Главные вкладки

    Современные технологии как средство повышения мотивации обучения учащихся начальной школы
    статья (1, 2, 3 класс) на тему

    Современные технологии как средство повышения мотивации обучения

    учащихся начальной школы

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Современные технологии как средство повышения мотивации обучения

    учащихся начальной школы

    Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию и сотрудничеству, к решению практически значимых задач.

    Начальная школа – самый благодатный и важный этап на пути становления такого человека. Это – возраст «почемучек», возраст зоркой и острой памяти. Высокая мотивация к обучению, которой, как известно, обладают начинающие школьники часто снижается в дальнейшем.

    Главная задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.  

    Интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения – это то, что побуждает ребенка к деятельности, ради чего она совершается.

    Если нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, то и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

    Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностной основы, не имеет права присутствовать в нашей современной жизни... Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

    Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов к реализации учебной деятельности называется учебной мотивацией.

    Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения желания учиться.

    Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий, которые помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.

    В  своей работе использую различные виды технологий развивающего обучения.

    Одной из наиболее распространенной технологией для создания мотивационной среды является проблемно-диалогическая.

    Она может быть использована с первых дней пребывания детей в школе, на уроке по любой учебной дисциплине, применима при работе по любой из действующих программ обучения.

    Данная технология стимулирует потребность в саморазвитии у детей, мотивирует на достижение успеха в любой деятельности.

    При системном использовании она становится надёжным средством, помогающем ребенку научиться ставить перед собой цели, планировать, анализировать, решать учебные проблемы.

      Создание проблемных ситуаций в обучении и использование в работе проблемно-диалогической технологии является мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников ,активизирует и направляет их мышление.. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей.

    Важным достоинством этой технологии можно считать её гибкость, вариативность использования детально разработанных алгоритмов, методов и приёмов на различных типах урока.

    Невозможно повысить мотивацию младших школьников без применения игровых технологий.

    Игра способствует психологической раскрепощению на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету, проявить творчество.

    В работе с детьми часто использую различные игры, которые создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. Они развивают  внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

    В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

    В своей работе применяю технологию проектного обучения, которая нашла широкое распространение на уроках окружающего мира, математики, литературного чтения и во внеурочной деятельности.

    Проектная деятельность школьников – это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

    Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе. Он способствует активизации познавательного интереса и самостоятельному приобретению знаний из различных источников, развивает коммуникативные и исследовательские навыки, мышление.

    Проектная работа ведётся учащимися самостоятельно при условии сотрудничества с педагогом, который руководит творческо-познавательным процессом и контролирует его. В результате такой творческой работы получается «проект».

    Большой интерес представляет экспериментально-исследовательская технология. Ребенок школьник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию. Он самостоятельно пытается воздействовать на окружающие предметы с целью полного их познания и освоения.

    Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.»

    Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе.

    Используя эту технологию, учитель обращается к искусству, которое способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния, помогает осваивать сложный учебный материал.

    На уроках дети инсценируют сказки, сочиняют стихи, рисуют, лепят. Эти занятия будят воображение, развивают образное мышление, расширяют кругозор.

    Уроки, проведенные с применением арт-технологии, приносят огромное моральное удовлетворение.

    Кейс-технология – это один из видов технологии анализа конкретных ситуаций.

    Цель ее применения на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии.

    События, которые описывают в кейсах, всегда реалистичны. Предполагается, что похожие случаи могут произойти с учениками в их жизни. Главными персонажами в кейсах должны являться конкретные люди, а лучше дети – ученики начальных классов.

    Информация кейса может быть в виде статьи, рассказа, рисунка, фото, видео, мультимедиа. Главное, чтобы этот материал помог ученику лучше понять предложенную ситуацию и поставить себя на место главных героев.

    После восприятия  необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно с помощью вопросов или в виде конкретных заданий. В завершение учащиеся должны найти только один вариант решения предложенной  проблемы. Затем делаются выводы, подводится итог.

     В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают  необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем  они смогут воспользоваться.

    Повышая мотивацию обучения, мы не забываем о том, что должны сохранить здоровье ребенка. Для этого применяем здоровьесберегающие технологии.

    Это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья.

    В структуре урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий: положительный эмоциональный настрой; оптимальный темп ведения урока, подача материала доступным способом, наглядность, смена видов деятельности, дифференцированный подход в обучении; групповая работа, работа в парах; физкультминутки, динамические паузы; воспитательные беседы; санитарно гигиенические условия.

    Применение данной технологии предотвращает усталость и утомляемость; повышает мотивацию к учебной деятельности; увеличивает количество учебных достижений.

    Мы хотим, чтобы дети всегда оставались детьми – веселыми, с живым интересом к жизни, чтобы у них горели глаза на уроках, чтобы им нравилось учиться. Ведь с хорошим настроением даже самый нелюбимый и трудный предмет становится более приятным и понятным.

    Ну и, конечно, на уроках присутствует технология ИКТ. Здесь можно создать и показать презентацию, вынести нужную информацию на экран, что делает урок более интересным, поучительным. Ни один урок не проходит без использования ИКТ.

     Необходимо помнить: ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

    Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продуманной и дозированной. Практика работы в этом направлении показала, что в конечном счете использование компьютерных технологий оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, положительно влияет на мотивацию школьников, что несомненно повышает качество обучения.

    Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его наилучшему пониманию, а значит и повышают мотивацию к обучению.

    Итак, место ИКТ в обучении - информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся, роль ИКТ состоит в расширении образовательных возможностей обучаемых, интенсификации, дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения. Значение ИКТ заключается в создании предпосылок и условий для совершенствования качества образования, для формирования и развития личности человека и его творческих способностей.

    Урок, проведенный с применением современных технологий, позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.

    МКОУ «Косоржанская СОШ»

    Доклад

    на тему:

    « Современные технологии как средство повышения мотивации обучения учащихся начальной школы»

    Составил:               учитель начальных классов Косенко Е.М.

    2017 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)

     Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...

    Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

    Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, ...

    Современные технологии как средство повышения мотивации обучения

    Выступление посвящено современным технологиям, которые используются для повышения мотивации обучения младших школьников...