доклад "Преемственность при переходе в среднее звено"
материал по теме

Преемственность между начальной школой и средним хвеном

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме: «Мнение учёных практиков по преемственности между начальной школой и средним звеном».

          Учёные,  психологи,  педагоги  часто размышляют о проблемах преемственности.

           Переход в 5 класс – это испытание и не только для школьников,

но и для педагогов. Классному руководителю необходимо узнать за короткое время детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

           

  1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.

    Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы? Всевозможные предположения, устанавливают причинно – следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей, йх инсайты (озарения). Однако, все мы знаем, что в споре рождается истина.

            Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придётся удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».

   

             Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребёнок решает для себя эту задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

  1. Отсутствия эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

            Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создания доброжелательной атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

            3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

            Ошибочным мнением у педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в 5 классе нужно приучать школьников к нелёгкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это не удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и в средней школе. Пятиклассники ещё очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

           4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней         школе.

         Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырёх лет. Это организация и проведение  дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки на экскурсии и т.д.

  1. Отсутствие коллективных средств обучения.

         В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах. Позитивное отношение к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

 

  1. Наличие большей свободы и самостоятельности.

Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять,  одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно так -же как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено

Предлагаемый набор включает известные методики изучения памяти, внимания, мыслительных операций на вербальном уровне, а также задания, позволяющие оценить степень произвольности, понимание словесной и...

Методика комплексного экспресс-тестирования познавательных способностей при переходе в среднее звено (тестирование учащихся 4 классов)

Комплекс экспресс методик для определения уровня познавательных способностей учащихся с помощью которой, можно более точно определить индивидуальный уровень выраженности того или иного познавательного...

Родительское собрание в 4-м классе на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».

Родительское собрание на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе...

Особенности перехода в среднее звено в условиях ФГОС

Особенности перехода в среднее звено в условиях ФГОС...

Диагностика готовности ребенка к переходу в среднее звено

Комплекс методик психологической диагностики готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю ступень...

Что такое 5-й класс? Готовимся к переходу в среднее звено школы. Материал для родительского собрания.

Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взросле­нии. Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, н...