Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"
методическая разработка на тему

Лукьяненко Татьяна Васильевна

Выступление на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход - основа стандартов II поколения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx125.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вознесеновская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области»

Подготовила

учитель начальных классов

Лукьяненко Т.В.

2014 год

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Системно- деятельностный подход  - основа стандартов II поколения».

   

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

И мы с вами, уважаемые коллеги, учим и будем учить наших учеников реальным видам деятельности, которыми они должны будут овладеть к концу школы.  Мы должны пересмотреть свои принципы и методы обучения и оставить те из них, которые помогут нам учить детей учиться.

Умение учиться сводится к овладению учащимися общеучебными умениями, среди которых следует выделить:

  • Умения организовать свою деятельность;
  • Умения результативно мыслить;
  • Умения общаться, взаимодействовать с людьми.

- Значит, мы должны перейти от школы «памяти»  к «школе саморазвития».

Ведущим фактором развития является деятельность.

Что же такое деятельность?

    В свободной энциклопедии Википидия я прочитала:

 «Де́ятельность (активность) — процесс  активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели..

    Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, т. е появится мотивация.  Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность  что-либо понять.

Значит, прежде всего на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

А учитель, как образно замечает Л.С.Выготский,

“… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Т.е. учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решения. Корректирует  их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Это в целом ведёт к формированию УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Эпиграфом к современному обучению может служить стихотворения Н .Рыленкова «Урок как дорога в будущее»

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты не попал,

И по какой распутице

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется.

Основные методы постановки учебной проблемы:

  1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
  2. Подводящий к теме диалог.
  3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

- Сегодня я хочу продемонстрировать приёмы использования системно-деятельностного подхода  на этапе открытия новых знаний на уроках в начальной школе

Слайд 3.

Урок математики:

- Какой из предметов  тяжелее, подушка или шуба?

(дети делают сами вывод о том, что их нужно взвесить.

Слайд 4.

- Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. 

- Чем он интересен? Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

- А нужны они ему? 

- Как, одним словом можем назвать эти органы?

  • Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

-Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

- Познакомиться с … (органами чувств)

-Узнать… (для чего они нужны человеку)

-В конце урока вы мне ответите на вопрос:

-Почему органы чувств называют нашими помощниками?

Поможем нашему человечку услышать пение птиц (дорисовывают уши), увидеть красоту звёздного неба (дорисовывают глаза), почувствовать в каком стакане вода холодная, в каком – теплая (дорисовывают кисти рук) и т.д.

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Сколько  у человека органов чувств?

- На какой вопрос мы должны были ответить?

- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.

- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.   Анализ  успеваемости  и качества знаний   по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди наших учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение. У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Закончить своё выступление я хочу китайской народной мудростью:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения

  В   основу   Стандарта  положен   системно-деятельностный   подход, концептуально    базирующийся    на  о...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — ОСНОВА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...

Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго поколения (из опыта работы)

В статье описана роль системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроке обучения грамоте....

ФГОС НОО. Компетентностно – ориентированные задания как средство реализации системно – деятельностного подхода в стандартах второго поколения.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети "открывают" их сами в процесе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учите...

Презентация. ФГОС НОО. Компетентностно – ориентированные задания как средство реализации системно – деятельностного подхода в стандартах второго поколения

К материалу стажировочных мероприятий (мастер-класса) по опережающему внедрению ФГОС НОО.  Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в станд...