"Электронный журнал и электронный дневник как неотъемлемая часть информационной среды современной начальной школы"
статья на тему

Храмцова Елена Анатольевна

Одно из важных направлений в сфере образования на текущий момент – переход общеобразовательных организаций на безбумажную форму учёта успеваемости и посещаемости. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электронный журнал и электронный дневник как неотъемлемая часть информационной среды современной начальной школы Храмцова Е. А. р уководитель М/О учителей начальных классов МБОУ «Школа № 60» Интернет-проект « Дневник.ру »

Слайд 3

Устали от бумажной рутины, которая забирает массу рабочего времени!? Школа без бумажного журнала Электронный журнал – оптимальное решение всех проблем!

Слайд 4

ЭЖ - привычный школьный журнал

Слайд 5

ЭЖ – журнал больших возможностей

Слайд 6

Возможности электронного дневника



Предварительный просмотр:

Электронный журнал и электронный дневник как неотъемлемая часть информационной среды современной начальной школы

 

Сл_2   Единая информационная среда

Главная цель Интернет-проекта «Дневник.ру» -  Электронный классный журнал и электронный дневник  - сделать открытой информацию об оценочных суждениях участников образовательного процесса для организации их своевременного обсуждения и корректировки действий или деятельности тех или иных субъектов. 

Участниками образовательного процесса  являются учащиеся, учителя, руководители методических объединений, администрация общеобразовательного учреждения, родители учащихся. 

Зададим себе вопрос, что чаще всего интересует каждого субъекта? За какой информацией обращается каждый из них в школе, что ему приходится делать, чтобы получить необходимую информацию, сколько времени приходится затратить на это. 

Ученика интересует информация о расписании уроков, о своих успехах, о домашнем задании. Многим школьникам хотелось бы получить сведения, на основе которых он может соотнести свои успехи с успехами других учащихся класса или школы, понять, надо ли ему что-то менять в своей учебной деятельности. Ученики часто заглядывают в бумажный журнал, чтобы посмотреть, как учатся другие. К сожалению, иногда случается так, что по каким-то причинам не все отметки выставлены в дневник. Часто на переменах вместо того, чтобы отдохнуть, школьники толпятся у учительского стола с журналами и дневниками или торопятся списать домашнее задание. Случается и так, что ученики не записали домашнее задание, и учителю приходится целый вечер диктовать его по телефону. 

Учителя хотели бы получать информацию о своей нагрузке или об изменениях в расписании, тратить поменьше времени на выполнение арифметических или алгебраических операций для выведения итоговых отметок ученикам, планировать свою недельную нагрузку, делиться опытом с коллегами.

Администрацию образовательного учреждения интересуют вопросы, связанные с реализацией государственного образовательного стандарта. В то же время директор и заместитель директора школы хотели бы иметь возможность получать в любое время другую более детальную информацию об участниках образовательного процесса, о его ходе для того, чтобы вовремя скорректировать работу школы, предупредить или преодолеть какие-то кризисные ситуации. 

Родителям хочется получать понятную информацию о том, что его ребенок вовремя посещает уроки и усваивает изучаемый материал. Родителям хочется также узнать об успешности учения своего ребенка в общем уровне класса. Многим родителям хочется помочь ребенку освоить тот или иной материал, и они интересуются содержанием образования. Отдельная категория родителей, особенно в начальной школе, крайне неравнодушна ко всему, что происходит в школе. Эти родители готовы сами включаться в какие-то мероприятия и влиять на жизнь школы, и они требуют предоставления очень детальной информации. 

Таким образом, информация, востребованная различными участниками образовательного процесса, разнообразна и в то же время имеет общие черты.

Сл_3

Одно из важных направлений в сфере образования на текущий момент – переход общеобразовательных организаций на безбумажную форму учёта успеваемости и посещаемости.

Ведение журналов успеваемости в электронном виде согласуется со статьей 28, п. 11 закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в РФ», в которой образовательной организации предписывается осуществлять индивидуальный учёт результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях и обеспечить родителем (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками (отметками) успеваемости обучающихся (подпункт 4 пункта 3 статьи 44 Закона «Об образовании в РФ».) Также, согласно статье 28 к компетенции образовательной организации относиться осуществление текущего контроля успеваемости. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», определена должностная обязанность учителя осуществлять «оценочно-контрольную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)».

Согласно перечню поручений Владимира Путина по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования от 23 декабря 2015 года 50% школ к 1 сентября 2016 года должны перейти на безбумажный вариант ведения журнала успеваемости.

 В нашей школе  с 1 сентября 2017 года вся начальная школа и параллель 5-х классов перешли на данную форму учёта успеваемости с использованием Единой информационной системы учёта и мониторинга образовательных достижений обучающихся.  

Сл_4 

Сейчас электронный классный журнал в нашей школе - это комплекс программных средств для ведения учёта текущей успеваемости учащихся и контроля их посещаемости.

Электронный журнал учителем используется для решения следующих задач:

  • автоматизация учёта и контроля процесса успеваемости и посещаемости учащихся;
  • планирование, фиксирование и контроль этапов и уровня фактического усвоения учебных программ;
  • оперативный доступ классного руководителя к оценкам учащихся класса за весь период ведения журнала, по всем предметам, в любое время;
  • повышение объективность выставления промежуточных и итоговых отметок.

При ведении электронного журнала программа автоматически рассчитывает средний балл с возможностью изменять вес каждой отметки (контрольная работа, самостоятельная, практическая и т.д.). Данный средний балл для учителя является ориентиром, итоговую отметку учитель ставит сам. Таким образом, устраняется возможность ошибки и  необъективности выставления итоговой отметки.

Сл_5 

На сегодняшний день уже все в коллективе осознали: от объёма информации в базе данных напрямую зависит объём работы учителя

(он постоянно сокращается).

С помощью электронного журнала учителями начальной школы формируются следующие отчёты: по итогам учебных периодов: классные руководители сдают распечатанную ведомость успеваемости и посещаемости класса, отпала необходимость учителям предметникам сдавать отчёты по предмету, т.к в выше сказанном отчете по всем предметам просчитана качество образования, успеваемость, СОУ.

Еще один плюс электронного журнала в том, что он позволяет составить рейтинг учащихся по классу.

В аналитической деятельности руководителя и заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе наиболее востребованными отчетами можно назвать следующие:

1. Общие сведения об учащихся.

2. Движение учащихся по школе.

3. Качество работы учителя.

4. Динамика успеваемости по предмету, классу.

5. Успеваемость по классу.

6. Итоговые данные по учащимся.

7. Списки отличников, хорошистов, резерва хорошистов (учащихся с одной тройкой) и неуспевающих по классам.

На составление каждого из выше перечисленных отчётов у администрации школы уходило немалое время, причём достоверность этой статистической информации зависела от достоверности сведений, подаваемых учителями-предметниками и классными руководителями.

Одним из основных преимуществ, которыми обладает электронный журнал, является удобная и главное несоизмеримо быстрая подготовка любой вида отчётности.

Сл_6

Можно сказать, что электронный школьный журнал – лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом – как для школ, так и для родителей и учеников.

Цель электронного журнала – способствовать своевременному выявлению учебных и других проблем учащихся; их ликвидации посредством целенаправленных действий; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя и ученика по повышению уровня предметной грамотности.

Электронный школьный журнал предусматривает удобство и преимущества для самих школьников:

✓ Всегда доступно актуальное расписание занятий для своего класса или подгруппы, с учетом информации о запланированных заменах;

✓ Домашнее задание в дневнике всегда соответствует записанному учителем в журнал;

✓ Возможность отслеживать свою среднюю оценку по всем или по отдельным предметам, а также их изменение в течение учебных периодов или года;

Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением учебной программы и вовремя обратить внимание родителей на эту ситуацию.

Причиной возникновения многих проблем с успеваемостью является

недостаточная осведомленность родителей, так как часто им не хватает времени, чтобы понимать ситуацию с учёбой:

✓ родители немедленно узнают об оценках и пропусках уроков;

  • знают, какие темы уроков пропущены ребенком во время болезни;

✓ напрямую могут задать вопросы учителям, завучам, психологу

✓ в электронном дневнике видят все замечания, объём домашнего задания, расписание;

✓ видят динамику успеваемости ребёнка по изменениям средней оценки в течение года;

Электронный журнал позволит им непосредственно контролировать процесс, не занимая больших усилий и времени.

Сл_7

Использование электронного журнала и дневника позволило объединить учеников, учителей и родителей. Программа позволила использовать новые формы общения и полноценно использовать современные информационные технологи в образовательном процессе.

Единственным недостатком электронного журнала, обнаруженным учителями школы, явилось отсутствие странички для записи бесед с учащимися (по технике безопасности, по правилам поведения на дорогах, по проводимым классным часам и. т.д.).

Я сегодня с уверенностью говорю о том, что педагоги МБОУ «Школа № 60» перешли  на безбумажную форму учёта успеваемости, потому что:

  • уровень ИКТ-компетентности сотрудников соответствует требованиям, необходимым для работы с электронным журналом;
  • сформирована психологическая готовность сотрудников к инновационной деятельности;
  • все кабинеты школы оснащены компьютерным оборудованием с выходом в интернет.

Хочется подчеркнуть, что информационные технологии в нашей школе не самоцель, а всего лишь средство для повышения качества нашей деятельности.

Переход на безбумажный формат ведения школьных процессов стал логичным и своевременным шагом для системы образования в новом поколении. Мы рассматриваем это «единое информационное пространство школы, как основу повышения качества образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».

В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...

«Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы».

В статье анализируются подходы к определению информационно-образовательной среды, выделены свойства информационно-образовательной среды и предложен вариант о...

Информационная среда современной системы образования – комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования.Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для ...

Возможности современного информационного стенда в начальной школе

Учитывая развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста, мы, педагоги, предоставляем им возможность ознакомиться с адекватными по объему восприятия свед...

Формирование навыков использования информационной среды в начальной школе.

Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. В настоящее время процесс информатизации затронул все сферы человеческой деятельности, в том числе и образовани...

Работа с родителями учащихся как неотъемлемая часть педагогического процесса в начальной школе

Педагогический процесс, особенно в начальной школе, невозможно представить без постоянного взаимодействия учителя и родителей. И от того, насколько грамотно построена работа с семьей, напрямую зависит...

Электронный журнал и электронный дневник как неотъемлемая часть информационной среды начальной школы.

Материал для выступления на методическом объединении учителей начальных классов....