Семинар «Внедрение исследовательской деятельности в учебный процесс- фактор повышения интереса младших школьников к учебе»
презентация к уроку на тему

Белова Валентина Борисовна

материал для семинара РМО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.pptx1.39 МБ
Файл v_usloviyah_sotsialno.docx26.85 КБ
Файл soobshchenie.docx14.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Внедрение исследовательской деятельности в учебный процесс- фактор повышения интереса младших школьников к учебе» Подготовила: учитель начальных классов Белова Валентина Борисовна МКОУ « Фролово-Горетовская ООШ»

Слайд 2

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум; предоставь ему руководить собой. Пифагор

Слайд 3

Что такое исследовательская деятельность учащихся? Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает: условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся; формирования у них интереса к изучаемому материалу; позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала; формирует предметные и общие умения.

Слайд 4

Постановка целей и задач исследования ЗАЧЕМ ТЫ ПРОВОДИШЬ ИССЛЕДОВАНИЕ ? Узнать……….. Выяснить……. Расследовать…….

Слайд 5

Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: Развивать у учащихся навыки и умения логического и творческого мышления. Ознакомить обучающихся с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании. Обучать грамотно оформлять научную работу, использовать ИКТ. Формировать опыт публичного выступления, Способствовать формированию культуры речи.

Слайд 6

Ведущие методы: игровой, проблемный, эвристический, исследовательский.

Слайд 7

Ожидаемые результаты: Очень важно учитывать, что процесс обучения младших школьников умениям и навыкам учебного исследования рассчитан на обеспечение: усвоения учениками исследовательских умений и использование их при последующем изучении школьных дисциплин; видеть проблемы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; добывать информацию; проводить самостоятельное исследование; делать сравнения; давать оценку; доказывать правильность точки зрения; составлять внутренний план умственных действий; применения полученных умений в реализации собственных интересов; развития интересов младших школьников к процессу познания в целом; личностное развитие обучающихся.

Слайд 8

Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах (функции) Урок «Окружающего мира» 1. Сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своей области, об изменениях природы по временам года. 2. Обогатить личный опыт учащихся конкретными представлениями путём проведения систематических наблюдений за предметами и явлениями природы. 3. Раскрыть некоторые доступные для этого возраста экологические взаимосвязи предметов и явлений. 4. Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.

Слайд 9

Урок математики Психологи отмечают особенности развития психики ребёнка при выполнении исследовательской деятельности: Гибкость, Глубина, Целенаправленность мышления.

Слайд 10

Условия формирования исследовательских умений младших школьников Целенаправленность и систематичность. Мотивированность. Творческая среда. Психологический комфорт. Личность педагога. Учёт возрастных особенностей младшего школьника.

Слайд 11

Достижение следующих учебных и воспитательных задач: Развитие творческих способностей обучающихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых обучающихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности; самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели .

Слайд 12

Алгоритм исследовательской деятельности может быть следующим: - получить решение; - проверить; - применить на практике. - учащиеся должны почувствовать конкретную трудность; - определить проблему, - сформулировать её;

Слайд 13

Заголовок 1 Текст 2 Текст 3 Текст Три уровня реализации исследовательского обучения: педагог ставит проблему , намечает стратегию и тактику её решения, учащийся ищет решение самостоятельно; педагог ставит проблему – метод её решения ищет учащийся Самостоятельно. (коллективный способ); высший уровень – постановка проблемы, поиск методов её решения определяет учащийся самостоятельно (педагог-координатор).

Слайд 14

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов. Выбор темы. Постановка цели и задач. Гипотеза исследования. Организация исследования. Подготовка к защите и защита работы. Рефлексия

Слайд 15

Правила выбора темы проекта: Правило 1. Тема должна быть интересна Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Слайд 16

Подготовка к защите и защита работы. Выделить из текста основные понятия и дать им определения. Классифицировать основные предметы, процессы, явления. Выстроить по порядку основные идеи. Предложить примеры, сравнения. Сделать выводы и умозаключения. Указать пути дальнейшего исследования. Подготовить текст сообщения, презентацию. Приготовиться к ответам на вопросы.

Слайд 17

От чего зависит успех? Не ограничивай собственных исследований! Не бойся совершить ошибку! Сосредоточься! Внимательно анализируй факты! Верь в себя!

Слайд 18

Организация исследования подумать самостоятельно; посмотреть книги; спросить у других; познакомиться с кино и телефильмами; обратиться к сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Слайд 19

Гипотеза исследования ГИПОТЕЗА – это предположение, догадка, рассуждение, еще не доказанное опытом. Обычно гипотезы начинаются словами: предположим…. допустим….. возможно….. что, если…..

Слайд 20

«Плюсы» исследовательской деятельности: размышление над общественными проблемами, социально – значимая деятельность; развитие интеллектуальных умений (аналитические навыки, наблюдательность, конструктивность, критичность мышления); формирование значимых качеств личности (познавательный интерес, самостоятельность, коммуникабельность); совместное творчество и сотрудничество педагога и детей.

Слайд 21

Виды учебного исследования: 1. Экспресс-исследование: предполагает массовое участие детей (разного уровня способностей); кратковременные оперативные исследования (эмпирические, теоретические, фантастические); возникающая проблема – поиск источников информации. 2. Микроисследование: разработка анкет, интервью, проведение опросов, анализ полученных данных. 3. Долговременные исследования: наличие проблемы, этапов, защиты результатов исследования.

Слайд 22

Активные методы обучения: Проблемная лекция. Анализ конкретных ситуаций (ситуация - проблема, ситуация - оценка, ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение). Дискуссия. Конференция. Метод «мозгового штурма».

Слайд 23

Метод «мозгового штурма»- один из эффективных методов активного обучения, образец коллективной «мыследеятельности» Условия: - отсутствие критики; - принятие любых решений. 1 этап – сформулировать проблему, сформировать рабочие группы, набросать как можно больше идей. 2 этап – проверка и выбор оптимального решения, работа в группах, выступление экспертов (обоснование и защита идей). 3 этап – подведение итогов, общая оценка деятельности участников.

Слайд 24

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: Что мы можем сделать для защиты птиц зимой? Мы задались вопросом: все ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлет большинства птиц, можно, связан с отсутствием необходимого количества корма. Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: 1. Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелетные птицы будут улетать в теплые края. 2. Зимующие птицы — это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.

Слайд 25

УЧАСТНИКИ ПРОБЛЕМЫ: человек птицы ОКРУЖАЮЩАЯ ОБСТАНОВКА: с .Фролово

Слайд 26

Внешним продуктом проекта стали созданные материалы: буклет «Помогите птицам!», презентация выставки рисунков, фотоматериалы, доклады о птицах . В рамках проекта были проведены : Конкурс рисунков «Наши пернатые друзья »; Внеклассное мероприятие «Как зимой помочь птицам »; Наблюдения за птицами и ежедневная подкормка; Выпуск буклета «Помоги птицам »!; Выпуск листовки «Покорми птиц !» и т.д. В результате проекта дети узнали о птицах зимующих в нашем селе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь братьям нашим меньшим.

Слайд 27

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

     

Сообщение

на тему:

«Внедрение исследовательской деятельности

 в учебный процесс-

- фактор повышения интереса младших школьников к учебе»

Подготовила:

учитель начальных классов

Белова Валентина Борисовна

2013 г.

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем.

       Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы, технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения обучающихся с младшего школьного возраста  в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

    Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает:

  • условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся;
  • формирования у них интереса к изучаемому материалу;
  • позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала;
  •  формирует предметные и общие умения.

Не столь новой, но востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации  к получению учащимися знаний.  Это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В её основе исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

    Истоки психолого-педагогических подходов к решению проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников можно увидеть в трудах отечественных (Н.И.Новиков, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) и зарубежных (А.Дистервег, Дж.Дьюи, Я.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.) педагогов – классиков. Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы Д.Б.Богоявленским, И.А.Ильницкой, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, М.Н.Скаткиным; значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы   организации учебно-исследовательской деятельности описаны А.И.Савенковым. Опираясь на указанные научные труды, творчески работающие педагоги стремятся организовывать в практике обучения исследовательскую  деятельность школьников. Однако, это касается в первую очередь организации исследовательской деятельности учащихся среднего и старшего звена, а в отношении начальной школы подобная практика не получила достаточного освещения. Считается, что младшие школьники к ней не готовы. В то же время в отечественной психологии существует богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности детей (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Н.Ф.Талызина). Однако в педагогике проблема организации исследовательской деятельности младших школьников является слабо разработанной.

Таким образом, актуальность данного опыта определяется:

– социальным заказом на творческую, самостоятельную личность;
– потребностью современной школы в применении педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников;
– необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности в учебном процессе начальной школы.

Новизна представленного опыта заключается в реализации детской исследовательской деятельности в традиционной школе, создании организационно-педагогических условий для этой деятельности, проведении подготовительного этапа создания школьного научного общества младших школьников.

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что  процесс формирования исследовательских умений младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1) будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности и развитие их мотивации к исследовательской деятельности; 
2) реализована через уроки, специальные занятия педагогическая технология организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.

Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

  • Развивать у учащихся навыки и умения логического и творческого мышления.
  • Ознакомить обучающихся с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании.
  • Обучать грамотно оформлять научную работу, использовать ИКТ.
  • Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Ведущие методы:

  • игровой,
  • проблемный,
  • эвристический,
  • исследовательский.

Ожидаемые результаты:

Очень важно учитывать, что процесс обучения младших школьников умениям и навыкам учебного исследования рассчитан на обеспечение:

  • усвоения учениками исследовательских умений и использование их при последующем изучении школьных дисциплин:
  • видеть проблемы,
  • выдвигать гипотезы,
  • давать определение понятиям,
  • классифицировать,
  • наблюдать,
  • проводить эксперименты,
  • делать выводы и умозаключения,
  • добывать информацию,
  • проводить самостоятельное исследование,
  • делать сравнения,
  • давать оценку,
  • доказывать правильность точки зрения,
  • составлять внутренний план умственных действий;
  • применения полученных умений в реализации собственных интересов;
  • развития интересов младших школьников к процессу познания в целом;
  • личностное развитие обучающихся.

Рекомендации по реализация технологии формирования исследовательских умений младших школьников:

Для формирования у обучающихся данных умений и навыков можно использовать самые разные задания и упражнения, предложенные А. И. Савенковым. Такие задания есть и в учебниках. Назову основные:

  • Посмотри на мир чужими глазами,
  • Угадай, о чем спросили,
  • Как птицы узнают дорогу на юг,
  • Загадки, кроссворды, игра «Трудные слова»,
  • Что является четвертым лишним,
  • Найди, какие предметы изображены на рисунке,
  • Определить плавучесть предметов.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, специальные занятия и защиту исследовательских работ. Например, темы уроков с элементами исследования, проводимые  в 1 классе: «Откуда берутся снег и лед», «Куда текут реки», «Откуда в снежках грязь», «Почему звенит звонок». Но основная работа на этих уроках можно проводить по рабочим тетрадям А. И. Савенкова «Развитие логического мышления», «Развитие творческого мышления».  Работу по этим тетрадям можно чередовать, или проводить по полугодиям.

Во 2 классе элементы исследования возможно включить в следующие уроки: «С кем дружит ель»,  «Про кошек и собак»,  «Как измерять температуру»,  «Сложение и вычитание в пределах 100»,  «Имя прилагательное». В то же время игровая методика исследовательского обучения младших школьников методика А. И. Савенкова помогает детям освоить первые навыки исследовательского поиска. Работа состоит из двух  уровней: первый – условно назван «тренировочным». Здесь проводится одно или два фронтальных занятия с классом, которые необходимы, чтобы познакомить каждого ребенка с технологией проведения исследования. Учитель готовит  к занятию карточки с символическими изображениями «методов исследования», карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований и ручки, карандаши, листочки бумаги.

Занятие проводится по следующему плану:

  1. Выбор добровольцев – исследователей.
  2. Выбор темы исследования.
  3. Составление плана поиска информации (основные методы).
  4. Сбор информации.
  5. Обобщение материала.
  6. Доклад.
  7. Ответы на вопросы.

Первое занятие на этом можно считать законченным. Обучающиеся познакомились с общей схемой исследовательской деятельности. Если дети освоили общую схему деятельности, можно переходить к самостоятельной исследовательской практике.

2 уровень – самостоятельные учебные исследования – имеет более высокую сложность занятий. Для их проведения  необходимы карточки с изображением тем исследований, специальная  «Папка исследователя». На этом этапе в активный исследовательский поиск вовлекаются все участники. Но поскольку заслушать все доклады сложно, какие-то из них переносятся на другое время. Предпочитаемые детьми темы исследований: «Как птицы летают», «Что едят растения», «Почему у цветов яркая расцветка», «Почему бывают слепые люди», «Почему бабочки перелетают с цветка на цветок», «Как летают самолеты», «Почему солдаты отдают честь, приветствуя друг друга». Эти занятия позволяют детям приобрести некоторый опыт, но рассчитаны они  в основном на игру в исследования. Временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую активность ребенка ограничивать не стоит.

Начиная с 3 класса, проводятся относительно долговременные учебные исследования. Они могут быть как индивидуальными, так и выполненными совместно. Исследования становятся сложнее и могут рассматриваться как следующий уровень исследовательского обучения. На данном этапе используется рабочая тетрадь «Я – исследователь», автор А. И. Савенков. Предлагаемое учебное пособие помогает через диалог включить ученика в собственный исследовательский поиск. В тетради выделены следующие этапы работы: выдвижение и постановка проблемы; поиск вариантов решения; сбор материала; обобщение; подготовка проекта. Это пособие может использоваться и дома.

В конце года учащиеся  второго, третьего класса представляют свои законченные исследования в классе, некоторые – на школьной конференции, на которой осуществляется публичная защита исследовательских работ и проектов, в ходе которой дети учатся излагать информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему и доказывать свою точку зрения. Работы могут оцениваться еще и по разным номинациям, например:

– самый интересный эксперимент;
– блестящие ответы на вопросы;
– самая оригинальная тема;
– глубокое понимание темы.

Также членами экспертного совета оцениваются вопросы зрителей, самый лучший из которых получает приз.

Темы исследовательских работ учащихся 3 класса:

  1. «Ягоды нашего леса»,
  2. «Особенности содержания, поведения и питания сирийских хомяков»,
  3. «Сколько весит здоровье ученика»,
  4. «С кем дружит ель».

Среди тем уроков с элементами исследования в 3 классе можно назвать «Полезные ископаемые», «Надёжная защита организма», «Размножение и развитие растений», «Приемы умножения», внеклассное занятие «Тайны круга».

Начиная с 1  класса, педагог может использовать в своей практике еще одну  форму организации  исследовательского обучения – «экспресс-исследование». Их суть сводится к тому, что дети, отправляясь на прогулку, получают индивидуальные задания, проводят оперативное исследование по предложенной учителем тематике. Например,«Какие птицы живут в окрестностях школы», «Какие  деревья растут во дворе школы», «Как зимуют травы»,  «Как ложится снег» и др.

Использованная литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили,1996. – С.495.
2. 
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.– С.214.
3. 
Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование.– №10.– 1999.– С. 152-158.
4. 
Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис-я  д-ра  психолог. наук. – Москва, 2001. – С. 350
5. 
Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208. 
6. 
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2004. – С. 80.
7. 
Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108. 
8. 
Семёнова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников. Дис-я на соискание учен. степ. кандит. педаг. наук. ГОУ ВПО «Томский гос. пед. университет». Томск. – 2007. – С. 203.



Предварительный просмотр:

        « В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

  Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». 

 В.А. Сухомлинский. 

 Я рассматриваю организацию учебных исследований с младшими школьниками как особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально — только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.

            Однажды, на классном часу, который был посвящен нашим братьям меньшим, один ученик высказался о том, что на улицах птицам зимой тяжело жить. Он интересовался, почему так происходит. Так появилась проблема, над которой я предложила  поработать этому ученику. И началась работа по разработке данного проекта, которому мы дали название «Спаси и накорми зимующих птиц»

   Найденный материал мы вместе просматривали, попутно выясняли, что нужно провести  ещё анкетирование, подбирали фотографии, проводили интервью, делали домики для птиц, наблюдали за их поведением, местами скопления ит.д. Готовый материал  был оформлен и представлен в виде презентации. Было решено данную работу представить на областную акцию «Сто добрых дел». Эта работа была оценена жюри и мы получили почётное 2 место. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.  Исследовательская и проектная  деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

 « В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.  Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».  В.А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс.

Из опыта работы. Применение мультимедийной презентации несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам, формирует у них познавательную активность, интерес к обучению....

Пути повышения интереса младших школьников к чтению

Ведущую роль в пробуждении интереса к чтению играет семья. Задача учителя - знакомить родителей с приёмами общения малышей с книгой....

Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников

На сегодняшний день при организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах важно учитывать внутренний потенциал ребенка, развивать его индивидуальность и ориентацию на активное освоение у...

Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников

Рассмотрим наиболее эффективные дидактические игры для младших школьников с целью развития познавательного интереса:1. Речевые разминки. Данный метод строится на проблемной ситуации. Ребенку необходим...

Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников

На сегодняшний день при организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах важно учитывать внутренний потенциал ребенка, развивать его индивидуальность и ориентацию на активное освоение у...

Потенциал и значение игры в процессе развития познавательного интереса младших школьников

На сегодняшний день при организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах важно учитывать внутренний потенциал ребенка, развивать его индивидуальность и ориентацию на активное освоение у...