Главные вкладки

    Игровые технологии на уроках окружающего мира как одно из средств повышения мотивации обучения учащихся в начальной школе.
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

    Гусарова Светлана Александровна

    Урок - сказка по предмету "Окружающий мир" по теме: "Почему идет дождь и дует ветер?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_mir_vokrug_nas.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-сказка  по предмету «Мир вокруг нас»

    в 1 «Б» классе по теме: «Почему идет дождь и дует ветер»?

     учителя начальных классов ГБОУ СОШ с. Кошки

    Гусаровой Светланы Александровны.

    Дата проведения: 15. 03. 2014 год.

    Цель урока.  

    - Расширение и уточнение представления детей о дожде и ветре.

    Задачи.

    Обучающая:

    -  раскрыть значение таких явлений природы, как дождь и ветер, для жизни растений, животного, человека;

    -  объяснить причины их возникновения.

    Развивающая:

    - развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы;

    -  закрепить знания детей о Солнце, Луне, звездах.

    Воспитательная:

    -  воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

    Оборудование. 1. Рисунки с изображением зеркальца, королевича Елисея, царевны, Солнца, Месяца, Ветра, капельки.

    2. Таблицы с изображением возникновения дождя и ветра;

    3. Карточки – звезды;

    4. Вееры.

    5. Конверты.

    Ход урока:

    1. Организационный  момент.

    - Сегодня у нас урок необычный, сказочный. На этом уроке мы повторим, что такое Солнце, звезды и Луна, а также узнаем: «Почему идет дождь и дует ветер? »

    - Отгадайте, какая сказка нас ждет?

    - Я ль на свете всех милее,

      Всех румяней и белее?

      Что же зеркальце в ответ?

     Демонстрация зеркальца.

    - Ты прекрасна спору нет

    Но царевна  всех милее

    Всех прекрасней и белее

    Как царица отпрыгнет,

    Да как ручку замахнет,

    Да по зеркалу как хлопнет,

    Каблучком – то как притопнет!

    «Ах – ты мерзкое стекло!

    Это врешь ты мне на зло»!

    (Это отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой  царевне и семи богатырях»).

    - Ребята, а кто знает, что произошло в этой сказке дальше?

    Ответ учащихся.

    - Чернавка отвела царевну в лес и оставила там. Царевна шла, шла и набрела на терем, в котором жили богатыри. Царевна стала там жить. Царица  узнала об этом и послала туда Чернавку, которая дала царевне яблоко. Царевна съела его и умерла, а царевич Елисей жених царевны, искал ее повсюду.

    1. Повторение изученного материала.

    - За невестою своей

    Королевич Елисей

    Между тем по свету скачет

    Нет, как нет! Он горько плачет,

    И кого ни спросит он,

    Всем вопрос его мудрен;

    Кто в глаза ему смеется,

    Кто скорее отвернется.

    - Ребята, поможем королевичу Елисею найти невесту? Тогда нам надо выполнить все задания, которые будут предлагать Елисею.

    К красну Солнцу, наконец

    Обратился молодец.

    «Свет наш Солнышко! Ты ходишь

    Круглый год по небу, сводишь

    Зиму с теплою весной

    Всех нас видишь под собой

    Аль, откажешь мне в ответе?

    Не видал ли где на свете

    Ты царевны молодой!

    Я жених ей».

     Солнце отвечает, что укажет дорогу, если Елисей ответит на вопросы.

    Аукцион знаний.

    - Ребята, сейчас мы проведем аукцион.

    Подведет итоги он.

    Кто лучше всех о Солнце знает,

    Тот награды получает.

    (Дети рассказывают о Солнце: Солнце – ближайшая к Земле звезда. Солнце создает нам день. Солнце – это огромный пылающий шар. Солнце больше Земли. Без солнечного света не было бы жизни на Земле.

    Побеждает тот ученик, который сообщит о Солнце последним.)

    - Хорошо! – сказало Солнце, теперь ступай дальше, а там встретишь…

    - Отгадайте, кого?

    Ясными ночками

    Гуляет мама с дочками.

    Дочкам не твердит она:

    - Спать ложитесь поздно!

    Потому что мать - … (Луна)

    А дочурки… (Звезды).

    - Темной Ночки Елисей

    Дождался в тоске своей

    Только месяц показался

    Он за ним с мольбой погнался:

    «Месяц, месяц, мой дружок,

    Ты встаешь во тьме глубокой,

    Круглолицый, светлоокий.

    И, обычай твой любя

    Звезды смотрят на тебя.

    Аль откажешь мне в ответе

    Не видал ли где на свете

    Ты Царевны молодой?

    Я жених ей».

    Звезды и месяц отвечают:

    - Выполни наши задания, тогда укажем дорогу.

    Работа по карточкам – звездам.

    На доске звездное небо. На обратной стороне звезд написаны следующие задания:

    1. Все звезды – это огромные пылающие - (…) (шары).
    2. Ближайшая к земле звезда - (…) (Солнце).
    3. Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками потому что (…) (находятся далеко от Земли).
    4. Все звезды отличаются по (…)  (размеру) и по (…) (цвету).
    5. Звезд на небе очень много и люди объединили их в (…) (созвездия).

    6. У Большого Ковша

    Больно ручка хороша!

    Три звезды - и все подряд,

    Как алмазные, горят.

    Это созвездие - … (Большая Медведица)

    1. Какие созвездия вы еще знаете?

    Графический диктант.

    - Месяц предлагает на листе бумаги выполнить графический диктант.

    На доске условные обозначения:

    Да –  ,    Нет -     ,   Не знаю ---.

    Я прочитаю следующие утверждения. Вы либо соглашаетесь, либо нет. Если не знаете правильного ответа, то рисуете соответствующий знак – горизонтальную линию.

    1. Луна больше Земли.

    2. Луна сама не испускает света.

    3. Люди уже несколько раз бывали на Луне.

    4. На Луне есть воздух и вода.

    5. В созвездии Большой Медведицы 7 ярких звезд.

    7. Луна – это естественный спутник Земли.

    У детей на листах бумаги появляется рисунок:

    (Вывешиваю свой рисунок.)

    - Сравните.

     Физкультминутка.

    - Ребята вы справились с заданиями Луны и звезд. Королевич Елисей благодарит вас и спешит дальше.

    - Давайте и мы встанем и проведем физкультминутку.

    Кто-то ночью, не спеша,

    Надувает желтый шар,

    А как выпустит из рук-

    Станет чуть светлей вокруг.

    -Что это за шар? (Луна.)

    1. Работа над новой темой.

    Отгадайте, к кому отправили Елисея Луна и звезды?

    И тонок и долог,

    А сядет –

    В траве не видать.  (Дождь).

    Учитель продолжает сказку:

    «Дождик, дождик мой дружок

    Аль откажешь мне в ответе?

    Не видал ли где на свете

    Ты царевны молодой?

    Я жених ей».

    - Братец мой! Объясни ребятам как дождь получается. Скажу куда идти -  ответил  дождь.

    - И так, ребята слушайте!

    (Учитель по таблице рассказывает и рисует)

    - На Земле много океанов, морей, рек, озер, прудов, луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется.

    - Кто знает, что происходит с водой?

    - Вода испаряется, т.е. становится невидимым, прозрачным паром. Этот легкий пар с теплым воздухом поднимается вверх. А там, на высоте, всегда холодно. Маленькие капельки соединяются и образуют крупные капли. Этих капель так много, что все они превращаются в большое темное облако – тучу.

    (Учитель дорисовывает тучу, а в ней крупные капли).

    - Капли воды, из которых состоят тучи тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на Землю. Вот и получается дождь.

    - Ребята, вам стало понятно, как получается дождь?

    Работа по учебнику.

    - Давайте откроем учебник на странице 92  и прочитаем вывод.

    (Дети читают и после чтения отвечают на вопросы).

    - Что такое туча?

    - Из чего состоит туча?

    - Почему капли падают на Землю, и получается дождь?

    Творческая работа.

    - Ребята, а, сейчас мы с вами составим сказку о том, почему растения и животные радуются дождю. Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 92. Он поможет вам при сочинении.

    Выслушивается 4-5 сказок, составленных учащимися.

    - Понравились ли вам услышанные сказки? Видите, дождю рады все.

    - Ребята, а вы знаете,  какие бывают дожди?

    -Дожди бывают разные: проливные, мелкие, моросящие.

    -Давайте рассмотрим рисунки с различными видами дождя и соотнесем их с названиями.

    На доске - рисунки с видами дождей: ливень, ситничек, косохлест.

    После того как будет дана характеристика дождю, вывешиваются таблички под каждым рисунком (как в учебнике на странице 92).

    - Почему так назвали дожди? Прочитайте.

    - Какие из названных дождей вы наблюдали?

    -Но какой бы дождь ни шел, он необходим для растений, животных, для пополнения рек, озер, морей, океанов.

    Давайте сделаем вывод о дожде. Как образуется дождь?

    Выслушиваются ответы учащихся.

    Физкультминутка.

    Приплыли тучи дождевые.

    Лей, дождь, лей!

    Дождинки пляшут, как живые.

    Пей, рожь, пей!

    А дождик теплый, дождь неугомонный

    Льет, льет, льет!

    1. Почему дует ветер?

    - Рад дождик тому, что вы узнали, как он появляется. А знаете ли вы, к кому он отправил королевича Елисея дальше! Отгадайте!

    «Есть на свете конь –

    Всему миру не сдержать».

    (Ветер).

    - Да, верно, отправился Елисей к ветру.

    «Ветер, ветер! ты могуч,

    Ты гоняешь стаи туч

    Ты волнуешь сине море,

    Всюду веешь на просторе,

    Не боишься никого,

    Кроме Бога одного.

    Аль откажешь мне в ответе:

    Не видал ли где на свете

    Ты царевны молодой?

    Я жених ее».  –  Постой, -

    Отвечает ветер буйный –

    «Там за речкой тихоструйной

    Есть высокая гора,

    В ней глубокая нора,

    В той норе, во тьме печальной

    Гроб качается хрустальный…

    В том гробу твоя невеста».

    Ветер дале побежал.

    Королевич зарыдал.

    - Жалко стало Ветру Елисея.

    Вернулся он и сказал, что поможет оживить царевну, если королевич выполнит его просьбу.

    - Ответь на вопрос: «Каким бывает ветер и откуда он появляется?»

    - Ребята, а откуда появляется ветер? Почему он дует?

    - Давайте попробуем ответить на вопрос после небольших опытов.

    Опыт 1.

    - Помашите перед лицом руками, используя веер.

    - Что вы чувствуете?  (Ветерок).

    - А откуда он взялся? (Мы заставили воздух колебаться, двигаться).

    -Кто догадался, что такое ветер? (Это движущий воздух).

    -Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.

    Опыт 2.

    Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух.

    -Ребята, давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.

    Работа по таблице.

    - А теперь, давайте посмотрим, как возникает ветер.

    - Земля в разных местах по – разному нагревается  солнцем. От Земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

    -Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер?

    (Валит деревья, обрывает провода, срывает крыши домов).

    -Но человек воспользовался силой ветра. Он приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодца или пруда, вырабатывают электричество.

    Дети рассматривают рисунки в учебнике.

    -Еще в древности люди научились строить корабли и лодки, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами.

    Ветер надувал паруса и толкал корабль вперед.

    Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печет солнце, стало бы еще жарче. В холодных странах стало бы еще холоднее.

    Но ветер переносит теплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух – в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных - теплее.

    Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле.

    Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега, пересохли бы ручьи, реки, озера, колодцы.

    Вот какую помощь оказывает ветер.  

    - Какими словами мы можем описать ветер? Какой он бывает?

    (Сильный, холодный, сырой, теплый, порывистый, слабый и т.д.)

    - Сильный и  опасный ветер называют ураган, тайфун, смерч.

    - Тихий ветер – бриз, муссон.

    (Вывешиваю карточки со словами на доску).

    Физкультминутка.

    Ветер дует нам в лицо.

    Закачалось деревцо.

    Ветерок все тише, тише,

    Деревцо все выше, выше.

    1. Закрепление.

    - Гроб разбился. Дева вдруг

    Ожила. Глядит вокруг

    Изумленными глазами

    И, качаясь над цепями,

    Привздохнув, произнесла

    «Как же долго я спала»!

    Показываю рисунок царевны.

    И с невестою своей

    Обвенчался Елисей.

    И никто с начала мира

    Не видал такого пира.

    - Ребята, а как же возникает ветер? Давайте прочитаем об этом на странице 93.

    - Что такое ветер?

    - Какой бывает ветер?

    - Откуда он появляется?

    - Выполните задание в рабочей тетради на странице 37.

    - Помогли мы Елисею.

    -Посмотрите, что хочет предложить вам Елисей?

    Кроссворд.

    Работа в парах.

    Разгадайте кроссворд, работая в парах. Расшифровав его, мы узнаем, что Елисей желает всем ребятам в классе.

    1. Густое, темное облако из которого жди дождя. (туча).
    2. Ждали, звали, а показался прочь убежали. (дождь).
    3. Сильный ветер. (ураган)
    4. Мелкий дождь, как из сита. (ситничек).
    5. Всю малину исхлестал, всю черемуху.

    Наклонил он ветки груши

    Нужен саду свежий душ,

    Но зачем так сильно лить,

    Набок яблоню клонить. (Ливень).

    Какое слово получилось?  (Удачи).

    Елисей желает всем ребятам удачи в учебе, в жизни, во всех начинаниях.

    1. Итог урока.

    - Вот и закончился наш необычный сказочный урок.

    - Почему идет дождь и дует ветер?

    - Что интересного вы сегодня услышали и узнали?

    - Какие открытия вы для себя сделали?

    Рефлексия.

    Получите каждый капельку дождя и нарисуйте свое настроение: веселое или грустное.

    - Прикрепите их к доске.

    (У всего класса настроение веселое, радостное, потому что капельки улыбаются).

    Оценка.

    - Молодцы ребята! Все вы сегодня хорошо поработали, были активны, показали свои знания. Я вами очень довольна, так же как и королевич Елисей, которому вы помогли отыскать царевну.

    1. Рекомендации для занятий дома.

    - Понаблюдайте за дождем, тучами и ветром. Какие они? Как их можно описать?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

    Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

    Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся.

    Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убедилась, что особое внимание в процессе обучения  надо направлять на активное исполь...

    «Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся»

    Обобщение работы по теме «Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся»....

    Современные технологии как средство повышения мотивации обучения учащихся начальной школы

    Современные технологии как средство повышения мотивации обученияучащихся начальной школы...

    Применение современных технологий на уроках окружающего мира и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

    На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ребёнка, что в свою очередь обусловлено применением современных образовательных технологий, среди котор...