Главные вкладки

    Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в МОУ «Орловская средняя общеобразовательная школа».
    статья по теме

    Тудупова Евгения Цырендашиевна

    публикация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тудупова Евгения Цырендашиевна, Черепанова Марина Михайловна

    п. Орловский

    Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в МОУ «Орловская средняя общеобразовательная школа».

    В 1940 году была открыта начальная школа в поселке Спокойный, которая стала на долгие годы центром культуры и образования в поселке. Только 1963 году она была реорганизована в среднюю школу в поселке Орловский, который был назван в честь Вадима Орлова открывшего месторождения тантала и вольфрама.

    В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

    Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

    овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, игровой, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

    формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

    формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

    Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    Все виды деятельности, включенные в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствуют созданию материальных и духовных ценностей, которые содействуют переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, что является стержнем социализации личности, показателем развития и взросления человека.

    Начальная ступень общего образования Орловской средней общеобразовательной школы включает 7 классов, в которых в 2012-2013 учебном году обучается  127 учащихся. Все классы  начальной ступени обучаются по учебно-методическому комплексу «Занков Л.В.»

    Организационная модель работы школы базируется на особенностях образовательного пространства школы. Имеются необходимые ресурсы для организации внеурочной деятельности: природные условия микрорайона благоприятные: недалеко от школы находится обширная «зелёная зона»,  парк для отдыха с игровой и спортивной  площадками, пришкольный  учебно-опытный участок.  

    Вследствие реализации данной программы эффективность системы воспитания и социализации младших школьников существенно повысится, а также создастся особый уклад школьной жизни, частью которого будет внеурочная деятельность, существенными характеристиками которой станут:

    ориентированность на образовательные запросы учащихся, родителей, общества, государства;

    принятие ребенком ценностей через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками;

    использование различных источников базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, информационные ресурсы)

    согласованность деятельности различных участников воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы;

    реализация средового подхода в воспитании и социализации детей.

    Ожидаемые конечные результаты программы подготовительного этапа:

    корректировка образовательной программы;

    разработка рабочих программ по учебным предметам;

    разработка образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;

    разработка индивидуальных образовательных программ и маршрутов для обучающихся;

    обобщение передового педагогического опыта по теме проекта.

    Для реализации программы, рассчитанного на 4 года, к перечисленным выше ожидаемым конечным результатам можно добавить следующие:

    оптимизация процесса воспитания в системе начального общего образования на новой основе;

    преодоление авторитарного стиля воспитания и утверждение в социальной и педагогической практике деятельностного подхода;

    осознание перспективы новых подходов к стратегии и технологии образования и воспитания как мощный стимул для творчества педагогических коллективов;

    интеграция социального и педагогического опыта в целях дальнейшей разработки модели системы социализации и воспитания обучающихся в новых условиях введения ФГОС НОО;

    увеличение числа педагогов, вовлеченных в различные образовательные проекты внеурочной сферы;

    эффективная адаптация и интеграция учащихся в образовательное сообщество;

    использование результатов оценки качества внеурочной работы в целях совершенствования деятельности отдельных направлений.

    Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. В настоящее время приоритетом общества и системы образования является способность участников образовательного процесса самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, тогда результат образования “измеряется” опытом решения таких задач. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

    Мы считаем, что для социализации личности внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом, потому что ребёнку предоставляется выбор деятельности, где можно быть успешным, где можно “самовоспитываться” опираясь на собственный опыт в соответствие со своей шкалой ценностей.

    Проблема организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО нашей школы заключается в отсутствии детских досуговых учреждений и поэтому большую часть мероприятий нам приходится брать на себя, так как школа, по сути, является единственным культурным центром.

    Цель: разработать программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта и тем самым оптимизировать процесс воспитания и социализации младших школьников.

    Задачи:

    изучить психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта,

    определить стратегии их усовершенствования и апробации в условиях нашей школы;

    определить условия и требования к созданию и внедрению проекта внеурочной деятельности нашей школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта;

    выявить эффективные формы и способы создания развивающей среды для младших школьников в условиях поселкового социума посредством организации внеурочной деятельности;

    разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

    эффективно использовать имеющейся в школе учебно-методическую и материально-техническую базы, информационные ресурсы.

    Принципиальным отличием государственного образовательного стандарта второго поколения является ориентация на результат образования. Понимание результата зависит от того содержания, в рамках которого рассматривается образование.

    Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников большое значение имеет  результат деятельности. В ходе организации внеурочной деятельности возможность обучающимся проявить себя, то есть достичь образовательных результатов третьего уровня, предоставляется  через активное участие в праздниках, конкурсах, соревнованиях, конференциях.

    Ожидаемые образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней:

    первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

    второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой среде ребенок получит первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начнет их ценить.

    третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными участниками за пределами школы, в открытой общественной среде.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

    Художественно -эстетическая деятельность...

    Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС В МБОУ СОШ №151

    Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на ФГОС нового поколения, одной из отличительных черт ко...

    Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

      В     соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)  внеурочная деятельн...

    Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»

    Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

    Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

    Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, со...

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

    2010-2014 год мой класс был пилотным классом, внедряющим новые образовательные стандарты....

    Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

    Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования»...