Главные вкладки

    Конкурсная работа. Информационно-коммуникативные технологии как средства повышения мотивации учащихся.
    статья на тему

    Зуйкова Любовь Александровна

    В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

    Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota.doc818.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Информационно-коммуникативные технологии как средства повышения мотивации учащихся.

    В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

    Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
           
    Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. 

    Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

               Использование компьютеров в школьной практике способствует  совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, автоматизации контроля уровня знаний.

           Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст, позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. На уроках литературного чтения  использую аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки - викторины по сказкам.

          В своей работе активно использую информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном и воспитательном процессе.

    -Личный сайт с информацией, методическими рекомендациями, фото и видео отчетами

    - Личные страницы в соц.сетях, с созданными группами для родителей, где можно посмотреть  фото отчет о  всех школьных и классных мероприятиях; пройти тестирование; узнать последние новости и посмотреть мои рекомендации для работы с детьми дома.

    - Портал «Дневник. Ru» - также наполнен информацией для родителей и учащихся.

    - Электронные образовательные ресурсы.

    (специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету; «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издания)

       

    - Проведение родительских собраний, внеклассных мероприятий, конкурсов, театральных постановок не обходится без мультимедийного сопровождения.

         

                  

     Информационно-Коммуникативные Технологии используются мною на любом этапе урока:

    1.Для создания проблемной ситуации.

    2.Для создания образовательной среды

    3.Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

    4.Для контроля и рефлексии деятельности учащихся.

           Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

       Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

       Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

    Свои первые уроки я создавала при помощи программы Power Point. В них ещё не было анимации и сложных спецэффектов, которые я освоила позднее. Эти уроки помогли второклассникам совершить увлекательные виртуальные путешествия по «Этажам леса», «своими глазами» увидеть животный и растительный мир леса.

    Работа на интерактивной доске.

    Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся.  Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных к учению учеников, за счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске.

    Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

    Имея в кабинете интерактивную доску, обязательно нужно разнообразить уроки с применением ИКТ, чтобы  дети научились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать.

       Smart Notebook позволяет растянуть страницу и записать всю нужную информацию, перейти быстро на следующую, а можно показать сразу две страницы и сравнить записи. Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд. Просмотрел, отвлёкся и не знаешь, что надо записать на месте пропуска… Индивидуальная работа у доски выполняется на «Ура». Чтобы получить возможность поработать на такой доске, детям необходимо активно поработать устно, аккуратно выполнить работу в тетради.

    Новизна моего опыта заключается в применении дидактических компьютерных игр для начальной школы, что позволило совершенствовать формы, методы, приёмов работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения электронных дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей школьников.

    Исходя из этого, в своей работе я стремилась показать, как сформировать у школьников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира посредством использования ИКТ.

    Самые несложные презентации, созданные в приложении Microsoft Office Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает занятия с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее.

    Подробные мультимедийные презентации позволяют мне сделать урок более ярким красочным и запоминающимся. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей. Многие дети уже свободно владеют компьютером, но компьютер для них- это только игра, жизнь в виртуальном мире. Это для них забавно и интересно. Я помогаю понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний.

    Развивать познавательные процессы легче через электронные дидактические игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Электронные дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

    Трудоемкость работы заключается в разработке электронных дидактических игр, создание мультимедийных презентаций, видеороликов, музыкальных физ. минуток, конспектов занятий для познавательного развития, в поиске индивидуальных подходов, учете интересов и познавательных способностей детей в реализации поставленных задач. Это самый трудоемкий процесс, где проявляется умение, навык, талант и художественное восприятие учителя. К каждому занятию требуется использование ИКТ.

    Компьютерные дидактические игры становятся средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных предметных областях.

    Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

    В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

    Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

    По характеру умственного развития математические дидактические игры можно отнести к следующим группам:

    1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

    2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это — «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший космонавт» и др.

    3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, «Цепочка», «Математическая эстафета», «Составление круговых примеров».

    4. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это: «Угадай загадки Буратино», «Загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета», «По какой тропинке ты пойдешь?» и др.

    Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

    • для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний»)
    • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
    • Для вовлечения учащихся в учебную деятельность.

    Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

    Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук.

    В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.)

    С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

    На пример: «Соедини половинки слов».

    1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые, и последние половинки слов:

    2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.

    3) На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в «Тридевятое царство» и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.

    4) На уроке литературного чтения можно провести игру «Путешествие по сказкам Андерсена»

    Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.

    На уроках обучения грамоте- игра «Одень человечка»

    - Какую по вашему мнению одежду носит звук М?

    - Как вы думаете, какой звук спрятал от нас своё имя: О, М, Х или Ц

    - Почему? Объясните свой ответ.

    - Какие звуки одеваются одинаково? Почему?

    - Почему звук [Щ’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?

    - Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?

    На пример: В 1 классе по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 8»

    «Скажем Колобку: «До свидания» и отправимся в гости к девочке, рост которой не более дюйма. /показ длины дюйма/.

    Дюйм - старинная мера длины = 2 см 5 мм.

    - Догадались кто это? /Дюймовочка/Она живёт в доме № 8.

    - Мимо домов с какими номерами мы пойдём, если будем двигаться только по правой стороне улицы? / Мимо домов № 2,4,6/.

    Далее Дюймовочка предлагает свои задания на знание состава чисел 5,6,7.

    - Попрощаемся с Дюймовочкой и отправимся в гости к сказочному герою, который проучил директора кукольного театра Карабаса-Барабаса.

    - Как его зовут? /Буратино/.

    Ведь Буратино никогда не учился в школе и поэтому не знает, как решать примеры на сложение и вычитание. Так, давайте мы ему поможем...»

    На уроках мы используем разные игры, на пример «Бюро находок» - конструирование и решение задач на сборку слов из заданного набора букв. Такую игру мы проводили на уроках русского языка.

    Игру «Конструктор сказок» - на уроках литературы для стимулирования творчества школьника при помощи необычной, увлекательной деятельности.

    Также мы используем мультимедийную игру "Снежные ребусы".  Игра позволяет развивать логическое мышление младших школьников, расширять словарный запас. 

    На картинках приведены примеры, на которых представлены слайды с дидактическими играми, использованными нами в ходе формирующей работы.

    Использовалась для составления цепочек чисел по заданной закономерности.

    Цель игры – отработка состава числа. Форма работы – фронтально и по командам.

    Часто мною используется Мультимедийный учебно-методический комплект (УМК) «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» - это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования УМК   содержит методически выверенные наборы учебных медиаобъектов к урокам по различным предметам начального обучения. Здесь представлено большое разнообразие дидактических игр: можно прогуляться по лесу и поискать спрятавшихся животных, сходить в магазин, с главным героем Кузей и посчитать покупки.

    «Уроки тётушки Совы» помогают мне делать эти уроки яркими, эффектными, эмоциональными, а главное - продуктивными. Красивая графика сказочная оболочка, интересный сюжет в обучающей программе приводит к тому, что первоклассники с нетерпением ждут встречи с мышонком Стёпкой, тётушкой Совой. Путешествуя по стране Букв, они с радостью приходят на помощь жителям сказочной леса, героям мультфильмов и мотивация обучения при этом очень высока.

         

    Так на уроке математики, который становится доступным для восприятия, не бывает равнодушных учащихся, все принимают активное участие в работе. Даже отстающие ученики охотно включаются в неё. Неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях и рекомендации тётушки - совы, подумать ещё, побуждают первоклассников самостоятельно добиваться знаний в игре или обращаться за помощью к учителю. Таким образом, использование игровых ситуаций, соединённых с конкретной учебной задачей, позволяет ученику усваивать материал как бы незаметно для него.

    Мультимедийные дидактические игры можно применять на всех типах уроков и на комбинированном, и на уроке контроля и коррекции, и на уроке совершенствования знаний и умений, использовать во внеурочной деятельности

       Для реализации поставленных задач я овладела основами необходимых знаний и накопила личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, научилась применять их в образовательной деятельности.

    Я понимаю, что невозможно все уроки строить, используя информационные технологии. Да это и не нужно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но на большинстве уроков компьютерные технологии - мои главные помощники!

    Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.

    Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения.

     Сегодня не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет Интернет-технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике.

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    Средняя школа №1 г.Бор

    Информационно-коммуникативные технологии как средства повышения мотивации учащихся.

    Учитель начальных классов

    Зуйкова Любовь Александровна

    2017 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение ИКТ на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учащихся в процессе познавательной деятельности

    доклад на креатив-марафон "Современные образвоательных технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса", Омск-2010....

    Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся

    Одним из методов повышения интереса к учебе является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу....

    Современные технологии как средство повышения мотивации обучения учащихся начальной школы

    Современные технологии как средство повышения мотивации обученияучащихся начальной школы...

    Игровые технологии как средство повышения мотивации к обучению учащихся в начальной школе.

    Данный материал может быть использован на уроках учителями начальной школы, а также уичтелями предметниками, работающими с учащимися 5-6 классов. Предложенные игры можно использовать при проведении ма...