);
  • составлять сценарий учебного занятия, ориентируясь на программу формирования универсальных учебных действий, осуществлять рефлексию учебного занятия.
  1. умело сочетать традиционные и интерактивные образовательные технологии;
  2. включать учеников в ситуации, необходимые для усвоения универсальных учебных действий.

(Слайд 17) – Спасибо за внимание!