Система психолого-педагогической диагностики планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
статья на тему

Беган Марина Александровна

Статья для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_19_avg_2015.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление: Беган М.А., учителя начальных классов, МБОУ «СОШ № 6»

Тема: «Система психолого-педагогической диагностики планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

        В 2011 году наша школа активно включилась в изучение, а затем и в апробацию условий введения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Для этого была создана школьная рабочая группа по введению ФГОС, в которую вошли руководители школы, учителя начальных классов, психолог. Но в итоге вся работа по изучению и апробации материала легла на плечи учителей.

        За четыре года работы было найдено, изучено много литературы, апробировано много диагностик, технологических карт. В итоге работы была создана система психолого-педагогической диагностики планируемых результатов освоения ООП НОО.

        Для отслеживания предметных результатов подобраны технологические карты на выявление трудностей в обучении,  технологические карты  по учебным предметам.

        Для отслеживания метапредметных результатов мы используем учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» представляет собой систему специально разработанных заданий для проведения мониторинга развития метапредметных УУД в начальной школе и является продолжением УМК «Школьный старт» (педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе).

Пособия по проведению мониторинга выпускаются Издательским домом «Федоров» (г. Самара) и включают следующие издания:
-
Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 1 класс.
-
Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 1 класс.
-
Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 2 класс.
-
Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 2 класс.
-
Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 3-4 класс.

- Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г., Беглова Т.В. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 3, 4 класс.

Для отслеживания личностных результатов была разработана программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе. Программа составлена на основе методического пособия под ред. А.Г. Асмолова «Как пректировать  универсальные учебные действия в начальной школе». Разработан список методик для мониторинга.

Список методик для мониторинга (самопознания и самоопределения)

1. «Лесенка» (1- 4 класс).

2. Оценка школьной мотивации (1-2 класс).

3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)

( 3 - 4 класс.)

4. «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).

5. «Незаконченные предложения» (3-4 класс).

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Список методик для мониторинга (общеучебные универсальные действия, универсальные логические действия, постановка и решение проблемы)

1. «Рисование по точкам (1 класс)

2. Корректурная проба (2- 4 класс)

3. «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).

4. Выделение существенных признаков(2 класс).

5. Логические закономерности (3 класс).

6. Исследование словесно- логического мышления (4 класс).

Список методик для проведения мониторинга по формированию

коммуникативных УУД

1. Узор под диктовку.

2. «Рукавички».

3. «Левая и правая стороны»

4. «Совместная сортировка»

5. «Дорога к дому»

6. «Кто прав?».

Список методик для проведения мониторинга адаптации к обучению первоклассников.

1. Анкетирование детей и их родителей.

2. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна – Йирасика.

3. Собеседование  с учителями.

4. Рисуночная методика «Что мне нравится в школе?»

        Список методик для проведения мониторинга социально-личностного развития ребёнка.

1. Методика «Картинки» (Е.О. Смирнова и Е.А. Калягина)

2. Проблемные ситуации на выявление уровня сопереживания.

3. Анализ детского рисунка, тест «Рисунок семьи».

        Данные диагностики позволяют получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Программа «Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в нашей школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оц...

ПРОГРАММА СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 1- 2 КЛАССОВ

Программа системы оценки планируемых результатов  освоения ООП начального образования для 1-2 классо по системе Занкова...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....