Педагогический опыт "Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников"
опыты и эксперименты (2 класс) на тему

Золотых Татьяна Николаевна

Задача учителя - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Девиз работы: "Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_zolotyh_tn_17_god.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Золотых Татьяна Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области

Дидактическая игра как средство активизации

 учебно-познавательной деятельности младших школьников

Автор опыта:

Золотых Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

Троицкий

2017

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                          Стр.

1. Информация об опыте……………………………………………………...3

2. Технология опыта…………………………………………………………..7

3. Результативность опыта……………………………………………………12

4. Библиографический список……………………………………………......16

5. Приложение к опыту……………………………………………………….17

Информация об опыте

Тема опыта «Дидактическая игра как средство активизации

учебно-познавательной деятельности младших школьников».

      Тема  на сегодняшний день актуальна, так как одной из главных целей образования является развитие учебно-познавательной активности обучающихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета.  «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности - познавательная активность», – писала Т.И. Шамова. 

Условия возникновения опыта

 Золотых Татьяна Николаевна работает учителем начальных классов в МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» п. Троицкий 30 лет. В её  классе обучаются дети с разными способностями, разной подготовкой и разными личностными характеристиками. Не все одинаково усваивают учебный материал, поэтому возникла необходимость в создании таких условий обучения и развития, чтобы каждый ребёнок научился работать творчески, смог увидеть свои ошибки, умел высказывать своё мнение.         Учитель поставила перед собой задачу развивать у детей познавательные  компетенции. Основной идеей является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности.

Поэтому и возникла идея становления опыта «Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников».

Актуальность опыта

            В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в основе которого  лежит системно - деятельностный подход, всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

      Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу.                     Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника.   Игра постоянно пополняет знания, является средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь детского коллектива интересным содержанием.

    Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствует формированию характера и развитию воли. Усилия (физические и психические), которые ребенок делает в игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни. Игры разнообразят виды деятельности на уроке, воспитывают интерес к предмету, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий. Умение самоорганизации в  учебной деятельности в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования, поэтому проблема формирования умений самоорганизации, является основой организации учебной деятельности школьников через дидактическую игру и  приобретает особую актуальность.

     Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Дидактическая игра является потребностью и ведущим видом деятельности ребенка, способствует формированию интереса к предмету, обеспечивает доступность программного материала, активизирует мыслительную деятельность детей, развивает наблюдательность, смекалку.

     Деятельность учащихся и учителя связана с противоречиями в развитии личности и творческих способностей школьников. Так, в данном случае, по мере деятельности, направленной на управление успешностью обучения учащихся  и развитием творческих способностей, учитель сталкивается с общими противоречиями:

       между традиционными методами и приёмами обучения младших школьников и необходимостью внедрения дидактической игры как средства обучения, воспитания и развития;

      между имеющимися у младших школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках и реальным уровнем творческого развития через дидактическую игру;

      между необходимостью формирования прочих знаний, умений и навыков и дефицитом учебного времени.

         Ведущая педагогическая идея опыта - дидактическая игра как эффективное средство  создания оптимальных условий  для развития  познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности,  потенциальных возможностей учащихся.  Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Дидактическая игра имеет своей целью обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения, воспитания и развития.  Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи  и  обучение становится интересным и занимательным.

Этапы работы над опытом: I этап – начальный (констатирующий):   сентябрь  – ноябрь 2014 г. – изучение теоретических основ по теме опыта и опыта коллег; II этап – основной (формирующий): декабрь 2014 г. – январь 2017 г. – использование методов и приёмов, способствующих формированию познавательных компетенций; III этап – заключительный (контрольный): февраль  – май 2017 г.                                                            

Диапазон опыта: единая система «урок – внеурочная деятельность».

Теоретическая база опыта

        Работая над опытом,  педагог  обратился к  литературе по педагогике и психологии, чтобы найти научное обоснование  опыту.  В основе педагогического опыта лежат разработки таких ученых, как В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский Ш.А. Амонашвили и С.А. Шацкий. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

      Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л.С.Выготского,  «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».    Амонашвили Ш.А. в своей книге «В школу – с шести лет» описывает опыт обучения шестилетних детей в школах, а также рассматривает  проблему использования игры на уроках: «Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития», что и определяет актуальность данной темы.

      Игра имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. С.А. Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: «Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

    «Игра – регулятор всех жизненных позиций ребёнка. Она хранит и развивает «детское» в детях, она – их школа жизни  и «практика развития».

    «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить», - утверждал А.М.Горький и требовал от взрослых отзывчивости на игры ребенка.

                                                   

                                              Новизна опыта.

 Новизна  опыта заключается в изменении подходов к организации учебного процесса: эффективное средство развития интереса к учебному материалу - дидактическая игра.

Новизна предусматривает:

         - изменение в преподавании в начальных классах;

         - изменение статуса ученика как главной фигуры учебно-воспитательного процесса, делающего заказ на обучение;

        - ориентацию учителя на индивидуальные потребности учащихся;

         - ориентацию учителя на стандарт как на конечный  ориентир обучения, путь к которому индивидуален;

       - выявление индивидуальных возможностей и интересов учащихся;

       - оценивание продвижения ученика по личностным и поведенческим параметрам;

        - максимальное включение ребенка во все формы активности, расширение его реального опыта по предметам.

     При знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка.

     Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся внимание, воображение, речь, мышление, память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.  Самое  главное показать ребенку,  что ученье – это особая деятельность, которая направлена на изменение собственных позиций, познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), а так же на формирование своих личностных качеств. Здесь надо помочь ребенку понять необходимость научить себя учиться. И в этом помогает дидактическая игра как эффективное средство обучения младших школьников.

 Дидактическая игра является ценным средством обучения, воспитания   умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Технология опыта

   Целью педагогической деятельности является использование дидактической игры «урок -  внеурочная деятельность» как условия формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся начальных классов.

       Учитель умело управляет работой своих учеников, чтобы добиться успешности в обучении, высокой результативности показателей качества знаний учащихся, в личностном развитии учащихся. Главная  цель педагога – это организация  через дидактическую игру творческого сотрудничества учащихся и  получение оригинального результата.

         Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то - же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

        Необходимость использования  дидактических игр в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

1.   Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения, она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2.  Медленное включение детей в усвоение учебной деятельности.

3.   Дидактические    игры    способствуют   развитию   у    детей психических процессов.

4.  Недостаточно   сформирована   познавательная   мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствует друг другу.

        Существуют    значительные    трудности    адаптации    при поступлении в школу.  Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

          Дидактические  игры постоянно применяет в учебном процессе: игры -путешествия, игры - поручения, игры - предположения, игры - загадки, игры - беседы.

       Игры - путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание детей на то,  что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

      Игры - поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

     Игры - предположения / «что было бы ...» /Перед детьми ставится задача   и   создается   ситуация,   которая   требует   осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

     Игры - загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание    загадок    развивает    способность    к    анализу, обобщению,    формирует умение рассуждать, делать выводы.

     Игры - беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность          переживаний,          заинтересованность, доброжелательность.   Такая   игра   предъявляет   требования   к активизации эмоциональных  и мыслительных  процессов.   Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание   на   содержании,   дополнять   сказанное,   высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр задается в определенном объеме, чтобы вызвать интерес детей.  Познавательный материал  определяется темой, содержанием игры. Игра соответствует возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

        В своей работе учитель  использует дидактические игры  для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;  сюжетные уроки, такие как урок - сказка, урок - путешествие, урок - конкурс, урок - расследование, урок - игра.

На протяжении последних лет, ею  разработана и опробована в деятельности  система развивающих игр для раздела математики по теме «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» во втором классе.

     Рекомендует на уроках в начальных классах чаще использовать следующие виды игр:

  1. развивающие, так как они направлены на развитие личности учащегося;
  2. коллективные, так как они привлекают учащихся тем, что при коллективной работе чаще возникает «ситуация успеха», которая необходима детям;
  3. индивидуальные, так как они помогут учащимся проявить себя, а учителю – диагностировать уровень знаний учащихся, уровень их развития;
  4. подвижные, так как учащиеся начальных классов подвержены быстрой утомляемости и им необходима «разрядка»;
  5. тихие, так как они способствуют развитию мышления, памяти, гибкости ума самостоятельности, усидчивости, настойчивости в достижении цели и т.д.;
  6. «скоростные», так как разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

  Для того чтобы действительно достичь желаемого результата  деятельность учителя отвечает определенной системе требований:

  1. Творческое развитие  через дидактическую игру доступно каждому ребенку.
  2. Создание атмосферы общей культуры в школе.
  3. Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности неявная, наводящая.
  4. Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно – творческих задач при изучении различных тем.
  5. Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но дидактическая  игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных интересов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения и приемом работы в младших классах. Главное чтобы дидактическая  игра помогала достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: вначале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребенка; в середине урока она должна нацелить на усвоение темы, в конце урока игра может носить поисковый характер. Дидактическая игра хорошо уживается с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала (Приложение 1).

Следовательно, игры проводятся на любом этапе урока, а также на уроках разного типа.

Как же облечь урок в игровую форму? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1. Соответствие игры возрасту детей, их интересам и потребностям.

2. Дидактическая игра должна меняться и отличаться разнообразием.

3. Дидактическая игра должна проводиться в системе и пронизывать учебный процесс, затрагивая все учебные предметы.

4. Необходимо организовать дидактическую игру педагогически целесообразно так, чтобы она выполняла свои основные функции (образовательную, познавательную, коммуникативного межличностного общения).

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности при соблюдении психолого-педагогических условий ее использования. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

          Дидактическая игра это могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

           Учитывая интерес младших школьников к игровой деятельности,  учитель предлагает   такие дидактические приёмы как «Волшебный цветок» (каждый лепесток которого – компонент задания), весёлый мини-тест «Каково ваше мнение?», различные   задачи, составленные на основе русских народных сказок, литературных произведений, познавательные игры («Лото», «Крестики-нолики», «Отвечай – не зевай»). При описании поэтапного решения задачи использует фразы-клише:

Я начал свою работу с того, что…

Потом приступил к …

Я завершил работу тем, что…

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…

Я отклонился от плана….

План моей работы был нарушен, потому что…

Мне удалось достичь цели, потому что…

Китайская  пословица: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».  Учитель раскрывает приёмы,  которые   успешно применяет в начальной школе.

«Кластер»: информация, касающаяся какого-либо предмета, явления или события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие, с которым ученики логически связывают последующие ассоциации. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. (Примеры использования: на уроках русского языка по темам «Звуки и буквы», «Части речи», на уроке математики по теме «Геометрические фигуры», на уроке окружающего мира» по теме «Режим дня», «Животные»)

«Корзина идей»: метод организации индивидуальной и групповой работы в начале урока на этапе актуализации знаний. Задаётся  вопрос, что дети знают по теме уроки, ответы записываются в тетрадь (индивидуальная работа). Затем дети обмениваются мнениями в парах и группах, выясняют, у кого мнения совпали, какие возникли разногласия; составляется список мнений (идей), в «корзину идей» помещаются правильные мнения (сортировка происходит по ходу работы, ошибки исправляются). Данный приём уместно использовать в 3-4 классах. (Пример использования: на уроке окружающего мира по теме «Что такое почва?»)

 «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»: в левой части таблицы помещаются «тонкие» вопросы, требующие односложных ответов, в правой – «толстые» вопросы, требующие развёрнутых ответов. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень развития мышления.

«Отсроченная догадка»: дети высказывают предположения по заявленной теме, но вопрос остаётся открытым до конца урока. В конце урока ученики должны сами дать ответ на вопрос. Данный приём можно использовать на любом уроке.

«Верите ли вы, что…»: учитель читает утверждения, связанные с темой урока, ученики записывают ответы в виде «да», «нет». (Пример использования: на уроке окружающего мира по теме «Животные леса», на уроке литературного чтения по теме «Устное народное творчество» и др.)

«Инсерт»: при чтении статьи ученики на полях делают пометки «уже знал», «новое», «думал иначе», «не понял, есть вопросы». Прочитав статью, ученики возвращаются к своим пометкам и анализируют информацию.

«Чтение с остановками»: эффективно использовать на уроках литературного чтения, предложив детям высказать предположения по заглавию, по имени героев, пофантазировать о событиях.

 Дидактическая игра «Кого хочешь – выбирай!»

- Выберите из данных ответов правильный:

1. Кваканье лягушки, лай собаки, мяуканье кошки:

а) это звуки;

б) это звуки речи. Из них получаются слова.

2. В слоге всего один звук. Какой это звук?

а) этот звук – согласный;

б) этот звук – гласный.

Трудной темой в 1 классе является изучение слогов, деление слов на слоги. Поэтому и здесь применяет различные  дидактические игры, чтобы повысить интерес к изучаемому материалу, активизировать мыслительную деятельность у детей.

- Продолжаем учиться делить слова на слоги. В этом помогут игры:

«Договори последний слог»  (Проводится с мячом).

Я начну, а вы кончайте,

Часть любую добавляйте,

Можно «сы», можно «СА»,

Бу-, ве-, но-, ро-, ли-,

Ко- и т.д.

Буду я сейчас водить,

Слово вслух произносить.

Слово нужно повторить

 И на части разделить.

(Доска, ландыш, дом, колокольчик, школа, стол и т.д.).

- А сейчас послушайте и отгадайте фонетические загадки:

Узнайте: мама или бабушка.

Кто любил Красную Шапочку больше?

В слове-отгадке 3 слога.

- Гусли или балалайка?

Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше? В слове-отгадке ударный слог – третий.

      Указанные выше игровые задания, как правило, содержат проблемную задачу.  В.А.Сухомлинский, придававший огромное значение игре в работе с младшими школьниками, писал: «Игра – широкое и многогранное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение». И далее: «Очень важно. Чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрывался перед ребенком классной дверью».

       И главное – огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка знание. Все это было проверено на практике.          Во внеурочное время ученики Татьяны Николаевны охотно посещают дополнительные занятия  - «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика».  

Результативность опыта  

       Оценка эффективности использования дидактической игры в обучении младших школьников велась по следующим критериям:

- улучшение результатов обучения;

- развитие и формирование личности;

- изменение мотивации учения;

- увеличение активности детей, их интереса к изучаемым предметам;

- развитие познавательных психических процессов детей;

- повышение речевой активности детей.

Сравнительные данные развития познавательных процессов младших школьников на начало и конец эксперимента в процентах.

Этап исследования

внимание

память

мышление

речь

восприятие

воображение

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

На

начало

30

26

44

8

24

68

6

22

72

13

47

40

46

36

18

44

24

32

На

 конец

48

32

20

22

54

24

32

44

24

72

24

4

56

36

8

73

23

4

       

  Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Как удалось установить, введение в процесс обучения дидактических  игр способствует углублению учебно-познавательного интереса, повышению мотивации учебной деятельности, развитию коммуникативных умений. Одна из существенных задач использования дидактических  игр на уроках – формирование навыков самостоятельной работы, развитие познавательной активности младших школьников. Из этих данных и данных анализа работ на начальном и на конечном этапе исследования можно сделать вывод, что качественные изменения в данном классе достаточно высокие.

Качество знаний обучающихся при 100% уровне обученности составляет:

Предмет

2013 -2014

2014 – 2015

2015 – 2016

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

68%

70%

79%

Литературное чтение

77%

70%

88%

Математика

72%

65%

72%

Окружающий мир

72%

70%

83%

Анализ ВПР по русскому языку, математике

в 4Б классе МБОУ « Троицкая СОШ»

"Русский язык" - 11 и 13 мая 2016г;

"Математика" - 17 мая 2016г;

Русский язык

ФИО учителя 4 класса, участвовавшего в ВПР

Кол-во обучающихся в классе, выполнявших работу

Средний балл по классу

Обученность по классу

Качество по классу

Золотых Т.Н.

23

4

96%

78%

Класс

Кол – во человек

Кол – во выполнявших работу

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество знаний

Успеваемость

4 Б

    23

        23

6

12

4

1

   78%

      100%

Математика

ФИО учителя

4 Б  класса, участвовавшего в ВПР

Кол-во обучающихся в классе, выполнявших работу

Средний балл по классу

Обученность по классу

Качество по классу

Золотых Т.Н.

23

4

96%

65%

Класс

Кол – во человек

Кол – во выполнявших работу

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество знаний

Успеваемость

4 Б

23

23

8

7

7

1

65%

100%

          Считается, что дидактическая игра  на уроках играет решающую роль в достижении развивающего аспекта обучения:

-  у учащихся  развиваются творческие возможности;

- проявляется умение общаться друг с другом и с учителем, слушать и слышать;

-  появляется самостоятельность и своя точка зрения.

       Динамика роста учебно-познавательного интереса, повышение мотивации учебной деятельности, развитие коммуникативных умений  свидетельствует о продуктивности данного опыта. Ученики продолжают учиться и в среднем звене, не снижая уровня обученности. Участвуют в школьных и муниципальных олимпиадах, конкурсах.

       Продолжая работать, учитель активно изучает все методические новинки, новые педагогические технологии, передовой педагогический опыт.

Считает девизом  работы  «Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь».

        Диагностика уровня познавательной активности при выпуске из начальной школы (по методике Ч.И. Спилбергера) показала, что высокий уровень имеют 6 человек (25 % обучающихся класса), средний уровень – 14 человек (59 %), низкий уровень – 3 человека (16 %). В сравнении с первичными результатами (2014-2015 учебный год) количество учеников, имеющих высокий уровень познавательной активности, увеличилось на 4 человека, имеющих средний уровень – увеличилось на 2 человека, соответственно, имеющих низкий уровень, уменьшилось на 6 человек.  

2014-2015 учебный год

2015-2016 учебный год

                                    

                                           Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.
  2. Аксенова Н.Е. Дидактические игры. М.: Просвещение, 1984.
  3. Волокшина М.И., Тимофеева С.П., Соловецкий И.С. Трибуна учителя: Опыт Белгородчины по развивающему обучению.- М.: «Начальная школа», 2002
  4. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. М.: Просвещение, 1986
  5. Кульневич С.В. Т.П. Лакоценина. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. - Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2006.
  6. Кульневич С.В.,  Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.Часть II.,ТЦ «Учитель»,2002.
  7. Бондаренко Е.П. Дидактические игры для младших школьников. М.: Просвещение, 1991.
  8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  9. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002.
  10. Кукушкина Р.Н. Игра на уроках обучения грамоте. // Начальная школа. – 1995. - №1. – С. 31.
  11. Раховская К.В. Игровые приемы, способствующие воспитанию организованности у первоклассников. // Начальная школа. – 1991. - №6. – С. 8.
  12. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.
  13. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении. Минск, 1993.
  14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973. С. 81, 95.

                                                                                                     

 

Приложение

Приложение №1 – Диагностика  познавательных процессов

Приложение №2 - Методика «Оценка уровня познавательной активности»

Приложение №3 - Применение игровых технологий

Приложение №4 - Технологическая карта урока математики в 1 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества....

"Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...

«Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника»

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Значение игры не...

Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспит...

Игра как средство мотивации познавательной деятельности младших школьников

                                   «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игр...

Презентация "Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Проблема , над которой я работаю:"Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников". В презентации фрагмент работы над словарными словами, правила честной игры и т.д....

Игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.

Статья о роли игровой деятельности в младшем школьном  возрасте....