Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
статья на тему

Габдуллина Лилия Рашитовна

Художественно -эстетическая деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Художественно -эстетическая деятельность

Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности человека. Первые элементарные пред ставления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, имен но с этого начинается эстетическое воспитание.

Стержневой основой в системе эсте тического воспитания можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульп туру, живопись, танец, кино, театр, де коративно-прикладное искусство и дру гие виды художественного творчества.

Задача педагога — воспитать у ре бенка способность наслаждаться ис кусством, развить эстетические потреб ности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять осо бое внимание именно процессу вос приятия художественного произведения.

Рекомендуются следующие формы организации художественно-эстетиче ской деятельности: кружки художе ственного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью», лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества, домашних ремесел; посещение худо жественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в клас се, школе, театре, художественные ак ции школьников в окружающем школу социуме.

С целью реализации данного на правления с учетом этнокультурных особенностей Республики Башкортос тан можно предложить следующие кур сы: «Терапия творчества», «Кукольный театр», «В мире музыки народов Баш кортостана», «В мире танца народов Башкортостана», «Художественные про мыслы народов Башкортостана», «Му зыкальные традиции моего народа», «Сказки народов Башкортостана» и т.д.

Научно-познавательная деятельность

Внеурочная познавательная деятель ность школьников может быть орга низована в форме факультативов, круж ков познавательной направленности, научного общества обучающихся, ин теллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, по знавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т.п.

Приобретение младшими школь никами социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том слу чае, если объектом познавательной дея тельности детей станет собственно со циальный мир, т.е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных цен ностей, памятников мировой и отече ственной культуры, особенностей меж национальных и межконфессиональных отношений народов Республики Баш кортостан.

В связи с этим педагогам рекомен дуется инициировать и организовывать работу младших школьников с воспи тывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть ин формация о здоровье и вредных при вычках, нравственных и безнравствен ных поступках людей, героизме и ма лодушии, войне и экологии, класси ческой и массовой культуре и других экономических, политических или со циальных проблемах нашего общества. При обсуждении такой информации наиболее эффективными могут стать групповые дискуссии.

Например, в рамках работы клуба любителей книги или вечеров семей ного чтения можно проводить соци ально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке, детского от деления клинической больницы и т.д. В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар жителям и ученикам.

Рекомендуются следующие формы организации научно-познавательной деятельности: познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информа ционные     технологии»,     кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика», олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный юту! «Что? Где? Когда?». Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.

С целью реализации данного на правления с учетом этнокультурных особенностей Республики Башкортос тан можно предложить следующие курсы: «Начальное техническое твор чество», «Я познаю Башкортостан» «Памятные, места моей республики» «Памятные места моего города», «При рода родного края», «Путешествие в прошлое «Башкортостана» и т.д. Военно-патриотическая деятельность

Военно-патриотическое воспитание в ОУ представляет собой составную часть сложного и многостороннего про цесса формирования личности. Его ос новой является формирование и раз витие у детей преданности России и Башкортостану и гордости за свою Ро дину.

Стремление младших школьников быть достойным гражданином России, хорошо учиться, быть способным и го товым к служению в российских Во оруженных силах должно быть под держано и реализовано в рамках реа лизации внеурочной деятельности по данному направлению в самых разно образных видах деятельности: пропе девтические курсы по ОБЖ, учебно-познавательные маршруты, встречи с ветеранами, уроки мужества, просмот ры фильмов и спектаклей военно-пат риотической направленности, военно-тематические сборы, творческие кон курсы (песни, рисунки, фотографии и др.), военно-спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель» и др.), шефство, смотры, месячники оборон но-массовой работы, вахта памяти и др.

С целью реализации данного на правления с учетом этнокультурных

особенностей Республики Башкортос тан можно предложить следующие кур сы: «Башкортостан — моя малая Роди на», «Следопыт родного края», «Музеи моего города», «Семейный архив», «Шэжэре байрамы», «По страницам истории родного края» и т.д.

Общественно -полезная деятельность

Проблема формирования сознатель ного гражданина с прочными убежде ниями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой вос питания в делом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требова тельность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окру жающим, целенаправленно формиро вать мотивационно-потребностную сферу младшего школьника.

Особое внимание необходимо об ратить на нормативные документы, регламентирующие использование дет ского труда в школе. Согласно п. 14 ст. 50, права и социальная поддержка об учающихся, воспитанников ФЗ «Об образовании» (с изменениями от 17.12.09 №313-Ф3) «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образо вательных учреждений без согласия об учающихся, воспитанников и их ро дителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образова тельной программой, запрещается». Ана логичная норма закреплена в п. 50 Ти пового положения об общеобразова тельном учреждении, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 19.03.01 №196, согласно которому об щеобразовательному учреждению за прещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образова тельной программой, без их согласия и согласия родителей (законных пред ставителей).

Следовательно, при создании ООП НОО ОУ необходимо учитывать тре бования ФГОС НОО нового поколения, где общественно-полезная деятельность младших школьников является одним из приоритетных направлений.

Рекомендуются следующие формы организации общественно-полезной деятельности: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной террито рии»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок детского творчества; трудовые десанты, субботники; соци альные пробы, коллективное творческое дело; социально-образовательные про екты и др.

С целью реализации данного на правления с учетом этнокультурных особенностей Республики Башкортос тан можно предложить следующие кур сы: «Горжусь тобой, моя школа», «Город мастеров», «Все работы хороши». «Тимуровцы Башкортостана», «Баш кортостан без наркотиков» и т.д.

Проектная деятельность

Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учеб ного предмета или организационно рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно исполь зовать для организации работы над определением тематического поля, про блемы и цели проекта (проектов) млад ших школьников, а также для презен тации результатов проекта (проектов).

Каждый обучающийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или при нимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год, поэтому в разных группах обучающимся необходимо предлагать несколько вариантов орга низации работы над проектом. В про цессе проектной деятельности младший школьник использует полученные зна ния и учебные действия.

Рекомендуются следующие виды проектов: создание сборника пословиц, поговорок, загадок; викторины; сочинения собственных произведений; кон-

курс математических игр, энциклопедия математически; космонавты России; компьютеры вокруг нас; что можно сделать с мусором; кем я хочу быть; великие изобретения и т.д.

С целью реализации данного на правления с учетом этнокультурных особенностей Республики Башкортостан можно предложить следующие про екты: устное народное творчество на родов Башкортостана, сказки моего народа, осенние работы и праздники в традиции народов моего края; образы природы в творчестве народов моего края, мои земляки в истории России, мои земляки в культуре России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС В МБОУ СОШ №151

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт ко...

Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

  В     соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)  внеурочная деятельн...

Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, со...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

2010-2014 год мой класс был пилотным классом, внедряющим новые образовательные стандарты....

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования»...

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. Современному обществу нужна творческая, духовн...