Общие требования к выпускнику начальной школы. Модель ученика.
статья на тему

Федосова Елена Викторовна

«Модель выпускника» начальной школы — это предполагаемый резуль­тат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен полу­читься в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования. «Модель выпускника» является ориентиром для построения образовательно­го процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_na_gmo.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Общие требования к выпускнику начальной школы.

Модель ученика.

Тула

2016 год

 

«Модель выпускника» начальной школы — это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования. «Модель выпускника» является ориентиром для построения образовательного процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.

Нормативно-правовой базой создания модели выпускника школы являются: Конституция Российской Федерации;

Закон «Об образованиив Российской Федерации»;

Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. № 373,

образовательная программа ОУ.

Таким образом, модель выступает как норматив.    Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии  личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

        Формирование личности не является следствием лишь школьного воспитания, оно зависит от генетических предпосылок и воздействия дошкольного времени, влияния средств массовой информации, а, главное, воспитания в семье. Поэтому воспитание,  образование и развитие возможно только совместными усилиями школы и семьи.

 Современному обществу нужен  человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации, способный принимать верные решения, поэтому развитие ребенка с  помощью школы  строится через самореализацию, самообразование, самоопределение и саморазвитие.

Роль педагогов нашего Центра в формировании личности ребенка можно определить следующими словами: педагогическая помощь, поддержка и продвижение.

    Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако в Стандарте  определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.

В ФГОС НОО определен портрет выпускника.

Когда мы выстраиваем свою работу по созданию модели выпускника, то прежде всего сравнили портрет  выпускника   начальной   школы и портрет выпускника основной школы. И в ходе сравнения определили, что…

Определен «портрет» выпускника начальной школы:

 -любящий свой народ, свой край и свою Родину;
 -уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
 -любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  -владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,  высказывать свое мнение;
  - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Портрет   выпускника   начальной  и основной  школы   по   ФГОС

Портрет  выпускника   начальной   школы 

Портрет выпускника основной школы

любящий свой народ, свой край и свою Родину;  

уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

 

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;  

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;  

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; 

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; 

-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;  

-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; 

-уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; 

-осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;  

-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человекав интересах устойчивого развития общества и природы

       Главная цель начального образованияв нашем Центре– сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.

Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе? Какова «модель» выпускника начальной школы?

Выпускник начальной школы должен:

1.    Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).

2.    Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

3.    Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).

4.    Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.

5.    Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.

6.    Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Родители, отдавая своего ребёнка в начальную школу, ориентируются не только статус школы, систему обучения, но и на личностные качества педагога. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок  учился в современных, комфортных условиях, а учитель был не только профессионалом, но и интересной творческой личностью. В их понимании результат обучения - это база знаний, которая позволит ребёнку успешно учиться на последующих ступенях обучения, а также сохраненное здоровье.

Выпускник начальной школы, кроме усвоения основной программы, должен быть положительно мотивирован на дальнейшее обучение.

Учителя начальных классов нашего Центра формируют у обучающихся  умение учиться и способность к организации своей деятельности, самостоятельному поиску и усвоению информации, умения проявлять творческий подход при решении поставленных задач.

Обязательно должно быть сотрудничество между учителями начальной школы и среднего звена.

Выпускник начальной школы должен быть готов к обучению в среднем звене. А готов к этому он будет, если будет здоров.  С современными образовательными технологиями это возможно. Он должен уметь самостоятельно добывать знания, быть воспитанным, коммуникативным, творческим и с желанием идти в школу.

Учителя начальных классов   учат детей не только писать, читать и считать, но и прививают им потребности к самостоятельному добыванию знаний. Наши педагоги  способствуют формированию у учащихся потребности развития своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических возможностей.

Мы осознаём, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ, и помогаем ему в его развитии.

- Какими же ключевыми компетенциями должны обладать выпускники

начальной школы?

Обладать компетентностью - значит иметь определенные знания, быть осведомлённым в чём-либо, в какой-либо сфере.

В начальной школе мы выделяем компетенции:

1. Учебно- познавательные. ( Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в разных (нестандартных ) ситуациях. Например,4класс. Окружающий мир. Тема «Природная зона-тундра». Обобщающий урок.

Весь класс превращается в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа уч-ся. Дети делятся на группы: ученые-географы, ботаники, экологи,зоологи. Перед каждой группой стоит определенная задача, которая изложена в карточках «помогайках». Защищают свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес, учим выбирать из общего материала главное и приводить в систему.

2. Ценностно - смысловые компетенции. (Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.)

Например, по плану воспитательной работы в 4 классе проводилось открытое школьное мероприятие « Я и мои права» Ребёнок должен знать права и свои обязанности, быть уверенным в себе, иметь собственное достоинство.

3. Коммуникативные компетенции. (Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями.Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию)

Например, на уроке математики в 4 классе работают консультанты. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки. Такой вид деятельности развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах.

4. Остановлюсь ещё на одной ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью. За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально - технические знания; умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания.

Урок трудового обучения.Тема: «Изготовление модели ракеты». Учащиеся работают в парах, получая инструкционную карту последовательности изготовления ракеты. Дети поэтапно выполняют работу.

Дизайн ракеты придумывают сами. В процессе таких заданий обогащается трудовой опыт детей; развиваются навыки и умения конструирования.

5. Информационные компетенции

Владение современными средствами информации ( телевизор, телефон, компьютер, принтер) и информационными технологиями...( аудио- и видеозапись, Интернет..)

Метод проектов по своей дидактической сути нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменениям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Проектная деятельность в школе является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций – функциональной грамотности.

Работа над проектами многое даёт учащимся. Это и активная мыслительная деятельность, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их. Кроме того, школьники учатся работать над проблемой, обретать навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. Проектная деятельность дает ученикам и возможность сотрудничать с учителем, обсуждать и предлагать свою точку зрения.

Проекты  запланированы в течение всего года практически по всем предметам школьной программы. Дети с удовольствием выполняют эти работы. Им нравится открывать для себя и своих одноклассников что-то новое, быть исследователями неизвестного для них материала.  

6. Здоровьесберегающие компетенции.

Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.

Четвертый  год  обучения  в  младших  классах  завершает  первый  этап школьной жизни ребенка. Перспектива перехода в  среднюю школу  заставляет взрослых  обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

             К  четвертому  классу  у  большинства  детей  уже  складывается  

индивидуальный стиль учебной работы, намечается  дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Это зависит от особенностей  детей,  их  работоспособности, специфики  познавательного  развития,    переработки  информации,  неодинакового интереса  к  различным  учебным предметам и т.д.

               Несмотря на некоторые индивидуальные особенности выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:

- достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;

- умение  действовать по алгоритму, применять приобретенные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, логически мыслить, использовать операции анализа и синтеза, строить умозаключения и делать выводы, воспринимать и удерживать в памяти необходимую информацию (особенно данные умения развивались в ходе учебного курса «Информатика» во 2-3 классах);

- развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню, актуальному возрастным нормам;

- обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития;

- нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;

- наличие сформированного контроля и самоконтроля;

- наличие положительной самооценки;

- хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.

             Особое место в психологическом портрете нашего выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Формировать эту компетентность помогает курс «Юный филолог», который ведётся в начальной школе, начиная со второго класса.

               Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста мы стремимся заложить первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия. Помогает в этом учебный курс ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур», который преподается в четвёртом классе, кружки по внеурочной деятельности «Люби и знай свой край», «Туристы-краеведы».

                   Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика. Методическое Объединение учителей начальных классов в течение всех четырёх лет обучения привлекает учащихся к участию в различных конкурсах, выставках, олимпиадах разного уровня. География этих конкурсов очень широка и разнообразна. Среди  выпускников нашего Центра нет ни одного ученика, который не принял бы участие  хотя бы в одном из предложенных конкурсов. Как свидетельство этого – портфолио учащихся, копилка их достижений и успехов.

      Не  следует  также  забывать,  что жизнь  детей не  ограничивается  стенами школы. За  ее пределами ребенок может быть погружен  в  такие  занятия, которые  позволят  ему  проявить  свою  умелость,  добиться  успеха,  обрести  уверенность в себе. Выпускники начальной школы посещают кружки, музыкальные и художественные школы,  спортивные секции. В этом направлении учителями начальных классов проводится большая работа по пропаганде внеурочной деятельности среди учеников и их родителей через посещение творческих детских центров, приглашение специалистов в школу и т.д. Многие дети добиваются в этой деятельности хороших результатов.

Модель выпускника начальной школы МБОУ ЦО № 35 в нашем случае отражает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, специфику ОЦ  как образовательного учреждения   и состоит из следующих направлений:

  • нравственный потенциал;
  •  познавательный потенциал;
  • коммуникативный потенциал;
  • эстетический потенциал;
  • физиологический потенциал.

Нравственный потенциал

Любящий родной край и свою страну.

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

Познавательный потенциал

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

Владеющий основами умения учиться.

Умеющий высказывать свое мнение.

Коммуникативный потенциал

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.

Умеющий высказывать свое мнение.

Эстетический потенциал

Способный  к эстетическому восприятию   предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, имеющий  личностное (собственное, индивидуальное) эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства.

Физиологический потенциал

Выполняющийправила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Как соотносятся качества личности, заложенные в портрете выпускника с универсальными учебными  действиями?

В портрете выпускника начальной школы представлены результаты:

  • Личностные(самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация).
  • Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с личностными УУД.

          Личностные УУД

Качества личности в портрете выпускника начальной школы

Самоопределение

(внутренняя позиция, «Я – концепция»,  гражданская идентичность, самоуважение и самооценка)

Любящий свой край и свою страну

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Смыслообразование

(мотивация (учебная, социальная),  отношение: к себе, школе, социуму, границы собственного знания и «незнания»)

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Нравственно – этическая  ориентация

(ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков)

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Когда мы распределим  и соотнесем  качество личности, прописанное в портрете выпускника начальной школы с личностными действиями, станет понятно,  где,  как и при каких условиях мы можем помочь ребенку сформировать эти качества.

Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с метапредметными  УУД.

Метапредметные УУД

Качества личности в портрете выпускника начальной школы

Регулятивный компонент

(управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность).

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед  семьей и школой.

Владеющий основами умения учиться.

Познавательный компонент

(управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность).

Владеющий основами умения учиться.

Умеющий высказывать свое мнение.

Коммуникативный компонент

(навыки сотрудничества, речевая деятельность).

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.

Умеющий высказывать свое мнение.

Результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу НОО предполагают усвоение еще и предметных действий:

  • Предметные (опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе научной картины мира).

Модель выпускника начальной школы МБОУ ЦО № 35 в нашем случае отражает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, специфику ОЦ  как образовательного учрежденияи состоит из следующих направлений:

  • нравственный потенциал;
  •  познавательный потенциал;
  • коммуникативный потенциал;
  • эстетический потенциал;
  • физиологический потенциал.

Нравственный потенциал

Любящий родной край и свою страну.

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

Познавательный потенциал

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

Владеющий основами умения учиться.

Умеющий высказывать свое мнение.

Коммуникативный потенциал

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.

Умеющий высказывать свое мнение.

Эстетический потенциал

Способный  к эстетическому восприятию   предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, имеющий  личностное (собственное, индивидуальное) эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства.

Физиологический потенциал

Выполняющийправила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Формирование модели выпускника начальной школы требует от учителя повышения профессионализма в следующих направлениях:

  • Проектирование учебного процесса
  • Организация работы обучающихся
  • Оценочная деятельность          
  • ИКТ – компетентность.

Базовыми  технологиями образовательного процесса должны стать:

  • Информационные технологии
  • Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
  • Технология, основанная на реализации проектной деятельности
  • Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

        На развитие личностных качеств направлена внеурочная деятельность школы. Она предполагают работу с обучающимися. От 3 до  5 часов в неделю  мы проводим следующие занятия: «Школа Волшебников», «Голубая планета», «Модульное оригами» ,бисероплетение, и др.

Мы будем очень рады, если выпускники  нашей школы научатся понимать  и применять  в жизни такие понятиями:

  • «Живу в России, и мне это нравится»;
  • «расту нормальным  хорошим человеком»;
  • «хочу учиться»;
  • «учусь успеху»;
  • «контролирую ситуацию»;
  • «учусь оценивать»;
  • «думаю, говорю, делаю сам»;
  • «всегда на связи»;
  • «в здоровом теле здоровый дух».

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов  меняется  система оценивания достижений учащихся. НО не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель выпускника начальной школы.

В данной статье представлен материал не только о том, каким мы хотим видеть выпускника начальной школы, но представлен выпускник, который может продолжать обучение в среднем и старшем звене, не испыты...

Модель выпускника начальной школы

Выступление на педсовете«Формирование основных компетентностей учителя»по теме: Модель выпускника начальной школы. (по ФГОС)Сопровождается презентацией....

Модель личности выпускника начальной школы

Рекомендации родителям на первом  собрании...

Выступление на педсовете "Модель выпускника начальной школы"

Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.Каким должен быть выпускник начальной школы,...

Родительское собрание в 4 классе "Модель выпускника начальной школы"

Родительское собрание в 4 классе "Модель выпускника начальной школы"...

Выступление на педсовете по теме:"Модель выпускника начальной школы"

В презентации представлен материал о том, как должен выглядеть ученик, завершивший обучение на ступени, начального общего образования....