Использование здоровьесберегающих технологии как средство повышения мотивации в обучении английскому языку младших школьников.
статья по иностранному языку на тему

По результатам недавних педагогических и психологических исследований можно говорить о том, что уже на начальном этапе обучения школьники и их родители сталкиваются с  такими проблемами, как ухудшение здоровья, внимания, памяти; снижение общей активности учащихся. В связи с этим учителя иностранного языка должны постоянно использовать здоровьесберегающие технологий на каждом уроке для повышения  эффективности образовательного процесса, с целями как практическими, так и общеобразовательными, что будет бесспорно способствовать  поддержанию и повышению мотивации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_alsi_1.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

О.М. Муратова

учитель английского языка

 Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 3,

г. Армавир

Использование здоровьесберегающих технологии как средство повышения мотивации в обучении английскому языку младших школьников.

    По результатам недавних педагогических и психологических исследований можно говорить о том, что уже на начальном этапе обучения школьники и их родители сталкиваются с  такими проблемами, как ухудшение здоровья, внимания, памяти; снижение общей активности учащихся. В связи с этим учителя иностранного языка должны постоянно использовать здоровьесберегающие технологий на каждом уроке для повышения  эффективности образовательного процесса, с целями как практическими, так и общеобразовательными, что будет бесспорно способствовать  поддержанию и повышению мотивации учащихся.

  Для изучения здоровьесберегающих технологий мы использовали три основных компонента: игра, песня и стихотворение. Актуальность использования этих технологий  состоит в том, что преподавание иностранного языка в начальной школе базируется на учете возрастных особенностей  младших школьников, где важное место отведено упражнениям игрового характера, фольклору, изучению стихотворений, песен, рифмовок. [1] Поэтому необходимо изучить вышеперечисленные  компоненты здоровьесберегающих технологий. Для написания статьи была использована справочная и научно-популярная литература. Практическая направленность работы состоит в возможности использование на уроках данных современных технологии, снимающих напряжение, переключающих внимание детей, способствующих возникновению положительных эмоций у учеников. [2]

   Из опыта работы  с детьми младшего школьного возраста можно сделать выводы о том, что особенности учеников начальной школы должны учитываться как с психологической, так и физической стороны. Виды работы должны часто чередоваться, быть интересными, доступными для понимания данной возрастной категории учащихся, что бы напряжение и усталость к концу урока ни в коем случае не возросли. Учителя иностранного языка постоянно ищут резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Главная задача учителя иностранного языка – добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению языка. Каждому педагогу нужно стремиться к созданию доброжелательной, позитивной атмосфере на уроке, что бы была присуща приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок надо включать зарядки - релаксации. По времени это занимает 3 – 5 минут.  

   Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо необычным. Но при ее проведении надо ставить перед учениками цель - запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память. [3]

   Для учеников младшего школьного возраста использование релаксации  в процессе обучения английскому языку предполагает ее музыкальное и танцевальное сопровождение, что является для детей своеобразным видом отдыха во время учебного процесса. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности школьников, а музыка и слово, выступая в едином целом, воздействуют на чувство и сознание ребят. [3]

 Ниже приводятся некоторые примеры такой зарядки.

 Teacher: Stand up!  

(На мультимедийной доске демонстрируется презентация в форме мультфильма с  аудиозаписью, дети смотрят, повторяют движения зарядки и поют):

  1. Clap, clap, clap your hands,

Listen to the music

And clap your hands.

Turn around, turn around,

Listen to the music

And turn around.

Wave your hand, wave your hand,

Listen to the music

And wave your hand.

Jump up high, jump up high,

Listen to the music

And jump up high.

  1. Head, shoulders, knees and toes,
    Knees and toes.

Head, shoulders, knees and toes,
Knees and toes.

And eyes, and ears, and mouth,
And nose.

Head, shoulders, knees and toes,
Knees and toes.

   Игра – это ведущий метод обучения школьников младшего возраста иностранному языку, а также одна из важнейших форм релаксации. Выготский Л.С. и Эльконин Д.Б. называют игру ведущим видом деятельности младших школьников, но ученые имеют ввиду не то, что она должна преобладать на практике среди остальных видов деятельности, а то, что игра на данном этапе обучения является фактором развития ребенка.

Игра.

 Игра как одно из самых прекрасных и интересных явлений человеческой жизни сконцентрировала на себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.

 Игра- это особым способом организованный вид деятельности, требующий напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять суть и структуру игры - означает понять ее поразительное воспитательное и развивающее значение, что в свое время помогает понять природу счастливого детства ребенка, стать к нему ближе и помочь ему развиться как творческая личность.

Нельзя недооценивать помощь, которую может оказать игра при  изучении иностранного языка, поскольку с изучаемым по этому предмету темами мы редко встречаемся ежедневно, в быту, чем с темами, изучаемыми  по другим дисциплинам.  

В книге К.И. Пассова «Урок иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры: « ...Игра – это:  

1) деятельность (в нашем случае – речевая),  

2) мотивированность, отсутствие принуждения,  

3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная,  

4) обучение и воспитание в коллектив и через коллектив,  

5) развитие психических функций способностей,  

6) «учение с увлечением»  

В своей работе Е.И. Пассов также определяет основные цели использования игры на уроках иностранного языка:  

1) формирование определенных навыков,  

2) развитие определенных речевых умений,  

3) обучение умению общаться,  

  4) развитие необходимых способностей и психических функций,  

5) познание (в сфере становления собственно языка),  

6) запоминание речевого материала.  

 Хотя необходимо проявлять чувство меры, чтобы игра не стала утомлять учащихся и не потеряла своего эмоционального воздействия. [4]

Песни и стихотворения.

   Песня на уроке – хороший вид релаксации, отдыха, в котором можно отработать навыки аудирования, развить фонетические и грамматические. Во время прослушивания и исполнения песен можно также познакомиться с новой и современной лексикой англоязычных стран; узнать сленговые выражения, используемые в живой речи. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

   На начальном этапе изучения иностранного языка использование песен, стихотворений, рифмовок очень важно, так как эти элементы здоровьесберегающих технологий помогают ученику младшего школьного возраста овладеть лексико-грамматическими структурами без особых усилий. Но это еще не означает, что ребенок овладел лексикой или грамматикой, он только начал с ними знакомство в игровой форме. Закрепление же лексико-грамматических структур должно проходить в форме заучивания наизусть, а позднее в отработке этих структур в различных видах заданий и упражнений.

Во время работы с учениками младшего школьного возраста я часто прибегала к помощи различных  рифмовок и стихотворений, иногда они были с опорой на родной язык. Например, изучение темы «Личные местоимения»:

Я ошибся ай-ай-ай

Я - местоимение I.

Вы не стойте на краю

Ты и вы - иначе You.

Объяснялись мы в любви

Мы – местоимение We.

Он смеялся хи-хи-хи

Он – местоимение He.

Она спешила - не спеши

Она - местоимение She.

Они жалели всех людей

Они - местоимение They.

   При изучении темы  Colours я использую стихотворение, направленное на введение новой лексики путем подбора рифмующихся слов на английском языке, а само стихотворение идет с опорой на русский:

Учить цвета я стала

Цвет по-английски Colour.

У меня сомнений нет-

Красный цвет конечно Red,

Облизнувшись кошка съела

желток желтый,

Желтый -Yellow

Я тону, иду ко дну.

Синий цвет конечно Blue.

Ох, неспелый мандарин,

Он - зеленый, просто Green.

Коричневое платье купила эта Фрау,

Мы знаем точно- коричневое Brown.

Мышка- mouse, кошка- cat

Белый - White, а черный- Black.

Розовые розы падают на ринг,

Цвет красивый розовый

По-английски Pink.

Золотистый цвет -  он модный,

По-английски будет  Golden.

Цвет серебряный красивый,

По-английски будет  Silver.

 Для закрепления изученной лексики, предлагаю детям самостоятельно изготовить карточки разных цветов и после провожу игру «Угадай цвет». Когда учитель начинает одну из строк стихотворения о цветах, дети должны вспомнить чем заканчивается эта строка, каким цветом, причем название цвета они должны назвать по-английски, и соответственно показать карточку с аналогичным цветом.

Спряжение глагола To be в настоящем неопределенном времени в интересной форме можно легко запомнить, заодно повторив личные местоимения через изучение стихотворения «We are happy»:

I am happy.        

You are happy.

He is happy.  

She is happy.

We are happy.                                                    

They are happy too.      

    Заканчивая эту статью, я хотела бы высказать свое убеждение в том, процесс обучения иностранному языку не обязательно должен быть скучным, утомительным и трудоемким.  В запасе учителя есть много средств, которые помогут сделать урок более интересным, увлекательным и легким. В этом запасе всегда должны быть игры, стихотворения и песни, как одни из главных помощников.

Литература

  1. Зимняя И. И. Психология обучения иностранным языкам в школе – М.: Просвещение, 1991.
  2. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимодействия/  

Под редакцией  Е.А.  Левановой – СПб.:  Питер, 2006.

  1. Леонтьев А.Н.  Деятельность. Сознание. Личность – М., 1982.
  2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе, - М.: .: Просвещение, 1989.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы повышения мотивации при обучении английскому языку младших школьников

Способы повышения мотивации при обучении английскому языку младших школьников...

Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.

Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...

Методы познавательной мотивации в обучении английскому языку младших школьников

Приемы и методы познавательной мотивации, используемые на уроках английского языка, при обучении младших школьников....

Презентация на тему "Медиаобразовательные технологии как средство повышения мотивации при изучении английского языка"

Медиаобразовательные технологии как средство повышения мотивации при изучении английского языка....

Доклад "Медиаобразовательные технологии как средство повышения мотивации при изучении английского языка"

Медиаобразовательные технологии как средство повышения мотивации при изучении английского языка....