Главные вкладки

    ФГОС НОО. Компетентностно – ориентированные задания как средство реализации системно – деятельностного подхода в стандартах второго поколения.
    статья на тему

    Салихова Раиля Асгатовна

    Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети "открывают" их сами в процесе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать, рассказать. Учитель должен организовать  работу учащихся  так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. В материале предлагаются составленные мной и использованные на практике компетентностно-ориентированные задания для разных этапов урока в начальной школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Компетентностно – ориентированные задания

     как средство реализации системно – деятельностного подхода в стандартах второго поколения

    (мастер-класс)

    Салихова Раиля Асгатовна,

    учитель начальных классов

    МБОУ МО г.Нягань «СОШ №6» имени А.И.Гордиенко

    Системно-деятельностный подход в стандартах второго поколения выбран в качестве ведущего не случайно. Условия жизни в XXI веке значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула «послушай – повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем.

    Основная задача образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него (слайд 1)

    • умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде,
    • способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации (выдержки из источника про СДП).

    В документах по ФГОС об этом же говорится так (слайд 2): Овладение учащимися универсальными учебными действиями  выступает как  способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

    Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как “знание в действии”, способность использовать на практике полученные знания и навыки. Еще (слайд 3) в 384 году до н.э. великий Аристотель говорил: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле».

    Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы всё наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

    Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. Если (слайд 4) понимать под компетенцией способность установить связи между знанием и ситуацией, а также способность на этой основе обнаружить и осуществить действие, позволяющее решить проблему, то формирование коммуникативной компетенции невозможно вне деятельностного подхода. Компетенция - это заданное требование, норма образовательной подготовки учеников, а компетентность - реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности (слайд 5).

    Наши стажировочные мероприятия мы хотели организовать именно в технологии  системно – деятельностного подхода, поэтому готовых знаний я вам сегодня не дам.

    Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

    • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; поэтому тема моего мастер – класса (слайд 6) звучит так: «Компетентностно – ориентированные задания как средство реализации системно – деятельностного подхода в обучении».
    • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. И мы в сотрудничестве достигнем целей сегодняшних мероприятий.

    Акцент новых стандартов на умения применять знания, на знания как средство развития личности прекрасно согласуется с идеями Образовательной системы «Школа 2100». Например, (слайд 7) наличие на страницах учебников для 6 -7 классов продуктивных заданий, их роль в выращивании функционально грамотной личности.

    Мы с вами - учителя – практики. Поэтому в учебниках с грифом «ФГОС», над которыми работают целые институты, доктора, кандидаты наук, на мой взгляд,   содержание должно соответствовать новым требованиям (слайды 8-11).

            Вашему вниманию предлагаю составленные мной и использованные на практике ситуационные, компетентностно-ориентированные  задания (слайд 12). Ваша задача в группах: составить вопросы к ним. У меня, конечно, есть свои заготовки.

    • Слайд 13. Группа юных туристов из пункта А должна прибыть в пункт Б. Для ориентирования им был выдан компас, который оказался сломан.

    Смогут ли туристы обойтись без компаса? Предложите способы решения проблемы в случае положительного ответа.

    (Тут может быть выход и на экскурсию в православный храм, в лес.)

    • Слайд 14. Грядку с площадью 6 кв.м нужно на ночь закрыть плёнкой. Сколько метров плёнки шириной 2 м  необходимо купить папе, если ширина грядки полтора метра? Сколько денег уйдёт на покупку, если цена плёнки 120 руб. ?

    (Внимание на необходимость запаса для крепления пленки, экономия средств и т.д.)

    • Слайд 15. Часто во время динамических пауз играем:

    «У медведя во бору грибы, ягоды беру…»

     - Где это «во бору»? Как понимаете слова: ельник, березняк, дубрава?

    (Есть выход и на проекты по темам: творчество И.Шишкина, место березы или сосны в творчестве русских художников и т.д. На слайде картина художника  вышита крестиком, можно и о вышивании поговорить.)

    • Слайды 16-17. Работа с нумерацией, проведенная в 1 классе после Нового года. (Раздолье: разграничение неравенств и равенств, комбинаторика, свойства нуля.)         
    • Слайд 18. Звуковой анализ. Привычка оспаривать подобные софизмы (лжеумствованье, мудрствованье, ложный вывод, заключенье, сужденье, которому придан внешний вид истины)  создает установку на самостоятельный поиск ответа даже там, где ответ, казалось бы, дается в готовом и чрезвычайно правдоподобном виде.

    В структуре уроков технологии системно-деятельностного подхода заключительным этапом является так называемый рефлексивно – оценочный этап, на котором используются различные виды рефлексии:

    • познавательная - что я понял, как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил проблему;
    • социальная - как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работы;
    • психологическая - как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему.

    Предлагаю в группах провести рефлексию и поделиться с нами со своими выводами.

    (Пример «рожденной» в одной группе и озвученной рефлексии:

    Нам нужно ФГОС внедрять,

    Программу СВЫШЕ выполнять.

    На курсах уж не раз бывали

    И семинары посещали,

    И мастер-класс, и стажировка,

    Как в спорте, нам нужна сноровка.

    Чтоб УУД сформировать,

    Должны мы сами много знать.

    Вот что такое «компетентность»

    И как ее сформировать,

    Какие выбирать заданья

    И как вопросы задавать…

    Все кратко, четко, лаконично

    Нам рассказала Раиля.

    Мы ставим Вам, наш друг, «отлично»!

    Привет, до следующего дня!)

    По мнению С. Соловейчика (слайд 22), есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение становится тяжелой повинностью.        

    Я видела ваши неравнодушные глаза, и буду рада, если сегодняшний мой мастер-класс поможет вам воспринимать  ФГОС как увлечение, а не как тяжелая повинность.

    Спасибо за внимание!                        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения

      В   основу   Стандарта  положен   системно-деятельностный   подход, концептуально    базирующийся    на  о...

    СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — ОСНОВА СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

    Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому в...

    Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

    Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр...

    Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

    Презентация к выступлению на МО учителей иностранных языков "Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГО...

    Системно-деятельностный подход - основа стандартов второго поколения (из опыта работы)

    В статье описана роль системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроке обучения грамоте....

    Презентация. ФГОС НОО. Компетентностно – ориентированные задания как средство реализации системно – деятельностного подхода в стандартах второго поколения

    К материалу стажировочных мероприятий (мастер-класса) по опережающему внедрению ФГОС НОО.  Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в станд...


     

    Комментарии

    Салихова Раиля Асгатовна

    Презентация к материалу добавлена отдельно.