рабочая программа умк Перспектива 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

рабочая программа расчитана для работы в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 2a_klass_perspektivarabochaya_programma_.zip664.59 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия  №5 г. Буинска Республики Татарстан»

       СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УР

___________________

Р.Р. Замалиева

«___»___________2016г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МБОУ«Гимназия № 5

г. Буинска Республики Татарстан» ______________  Р.Ф. Фахрутдинов

Приказ от 31 августа 2016г. № 150


Рабочая программа

 по литературному чтению

(общеобразовательный уровень)

                2а класс

на 2016 -2017 учебный год

Учитель:

Квалификационная категория:

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол   от 29 августа 2016 г.   №1

Руководитель МО__________________

ФИО

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол  от 31 августа 2016 г.    №1

Буинск 2016

Пояснительная записка

Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова; 
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Большое внимание уделяется работе над проектами. На уроках проводится только защита проекта

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» рассчитана на 136 часов, по 3+1 ч. в неделю (34 учебных недели).

1.Целевая установка

Цели:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
  • свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
  • приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
  • развивать интерес к литературному творчеству;

духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников

2.Документы, на основании которых  построена программа.

  1. Закона Российской Федерации (от 29.12.2012 №273-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от  6 октября 2009 года № 373.  
  3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 года  №576 «О внесении изменений в  федеральный  перечень  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»
  4. Учебного плана МБОУ «Гимназия №5 г. Буинска РТ» на 2016-2017 учебный год.
  5. Примерной программы начального  общего образования и авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение» (Образовательная система «Перспектива»)

3.Сведения о программе

        Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, с учетом Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с опорой на программу Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.  (Литературное чтение: программа: 1-4 классы М.:Просвещение,2014.)

        Программа ориентирована на использование учебника Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкого,Л.А.Виноградской Литературное чтение 2 класс.

        Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» рассчитана на  136 часов в год, по 3ч+1ч. в неделю.

4.Методы  и формы организации учебного процесса.

Основной формой образовательного процесса является урок.

Программа предусматривает типы уроков:

  • урок ОНЗ (открытие нового знания),
  • урок – рефлексия,
  • урок – путешествие,
  • урок – проект,
  • урок – исследование и т. д.

5. Виды и формы контроля

Виды занятий: урок

Общеклассные формы: урок, контрольный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная пробно-поисковая деятельность.

Индивидуальные формы: самостоятельная деятельность, выполнение индивидуальных заданий

График проведения контроля

Период

№ урока

Компетенция

1 четверть

9

Мы идём в библиотеку.  Сборники стихов и рассказов о природе. Проверка техники чтения

23

Контрольная работа №1 по разделу: «Краски осени»

35

КВН по разделу: «Мир народной сказки»

2 четверть

50

Понятия: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе. Правила выразительного чтения. Диагностическое тестирование по литературному  чтению.

61

С.Есенина «Береза. Поет зима, аукает..». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение Контрольная работа №2 по разделу: «Здравствуй, зимушка-зима!»

3 четверть

83

Контрольная работа №3 по разделу: «Чудеса случаются». Составление плана сказки

95

Контрольная работа №4 по разделу: «Весна, весна! И всё ей радо!»

103

Обобщение по разделу. Приглашение как вид текста, его особенности.

4 четверть

120

Контрольная работа №5 по разделу: «Люблю всё живое»

127

Контрольная работа №6 по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

Нормы и критерии  оценок

В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  • Способ чтения: чтение целыми словами.
  • Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  • Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
  • Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.  

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.  Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту.

Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  • Выразительное чтение текста;
  • Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  • Выразительное чтение наизусть;
  • Составление простого плана;
  • Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  • Работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального  опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Оценка «5» -ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении во 2 классе читает по слогам, отдельные простые слова читает целиком, в словах не допускает искажений, замены , перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.

Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного. Во 2 классе  в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 30 слов в минуту, во II полугодии не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.

Оценка «3»- ставится ученику, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. Во 2 классе  в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 25 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 40 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск , перестановку слогов и букв, не соблюдает пуз между  словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.

 Оценка «2» - ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.

     Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы ивосприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

- Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

- Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

- Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

- Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»  ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависит понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умения соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети будут учиться различать способы изображения мира в художественных и познавательных тестах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, осмысливать особенности художественного и научно-познавательного произведения, создавать собственные тексты.

Программа предусматривает знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся научатся понимать и ценить художественное произведение, отличать его от произведений научно-познавательного содержания. Они узнают, что художественное произведение — произведение словесного искусства и что его автор, раскрывая через художественно-образную форму всё богатство окружающего мира и человеческих отношений, стремится приобщить читателя к своим духовно-нравственным и эстетическим ценностям, пробудить в человеке чувство прекрасного, красоты и гармонии.

В содержание литературного чтения включён элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез—анализ—синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощённый в слове (без термина). Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но даже и нейтральные слова и выражения.

Программа определяет для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Программой предусмотрено анализ произведения на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Это помогает сохранять целостный взгляд на произведение и не терять его основную линию. Многоступенчатый путь анализа произведения, своеобразное восхождение читателя на вершину так называемой смысловой пирамиды, открывает новые горизонты понимания словесного искусства, обогащает учащихся интеллектуально, нравственно и эстетически. В процессе такого анализа, который связан с многократным обращением к тексту, дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают морально-нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать своё отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание программы включено развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных. Введение в содержание литературного чтения такого материала определяется тем, что характер и полнота восприятия младшим школьником литературного произведения зависят не только от его умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским замыслом, но и от накопленного им опыта восприятия окружающего мира. Такой опыт помогает ребёнку полнее и ярче воссоздавать содержание художественных текстов при чтении.

В содержание курса с целью развития и стимулирования творческой активности учащихся вводятся приёмы театральной драматизации произведений. Они обеспечивают более глубокое понимание сюжетных линий произведения, поступков героев (их мотивы), смысла прочитанного, развивают чувствщ сопереживания и отзывчивости.

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности»определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.). Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также даёт возможность сравнивать произведения на одну и ту же тему разных авторов. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребёнка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.

Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Таким образом, реализация содержания курса «Литературное чтение» обеспечит развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы, воспитание читательской компетентности и культуры чтения.

Описание места учебного предмета

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа во 2 классе составлена по государственной программе авторов Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л.А.Виноградская из расчета  4 часа в неделю, 136 часов в год ( 34 учебных недель).

Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Описание ценностных ориентиров

Произведения, включённые в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников.

Круг детского чтения от класса к классу расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учащихся.

Курс литературного чтения благодаря художественно-эстетической и нравственно-мировоззренческой направленности значительно расширяет границы читательской компетентности. У учащихся формируется готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций, расширяются границы коммуникативно-речевого общения, совершенствуется читательская культура (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянная потребность в чтении художественной литературы). Культура чтения сказывается на нравственно-духовном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Планируемый результат

Личностные и метапредметные результаты изучения  курса  «Литературное чтение»

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Л1

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Р1

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

П1

вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

К1

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста)

Л2

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Р2

проговаривать последовательность действий на уроке

П2

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, вусловных обозначениях); в словаре

К2

лушать и понимать речь других

Л3

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Р3

учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

П3

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

К3

выразительно читать текст

Л4

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей.

Р4

учиться работать по предложенному учителем плану

П4

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

К4

высказывать и обосновывать свою точку зрения

Л5

Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного

общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

Р5

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

П5

пользоваться словарями, справочниками

К5

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Л6

высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Р6

П6

осуществлять анализ и синтез

К6

договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности

Л7

прививать интерес к изучению языка

П7

устанавливать причинно-следственные связи

К7

Умение работать в паре,группе.

Л8

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

П8

строить рассуждения

К8

формировать умение задавать вопросы

Предметные результаты:

 Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:

  • читать текст  про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
  • самостоятельно определять  тему   прочитанного произведения;
  • под руководством учителя определять главную мысль произведения;
  • задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • пересказывать текст на основе картинного  плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
  • характеризовать  героя произведения под руководством учителя (Кто он? Какой  он?);
  • делить текст на части под руководством учителя;  определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
  • Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
  • Сравнивать прозаический и поэтический текст;
  • Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.

Учащиеся 2  класса получат возможность для формирования:

  • читать текст  про себя  и понимать прочитанное;
  • самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
  • пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
  • самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:

  • характеризовать представленную на выставке книгу;
  • умение  организовывать  выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
  • Находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • Самостоятельно составлять аннотацию;
  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:

  • Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
  • Характеризовать героя произведения;
  • Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
  • Отличать произведения живописи и произведения литературы;
  • Отличать  прозаический и поэтический текст;
  • Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства  и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
  • Находить в тексте сравнения  с помощью слов будто, как;
  • Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты,  олицетворения под руководством учителя.

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • Выявлять особенности  героя художественного рассказа;
  • Выявить особенности юмористического произведения;
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:

  • Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
  • Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
  • Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности

Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:

  • Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;
  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • Умения  писать отзыв на книгу.

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:

— наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;

— 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;

— имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.

Учащиеся должны уметь:

— читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;

— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;

— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;

— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;

— объяснять заглавие прочитанного произведения;

— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;

— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;

— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

— отгадывать загадки;

— находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;

— различать слова автора и героев;

— определять тему произведения по заглавию;

— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;

— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;

— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;

— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • самостоятельно выбирать и читать книги;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;
  • находить в словаре значение неизвестного слова.

Содержание учебного предмета

Название темы

Количество  часов

«Любите книгу»

10 ч

«Краски осени»

13 ч

«Мир народной сказки»

17 ч

«Весёлый хоровод»

10 ч

«Мы – друзья»

10 ч

«Здравствуй, матушка-Зима!»

9 ч

«Чудеса случаются»

16 ч

«Весна, весна и все ей рады!»

11 ч

«Мои самые близкие и дорогие»

9 ч

«Люблю всё живое»

16 ч

«Жизнь дана на добрые дела»

15 ч

Всего

136 ч

Тематическое планирование уроков, отводимых из части, формируемой участниками образовательного процесса отводятся на уроке развитие речи, риторики.

Тема

Кол-во часов

1

Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. Составление диалога «Мой родной город Буинск»

1

2

Язык- удобное средство общения. Устные и письменные формы общения.

1

3

Мы идём в библиотеку. Энциклопедии. Справочная литература для детей.

1

4

Сокровища духовной народной мудрости. Типы текстов: текст-повествование, текст- описание, текст-рассуждение.

1

5

Мои любимые художники-иллюстраторы. Основные свойства текста.

1

6

Главная мысль стихотворения. Текст. Озаглавливание текста.

1

7

Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи.Осень в произведениях художников Республики Татарстан.

1

8

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

1

9

Народные приметы. Загадки. Приметы родного края.

1

10

Создание текста по аналогии. Семейное чтение  С. Образцов «Стеклянный пруд».

1

11

Наш театр. Инсценирование произведения  Н.Сладкова «Осень»

1

12

Собиратели русских сказок А.Н. Афанасьев, В.И. Даль. Русская народная сказка «Заячья избушка

1

13

 Рассказывание на основе картинного плана.  Русская  народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».

1

14

Составление плана сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1

15

Мы идем в библиотеку. Русские народные сказки.

1

16

Наш театр. «Лиса и Журавль». Инсценирование сказки.

1

17

Обучающее сочинение-описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.

1

18

КВН по разделу: «Мир народной сказки»

1

19

Б.Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине.

1

20

Проект «Музей народного творчества»

1

21

Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей. Роль синонимов в речи.

1

22

Проект «Подготовка к проведению праздника «Весёлый хоровод»

1

23

Сочинение на основе рисунков (с. 118)

1

24

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

25

Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». Инсценирование

1

26

Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается.  

1

27

Наш театр. К. Чуковский «Краденое солнце». Обобщение по разделу .

1

28

Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев» Инсценирование.  

1

29

Развитие речи. Сочинение миниатюра «Весеннее утро»

1

30

Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»

1

31

Сравнение художественного и научно- познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Заяц (из энциклопедии)

1

32

Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов «С фотоаппаратом»

1

33

Наш театр.  В. Бианки «Лесной колобок –колючий бок».  Шутки- минутки

1

34

Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности»

1


Календарно-тематическое планирование «Литературное чтение»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

примечание

план

факт

1 ЧЕТВЕРТЬ (35 ч.)

«Любите книгу» (10 ч.)

1

Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. Составление диалога «Мой родной город Буинск»

1

ОНЗ

Расширить представление детей о функциях общения, средствах общения; показать значимость речи в общении; познакомить учащихся с другими возможными средствами общения — жестом, мимикой, рисунком; развивать творческие способности учеников при составлении и расшифровке «рисуночного письма».

1,09

2

Любите книгу. Ю.Энтин «Слово в слово». В.Боков «Книга-учитель…»

1

ОНЗ

Почему мы любим книги? Определение значения книги для человека. Знакомство с историей создания книги и её первыми образцами.

2,09

3

Язык- удобное средство общения. Устные и письменные формы общения.

1

ОНЗ

Расширить понятия об устной и письменной речи.

6,09

4

Г.Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о книге.М. Горький о книгах.

1

ОНЗ

Для чего делают презентации? Стимулировать отношение

заинтересованности к книге.

 Актуализировать знания о работе с художественным текстом.

7,09

5

Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси. 

1

ОНЗ

Кто такой летописец? Актуализировать знания о древних способах передачи информации.Познакомить с книгами из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока.Книга из деревянных дощечек.

8,09

6

Мы идём в библиотеку. Энциклопедии. Справочная литература для детей. Н. Кончаловской «В монастырской келье узкой...».

1

Урок путешествие

Кто такие художники-иллюстраторы?  Что такое иллюстрация?     Сформировать представление о роли иллюстрации в книге.

Научить:  соотносить текст и иллюстрацию

9,09

7

Мои любимые художники-иллюстраторы. Основные свойства текста.

1

ОНЗ

Познакомить с творчеством художников- иллюстраторов детских книг. Показать смысловую связь предложений в тексте; развивать речь и логическое мышление учащихся при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения;  проверить уровень усвоения слов из словаря.

13,09

8

Главная мысль стихотворения.Текст. Озаглавливание текста.

1

ОНЗ

14,09

9

Самостоятельное чтение. Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка» Проверка техники чтения

1

Репродукция что это такое? Сформировать представление о роли иллюстрации в книге.

Научить:  соотносить текст и иллюстрацию

15,09

10

Сокровища духовной народной мудрости. Типы текстов: текст-повествование, текст- описание, текст-рассуждение.

1

ОНЗ

Дать представление о разных типах текстов, показать, что выбор типа текста обусловлен целью автора; научить детей определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов: развивать речь учащихся при составлении устного рассказа; развивать логическое мышление при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по рисунку.

16,09

«Краски осени» (13 ч.)

11

Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.

1

ОНЗ

Сформировать представление о красоте осенней природы посредством произведений художественной литературы.

20,09

12

Осень в произведениях А.Пушкина, С.Аксакова.

1

ОНЗ

Познакомить с произведениями А. Пушкина, С. Аксакова.

21,09

13

Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи.Осень в произведениях художников Республики Татарстан.

1

ОНЗ

Сформировать представление о красоте осенней природы посредством произведений художественной литературы. Познакомить с репродукциями известных художников.

22,09

14

А.Майков «Осень», С.Есенин «Закружилась листва золотая…»  Ф. Васильев «Болото в лесу». Эпитеты и сравнения.

1

ОНЗ

Познакомитть с литературными произведениями А.Майкова,С. Есенина, с живописным произведением Ф. Васильева. Сравнивать живописные и литературные произведения.

23,09

15

И.Токмакова «Опустел скворечник…», А.Плещеев «Осень наступила..». Повторение изученного.

1

Урок рефлексия

Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к красоте осенней природы. Актуализировать знания о средствах художественной выразительности: образные

выражения

26,09

16

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

1

ОНЗ

Познакомить с произведениями устного народного творчества, обучать правильному чтению пословиц и поговорок.

28,09

17

Народные приметы. Загадки. Приметы родного края.

1

ОНЗ

познакомить с народными  приметами, с осенними загадками, отрабатывать навыки выразительного чтения.

29,09

18

Мы идём в библиотеку.  Сборники стихов и рассказов о природе. 

1

Урок путешествие

Чем стихи отличаются от прозы?  Различать особенности образных выражений.

30,09

19

Самостоятельное чтение. Цвета осени.  С.Маршак «Сентябрь», «Октябрь», Л.Яхнин «Осень в лесу», Н.Сладков «Сентябрь».

1

ОНЗ

Какие звуки можно услышать осенью?

Цель: познакомить с различными видами описания осени у поэтов и писателей.

3,10

20

Создание текста по аналогии. Семейное чтение  С. Образцов «Стеклянный пруд».

1

ОНЗ

Учить составлять текст по аналогии.Прививать любовь к природе.

5,10

21

Наш театр. Инсценирование произведения  Н.Сладкова «Осень»

1

ОНЗ

Стимулировать интерес и

позитивное отношение к участию в инсценировке сказки.

6,10

22

Маленькие и большие секреты страны.  Литературии. Обобщение по разделу.

1

ОНЗ

Чем стихи отличаются от прозы?  Различать особенности образных выражений.

7,10

23

Контрольная работа №1 по разделу: «Краски осени»

1

Проверить знания по разделу «Краски осени»

10,10

«Мир народной сказки» ( 16 ч.)

24

Знакомство с названием раздела. Основные понятия: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

1

ОНЗ

Познакомить детей с признаками сказок. Учить различать виды народных сказок.

12,10

25

Собиратели русских сказок А.Н. Афанасьев, В.И. Даль. Русская народная сказка «Заячья избушка

1

ОНЗ

Сформировать представление о народной сказке, её особенностях и видах.

13,10

26

 Рассказывание на основе картинного плана.  Русская  народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»..

1

ОНЗ

Стимулировать интерес к героям народных сказок.

14,10

27

Корякская сказка «Хитрая лиса».Сравнение героев сказок.

1

 ОНЗ

Какие поступки совершают главные герои сказки?

Цель: учить находить в сказках отражение быта, традиций культуры определенного народа, сочинившего сказку.

17,10

28

Русская народная сказка «Зимовье». Чтение по ролям.

1

ОНЗ

С чего начинается сказка?

Цель: наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, учить сравнивать и обобщать.

19,10

29

Составление плана сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики».

1

ОНЗ

Формировать умение делить текст на части; выделять основную мысль частей; составлять план сказки.

20,10

30

Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок.

1

ОНЗ

Актуализировать знания о работе с текстом сказки.

21,10

31

Мы идем в библиотеку. Русские народные сказки.

1

Урок путешествие

Почему у страха глаза велики?

Цель:  составлять план текста и пересказывать  текст по плану.

24,10

32

Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка «Идэ»,  главная мысль сказки.

1

Формировать потребность в самостоятельном чтении.

26,10

33

Семейное чтение. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1

познакомить учащихся с р.н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»и новым видом сказок- волшебными. Учить делить текст на части.

27,10

34

Нанайская сказка «Айога» Выразительное чтение диалога.

1

ОНЗ

Сформировать представление о том, что в бытовой народной сказке отражаются особенности быта народа.

28,10

35

КВН по разделу: «Мир народной сказки»

1

Обобщить знания о структуре сказки и характерах сказочных героев.

7,11

2 ЧЕТВЕРТЬ (28 Ч.)

36

Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки.

1

ОНЗ

Сформировать представление о том, что в бытовой народной сказке отражаются особенности быта народа.

9,11

37

Наш театр. «Лиса и Журавль». Инсценирование сказки.

1

Научить инсценировать сказку.

10,11

38

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.  

1

классифицировать народные сказки по разным основаниям (различать виды сказок);

11,11

39

Обучающее сочинение-описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.

1

Стимулировать использование приобретённых знаний и умений для сочинения своей сказки.

14,11

«Веселый хоровод»( 10 ч.)

40

Знакомство с названием раздела. Понятия: заклички, небылицы, прикладное искусство, перевод.

1

ОНЗ

Что такое хоровод? Цель: познакомить с особенностями малых жанров устного народного творчества.

16,11

41

Б.Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине.

1

познакомить с малыми фольклорными жанрами, учить различать жанры, находить созвучные окончания слов.

17,11

42

Проект «Музей народного творчества»

1

Урок проект

Что такое искусство?

Цель: развивать интерес к предметам старины, представленным в музеях прикладного искусства.

18,11

43

Народные заклички,приговорки, потешки, перевёртыши.

1

От какого слова образовано слово закличка?

Цель: познакомить с произведениями малых жанров устного народного творчества.

21,11

44

Переводная литература. Небылицы, перевертыши, веселые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных.

1

ОНЗ

Продолжить знакомство с малыми жанрами народного творчества, которые перевели писатели.Формировать умсение различать жанры фольклора.

23,11

45

Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей. Роль синонимов в речи.

1

Урок путешествие

Для чего нужны энциклопедии? Какие знаете энциклопедии? Актуализировать знания о  способах передачи информации.  Научить  работать с текстом.

24,11

46

Самостоятельное чтение. «Весёлый старичок», «Небывальщина»

1

Познакомить с произведениями Д. Хармса «Веселый старичок»,«Небывальщина»; учить сравнивать авторские и фольклорные произведения; учить читать выразительно стихотворные произведения.

25,11

47

Семейное чтение.  К. Чуковский «Путаница»Небылица.

1

Познакомить с биографией К. Чуковского, учить выразительно читать.Повторить литературческую терминологию.

28,11

48

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

обобщить представления учащихся о произведениях устного народного творчества; развивать творческие способности учащихся: создание своей книги по произведениям устного народного творчества.

30,11

49

Проект «Подготовка к проведению праздника «Весёлый хоровод»

1

Урок проект

Учить  сравнивать фольклорные и авторские  произведения.

1,12

«Мы - друзья» (10 ч.)

50

Понятия: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе. Правила выразительного чтения. Диагностическое тестирование по литературному  чтению.

1

ОНЗ

Познакомить с произведениями советских писателей о дружбе; формировать представление о дружбе и друзьях; воспитывать умение позитивного общения друг с другом; учить определять главную мысль произведения.

2,12

51

Стихотворения о дружбе. М.Пляцковский «Настоящий друг», В.Орлов «Я и Мы»

1

Сформировать представление о дружбе и дружеских отношениях. Научится записывать рассказ по серии рисунков.

5,12

52

Сочинение на основе рисунков (с. 118)

1

Обучать составлять рассказ по рисункам, записывать его,  восстанавливать порядок действий.

7,12

53

Н.Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героя.

1

Учить определять главную мысль произведения. Научить проводитьь подробный пересказ текста.

8,12

54

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

Урок путешествие

Что объединяет книги на выставке? Развивать умение подробно излагать прочитанное.

9,12

55

Самостоятельное чтение. С. Михалков «Как друзья познаются». Главная мысль.

1

Цель: учить распределять книги по разным основаниям, подбирать  название выставки.

12,12

56

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей»

1

ОНЗ

Почему друзья познаются в беде?

Цель:  учить соотносить поступки и мотивы героев с нравственно-этическими нормами.

14,12

57

Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». Инсценирование.

1

Продолжить работу с жанром басни на примере басни И.Крылова «Стрекоза и муравей».

15,12

58

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Повторить и обобщить изученный материал раздела. Развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях.

16,12

«Здравствуй, матушка- зима» (9 ч.)

59

Основные понятия раздела: выразительное чтение. Проект «Готовимся к празднику»

1

Урок проект

Обучать учащихся работать над проектом.

19,12

60

Лирические стихотворения о зиме А.Пушкина «Вот север тучи нагоняя..», Ф.Тютчева «Чародейкою зимою...».

1

ОНЗ

Почему зиму называют волшебницей?

Цель: Учить находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте.

21,12

61

С.Есенина «Береза. Поет зима, аукает..». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение Контрольная работа №2 по разделу: «Здравствуй, зимушка-зима!»

1

Познакомить со средствами художественной выразительности. Уметь оперировать литературческой терминологией.

22,12

62

Саша Чёрный «Рождественское», К.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли…». 

1

ОНЗ

Сформировать представление о Рождестве Христовом. Рассказ о празднике.

23,12

63

К.Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение.

1

ОНЗ

Актуализировать знания о зимних праздниках, о традиции празднования Нового года.

9,01

3 ЧЕТВЕРТЬ(40Ч.)

64

С.Маршак «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.

1

Учить передавать настроение стихотворения, учить сравнивать стихотворения разных поэтов на одну тему.

11,01

65

А.Барто «Дело было в январе…» , С.Дрожжин «Улицей гуляет…»Сказочное в лирическом стихотворении.

1

Учить сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и настроению.

12,01

66

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.

1

Что такое загадка?

Цель: учить видеть средства художественной выразительности, используя загадки. Научить организовывать праздничный  концерт, учить  чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов, выразительно их читать

13,01

67

Проект. Праздник начинается, конкурс предлагается.  

1

Урок проект

Учить находить особенности стихотворений о зиме, соотносить стихи с авторами.

16,01

«Чудеса случаются» (16ч.)

68

Основные понятия раздела : литературная сказка.

1

ОНЗ

Что мы называем литературной сказкой?

Цель: познакомить с понятием литературная сказка.

18,01

69

Мои любимые писатели. Сказки А.С.Пушкина.

1

Познакомить со сказками А.Пушкина, организовать выставку книг

19,01

70

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

Актуализировать знания о сказках А.С.Пушкина. Обсуждать вопрос: можно ли рыбку в сказке А. Пцушкина называть благодарной, справедливой, доброй.

20,01

71

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?

1

Работа с понятием присказка;

развивать умение сравнивать сказки;  учить находить слова, характеризующие героя сказки; составлять портрет героя сказки

23,01

72

Д.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Выставка книг.

1

ОНЗ

Что такое присказка?

Цель: познакомить с понятием присказка.

25,01

73

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

ОНЗ

Стимулировать интерес к чтению литературный сказок

26,01

74

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Чему учит сказка?

1

Учиться сравнивать сказки, отвечать на вопросы, соотносить х с текстом.

27,01

75

Дж.Харрис «Братец Лис и братец Кролик». Особенности литературной сказки.

1

Научить   сравнивать зайца из сказки с зайцами в других сказках. Составлять портрет зайца.

30,01

76

Д.Мамин-Сибиряк и Дж.Харрис. Сравнение литературных сказок.

1

Сравнение литературных сказок Д.Мамин-Сибиряка и Дж.Харриса. Учить отвечать на вопросы.

1,02

77

Э.Распэ. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена» Особенности литературной сказки.

1

Познакомить с произведениями Рудольфа Респе. Развивать умение выразительно читать.

2,02

78

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

1

Урок путешествие

Познакомить детей со сборником литературных сказок.Отрабатывать навык умения читать правильно.

3,02

79

Мои любимые писатели. Сказки  К.Чуковского.

1

Познакомить с творчеством К.Чуковского. Учить находить в тексте особенности поэтического текста (ритм)

6,02

80

Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки.

1

Познакомить с творчеством Корнея Чуковского. Учить  выделять главную мысль произведения на основе самостоятельного анализа текста.

8,02

81

Семейное чтение». Л. Толстой «Два брата»

1

Учить находить главную мысль произведения. Знакомить с творчеством Л. Толстого.

9,02

82

Наш театр. К. Чуковский «Краденое солнце». Обобщение по разделу .

1

Развивать речь  и творческие способности через инсценирование сказки.

10,02

83

Контрольная работа №3 по разделу: «Чудеса случаются». Составление плана сказки

1

Повторить и обобщить изученный материал раздела. Развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях. (с. 48-49)

13,02

«Весна, весна! И все ей радо!» (11 ч.)

84

Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела:олицетворение, воображение.

1

ОНЗ

Повторить жанровые особенности лирического произведения, учить выразительно читать  стихотворения.

15,02

85

Ф.Тютчев «Зима недаром злится…» Приём контраста в лирическом стихотворении

1

Познакомить с приемом контраста в лирическом стихотворении, развитие навыков выразительного чтения.

16,02

86

Весна в лирических произведениях И. Никитина , А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и в произведениях живописи А. Куинджи. Сравнение произведений.

1

Учить находить слова в лирическом тексте,  которые позволяют авторам создавать картины природы.

17,02

87

Картины весны в произведениях  А. Чехова, А. Фета, А. Барто. Составление вопросов на основе прочитанных произведений.

1

Стимулировать интерес к работе с произведениями изобразительного  искусства.

20,02

88

Мы идем в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

1

Урок путешествие

Стимулировать интерес к самостоятельному чтению книг о весне.

22,02

89

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный

1

Познакомить детей с произведениями С. Маршака, И. Токмаковой, Саша Чёрного

24,02

90

Устное сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна»

1

Создавать собственные тексты по произведению живописи. Находить олицетворение в лирическом стихотворении, придумывать свои сравнения.

27,02

91

Семейное чтение А. Майков «Христос воскрес» К. Крыжицкий «Ранняя весна»

1

Знакомство с произведением А Майкова и К Крыжицкой. Развивать навыки выразительного чтения.

1,03

92

Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев» Инсценирование.  

1

Познакомить с произведением С.Маршака «Двенадцать месяцев», познакомить с особенностями пьесы-сказки. Олицетворение.

2,03

93

Развитие речи. Сочинение миниатюра «Весеннее утро»

1

Урок развития речи

Формировать умения составлять текст-описание по собственным наблюдениям.

3,03

94

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Создание различных текстов под руководством учителя по заданному алгоритму. Умение находить средства художественной выразительности (олицетворение)

6,03

95

Контрольная работа №4 по разделу: «Весна, весна! И всё ей радо!»

1

Повторить и обобщить изученный материал раздела. Развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях

9,03

«Мои самые близкие и

 дорогие» (9 ч.)

96

Знакомство с названием раздела. Основные  нравственные понятия раздела: семья, согласие, ответственность.

1

ОНЗ

Знакомство с темой урока, чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова. Рассматривание и беседа по фотографии. Представление своей домашней фотографии в классе. Чтение стихотворения Р. Рождес-твенского «На земле хороших людей немало»

10,03

97

Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение.

1

13,03

98

Рассказ о маме. А. Барто «Перед сном…», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…»,  Дж. Родари «Кто командует?» Главная мысль.

1

Знакомство с произведением Дж. Родари «Кто командует?» Работа по вопросам учебника. Знакомство с выставкой книг. Выбор книг по желанию, презентация книги. Составление каталога на тему: «Книги о маме».

15,03

99

Самостоятельное чтение. Э. Успенский «Если бы я был девчонкой», «Разгром». Б. Заходер «Никто»

1

Стимулировать интерес к чтению юмористических произведений.

16,03

100

Семейное чтение. Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»

1

Учить находить главную мысль в рассказе, подтверждатть свои суждения цитатами из текста.

17,03

101

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Повторить и обобщить материал по пройденному разделу.

29,03

102

Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить»

1

Развивать речь и творческие способности через драматизацию рассказа (чтение по ролям). Анализировать поступки героев.

30,03

103

Обобщение по разделу. Приглашение как вид текста, его особенности.

1

Урок обобщения

Учить составлять приглашения.

31,03

4 ЧЕТВЕРТЬ(33 Ч.)

104

Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.

1

Урок путешествие

Стимулировать интерес к самостоятельному чтению книг о весне.

3,04

«Люблю все живое» (16 ч.)

105

Основные нравственные понятия: сочувствие, сопереживание.

1

ОНЗ

Познакомить с произведениями детских писателей Саши Черного и Сергея Михалкова.

5,04

106

С. Черный «Жеребенок» Авторское отношение к изображаемому.

1

Познакомить с произведениями детских писателей Саши Черного и Сергея Михалкова.

6,04

107

С. Михалков «Мой щенок» Дополнение содержания текста.

1

Познакомить с произведениями детских писателей Саши Черного и Сергея Михалкова.

7,04

108

Г. Снегирёв «Отважный пингвиненок» Поступки героев.

1

ОНЗ

Анализировать содержание стихотворения; дополнять содержание текста стихотворения; устанавливать причинно- следственные связи;  интонационные паузы, ритм; при помощи голоса передавать авторское отношение к щенку; делить стихотворение на части и озаглавливать их. Можно ли утверждать, что произведение Снегирева «Отважный пингвиненок» является басней?  

10,04

109

М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана.

1

Познакомить с произведениями советских писателей о животных.

12,04

110

Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов.

1

Развитие творческого воображения путем интерпретации художественного произведения и создания собственного текста

13,04

111

Сравнение художественного и научно- познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Заяц (из энциклопедии)

1

В чем сходство и в чем различие художестве нного и научно- познаватель ного текстов?

14,04

112

Проект. Создание фотоальбома о природе. В. Берестов «С фотоаппаратом»

1

Урок проект

Как сделать фотоальбом ?

17,04

113

Мы  идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.

1

Урок путешествие

Что такое алгоритм?

Цель: вести алгоритм составления отзыва о прочитанном произведении.

19,04

114

 Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка» Составление плана на основе опорных слов.

1

О чем рассказы и сказки В.Бианки? К какому жанру можно отнести произведени е В. Бианки?

20,04

115

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н.Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок.

1

О чем плачет синичка? Познакомить с творчеством Сладкова. Учить самостоятельно находить в тексте слова, характеризующие героя. Как составить рассказ по серии картинок?

21,04

116

Семейное чтение «Почему плачет синичка»

1

24,04

117

Г. Снегирёв «Куда улетают птицы на зиму?»Постановка вопросов к тексту.

1

ОНЗ

Какие вопросы можно поставить к произведени ю? Анализировать содержание произведения; сравнивать по содержанию произведения В. Сухомлинского «Почему плачет синичка?»

26,04

118

Наш театр.  В. Бианки «Лесной колобок –колючий бок».  Шутки- минутки.

1

Сравнивать произведение В.Бианки с русской народной сказкой «Колобок»; делить текст на диалоги и слова автор.

27,04

119

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Урок обобщения

Повторить и обобщить материал по пройденному разделу.

28,04

120

Контрольная работа №5 по разделу: «Люблю всё живое»

1

Повторить и обобщить изученный материал раздела. Развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях

3,05

«Жизнь дана на добрые дела» (15ч.)

121

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие.

1

ОНЗ

Определять систему вопросов на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела, какие произведения будут в нем изучаться. Какие дела можно отнести к добрым?Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе чтения художественных текстов.

4,05

122

Какие дела самые важные.С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». Заголовок.

1

5,05

123

Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок.

1

Находить в тексте слова, характеризующие  героя, выражать свое к нему отношение. Объяснять смысл пословиц, соотносить содержание текста с пословицей.

8,05

124

Кого можно назвать сильным человеком? Э. Шим «Не смей!»

1

Стимулировать осознание такого качества человека, как совесть. Самостоятельно определять главную мысль произведения.

10,05

125

В. Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка.

1

11,05

126

А. Гайдар «Совесть», Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса…», В. Осеева «Три товарища»

1

Что такое совесть?

Стимулировать осознание такого качества человека, как совесть. Обсуждать поступки героев произведений.

12,05

127

Контрольная работа №6 по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

1

Проверять себя и самостоятельнооценивать свои достижения на основе диагностической работы.

15,05

128

Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести».

1

Что такое совесть?Стимулировать осознание такого качества человека, как совесть. Обсуждать поступки героев произведений. Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей.

17,05

129

И. Пивоварова «Сочинение»

1

Произведение И.Пивоваровой «Сочинение» - это сказка?Актуализировать знания особенностей литературных жанров

18,05

130

Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме»

1

Учить самостоятельно создавать текст, учить писать сочинение.Упражнять в словесном рисовании; развивать речь, мышление, воображеение.

19,05

131

Мы идём в библиотеку. Рассказы Н.Носова.

1

Урок путешествие

Познакомить с произведениями Н.Носова, научить работать с книгой, распределять книги по группам.

22,05

132

Самостоятельное чтение. Н. Носов «Затейники»

1

Стимулировать интерес к чтению юмористических произведений.

24,05

133

Н.Носов «Фантазёры». Чтение по ролям.

1

Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе чтения художественных текстов

25,05

134

Семейное чтение И. Крылов «Лебедь, рак и щука». Смысл басни.

1

Научить объяснять мораль басни. Познакомить с биографией И. А. Крылова.

135

Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности»

1

Учить определять этапности подготовки к инсценированию произведения

136

Обобщение по разделу года. КВН «Цветик-семицветик»

1

Урок обобщения

Обобщить знания детей по предмету.Воспитывать чувство взаимопомощи,любовь к книгам, развивать память, мышление, речь.


Учебно- методическое обеспечение

Литература, рекомендованная для учащихся:

  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 1. М., «Просвещение», 2016 г.
  2. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. учебник «Литературное чтение» часть 2. М., «Просвещение», 2016 г.

Литература, использованная при подготовке программы:

  1. Бойкина М.В. Методические рекомендации для учителя, М., Просвещение, 2012 г.
  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению, М., «ВАКО», 2015 г.

Дополнительная литература:

  • Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, Л.Г.Петерсон, О.А.Железникова, М.В. Бойкина, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. М.: Просвещение, 2011
  • ФГОС  начального общего образования. М.: Просвещение, 2009г.

Другие источники:

  • Мультимедиа пособие: Русский язык. 2 класс.
  • Сайт «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
  • Раздел «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru/
  • Методическая помощь http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=7036
  • ФГОС: Начальное общее образование http://standart.edu.ru
  • Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2011

Примерные программы начального общего образования. Литературное чтение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....

рабочие программы для 1 класса "Перспектива"

Рабочие программы для 1 класса по новым стандартам (УМК "Перспектива"). Предмет: математика. Составили Арзютова М.И. и Пиянзина В.И....

Рабочие программы для 1 класса по программе "Перспектива"

Рабочие программы для 1 класса по программе "Перспектива"...

рабочая программа 1-4 класс по окружающему миру, программа ПЕРСПЕКТИВА

Программа по окружающему миру  для  1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Перспектива", программы внеурочных занятий и план воспитательной работы.

Архив содержит программы по предметам, внеурочных занятий и  по воспитательной работе....

Рабочие программы для 3 класса по УМК "Перспектива", программы внеурочных занятий и план воспитательной работы.

В архиве рабочие программы по многим предметам УМК  "Перспектива" и программы внеурочных занятий, а также хороший план воспитательной работы...

Рабочая программа"Технология" 4 класс по программе "Перспектива"

У обучающегося будут сформированы:–   внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия...