Проектная деятельность в начальной школе.
учебно-методический материал на тему

Мартынюк Татьяна Евгеньевна

В материале раскрыты:

- принципы организации проектной деятельности;

- этапы  проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmo._proektnaya_deyatelnost.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО.

        Проектная деятельность

в начальной школе

                       

 

                     Подготовила:

                                            учитель начальных классов

                                    МБОУ СОШ №6 ЩМР

                        Мартынюк Т.Е.

         Тему «Проектная деятельность в начальной школе», я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах

Поэтому перед собой я поставила такую цель:

-развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути через проектную деятельность.

Для реализации цели  поставила такие задачи:

1.Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

2.Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;

3.Выбрать наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

4. Использовать проектную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.

 В настоящее время реализую Федеральный государственный образовательный стандарт. Учебники позволяют организовать индивидуальную работу, подготовить учащихся к защите творческих работ, учить аргументировать и доказывать свою точку зрения.  В этих учебниках имеются задания на развитие творческих способностей, интереса к предмету, углубляют формируемые знания.

Огромную помощь  в реализации Федеральных   государственных образовательных стандартов  и обучении оказывает оснащение  кабинета. В  нём имеются технические средства: компьютер, проектор.

В основе реализации этой программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- ориентацию на достижение цели- развитие личности обучающегося;

-опору на современные образовательные технологии деятельностного типа;

-технологии продуктивного чтения;

-проблемно-диалоговую технологию;

-технологию оценивания образовательных достижений.

Поэтому работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Исходя из этого, стараюсь организовать  педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

        Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.   Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Включаю школьников в проектную деятельность  постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты .

В 1 классе учу выбирать тему проекта, определяю, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Первоклассник может обычно работать только индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе в группах. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу их работать с книгами в  библиотеке, искать нужную информацию. Помогаю оформлять проекты и их защищать,  используя индивидуальную работу с учащимися.

Для работы я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

- учёт интересов детей;

- учение через деятельность (проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность;

- систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации);

- сотрудничество участников педагогического процесса;

-  свободное творчество в выборе темы проекта.

         На основе этих принципов сложилась  методическая система работы над проектами. И отсюда выбор основных образовательных технологий:

Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

      В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

 На втором этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

 Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Источниками добываемой информации служат: книги; фильмы; беседы с взрослыми, наблюдения.

Приведу пример работы по теме «ЛЕС -  НАШ ДРУГ»

Для этого уч-ся должны знать:

- основных обитателей леса,

- представителей растительного мира леса,

-виды лесов, значение леса в жизни человека,

-опасности, подстерегающие человека в лесу,

-влияние деятельности человека на состояние лесных богатств,

-правила поведения в лесу.

Я предлагаю детям принять участие в проект  « Лес – наш друг»

Работа проходит в группах ( распределяем роли участников проекта, в результате коллективного обсуждения появляются следущие группы:

  • Аналитики ( разработка составных частей проекта)
  • Экспериментаторы ( выполняют практические задания)
  • Иллюстраторы ( оформляют задания)
  • Исследователи (применение результатов)

Каждая группа определяет разделы проекта. Дети работают самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь.

1.Обдумывание проекта проходит в форме « Мозгового шторма».

«Я знаю лес»

 1. Какой лес называется тайгой?

 2. Узнай дерево: высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.

 3. Какое дерево сбрасывает иголки на зиму?

 4. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

5. Какое дерево является символом России?

 6.Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

7. Плодами какого дерева являются жёлуди?

 8. У какого животного пять чёрных полос на спине?

«Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта. В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта.

 2.Распределение заданий

1 группа «Виды леса»

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки на две группы.

«Аналитики» делают выводы о существовании хвойных, лиственных и смешанных  лесов.

«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

«Испытатели» готовят рассказ с опорой на наглядный материал.

2 группа «Обитатели леса»

 Дети получают заготовку для аппликации из серии «Что где растет, кто где живет?» и набор предметных картинок к этой заготовке.

 «Экспериментаторы» располагают растения и животных на фоне леса.

 «Аналитики» поясняют особенности каждого растения и животного по материалам, приготовленным по справочным изданиям и научно-популярным книгам заранее.

«Иллюстраторы» наклеивают картинки, а также загадки, которые дети этой группы приготовили заранее дома.

 «Испытатели» готовят рассказ к этой странице альбома

3. группа «Значение леса в жизни людей».

 Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, а также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

 «Иллюстраторы» соединяют изображение леса с картинками и приклеивают на страницу альбома

Аналитики» поясняют смысл связей, установленных между лесом и его продуктами. «Испытатели» составляют текст сообщения.

4 группа «Правила поведения в лесу»

Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой: коллективный просмотр презентация «14 правил поведения в лесу». (зачитываем только правила, стихи не читаем).

5группа «Что полезно, а что вредно»

 Дети получают набор парных картинок с изображением полезных и опасных растений и грибов, растущих в лесу.

«Экспериментаторы» создают две группы под названиями «Съедобные грибы и растения» и «Опасные грибы и растения».

 «Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

 «Аналитики» находят признаки, по которым можно спутать растения и грибы этих двух групп.

 «Испытатели» готовят сообщение

6 группа « Красная книга»

Среди предложенных фотографий и рисунков с изображением животных дети должны найти тех, которые, занесены в Красную книгу.

«Экспериментаторы» отбирают нужные фотографии и рисунки.

«Иллюстраторы» оформляют страницы альбома.

«Аналитики» и «Испытатели» готовят сообщение с использованием заранее подготовленного материала.

На доске прикрепляю приготовленные детьми страницы альбома «Лес – наш друг»

Испытатели каждой группы делают сообщение по теме своего раздела. Самоанализ проектной деятельности : что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.

Ребятами класса были выполнены следующие проекты:

  1.  Я и моя семья ( это долгосрочный проект, который состоит из нескольких разделов:
  2. Здравствуйте, это –Я! Мое имя, мой знак по гороскопу, происхождение моей фамилии.
  3. Моя семья. (семейные традиции)
  4. Мои домашние питомцы.
  5. Мои друзья.
  6. Моя родословная.

2. Мой город   ( история рождения города Щёлково, символика,  достопримечательные места)

3. Азбука – моя первая книга. ( азбука в стихах, в картинках, в загадках, страны мира, из теста и т.д.)

4. Из чего сделаны предметы (торт, подсолнечное масло, платье,мебель и т.д.)

5.  Ветеран в моей семье.

6.  Моей любимой школе – 80

7.  Юные театралы.

8. Мир технических открытий.

Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....