Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы
статья по русскому языку (1 класс) на тему

В статье раскрывается тема работы учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_urovnya_gramotnosti_mladshih_shkolnikov.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение уровня грамотности младших школьников

на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля

при определении орфограммы

Психологи утверждают, если ребёнок написал один раз слово с ошибкой,

 то ему надо до 40 раз, а некоторым и больше, написать это слово без ошибки, чтобы забыть первоначальное начертание.

    Н.С.Рождественский подчёркивал, что «…лучше не столько исправлять ошибки, сколько их предупреждать. Если же ученик допустил ошибку, то следует упорно бороться с ней, привлекая к этой борьбе самого ученика. Активная борьба учащихся с ошибками – залог успешного усвоения учащимися грамотности».

Развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы  – задача сложная и обычно включает три этапа:

1. Выделение нескольких групп учащихся, отличающихся

а) различным уровнем усвоения материала на данный момент;

б) уровнем работоспособности и темпом работы;

в) особенностями восприятия, памяти, мышления.

2. Составление алгоритмов и подбор упражнений, включающих различные приемы, помогающих учащимся самостоятельно справиться с заданием или связанных с увеличением объема и сложности задания.

3. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым изменяется характер дифференцированных заданий.

«Грамотное письмо, - писал Н.С.Рождественский, - не просто движение пишущей руки, а особая умственная деятельность».

  Самый важный шаг в решении орфографической задачи  - это определение орфограммы, и делать его ученик обязан научиться сам. Когда школьник сам обнаружит расхождение между правописанием и произношением, сам ответит на вопрос, написание каких букв надо проверить; в какой части они находятся, он может самостоятельно себя контролировать.

 Не научив ребёнка отвечать на эти вопросы, я сведу на нет знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограммы в процессе письма  и не может себя проконтролировать, т.е. проверить.

 Применить правило – это выполнить в определённой последовательности ряд мыслительных операций.

 Н.Ф.Талызина пишет, что «правило в готовом виде не может быть пересажено в голову учащихся. Знания не могут быть усвоены вне действий обучаемого, т.к. знания – это составная часть умений и навыков».

 Умения и навыки формируются на основе знания теории, правила, инструкции, указания, также  «по образцу» – на основе подражания, по принципу «делай, как я».

Действие самоконтроля состоит в сопоставлении совершаемого действия или его результата с соответствующими образцами: конкретными или существующими в сознании.

 Ученик должен многократно возвращаться к образцу, сопоставлять с ним свои действия, анализировать их, корректировать. Образец может быть внешним (памятка, опора, схема) и внутренним (память, свой «компьютер»)

Орфографические навыки самоконтроля должны стать автоматизированными компонентами сознательной деятельности.

 А к автоматизации компонентов можно прийти только через многократные упражнения, в ходе выполнения которых ряд мыслительных операций будет свёртываться, значит, «шагов» в определении написания нужной буквы ученик будет делать меньше.

Начало формирования  навыка самоконтроля при определении орфограммы - это постановка ударения в слове.

С периода обучения грамоте, когда ученики практически знакомятся с ударением, в каждом слове, кроме односложных, мы ставим ударение. Я пытаюсь довести эту операцию до автоматизма. Дети ставят ударение и во 2, и в 3, и в 4 классах. Ведь на правописание безударной гласной в корне, окончании ученики допускают много ошибок. Это первый «шаг», а второй – дети невольно начинают оперировать понятием «безударный гласный».

Формируется навык самоконтроля: под ударением пишу, что слышу, безударную – вспоминаю, спрашиваю, и…проверяю, т.к. ещё в период обучения грамоте я знакомлю их с понятием родственные слова и корень, как общая часть родственных слов.

Всё, что мы пишем под диктовку, списываем – проговариваем, комментируем, объясняем, оставляем «следы размышления» в тетради, приучающие детей к самоконтролю.

Вся работа в 1-м классе ведётся коллективно, с проговариванием и комментированием.

 К моменту изучения правила о правописании безударной гласной во 2-м классе, мои ученики сознательно оперируют понятиями «безударная гласная», «родственные слова», «корень».

 Развивать навыки самоконтроля помогают и уроки чтения. Ещё в первом классе, работая с текстом, вводила задания: поставь ударение в словах этого предложения; объясни значение слова, подбери родственников (устно); выдели корень, приставку во 2 классе (карандашом в тексте).

   Опять же оперируем понятием «безударная гласная». Эту работу           продолжаю из класса в класс.

 Важной ступенью навыков самоконтроля является правильное орфографическое списывание. В период обучения грамоте школьники начинают учиться списывать слова, предложения. Одним из способов превращения списывания в эффективное средство обучения грамотному письму является алгоритм действий при списывании (памятка):

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
  3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
  4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
  6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал последние 2 раза.
  7. Проверь написанное:

  -читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

  -подчеркни орфограммы в написанном;

  -сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

 В этой памятке указано не только то, что надо делать, но и зачем. При таком списывании происходит развитие основ грамотного письма и его осознанности.

 Ступенями развития самоконтроля являются проговаривание и комментирование.

Ещё в конце 19 в. профессиональный методист Д.И.Тихомиров рекомендовал: «На уроках правописания хорошо заставлять детей произносить слова не так, как они обыкновенно выговариваются, а как пишутся… Ребёнок хорошо понимает, почему он так произносит, и ни в коем случае так говорить не будет».

 Роль такого проговаривания Д.И.Тихомиров объяснял так: « Чтобы произвести более сильное впечатление, которое бы засело в памяти слуха».

 Проговаривание (или орфографическое чтение) – это произношение слова по слогам в соответствии с написание его звуков, т.е. оно «проясняет» написание слова в соответствии с его орфографией.

 Начинается эта работа в период обучения грамоте.

Слова для проговаривания объединяю, чтобы помочь запоминанию написания слов (например, все слова на О, на А и т.п.; или по морфологическому признаку: сад, садовник, садовод, садовый, посадить, посадка.) Тут же идёт развитие представления об однокоренных словах.

 Если проговаривание применяется к написаниям, которые объясняются правилами, то проговаривать нужно после их объяснения, а не до него. Главная роль проговаривания в этих случаях – зафиксировать после его проверки по правилу.

 Нужно помнить, что проговаривание приносит ученику пользу только в том случае, когда он сам проговаривает слово, а не слушает подсказку боле сильного обучающегося или учителя.

Комментирование – это объяснение в процессе письма. В его основе лежит стремление научить детей применять изученные правила, приучать учеников «мгновенно выполнять их».  С.Н.Лысенкова в книге «Когда легко учиться» пишет: «Комментированное письмо выполняет функцию «управления» процессом познания, обучение со стороны самих учащихся»

Приёмы комментирования нужно использовать наряду с применением различных « опорных схем», помогающих понять ученику содержание того или другого правила, т.к. без тщательной предварительной работы над компонентами, содержанием каждого правила, никакое комментирование (т.е. объяснение в процессе записи) не может быть эффективным.

 Используя на уроках различные приёмы самоконтроля, я помогаю детям не только усвоению знаний, формированию умений и навыков, но и помню о воспитательном и психологическом аспектах каждого приёма и, прежде всего о том, что формирование навыков самоконтроля оказывает непосредственное влияние на формирование такой черты личности, как самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы

В статье раскрывается работа учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определение орфограммы....

Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...

Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка

Теоретические аспекты проблемы повышения общей грамотности младших школьников....

Отчет по самообразованию на тему "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения"

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...