Презентация "Развитие регулятивных УУД самоконтроля младших школьников на уроках русского языка"
презентация к уроку на тему

Воронина Ирина Васильевна

опыт работы по формированию самоконтроля на уроках русского языка с 1 по 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon voronina.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие регулятивных УУД самоконтроля у младших школьников средствами уроков русского языка Учитель начальных классов МБОУ «Школа №137» Воронина И.В.

Слайд 2

Самоконтроль - это форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов. (В.И.Страхов) “ Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ”. (Д.Б. Эльконин)

Слайд 3

1. уяснение учащимися цепи деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его получения, с которыми они будут сравнивать применяемые ими приемы работы и полученный результат. По мере овладения данным видом работы, знание образцов будет углубляться и совершенствоваться; 2. сличение хода работы и достигнутого результата с образцами; 3. оценивание состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных ошибок и выявление их причин (констатация состояния); 4. коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана ее выполнения, внесение усовершенствований. ст Структура самоконтроля

Слайд 4

Первое важное условие: установка учителя на его осуществление. В младшем школьном возрасте у ребят слабо развиты процессы саморегуляции и волевая сфера. Поэтому побуждение их к самоконтролю важно на всех этапах самостоятельной работы (ориентировочном, исполнительском, заключительном). Второе важное условие: развитие индивидуальности учащихся – Целенаправленное формирование у школьников специальных навыков самоконтроля на разных учебных предметах. Такая работа должна начинаться учителями уже в начальных классах. Условия обучения самоконтролю

Слайд 5

умеет сознательно подчинять свои действия заданному комплексу требований (правилу); изменять (сохранять) состав действий, определяя субъективные трудности; сличать действия с образцом, заданным через систему условий или материально . Ученик владеет самоконтролем, если:

Слайд 6

Приемы, направленные на развитие самоконтроля на уроках русского языка 1.Выделение орфограмм зеленой пастой

Слайд 7

2.Орфографическое проговаривание Именно орфографическое послоговое проговаривание помогает детям изжить типичные для начального обучения ошибки: пропуск, замена, перестановка, вставка букв. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списанного, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой.

Слайд 8

3. Специально организованное списывание Вначале работа ведется под строгим контролем учителя. Алгоритм составляется вместе с детьми и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании. Только после того, как учащиеся овладели всеми операциями, они могут начать упражняться в списывании дома. В 3 и 4 классах алгоритм списывания может состоять не из семи, а из четырёх шагов.

Слайд 9

Алгоритм списывания (1). 1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его. 3. Выдели орфограммы в списываемом тексте. 4. Прочитай (вслух или шёпотом) предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма). 5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать (орфографически). 6. Пиши, диктуя себе (орфографически). 7. Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом. Алгоритм списывания (2). 1. Прочитай предложение и повтори его по памяти. 2. Прочитай предложение так, как оно написано. 3. Пиши, диктуя себе орфографически. 4. Проверь написанное, проговаривая каждое слово. Специально организованное списывание

Слайд 10

4. Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками». Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать

Слайд 11

5. «Метод Буратино». Приём, предложенный М.М. Разумовской , который она сама называет письмо с буквенной дробью: на местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук.

Слайд 12

6. Комментированное письмо с указанием орфограмм . При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использованием следующего алгоритма: - проговариваю; - определяю орфограмму; - вспоминаю правило; - применяю его; - пишу; - проверяю. Комментирование может быть двух видов: 1. Подробное, с ответом в конце (рассуждение с поэтому : …, поэтому пишу и ). 2. Свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение (рассуждение с потому что : пишу и, потому что …).

Слайд 13

7.Дидактические игры 8. Диктанты 9. Какографические упражнения 10. Разноцветные поправки

Слайд 14

Данные приемы и упражнения по формированию навыка самоконтроля усиливают ответственность у учащихся при выполнении заданий, приучают их работать без ошибок, а при выявлении - тут же их исправлять, активизируют процесс обучения, пробуждают интерес к занятиям. Безошибочное выполнение задания может стать основанием для вывода о достаточно развитом самоконтроле. Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по формированию навыков самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, повышает мотивацию, активизирует внимание учеников, стимулирует мыслительные процессы, формирует положительные черты характера, личности ребенка. Заключение

Слайд 15

1.Асмолов А. Г., Бурменская Г.В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008 2.Бондарева И. И., Дедова О. Ю., Морозова Н. Н. и др. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. – М.:Аркти, 2012 3.Жедек П.С. Методика обучения орфографии. Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение. 2001 4.Казачкова С. П. Оценка достижения планируемых результатов. –М.: Планета,2012 5.Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М., «Просвещение», 1990 6.Соловейчик М.С., Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения.- М.: Просвещение, 2006 7. Яшина Н. Ю. Система контроля и оценки в начальной школе: информационно-методический сборник/Нижегор. ин-т развития образования. – Н.Новгород, 2007 8.Яшина Н. Ю. Формирование лингвистических понятий у младших школьников.-Нижегор. ин-т развития образования. – Н.Новгород, 2007 Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка».

Актуальность. Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших...

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму....

Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы

В статье раскрывается работа учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определение орфограммы....

Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы

В статье раскрывается тема работы учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы....

Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Методические рекомендации по формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка

Методические рекомендации посвящены формированию самоконтроля у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму.Предназначены для учителей, родителей обучающихся....