ДОКЛАД по теме «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»
методическая разработка по теме

ДОКЛАД

по теме

 «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 14 имени Ю.А. Гагарина

Щёлковского муниципального района Московской области

ДОКЛАД

по теме

 «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»

Смолина В.С., руководитель ШМО

 учителей начальных классов

2017 г.

Цель: создать условия для непрерывного образования педагогов.

Задачи:

- совершенствовать компетенции, необходимые для выполнения трудовых функций, определенных профессиональным стандартомпедагога;

- мотивировать педагога к выбору индивидуального образовательного маршрута профессионального становления для реализации ФГОС НОО;

 - обобщить опыт работы педагогов по созданию ситуации успеха учащихся на уроках и во внеурочной деятельности для повышения качества образования.

В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился в первую очередь подход к обучению. По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей учиться, применять и развивать полученные знания и умения, формировать у детей мотивацию к обучению, оказывать помощь учащимся в самоорганизации и саморазвитии, создавать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика.

«Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

В.А.Сухомлинский

       Для создания условий, способствующих удовлетворению, радости, расширению спектра положительных эмоций у детей,первоначально  необходимоиспользовать приёмы эмоционального вхождения в урок:

1.Поделись улыбкою своей.

Ребята, сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам. Вы улыбнитесь мне и  друг другу.

2. Музыка в подарок.

Прослушивание музыкального произведения. Например, песня «Улыбка».

- Какое настроение передала вам музыка? Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу.

3. Сказочное письмо.

Сказочное письмо с заданиями  приносит почтальон от сказочных героев.

4. Я – актёр.

- Ребята, изобразите при помощи мимики и жестов: веселого клоуна, грустного щенка, радостного воробышка, царевну Несмеяну, солнечного зайчика.

5. Посмотри в окно.

- Ребята, посмотрите в окно, опишите, что вы видите, слышите, чувствуете при созерцании природы.

6. Цвет и настроение.

-  Каким цветом ты можешь показать своё настроение? Нарисуй его.

7. Минуты радости.

- Закройте глаза, вспомните, когда вам было особенно радостно. Что почувствовали? Покажите. ( Смайлик, определённый цвет – определённое настроение).

8. Подарок другу.

- Представь, что сосед по парте приглашает тебя в гости, подумай, что ты ему подаришь? Используя жесты и мимику. Изобрази свой подарок.

На уроке нередко складываются ситуации, когда ученик достигает особого успеха:

- удачно ответил на трудный вопрос;

- высказал интересную мысль;

- нашёл необычное решение.

Такой ребенок должен обязательно получить хорошую оценку учителя, одноклассников.

- Ребята, давайте поаплодируем Яне, она справилась с очень интересным и трудным заданием.

Успех,  выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу.

Младшие школьники считают самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример, поэтому содержание похвалы и её формулировки имеют большое значение.

Например:

- ты тщательно выполнил задание;

- ты был настойчив в поиске решения;

- ты хорошо усвоил эту тему.

В ходе учебного  процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха:

- знакомство с новой информацией;

- творческие задания;

     - проблемные вопросы.

      Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих и успешных учеников. Они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, прислушиваются к советам учителя. А слабоуспевающие школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, потому не приходится говорить об их успехах. Следовательно, ситуации успеха для таких учеников приходится создавать искусственно.

Для этого необходимо использовать:

-  дифференцированные задания;

-  схемы, алгоритмы рассуждений и ответов;

-  посильные и занимательные задания;

-  яркие художественные образы.

Приёмы создания ситуации успеха

1. Создание атмосферы радости, одобрения.

Ласковые и подбадривающие слова, мягкие интонации голоса, доброжелательная мимика создают благоприятный психологический фон, помогающий ученику справиться с поставленной перед ним задачей.

2. Снятие страха - авансированиедетей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи (перед деятельностью). Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены.

3. Оказание скрытой помощи.

Скрытая помощь реализуется путём намёка, пожелания, в которых нет прямого указания на то, что и в какой последовательности должны делать ученики. Незаметно тем самым подводя детей к главному, а именно, выводу правила.

4. Анонсирование -  предупреждение о предстоящей работе.

Смысл анонсирования не просто предупредить ученика, а обсудить то, что он будет делать на уроке(вместе подобрать литературу к сообщению, посмотреть на буквы, которые он путает).

5. «Даю шанс» - подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

6. «Умышленная ошибка» - обнаружение ошибки в тексте, в математических выражениях,в устной речи.

8. «Лестница» - ситуация, когда учитель постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний. Ученик начинает познавать радость успеха, ему хочется повторить его, он начинает верить в свои силы. Это позволяет учителю повышать требования к ученику и, учитывая его индивидуальные особенности, формировать его успешность.

9. «Линия горизонта». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами.

10.Работа в группах. Работать вместе с товарищами не страшно и обязательно кто-то придёт на помощь, если она потребуется.

11. Персональная исключительность ребёнка.

        Отработка умений видеть не только сильные стороны, положительные качества у любого человека, но и даже малейший положительный результат.

12. Заключительная оценка

Успех без признания приводит к разочарованию. Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения учеником своего успеха.

   В работе учителю помогут принципыпсихологической комфортности:

1. Никогда не сравнивать детей друг с другом.

2. Ребёнка можно сравнивать только с самим собой.

3. Каким он был вчера, каким он стал сегодня.

        

        Важнейшим для создания ситуации успеха является использование на уроке методов обучения в сотрудничестве.

Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.

        Идея обучения - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

        Такое взаимодействие необходимо осуществлять на основепринципов обучения в сотрудничестве, что, несомненно, приводит к успеху учащихся:

1.  Взаимодействие членов группы на основе:

- единой цели;

- распределённых внутригрупповых ролей и функций;

- единого учебного материала;

- общих ресурсов;

- одного поощрения для всех;

  1. Личная ответственность каждого за успехи всех.
  2. Равная доля участия каждого члена группы.
  3. Рефлексия.

        Для создания сотруднических взаимоотношений на уроках используются различные приёмы:

  • высказать своё мнение;
  • придумать задание;
  • проверить работы друг друга;
  • найти ответ на проблемный вопрос;  
  • дать совет.

Очень важно формироватьличностную самооценкуу учащихся. На этапе рефлексии ученикам предлагается выбрать в табличке подходящий вариант ответа, дополнив его определённым обоснованием.

Своей работой на уроке я ….

А) доволен ( льна)

Б) не совсем доволен ( льна)

В) не доволен ( льна), потому что

Тем самым формируется адекватная самооценка.

Также в работе на этапе рефлексии можно использовать другие символы и знаки.

        ? - сомневаюсь, не уверен, есть ошибки

        ! -  я уверен, справлюсь, все верно

        Горка -  изобразить себя на склоне по пути к вершине.

        Лесенка -  на какой Я ступеньке?

        Светофорчик -  верно – неверно (зелёный –красный)

        Смайлик -   покажи свой успех, свое настроение.

Таким образом, организуем работу не только по формированию, но и по коррекции самооценки, что способствует самоопределению учащегося  в деятельности, формированию у него адекватной самооценки.

Ситуация успеха– это комплекс оптимальных приёмов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность.

В   результате реализации ФГОС основной целью является не предметный, а личностный результат учащегося. Во главу ставится личность ребёнка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. Успешность ребёнка  является залогом эффективной реализации ФГОС и повышения качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Художественно -эстетическая деятельность...

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС В МБОУ СОШ №151

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт ко...

Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Доклад раскрывает вопрос развития творческих способностей обучающихся во внеурочное деятельности в условиях реализации ФГОС...

Методический семинар «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО».

Материал использован для обобщения опыта работы в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...

"ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДОГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ Ф...