Главные вкладки

    Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к логопедическим занятиям у младших школьников
    статья по логопедии на тему

    рекомендации для логопеда при использовании ИКТ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к логопедическим занятиям

    Мы живем в такое время, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в офисы, в школы, в детские сады. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого развития школьников и служить мощным техническим средством обучения.

    Контингент школьников  имеет разный уровень речевого развития. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку школьников на занятиях. Проблема, с которой я столкнулась, это мотивация. Очень часто ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

    С целью оптимизации процесса развития речи школьников я стала использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось обучение детей с нарушениями речи, значительно возросла мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера в логопедической работе позволило мне активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

    Использую всевозможные компьютерные программы Microsoft: PowerPoint, Excel, Word как для повышения эффективности учебного, воспитательного и коррекционного процессов, так и для повышения уровня своей квалификации и профессионального мастерства.

    Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх и заданиях детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере.

    Своевременная диагностика и мониторинг показывает увеличение количества детей с дефектами речи. Моя работа со школьниками предполагает активное включение родителей в коррекционный процесс и закрепление в условиях семьи новых речевых навыков. В связи с ведущими тенденциями модернизации общего образования актуальны методы и формы организации логопедической работы и помощи родителей. С целью реализации такой важнейшей задачи как профилактика и предупреждение речевых нарушений с учениками младшего возраста мною организовано тесное сотрудничество с родителями детей школьного возраста.

    Для себя я определила направления работы, выбрала формы и тематику мероприятий, которая зависит от структуры и механизмов речевых нарушений, диагностированных у детей, от уровня педагогических знаний и умений родителей в области преодоления речевых недостатков, от запросов самих родителей, от характера проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием не только детей-логопатов, но и детей, которым не оказывается коррекционно-логопедическая помощь.

    В своей работе активно использую информационно-просветительские формы работы: родительские собрания, информационные стенды, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, несомненно, завоевали свое место в системе педагогической работы, так как осуществляют свою главную задачу – повышение педагогической компетенции через рассмотрение проблем, но не дают полного представления о ходе коррекционно-развивающего процесса. И здесь на помощь приходят практические формы работы с родителями:

    • организация проблемных семинаров и семинаров-практикумов (индивидуальных, групповых)
    • проведение круглых столов;
    • использование информационных и комуникационных технологий (ИКТ), в том числе, мультимедийных презентаций;
    • оформление буклетов, бюллетеней и т.д. для родителей;
    • оформление информационных стендов.

    Буклеты, бюллетени, памятки служат раздаточным материалом, знакомят родителей с теоретическими вопросами, посвященными дифференциальной диагностике речевых нарушений, структуре и механизмам этих нарушений.

    Традиционные тетради взаимосвязи логопеда с родителями выступают в качестве демонстрационно-дидактических пособий, которые помогают разобраться родителям с содержанием коррекционно-логопедического процесса при различных речевых дефектах и значимостью воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств, с практическими методами и приемами закрепления речевых умений и навыков, методическими рекомендациями по их применению.

    Мною широко используются ИКТ в работе с родителями, с их помощью качественнее и легче реализуется задача – повышение педагогической компетенции родителей, а также предоставляется возможность родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

    Средства ИКТ дают мне возможность представить и раскрыть теоретические и практические аспекты логопедической работы для родителей.

    Мультимедийные презентации, созданные в программе MS PowerPoint, позволяют поместить фотоматериалы для просмотра родителями фрагментов организованной и самостоятельной деятельности детей на логопедических занятиях, по коррекции и воспитании личности детей с различными формами речевых расстройств.

    Разработав компьютерную презентацию с материалом на закрепление поставленного звука, я рекомендую родителям для самостоятельного проведения занятия в условиях семьи.

    Благодаря использованной мною системе поощрений – компьютерные герои, наклейки с компьютерными героями, не только дают возможность провести занятие с ребенком в игровой форме, но и повысить его самооценку.

    Использование средств ИКТ в логопедической работе позволяет:

    • обеспечить доступность и качество квалифицированной помощи для детей с нарушениями речи;
    • систематизировать и повысить эффективность работы учителя-логопеда в направлении работы с родителями;
    • привлечь к активному участию родителей в коррекционно-образовательном процессе;
    • распространить опыт работы специалистов дошкольного учреждения и продемонстрировать достигнутые результаты;

    При использовании компьютерных программ на своих занятиях я соблюдаю правила безопасной работы с компьютером, учитываю и негативные моменты при работе с техникой. С осторожностью решаю вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не превышает 5-10 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз провожу с ребенком зрительную гимнастику: движения глазами вправо-влево, вверх-вниз в течение 8-10 секунд, круговые движения глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки по 8-10 раз. Слежу, чтобы при этом голова ребенка находилась в покое, а не поворачивалась. По окончанию занятия повторяю с ребенком зрительную гимнастику.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    повышение мотивации к логопедическим занятиям

    В  этой статье я обобщила опыт своей работы по теме "Повышение мотивации к логопедическим занятиям"...

    Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи. Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

    Для изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ОНР используютя следующие методики: корректурная про­ба, методика Пьерона — Рузера, таблицы Шульте, крас­но-черный квадрат, таб...

    проект «Предметная неделя как средство повышения мотивации и развития познавательных интересов младших школьников»

    Данная предметная неделя даёт возможность для дальнейшего изучения космоса, вселенной. Тема вызывает интерес, способствует повышению мотивации и развитию познавательных интересов  младших школьни...

    Использование игр как средство повышения мотивации изучения английского языка на начальном этапе обучения

    В данной работе рассматриваются тория игры в отечественной и зарубежной педагогике, возрастные особенности детей младшего школьного возраста, использование игровых технологий на уроках иностранного яз...

    Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "

    Тестотерапия –  это своего  рода упражнения, оказывающие помощь в  развитии  тонких диффренцированных   движений, координации, тактильных  ощущений ,  а так же ...

    Использование здоровьесберегающих технологии как средство повышения мотивации в обучении английскому языку младших школьников.

    По результатам недавних педагогических и психологических исследований можно говорить о том, что уже на начальном этапе обучения школьники и их родители сталкиваются с  такими проблемами, как ухуд...

    Развитие учебной мотивации и познавательной активности на логопедических занятиях с младшими школьниками с ЗПР

    В данной статье представлено теоретическое обоснование и практические приемы формирования и развития учебной мотивации и познавательной активности у детей младшего школьного с задержкой психического р...