Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго поколения (из опыта работы)
статья (1 класс) по теме

Арзамаскина Елена Геннадьевна

В статье описана роль системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроке обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arzamaskina.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №29»

               

Системно - деятельностный подход-основа стандартов второго поколения

(из опыта работы)

Подготовила Арзамаскина Е.Г.

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №29»

г.о. Саранск

        Саранск,2014

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.        

Б. Паскаль

В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету.

 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.   

     Данный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.

Нужно заметить, что содержание образования не сильно изменяется, но при реализации каждого нового стандарта учителю необходимо выходить за рамки своего предмета и задумываться о развитии ребенка как личности, о необходимости формирования нужных навыков и умений, без которых ученик не способен добиться успеха на последующих ступенях образования, а также в профессиональной сфере. Необходимо привить умения, которые позволят детям самостоятельно искать информацию, анализировать ее, активно и творчески включаясь в исследовательскую деятельность. В связи с этим встает вопрос внедрения в процесс обучения технологий, способствующих формированию и развитию у школьников умения учиться с интересом, творчески и самостоятельно.

Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения,  Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Системно - деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.

 Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. В чем заключается суть метода? Ученик не получает готовое знание от преподавателя, он сам добывает его в результате собственных действий. Во время применения данного подхода на уроках в начальной школе ко мне приходит понимание, что включение ребенка в деятельность сильно отличается от традиционного способа подачи ему готового знания. Как заключают психологи, усвоение знаний начинается не с предоставления учителем готового образца, а с создания такой ситуации, которая вызывает у ребенка потребность и желание самому добыть информацию и научиться, ею пользоваться. Данная технология – это разработанная последовательность деятельностных шагов.

Дидактические принципы:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
                                                                                     

Для этого я ставлю для себя ряд вопросов:                                                                                                                                         - какие методы и средства  обучения  выбрать; 

- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;                                                                                                                      

 -как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;                                                -как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.                                                                                Я в своей педагогической деятельности стараюсь использовать  следующие методы обучения:

1. объяснительно-иллюстративный метод;

2. репродуктивный метод;

3. метод проблемного изложения;

4. частично - поисковый, или эвристический, метод;

5. исследовательский метод.

При использовании  каждого из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых возрастает.                                                                         На своих уроках я использую разнообразные дидактические игры, такие как (Дидактическая игра-конкурс  «Аукцион знаний», Творческая учеба - игра: «Защита», «Мозговая атака» и другие).                                                                           

2.Принцип непрерывности – имеет огромное значение, это преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3. Используя принцип целостности – стараюсь формировать у учащихся представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).

4. Принцип минимакса – даю ученикам возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне  и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). В классе есть новая мебель, жалюзи, компьютер, проектор, экран, дидактический материал, что помогает мне в работе и способствует лучшему усвоению учебного материала.

5. Принцип психологической комфортности – на уроках я  создаю доброжелательную  атмосферу, которая  ориентирована на сотрудничество, развитие диалоговых форм общения, использую рефлексию, хвалю за успехи, настраиваю обучающихся на то, что у них все получится, смогут преодолеть трудности, и справятся с заданием.                                                    

6. Принцип вариативности – формирую у учащихся способность к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7.Принцип творчества – ориентирую на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Часто даю  такие задания:  сочини загадку, сказку,  стихотворение, продолжи, придумай красивое предложение, продолжи рассказ, сказку, придумай другой конец истории, переделай сказку, сочини свою историю, составь памятку и т.д.                                                                                                                                          

Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.

В текущем году мною проводится работа по внедрению ФГОС в НОО в первом классе. «Школа 2100» - это система развивающего обучения. В ней я активно реализую технологию проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. В  понятии «проблемно-диалогическое» обучение  первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

 Главная цель моей педагогической деятельности – формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, которая хочет и умеет учиться. В связи с переходом на новые стандарты,  очень многому приходится мне переучиваться, перестраивать своё мышление,  исходя из новых задач, которые ставит современное образование, т. е. научиться умению  реализовывать деятельностный подход. Я выстраиваю процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Моя  позиция учителя выражается  так – к классу не с ответом, а с вопросом. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, я изменила  сам принцип построения урока. Ведь  построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания, полученные в результате поиска, отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Особую сложность составляет построение уроков в первом классе, как правило, наибольшую сложность – уроков обучения грамоте. Ситуация такова: в школу приходят дети с разным уровнем подготовки. Некоторые не знают букв, другие уже читают, по слогам или целыми словами. Большое количество детей имеет проблемы с развитием мелкой моторики, некоторые – с развитием графического навыка, у третьих имеют место проблемы в общении с другими детьми, большая часть детей имеет недостаточно большой словарный запас. При системно-деятельностном подходе в обучении необходимо с первого класса научить ребенка искать, анализировать, понимать, интегрировать, применять, сравнивать, давать оценку, взаимодействовать.

 Вся система заданий по программе «Школа 2100» построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, наряду с развитием вычислительных навыков, навыков грамматики и чистописания, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия:  «придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать», развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.

 Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, а не пассивно усваивают новый материал.

        С этой целью в первом классе мною используются активные формы и методы обучения: различные виды игр, проблемные ситуации, работа в парах и группах, метод проектов, «оценочная» деятельность учащихся, рефлексия. 

        В ходе организации детей на работу я обязательно создаю доброжелательную обстановку на уроке - это ласковые и подбадривающие слова, эмоциональное поглаживание, мягкие интонации голоса, обращения ласковыми именами, открытая поза и доброжелательная мимика. Далее повторяем с ребятами правила вежливого сотрудничества: умей слушать и слышать, не перебивай другого, уважай своего собеседника.

 Для создания ситуации успеха мною используются задания творческого характера, которые приближены к реальной действительности. Например, вставить пропущенную букву в слове с помощью красок, где правильный ответ был нарисован свечкой. Сколько эмоций было у ребят, когда на листе бумаги появлялась буква! Такие приёмы стараюсь часто использовать потому, что только настоящие эмоции помогают сформировать познавательную мотивацию к занятию.

При демонстрации детьми владения старым способом важно выслушать не только правильные ответы, но и неправильные, и на основе этого создать ситуацию «интеллектуального конфликта», проблемную ситуацию. Например, уже на первых уроках добуквенного периода обучения грамоте я предлагала рассмотреть рисунки на странице учебника и приготовиться поделиться впечатлениями об одном из них. Обязательным условием при этом являлось только одно: не произносить ни слова, даже не говорить, о каком рисунке хочется рассказать, при этом можно использовать любые движения. Выясняется, что сделать это без речи очень трудно. Сложно договориться, передать свои мысли другому человеку. Дети сами делают вывод: чтобы было понятно, о чем идет речь, нужно обязательно сказать что-то словами. Однако некоторые ребята предположили, что общаться без речи можно, и этот ответ мы тоже использовали в работе, чтобы убедиться в том, что версий может быть много, а правильной является только одна.

Учебную задачу каждого урока первоклассники ставят сами и решают ее под руководством учителя, при этом педагог не указывает конкретные пути решения. Особое внимание уделяем моделированию. Очень важно, чтобы  данному методу отводилось значительное место  уже с самого начала обучения в школе. Я предлагала детям  выбрать предложения из домашних ситуаций вчерашнего дня и разделить их на слова.  Удачно для такого анализа используются предложения, состоящие из 2–3 слов. Таким образом, дети учатся анализировать состав нашей речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках ребята «читают» предложения, опираясь на схемы, составляют схемы к предложениям и, наоборот, придумывают предложения к схемам. Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считывать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Кроме того, он видит интервал между чёрточками и убеждается в том, что в предложении между словами делаются небольшие остановки – паузы.

 После усвоения приёмов обозначения предложений и слов переходим к составлению звуковых моделей слов. При этом  дети делают звукобуквенный анализ слова, знакомятся на уроке с новыми звуками и буквами. Ещё не владея орфографическими правилами, первоклассники учатся опознавать те модели, по которым они могли бы обнаруживать подавляющее большинство орфограмм. При обучении грамоте у нас есть достаточное количество материала для действия со знаково-символическими средствами при слого-звуковом анализе слов. Если дети только наблюдают, но не строят сами, то моделирующая деятельность не формируется. Поэтому мы используем средства ИКТ для построения схем, а также раздаточный материал с моделями единиц русского языка и элементами для конструирования букв, так как любая информация должна закрепляться движением.

Необходимость владения методикой моделирования в начальной школе связана с решением психологических и педагогических задач. Когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, этот метод выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, помогает детям «учиться активно», формирует универсальные учебные действия.

По моему мнению, моделирование можно строить в виде поиска, разработки проекта. Опыт проектной деятельности предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний. Мы применяем на уроках обучения грамоте создание мини-проектов: ученики по группам делают «Азбуку животных», «Азбуку профессий моих родителей». Детей соединяем в группы с учётом их личных склонностей.  Перед работой над проектом обязательно подчеркиваем важность планирования любого дела и точное ему следование. Суть этих проектов заключается в том, что дети приносят на урок вырезанные из журналов или нарисованные картинки, названия которых начинается с определенной буквы и создают совместную картину. Например, на букву «С» – дети принесли картинки с изображением слона, собаки, синички и создали картину для «Лесной азбуки». На листе формата А3 вверху нарисовали печатные буквы «С с» – заглавную и строчную, рядом написали письменные буквы, внизу приклеили картинки, сделали звуковые модели слов и под ними - схемы предложений для того, чтобы одноклассники могли «прочитать» предложения с этими словами. Получилось интересно, познавательно, увлекательно. Аналогично создавались проекты «Забавная азбука», «Азбука профессий моих родителей».

После завершения работы над проектами проводится рефлексия: каждая группа защищает свой проект, анализируют  работу каждого, остальные задают вопросы и оценивают проект. При оценке работы группы предлагаем оценивать ответ по пяти критериям, пяти «П»: правильно, последовательно, полно, примеры, пояснения.

 В ходе рефлексии учащиеся получают возможность для построения предположений, проведения наблюдений, фиксирования фактов, сравнения, обобщения. Это вершина урока, ученики заряжены на активный поиск. В процессе творческой работы над проектами дети испытывают глубокое удовлетворение от сделанной работы. Многие дети, неуспешные в учебной деятельности, получают возможность реализовать свои возможности в проектной деятельности, что очень важно для самоутверждения личности.

Так, на уроках обучения грамоте, первоклассники учатся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, моделировать, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, учатся умению учиться.

 Для каждого урока открытия новых знаний на основе системно - деятельностного подхода, полезно использовать структуру, которая включает в себя следующую последовательность этапов:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Постановка учебной задачи (выявление места и причины затруднения).

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Открытие новых знаний (реализация построенного проекта).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Рассмотрю фрагменты урока русского языка в 1 классе по теме: "Перенос слов" УМК «Школа 2100», на котором я  реализую деятельностный метод обучения.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

В начале урока включаю обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Организую  мотивирование обучающихся к учебной деятельности:

  • актуализирую требования со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаю тематические рамки (“могу”).

      Для создания положительной мотивации в начале урока высказываю  добрые пожелания детям,  предлагаю  пожелать друг другу удачи,

предлагаю детям подумать, что необходимо для успешной работы, дети высказываются; использую девиз, эпиграф.  («С малой удачи начинается большой успех», «Береги и охраняй природу», «Только тот, кто любит труд – знанья новые найдут», «Учиться искать, найти и не сдаваться», «Чтение – вот лучшее учение», «Учение – путь к умению», «Где терпенье – там уменье» и др.)  

Исходя из этого, на 1 этапе использования системно-деятельностного подхода я применяла примерно такой диалог:

- Отгадайте загадку.                                                                                                                                             Есть у радости подруга.                                                                                                                                      В виде полукруга.                                                                                                                                           На лице она живёт.                                                                                                                                          То куда-то вдруг уйдет,                                                                                                                                  То внезапно возвратится.                                                                                                                       Грусть тоска ее боится.

                         (Улыбка)

- Подарим,  друг другу улыбку и начнем урок. Настраиваемся на рабочую волну и вместе с мальчиком Петей, который у нас сегодня в гостях  устремимся по ступеням знаний к новым открытиям (шагаем по ступеням и хором называем девиз урока).

Наблюдаю – замечаю – размышляю - делаю выводы.

- Будем бояться? (нет)                                                                                                                              - А что будем делать? (начнём спокойно думать)                                                                                 - Может так случиться, что мы с первого раза что-то не поймём? (да)                                                          - Но у нас времени мало, поэтому мы будем работать дружно все вместе.   Договорились?                                                                                                                   - Желаю всем творческих успехов!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

 Перед изучением нового материала организую повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося через возникновение проблемной ситуации.  Для этого  использую методы постановки учебной проблемы:

  1. побуждающий, подводящий  диалоги;
  2. мотивирующий  приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки, ловушки  и др.

Наличие неожиданного препятствия вызывает у моих детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога.

Повторяем словарные слова, один ученик пишет под диктовку на доске: класс, тонна, собака, суббота.                                                                                               Уже с 1 класса я учу ребят самим участвовать в уроке, самим предлагать задания.    - Какое задание вы можете предложить? (если дети не назвали "найти лишнее слово", то я навожу сама их на эту мысль).

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут 

На данном этапе  выявляем места и причины затруднения. («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?», «Предположите, о чем пойдет разговор. Определите тему урока», «Что хотелось бы узнать?», «Что необходимо, чтобы найти ответы на эти вопросы?» (наблюдать, сравнивать, слушать, читать, доказывать, открывать).

Для этого учащиеся должны:

  1. восстановить выполненные операции и зафиксировать место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
  2. соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи.

- Мальчик  Петя тоже, как и вы, нашёл лишнее слово и вот какие слова у него остались. (Показываю детям большой лист, на котором в строчку написано)

Класс, тонна, субб…

 - Почему мальчик оборвал последнее слово? (не хватило места на строке      для целого слова)                                                                                                                      - Как вы думаете, что не знал мальчик? (как переносить слова)                                                           – Что вы ему посоветуете?                                                                                                                             - А как думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется?                                     - Да, переносить слова надо по правилам.                                                                                                     - Какую цель себе поставим, чтобы помочь мальчику и научиться самим, быть грамотными?                                                                                                                                                  (научиться переносить слова)                                                                                                                  - Чему будем учиться? (Будем учиться переносить слова)                                                                  - Тема нашего урока «Перенос слов». Будем учиться переносить слова с одной строки на другую.                                                                                                                                                                                   Итак, тема урока у нас сформулирована.

IV. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

На этапе открытия новых знаний учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руковожу я: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

На этом этапе урока использую разнообразные приемы, такие как: приём «Ассоциация», приём «Исследование», приём «Ловушка», методический прием «Корзина понятий», метод «Чтение с пометами».

Это трудный этап и для учителя, и для ученика. Здесь дети должны понять, "чего они не знают" и найти выход из этого положения. Очень эффективна на этом этапе работа в парах.

  Продолжу рассмотрение урока русского языка.      

- Попробуйте перенести слова "суббота". (Дети работают в парах, я выслушиваю гипотезы и все записываю на доску).

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт  групповая форма работы.                                                                                                                          Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке  групповая работа. Одним из видов которой является работа в парах. На этапе закрепления новой темы указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаю  учащимся в случае разногласий задать вопрос мне или учащимся с соседней парты.                                                                                          В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение  правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.                                                                                                                                                                  

После выдвижения своих версий, дети стремятся искать ответ на свой же вопрос.

- Смотрите, слово одно, а разных вариантов переноса много. Почему? Что мы пока не знаем? (не знаем, как правильно перенести слово)

- Посмотрите на доску понаблюдайте, поразмышляйте, и может быть кто-то сможет сделать вывод, как надо переносить слова.  Попробуйте сами сформулировать правила переноса слов.

На доске:    груп-па                                  су-ббота

                тон-на                                    алл-ея

               паль-то                                  мал-ьчик

                чай-ник                                 га-йка

- Правильно, слова надо переносить по частям, по слогам.                                  Далее мы обязательно сравниваем с эталоном.                                                                                                     - Ребята, а где мы можем проверить свои предположения? (в учебнике)  

Знакомство с алгоритмом работы.                                                                              - Давайте, научимся сами и поучим Петю переносить слова. Знак переноса будем обозначать черточкой.                                                                                                         - Составим план, как будем делить слова для  переноса.                                                        -  Что будем делать сначала? А потом? А дальше?                                                                - Как же будем рассуждать? (В ходе обсуждения, дети под руководством учителя составляют алгоритм работы).

  • нахожу гласные
  • делю слово на слоги
  • делю слово для переноса

V. Первичное закрепление – 4-5 минут

При первичном закреплении - проговаривание нового знания,  (запись в виде опорного сигнала), для этого использую фронтальную работу, работу в парах, комментирование, обозначение знаковыми символами.

Работа по учебнику. Выполнение упражнения 21, с 21с комментированием. Один ученик у доски.

Первое слово с подробным объяснением по алгоритму. Образец ответа: «Нахожу гласные. В слове «перенос» 3 гласных, значит и три слога. Слова переносятся по слогам:  до – ро – га.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.

      На следующем этапе использую самостоятельную работу с самопроверкой по образцу (эталону), каждый обучающийся для себя делает вывод о том, что он уже умеет, письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3  задания), самоконтроль, самопроверка.

- Кто может работать дальше самостоятельно? Работайте.                                             (С остальными еще одно слово с объяснением.)                                                            - Остальные слова самостоятельно. ( Дифференцированная работа)

 Проверка.  (Сравнение с образцом на слайде. Сигнальные карточки).

- Кто считает, что сделал все правильно?                                                                           - Кто увидел и исправил свои ошибки?

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

При включение нового знания в систему знаний и повторение - сначала предлагаю задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие,  затем предлагаю задания, в которых новое знание используется  вместе с изученным ранее.

В этот момент мне помогают  познавательной игры на уроке: «Поднимите руку!», «Самый зоркий», «Морфологические шарады»,  «Засели слово в домик»,  «Вратарь»,  «Погрузи в машины»,  «Самый внимательный»,  «Разбери матрёшку», «Занимательные ступеньки», «Выбери вопрос»,  «Кто первый», «Редакторы», «Четвёртое лишнее»,  «Третий – лишний»,  «Добавь словечко»,  «Будь внимателен», мини сочинение.

Рассмотрю далее урок русского языка. Игра на развитие орфографической зоркости «Будь внимателен, найди ошибки». На доске записаны слова и разделены для переноса:

Ан-нушка  А-нечка  Аня  Ан-на  Ан-юта

-  Найдите ошибки.  (К доске выходит 1 ученик  -   исправляет. Сигнализируют остальные.)

Моделирование предложения

-  А теперь поможем Пети дописать предложение. Посмотрите на слово, которое не мог перенести Петя. Возьмите ножницы и покажите, как можно перенести слово, поставьте знак переноса.            

Работа в парах. На партах карточки со словом «суббота». Дети моделируют перенос слова.

- Давайте порадуемся своим успехам и успехам Пети  (дети аплодируют).

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

На заключительном этапе урока использую рефлексию учебной деятельности, подводим итог, на данном этапе происходит осознание учащимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

     Использую вопросы:

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать? и другие

- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?                                                                      

У каждого ученика домик с окошками. « Раскрась окошки».

- Если задание, которое я назову, вам понравилось, и было легко его выполнять, то зелёным цветом, а если было трудно и неинтересно – красным. 

Найдите 1 окошко – находить лишнее слово в словарных словах                                                2 окошко – открывать новые знания                                                                                3 окошко – помогать мальчику Пете, переносить слова. Моделировать.                                             4 окошко – работать в парах                                                                                                             5 окошко – находить ошибки в переносе слов                                                                            6 окошко – выполнять упражнение в тетради  

- Спасибо вам, детки, за этот замечательный урок! Покажите, с каким настроением вы уйдёте с урока….(Смайлик)

В течение учебного года я старалась в работе с моими первоклассниками создавать ситуацию успеха, чтобы каждый получил и похвалу, и поощрение. Отличительными особенностями детей 6 - 7 лет являются преобладание непроизвольного внимания, непроизвольной памяти. Память ребёнка - это его интерес. Поэтому в 1-м  классе я старалась строить уроки так, чтобы дети максимально заинтересовались получением знаний.

Особое внимание уделяю применению разноуровневых заданий. Это помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Внутриклассная дифференциация начинается с первых дней пребывания в школе.

Мои уроки разнообразны, часто использую нестандартные методы и приёмы работы, провожу тестирование, использую мульдимедийные технологии, уроки – презентации, с использованием подготовленных мною слайдов, пользуюсь Интернет – ресурсами. Такие уроки стали традиционными в моей работе, уроки, которые помогают решать в комплексе образовательные и воспитательные задачи, повышающие мотивацию к обучению, формируют навыки, которые будут востребованы  в дальнейшем.                                            Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.        

                                                                                     

Использованные источники.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения

  В   основу   Стандарта  положен   системно-деятельностный   подход, концептуально    базирующийся    на  о...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — ОСНОВА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...

ФГОС НОО. Компетентностно – ориентированные задания как средство реализации системно – деятельностного подхода в стандартах второго поколения.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети "открывают" их сами в процесе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учите...

Презентация. ФГОС НОО. Компетентностно – ориентированные задания как средство реализации системно – деятельностного подхода в стандартах второго поколения

К материалу стажировочных мероприятий (мастер-класса) по опережающему внедрению ФГОС НОО.  Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в станд...

Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"

Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"...