Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
методическая разработка на тему

Васильева Ирина Борисовна

        В     соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)  внеурочная деятельность  - это составная часть образовательного

       процесса, совокупность всех видов деятельности  обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность

       является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, она призвана помочь педагогу и обучающемуся  в освоении нового вида деятельности – учебной – в других

      условиях, на другом материале – и вывести на те же, что и в учебной деятельности,  метапредметные  результаты, сформировать учебную мотивацию.

      Предлагаемая модель организации внеурочной деятельности  реализуется в МБОУ "СОШ № 5", прошла внешнюю экспертизу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_modeli.docx65.33 КБ

Предварительный просмотр:

Модель организации внеурочной деятельности

в условиях  реализации ФГОС  в  МБОУ «СОШ № 5»

Васильева И.Б., заместитель директора  по ВР 

МБОУ  «СОШ № 5»

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)  внеурочная деятельность  - это составная часть образовательного процесса, совокупность всех видов деятельности  обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, она призвана помочь педагогу и обучающемуся  в освоении нового вида деятельности – учебной – в других условиях, на другом материале – и вывести на те же, что и в учебной деятельности,  метапредметные  результаты, сформировать учебную мотивацию. Универсальные учебные действия   - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности обеспечивают целостность  содержания образования

 

 

 В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определяется ее сущность и основное назначение, которое заключается «в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени».

Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу первоклассников. Они ориентированы на создание условий для:

             - творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;

            - социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;

           - профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.

 Обоснование построения модели

     В соответствии  с требованиями Стандарта внеурочная деятельность  организуется  по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно - оздоровительное. Обязательными  условиями организации внеурочной деятельности в  МБОУ  «СОШ № 5»  является:

  •  родительский запрос;
  • наличие необходимой учебно-материальной базы;
  •  наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров;
  • соблюдение СанПиНов, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания.

Для организации внеурочной деятельности, в первую очередь необходимо выбрать организационную модель. Предназначение модели: описание  будущего  состояния 

Модель (в науке) — мысленный упрощённый объект, сохраняющий лишь важнейшие свойства оригинала.

  • Статические модели описывают состояние системы в определенный момент времени.
  • Модели применяются для нужд познания (анализа и синтеза) и конструирования.

Для  построения модели необходимо ответить  на ряд вопросов:

  1. Что будет наполнением внеурочной области:
  • что из урочной области должно быть поддержано во внеурочной,
  • что из результатов ФГОС не может быть сформировано в рамках урочной области и должно быть сделано во внеурочной,
  • установить структуру связей урочной и внеурочной областей.
  1. Определить   области  и  этапы  преобразования.

Факторы, которые определяют модель внеурочной деятельности:

  • Территориальное расположение образовательного учреждения.
  • Уровень развития дополнительного образования в школе.
  • Программное обеспечение воспитательной деятельности учителей начальных классов и классных руководителей.
  • Кадровое обеспечение воспитательного процесса.
  • Материально-техническое обеспечение воспитательной деятельности.

      Территориально МБОУ «СОШ  № 5» расположена в спальном районе города, в ближайшем окружении  находятся учреждения дополнительного образования:  Дворец спорта для детей и юношества,  бассейн «Дельфин»,  Станция юных натуралистов, Центр внешкольной работы, Парк культуры и отдыха, Дворец культуры и техники. В школе уже создана широкая сеть кружков, студий, секций, составляющих систему дополнительного образования школы. В наличии программно-методическое обеспечение дополнительного образования, организации воспитательной работы классных руководителей, воспитателей.  В школе действует детская общественная организация «СОЮЗ» для  обучающихся  начальной школы.    Для  реализации внеурочной деятельности  используется материально-техническая база  МБОУ  «СОШ №5» и учреждений дополнительного образования города (заключены договора о сотрудничестве с УДОД  «СЮН», «СЮТУР», «Дворец спорта»).   Для осуществления внеурочной деятельности подготовлены 3 учебных кабинета с АРМ, кабинеты психолога, социального педагога, старшего вожатого, кабинеты музыки и  ИЗО, библиотека, малый и большой спортивные залы, танцевальный и актовый залы, оборудованные музыкальной аппаратурой,  проектором.

      Школа укомплектована необходимыми педагогическими и иными работниками соответствующей квалификации. Созданы условия для их непрерывного профессионального развития. Из 10 педагогических работников, реализующих внеурочную деятельность, 7 человек   прошли  необходимое  обучение  в  ГАОУДПО (пк) С РК «КРИРО».

Детальный анализ  этих составляющих  и  рекомендуемых  базовых  моделей,   позволил в основе типа организационной  модели внеурочной деятельности  выбрать   модель,  которая включает   в себя модель дополнительного образования (опирается на преимущественное использование  потенциала  внутришкольного  дополнительного образования, а также  на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей города)  и оптимизационную   модель   (позволяет создать единое образовательное и методическое пространство в рамках школы, обеспечивающее содержательное и организационное единство всех структурных подразделений,  в ее реализации принимают участие все педагогические работники).

   Планирование внеурочной деятельности начинается от результата – конкретного УУД. Во внеурочное  время  обучающийся,   преимущественно,  осваивает УУД, позволяющие ему осваивать новые социальные и духовно-нравственные практики.

  Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и обучающихся позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса (как в содружестве, так и индивидуально).

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных)

Общим   в  учебной   и    внеурочной  деятельности  является  то, что знания, полученные на уроках, умения и навыки, приобретенные в учебной  деятельности, закрепляются и находят практическое применение во внеурочной  деятельности  и наоборот: опыт, приобретенный во внеурочной  деятельности, находит теоретическое обоснование и практическое применение в учебной  деятельности .  

      Внеурочная работа ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным. В ходе внеурочной работы приобретаются умения работать с книгой и справочной литературой, реферировать и рецензировать, готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией. Открываются возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их "исследовательских изысканий" в архивах, музеях, библиотеках.

Структуру  и содержание  внеурочной  деятельности  определяют:

  • программы дополнительного образования МБОУ «СОШ №5» (внутришкольная  система  дополнительного  образования);
  • образовательные  программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта МОГО «Инта»;
  • программы  воспитательной работы  с обучающимися   групп  продленного дня;
  • программы воспитательной работы  с  обучающимися класса (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
  • планы  деятельности  иных педагогических работников (учителя, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого, преподавателя – организатора ОБЖ) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных   характеристик  должностей   работников образования.  

      В период каникул  используются возможности детского оздоровительного лагеря, создаваемого на базе МБОУ «СОШ № 5»  и  учреждений дополнительного образования  детей.

Формы  организации  внеурочной  деятельности.

        Внеурочная деятельность  в рамках школьного и классного коллективов. Она ориентирована  на создание условий для неформального общения обучающихся одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально – педагогическую направленность. Охватывает все виды деятельности.

    Внеурочная деятельность в рамках дополнительного образования  - это целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Достаточно развитая внутренняя интеграция основного и дополнительного образования, а также сотрудничество  с УДОД позволяет удовлетворять постоянно  изменяющимся индивидуальным   социокультурным  и образовательным потребностям   обучающихся, запросам родителей (законных представителей).

    Внеурочная деятельность в рамках коррекционно-развивающей работы  включает занятия с отстающими обучающимися, занятия с  педагогом - психологом, логопедом.

 

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников - идеологической и методологической основы стандарта нового поколения - записано, что «основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения». Внеурочная  деятельность,  осуществляемая  в  рамках  школьного и классного коллективов, ориентирована  на создание условий для неформального общения обучающихся одного класса  или учебной   параллели. Охватывает все виды деятельности. В рамках воспитательной системы класса в течение года будут проводиться тематические классные часы, этические беседы, а также организовываться проектная деятельность на основе годового проекта «Моя семья, моя школа, мой город». Общешкольные дела по программе духовно-нравственного воспитания  включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом  внеурочной деятельности.   Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень  их развития. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка, по итогам   заполнения  которой  оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.  

В целях реализации  развивающего потенциала  стандарта, в плане внеурочной деятельности предусмотрена  реализация  программ, направленных на развитие важнейших для обучающегося   начальной   школы   качеств:  интеллекта («Экология», «Шахматы – школе», «Почитай-ка», проектная деятельность);  мелкой моторики («Город мастеров», «Добрые дела», «Утро художника»); двигательной активности («Ритмика», «Олимпийцы», «Плавание»).

Таким образом,  модель  организации внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ № 5» включает внеурочную  деятельность,   осуществляемую   через:

  • дополнительные образовательные программы МОУ «СОШ №5»;
  • образовательные программы МОУДОД «СЮН» и «Дворец спорта»;
  • организацию деятельности групп продленного дня;
  • классное руководство (реализация плана воспитательной работы);
  • деятельность иных педагогических работников (социального педагога,  старшего вожатого, воспитателя, библиотекаря) в соответствии с должностными обязанностями (приложение 1).

Результаты апробации

   Апробация   разработанной   модели  в  МБОУ «СОШ № 5»   осуществлялась  в 2010/2011 учебном году  в режиме работы  пилотной   площадки.

   Нормативное обеспечение реализации внеурочной деятельности создает соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы  с другими учреждениями и организациями, деятельности его структурных подразделений, а также участников образовательного процесса.  Разработаны и скорректированы локальные акты МБОУ «СОШ №5», они соответствуют действующему законодательству РФ в области образования и  обеспечивают  реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.  С учётом требований нормативных документов создано общее программно-методическое пространство: разработаны программы  внеурочной  деятельности по выбранным  направлениям. Составлен План внеурочной деятельности.   В 2011/2012 учебном  году  в связи с изменениями в ФГОС  (Приказ   Министерства образования  и  науки  РФ  от 22 сентября 2011 г. N 2357 “О внесении   изменений в федеральный государственный   образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый  приказом  Министерства  образования  и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373)  произведена   корректировка  содержания  плана  внеурочной  деятельности (приложение 2, 3).  Для каждого класса составлено расписание  внеурочной деятельности, циклограммы   включённости обучающихся 1-2 классов во  внеурочную  деятельность  (приложение 4,5).

    В качестве финансово-экономической  основы  для реализации  внеурочной деятельности школой используются все возможности бюджетного  финансирования: деятельность классных руководителей  и иных педагогических работников (воспитатель, социальный педагог, старший вожатый, библиотекарь);  выделение средств на развитие материальной базы, информатизацию образовательного процесса, инновационную деятельность и бюджетное  стимулирующее  финансирование. В 2011/2012 учебном году из 5 имеющихся ставок педагогов дополнительного образования 0,9 ст.  (16часов)  выделено  для организации внеурочной деятельности  в 1-2 классах.

Информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности включает:

  • проведение  мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогических работников школы, обучающихся и родительской общественности; предварительный опрос родителей проводится  в мае  и коррекция запросов  - в сентябре  (приложение  6);
  • создание  страницы, посвящённой реализации ФГОС НОО, на интернет-сайте МБОУ «СОШ № 5»;
  •  создание и ведение различных баз данных  нормативно-правового,  методического,  диагностического характера;
  • активное использование информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих процессы планирования, мотивации, контроля  реализации  внеурочной  деятельности.

     В силу того, что реализация внеурочной деятельности, исходя из своих задач, требует иного (в отличие от учебного процесса в урочной форме) подхода  к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания, в школе  продумано научно-методическое сопровождение на всех ступенях обучения. Начата  работа над созданием    общего   программно-методического  пространства  внеурочной деятельности, интеграции  в   открытое    научно-методическое пространство, обновлением  подходов к повышению  профессиональной   компетентности педагогов, в том  числе через: диверсификацию  форм методической  работы в школе; диссеминацию передового педагогического опыта на основе новых информационно-коммуникационных технологий; внедрение новых моделей повышения квалификации, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий. Разработаны программы внеурочной деятельности, позволяющие гибко реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность  свободного выбора  обучающимися.  Методический кабинет школы укомплектован научно-методической литературой по организации внеурочной деятельности. Проведены  школьные обучающие семинары с целью повышения профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования МБОУ «СОШ №5», осуществляющих  внеурочную  деятельность, для воспитателей, старшего  вожатого, социального педагога  «Особенности организации внеурочной деятельности», «Отслеживание результатов внеурочной деятельности».

     В  качестве   показателей успешной внеурочной деятельности педагога может быть рассмотрено физическое здоровье ребенка, его психическое равновесие, адекватная самооценка, осознание выпускником школьных лет как события в  жизни. Высшим  результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность  сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему народу), так и конкретным людям, среди которых он живет. Личности ребенка будет успешно развиваться в условиях психологической безопасности, когда педагог признает  безусловной ценностью каждого ребенка, отказывается от внешнего оценивания, стремится к  пониманию. Разработан план изучения эффективности внеурочной деятельности (приложение 7). Проводимая диагностика  результатов внеурочной деятельности  МБОУ «СОШ № 5» основана  на  условии: результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Участие  обучающихся  во внеурочной деятельности осуществляется на основе свободного выбора  ими  направления деятельности. Основной формой  учёта внеурочных достижений обучающихся является  Портфолио.

     Оценка эффективности внеурочной деятельности  на каждом уровне достижения  воспитательных результатов  производится,  прежде всего,  с помощью диагностики личностного роста  школьников «Репка», методики определения уровня воспитанности Н.П. Капустина,  методики изучения  уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив?», разработанной  А.Н. Лутошкиным  (приложение 8).

     Анализ   данных  диагностики  показывает, что 90%  второклассников,  92 %  обучающихся 1а класса, 75% обучающихся 1б класса  имеют  высокий познавательный  интерес, этим  обучающимся нравилось заниматься   в   выбранных   объединениях   внеурочной   деятельности;  84% опрошенных хотели  бы продолжить заниматься в выбранных кружках, 16%  выберут новый кружок в новом учебном году.  Результаты  диагностики с использованием   методики  «Репка»   свидетельствует: большинство обучающихся отмечают произошедшие изменения в  собственном развитии, у них улучшилась память, выносливость, доказательность мышления, умение контролировать свою работу, умение работать самостоятельно, без помощи взрослых, умение вести себя в обществе, умение работать в коллективе. По результатам проведённой социометрии отвергаемых в коллективе 2 класса нет,  в 1а классе есть 2 отрицательных выбора, в 1б классе – 1 отрицательный выбор, во всех классах  сформировались  группы лидеров. Уровень удовлетворённости родителей обучающихся 1-2  классов   работой МБОУ «СОШ  № 5», в том числе  и  организацией  внеурочной  деятельности  обучающихся,   высокий – 3,5.

     Таким образом,  можно  говорить  о  действенности  созданной организационной модели внеурочной деятельности, полностью удовлетворяющей потребностям   и запросам обучающихся, родителей  (законных представителей).

                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Художественно -эстетическая деятельность...

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС В МБОУ СОШ №151

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт ко...

Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, со...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

2010-2014 год мой класс был пилотным классом, внедряющим новые образовательные стандарты....

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования»...

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. Современному обществу нужна творческая, духовн...