Современные технологии как средство повышения мотивации обучения
материал на тему

Мартынова Галина Петровна

Выступление посвящено современным технологиям, которые используются для повышения мотивации обучения младших школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии как средство повышения мотивации обучения

учащихся начальной школы

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию и сотрудничеству, к решению практически значимых задач.

Начальная школа – самый благодатный и важный этап на пути становления такого человека. Это – возраст «почемучек», возраст зоркой и острой памяти. Высокая мотивация к обучению, которой, как известно, обладают начинающие школьники часто снижается в дальнейшем.

Главная задача школьного обучения – сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность не угасала раз и навсегда ещё во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем, и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.  

Интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения – это то, что побуждает ребенка к деятельности, ради чего она совершается.

Если нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, то и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.

Деятельность, лишенная смысла, лишенная ценностной основы, не имеет права присутствовать в нашей современной жизни... Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению. Мотивация учения – не стихийно возникающий процесс, и рассчитывать здесь только на природные задатки было бы опрометчиво и бесперспективно. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Процесс формирования и закрепления у учащихся положительных мотивов к реализации учебной деятельности называется учебной мотивацией.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий, которые помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.

Учителя нашей школы в своей работе используют различные виды технологий развивающего обучения.

Одной из наиболее распространенной технологией для создания мотивационной среды является проблемно-диалогическая.

Она может быть использована с первых дней пребывания детей в школе, на уроке по любой учебной дисциплине, применима при работе по любой из действующих программ обучения.

Данная технология стимулирует потребность в саморазвитии у детей, мотивирует на достижение успеха в любой деятельности.

При системном использовании она становится надёжным средством, помогающем ребенку научиться ставить перед собой цели, планировать, анализировать, решать учебные проблемы.

Важным достоинством этой технологии можно считать её гибкость, вариативность использования детально разработанных алгоритмов, методов и приёмов на различных типах урока.

Невозможно повысить мотивацию младших школьников без применения игровых технологий.

Игра способствует психологической раскрепощенности на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету, проявить творчество.

В работе с детьми часто используем различные игры, которые создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. Они развивают  внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Наши учителя в своей работе применяют технологию проектного обучения, которая нашла широкое распространение на уроках окружающего мира, математики, литературного чтения и во внеурочной деятельности.

Проектная деятельность школьников – это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе. Он способствует активизации познавательного интереса и самостоятельному приобретению знаний из различных источников, развивает коммуникативные и исследовательские навыки, мышление.

Проектная работа ведётся учащимися самостоятельно при условии сотрудничества с педагогом, который руководит творческо-познавательным процессом и контролирует его. В результате такой творческой работы получается «проект».

Большой интерес представляет экспериментально-исследовательская технология. Ребенок школьник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию. Он самостоятельно пытается воздействовать на окружающие предметы с целью полного их познания и освоения.

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.»

Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе.

Используя эту технологию, учитель обращается к искусству, которое способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния, помогает осваивать сложный учебный материал.

На уроках дети инсценируют сказки, сочиняют стихи, рисуют, лепят. Эти занятия будят воображение, развивают образное мышление, расширяют кругозор.

Уроки, проведенные с применением арт-технологии, приносят огромное моральное удовлетворение.

Кейс-технология – это один из видов технологии анализа конкретных ситуаций.

Цель ее применения на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии.

События, которые описывают в кейсах, всегда реалистичны. Предполагается, что похожие случаи могут произойти с учениками в их жизни. Главными персонажами в кейсах должны являться конкретные люди, а лучше дети – ученики начальных классов.

Информация кейса может быть в виде статьи, рассказа, рисунка, фото, видео, мультимедиа. Главное, чтобы этот материал помог ученику лучше понять предложенную ситуацию и поставить себя на место главных героев.

После восприятия  необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно с помощью вопросов или в виде конкретных заданий. В завершение учащиеся должны найти только один вариант решения предложенной  проблемы. Затем делаются выводы, подводится итог.

 В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают  необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем  они смогут воспользоваться.

Повышая мотивацию обучения, мы не забываем о том, что должны сохранить здоровье ребенка. Для этого применяем здоровьесберегающие технологии.

Это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья.

В структуре урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий: положительный эмоциональный настрой; оптимальный темп ведения урока, подача материала доступным способом, наглядность, смена видов деятельности, дифференцированный подход в обучении; групповая работа, работа в парах; физкультминутки, динамические паузы; воспитательные беседы; санитарно гигиенические условия.

Применение данной технологии предотвращает усталость и утомляемость; повышает мотивацию к учебной деятельности; увеличивает количество учебных достижений.

Мы хотим, чтобы дети всегда оставались детьми – веселыми, с живым интересом к жизни, чтобы у них горели глаза на уроках, чтобы им нравилось учиться. Ведь с хорошим настроением даже самый нелюбимый и трудный предмет становится более приятным и понятным.

Ну и, конечно, на каждом уроке присутствует технология ИКТ. Все кабинеты нашей школы оборудованы современными компьютерами, мультимедийными проекторами. Мы можем создать и показать презентацию, вынести нужную информацию на экран, что делает урок более интересным, поучительным. Ни один урок не проходит без использования ИКТ.

Работая по любой УМК, всегда есть простор для поиска педагогического творчества.

Урок, проведенный с применением современных технологий, позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Современные здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества обучения и формирования здорового образа жизни в условиях реализации ФГОС"

       По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов...

Игровые технологии на уроках окружающего мира как одно из средств повышения мотивации обучения учащихся в начальной школе.

Урок - сказка по предмету "Окружающий мир" по теме: "Почему идет дождь и дует ветер?"...

Использование здоровьесберегающих технологии как средство повышения мотивации в обучении английскому языку младших школьников.

По результатам недавних педагогических и психологических исследований можно говорить о том, что уже на начальном этапе обучения школьники и их родители сталкиваются с  такими проблемами, как ухуд...

Современные технологии как средство повышения мотивации обучения учащихся начальной школы

Современные технологии как средство повышения мотивации обученияучащихся начальной школы...

Статья " Обучение проектированию на уроках технологии как средство повышения мотивации обучающихся".

Статья-эссе содержит в себе попытку структурировать информацию по заданной теме в максимально сжатом виде.Это один из авторских подходов и нестандартный взгляд на педагогическую деятельность....

Технология модерации как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока в начальной школе

Технология модерации как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока в начальной школе...