"Развитие орфографической зоркости через дидактические игры"
методическая разработка на тему

Попова Ольга Николаевна

Методическая разработка познакомит учителя начальных классов с дидактическими играми и приёмами по развитию орфографической зоркости. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Развитие орфографической зоркости

через дидактические игры.

                                                                                                                                                           

       Каждый учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками учеников. Это всегда очень обидно, досадно, порой опускаются руки. А что делать? Как научить писать без ошибок? Конечно, абсолютно грамотных людей нет. Да и знать всю грамматику и орфографию  русского языка просто невозможно, разве только посвятить этому целую жизнь. Как                             свести хотя бы до минимума ошибки в работах наших детей? Как предупредить ошибки и добиться орфографической грамотности?

      «Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».     Р.М. Львов

     Поэтому учу детей прежде всего видеть орфограмму в слове. А что такое орфограмма? Это написание, которое предполагает выбор, то, что пишется по правилам, то, что нельзя писать на слух. Умение обнаруживать орфограмму развивается у учащихся в результате целенаправленных упражнений. Работу по формированию у детей умения видеть орфограммы я начинаю с 1 класса. Учимся находить "трудные места" при написании слов. Их мы часто называем "ловушками".

                        Основные признаки "трудных мест":

 для гласных: любая гласная без ударения (в корне, в приставке, в суффиксе, в окончании );

 для парных звонких и глухих согласных:

                  а) оглушение на конце слова,

                  б) оглушение в середине слова перед другой согласной,

 для непроизносимых согласных: чаще всего они встречаются в сочетаниях СН и ЗН.                                                          

    В орфографическом действии выделяются две ступени: выделение орфограммы и выбор буквы в соответствии с правилом.

     Эффективными приёмами формирования орфографической зоркости являются: орфографическое проговаривание и письмо с пропусками орфограмм (письмо с дырками). 

    1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.

    Дож-ь пр-ш-л и выгл-нул-  со-нце.

    2. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается. Их можно заменить знаком ?.

     В тёплые весе?ие дни оживает ящ?рка.                                                                  

   Названия орфограмм в ходе продвижения детей в изучении русского языка немного усложняются, поясняются уточняющими словами.

Например:  парные согласные;                                                                                                                                                                        

                      парные звонкие и глухие согласные;

                     парные звонкие и глухие согласные на конце слова;

                     парные звонкие и глухие согласные в середине слова;

                     парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

   Орфограммы постепенно обобщаются. Если в 1 и 2 классах ученики используют, например, названия ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ, то в 3 и 4 классах применяем обобщённое название - "Гласные после шипящих". Таким образом идёт подготовка к обучению русскому языку  в среднем звене школы. 

    Орфографическая зоркость формируется и при написании разных видов диктантов:

Диктант с обоснованием.

Диктант с постукиванием (не контрольный).

Диктант «Найди слова».

Диктант «С дырками» или с « ? »

Зрительный диктант.

Незнайкин диктант.

   Незнайкин диктант - какографическое упражнение. Какография - умышленно ошибочное письмо. Ещё К.Д.Ушинский утверждал, что "какография - занятие весьма полезное".

          В лесу снег по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёзки со  гнулись, а ели опустили мохнатые лапы. Лижит под ёлкой заец . Ряпчик поклевал семян и нырнул в снег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за  сыпала их спины и головы.

     Дети должны не только найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки. После коллективной работы предлагаю учащимся выписать в тетрадь слова на определённые орфограммы ( от 1 до 3 ).

             БГ (без.гл.)

       СС (слов. слова)

      ПС (парн. согл.)

 лежит - лёжа

 заяц

 Рябчик - рябой

бродили - бродят

 Кроме Незнайкиных диктантов провожу игру "Проверь диктант сверстника". Все ученики получают один и тот же диктант, но с разным количеством ошибок ( от 0 до 8 ).

                           Скворцы в беде.

    Карабль плыл к родным берегам. Снег падал крупными тяжолыми хлопьями. Море глухо рокотало.

   Вдруг на палубу опустилась тёмная тучька. Это были скворцы. Они укрыли часть палубы. Маленькие комочки съёжились, глаза закрыли. Моряки стали поднимать скворцов и относить в кубрик.

   Через несколько чесов корабль был в порту. Ево встретило ласковое солнце. Моряки выпустили птиц. Они обсохли, отдохнули. Скворцы собрались в стаи и понеслись над пристанью.

Проверил(а) -                                     Оценка -

 

                           Скворцы в беде.

    Корабль плыл к родным берегам. Снег падал крупными тяжёлыми хлопьями. Море глухо рокотало.

   Вдруг на палубу опустилась тёмная тучка. Это были скворцы. Они укрыли часть палубы. Маленькие комочки съёжились, глаза закрыли. Моряки стали поднимать скворцов и относить в кубрик.

   Через несколько часов корабль был в порту. Его встретило ласковае солнце. Моряки выпустили птиц. Они обсохли, отдохнули. Скворцы собрались в стаи и понеслись над пристанью.

Проверил(а) -                                        Оценка -

    Важно за "скучной грамматикой" и "однообразной орфографией" не потерять интерес у учащихся к урокам русского языка. Младшим школьникам необходимо давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выразить свои чувства, эмоции. Именно поэтому надо включать в урок дидактические игры, в которых особенно активизируются умственные способности детей. Игры развивают память, внимание, наблюдательность, творческие способности. Очень полезны игры-соревнования.   

     Вот несколько игр в "орфографию", которые я использую в своей работе.

   Очень любят дети играть в  "Орфографические карты". 36 карт - 36 орфограмм ( жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк-чн, б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т, ь-показ-ь мягк., разд-й ь, разд-й ъ, сложные слова (о,е), безуд. глас. в корне, не с глаголами, т, д, в, л, словарное слово, нн, пп, жж, лл, мм, бб, сс, кк, рр и др.). Учащиеся по очереди берут по одной карте и называют слово на выпавшую им орфограмму (1 вариант игры). Карты  делятся между всеми участниками игры, затем по очереди ребята раскрывают по одной карте и называют слово на выпавшую орфограмму. Если слово не названо, то карта остаётся у ученика, у него будет 2-я попытка назвать слово. (2 вариант игры, он проводится за одним столом и хорош для классов с маленьким количеством учеников).

      "Атака". Класс делится на две группы или на два "войска". Одно из "войск" называет слово, содержащее одну или несколько орфограмм. "Противники" мгновенно выискивают в этом слове орфограмму, которую смогли определить, и придумывают своё слово на эту же орфограмму. Теперь они имеют право задать  слово, которое придумали, и ждать, когда "неприятель" сможет отыскать орфограмму и назвать для них новое слово.   Играть можно ряд на ряд, можно в паре.

     В 3 и 4 классах использую орфографическое домино.

Что такое орфография?

Орфография - правописание, т.е. система правил, которые устанавливают единое написание слов, их  форм и сочетаний

Какая орфограмма в словах?

Лыжи, шило, шина, живот

Гласные после шипящих  Ж и Ш

Какая орфограмма в словах?

Чаща, роща, чайник, дача, щавель

Гласные после шипящих  Ч и Щ

Какая орфограмма в словах?

Чуковский, щука, чулки, чудеса

Гласные после шипящих  Ч и Щ

Какая орфограмма в словах?

Корней Иванович Чуковский

Собака Дружок, кошка Мурка, телёнок Милка

Заглавная буква  в именах, отчествах и фамилиях людей и кличках животных

Какая орфограмма в словах?

Дочка, конечно, мощный, помощник

Сочетание  ЧК,  ЧН,  ЩН

Какая орфограмма в словах?

Зерно, слова, кольцо, весло, далёкий

Безударные гласные в корне слова

Какая орфограмма в словах?

Ель, сталь, пальто, зорька, коньки

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных

Какая орфограмма в словах?

Листья, деревья, вьюга, варенье

Разделительный мягкий знак

Какая орфограмма в словах?

Съезд, съедобный, подъём, съёмка

Разделительный твёрдый  знак

Какая орфограмма в словах?

Хлеб, мороз, карандаш

Парные согласные на конце слова

Какая орфограмма в словах?

Рыбка, ложка, загадка

Парные согласные в середине слова

Какая орфограмма в словах?

Группа, тонна, русский, килограмм

Удвоенные  согласные

Какая орфограмма в словах?

Солнце, здравствуй, сердце, чувство

Непроизносимые  согласные

Какая орфограмма в словах?

Не  ушёл, не  читал, не  играй

Частица  НЕ  с глаголами

Какая орфограмма в словах?

Река Волга, город Котлас, улица Мира, озеро Байкал

Заглавная буква в географических названиях

Какая орфограмма в словах?

У  окна, над  книгой, возле  дома, перед  школой

Предлог  со словом

Какая орфограмма в словах?

Помощь, дочь, полночь, вещь, мышь

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода

Какая орфограмма в словах?

Вертолёт, теплоход, молоковоз, водопой, ледокол, мышеловка

Сложные слова

Какая орфограмма в словах?

У  нас, со  мной, к  вам, от  нас, во  мне

Предлог с местоимениями

Какая орфограмма в словах?

К  дяде, от  Казани, к  осине, на  кровати

Правописание  безударных падежных окончаний имён существительных

Какая орфограмма в словах?

Проводим, колем, дышит, вертим, мыслит, служим

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Какая орфограмма в словах?

Решаешь, чинишь, лежишь, дышишь

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица ед. числа настоящего времени

    Карточки разрезаются по горизонтальным линиям. Слева на каждой карточке написаны названия орфограмм - ответы, а справа вопрос и слова - примеры на одну из орфограмм. Первым начинает игру учитель или ученик с карточки без ответа. Он задаёт вопрос, а остальные слушают и ищут ответ в своих карточках. Тот, кто найдёт правильный ответ, читает его и задаёт свой вопрос и т.д. Ученику, не знающему ответ, помогают одноклассники. Орфографическое домино формирует у школьников умение обнаруживать орфограммы на слух и помогает запоминать названия орфограмм. Лучше сделать несколько вариантов  этой игры (по классам, с разным количеством орфограмм и с разными словами - примерами).

    Любят ребята и орфографическую разминку "5+3+1"("3+2+1"). У меня сделаны конвертики со словами на каждую орфограмму, есть конверт "Ассорти", в котором находятся слова с разными орфограммами.  Ученик по желанию выбирает конверт со словами на одну из предложенных учителем орфограмм, диктует классу 5 слов из конверта, затем диктует 3 своих слова на эту же орфограмму, а потом дети пишут 1 своё слово.

    Игра "Зоркий Глаз" учит ребят видеть орфограммы в тексте, правильно называть их, выбирать по темам, формулировать правило для той или иной орфограммы.   

   А игра "Чуткое Ухо" учит на слух находить  орфограммы.

   Таким образом, все эти игры  формируют у учащихся орфографическую зоркость и орфографический слух.

   Опыт показывает, что орфографические упражнения и игры позволяют разнообразить работу на уроке и на внеклассных занятиях, вызывают интерес у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости через использование дидактической игры.Мастер - класс. Презентация

Рассматривается вопрос о возможности знакомства с признаками орфограмм на раннем этапе обучения в условиях традиционной системы....

Развитие орфографической зоркости через систему специально подобранных упражнений с учетом внимания младших школьников. (обобщение педагогического опыта)

Обобщая опыт,  мы определили и постарались решить ряд задач:1. изучить и проанализировать психологопедагогическую и методическую литературу по данному вопросу;2. выявить упражнения для формирован...

Развитие орфографической зоркости через организацию индивидуальной работы с учащимися

Развитие орфографической зоркости через организацию индивидуальной работы с учащимися...

Развитие орфографической зоркости через систему изучения словарных слов с непроверяемыми написанием

Творческий отчёт учителя  по теме "Развитие орфографической зоркости через систему изучения  словарных слов .." Участие в конкурсе Учитель года -2012...

развитие познавательных интересов через дидактические игры

Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти пр...

«Развитие орфографической зоркости у младшего школьника через использование дидактической игры»

laquo;Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением» Возможно ли в условиях традиционной с...

Занятия по развитию орфографической зоркости у младших школьников через использование дидактической игры.

Данный материал содержит подробное описание занятий знакомства с признаками орфограмм и развития орфографической зоркости через использование дидактической игры.Данные игры можно использовать самостоя...