Конспект занятия на школьном логопункте . Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов ." Дифференциация звуков Ч- Ш "
презентация к уроку по логопедии по теме

Маханова Наталья Александровна

Тестотерапия –  это своего  рода упражнения, оказывающие помощь в  развитии  тонких диффренцированных   движений, координации, тактильных  ощущений ,  а так же снижает  мышечное напряжение, снимает страхи, тревожность, агрессию, развивает мелкую моторику и речь, творческие способности и мышление, а также развитие стереогноза - восприятия и узнавания предметов на ощупь.

Тестотерапию  можно  использовать на  занятиях  с учениками имеющими  нарушениями речи, зрения и слуха. Также она эффективна для агрессивных и гиперактивных детей, так как развивает внимательность и концентрацию, снимает напряжение, вызванное этими состояниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект     занятия на  школьном  логопункте

Использование  тестотерапии  на    логопедических  занятиях

«Дифференциация  Ч-Ш»

ЦЕЛИ  И ЗАДАЧИ:

Познакомить учащихся со звуками   Ч-Ш  ;научить детей  давать сравнительную характеристику  изучаемых  звуков; учить дифференцировать звуки  Ч-Ш  в слогах, словах, предложениях. Соотносить  звуки  с  буквами  и  символами, работать с родственными  словами; развивать навыки  фонематического  восприятия, анализа  и синтеза,  работа  со  словами-паронимами; учить строить логически  верные  предложения, упражнять в  ответах  на  поставленные  вопросы ,  развивать  логическое  мышление. продолжать  развивать    мелкую  моторику  и  сенсорику    и  В П Ф  при  помощи  тестотерапии.

Организационный  момент  :  1. В  начале  нашего занятия    мы  сделаем с  Вами    артикуляционную  гимнастику .  Будьте  внимательны .      Я  буду  показывать   артикуляцию   звука ,  а  ВЫ  должны   назвать его  и вылепить из  теста  букву .

Какого  цвета  нужно  было  взять  тесто , чтобы  вылепить  буквы  ч и ш? Почему ?

  1. Сравнительная характеристика  звуков  занятия.

 ( Ч- СОГЛ ,  ВСЕГДА  МЯГКИЙ ,  ГЛУХОЙ, СЛОЖНЫЙ,ДЛЯ  ОБОЗНАЧЕНИЯ  НА  ПИСЬМЕ  ОБОЗНАЧАЕМ ЗЕЛЕНЫМ  КРУЖКОМ .

Ш- СОГЛ ,  ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ ,  ГЛУХОЙ, ПРОСТОЙ. НА  ПИСЬМЕ  ОБОЗНАЧАЕМ   СИНИМ ЗАКРАШЕННЫМ  КРУЖКОМ .

2. Развитие  фонематического  анализа  и синтеза .

Логопед -  Cоставьте  имена  героев  занятия  по  первым  буквам  названий  картинок .  Запишите  их  и   выделите    буквы   Ч-Ш.  (  картинки  подготовлены)

а .    Припоминание  произведения   и героев  сказки .

Л.- Вспомните, из какой  сказки  пришли  Чебурашка  и  Шапокляк?

Как  звали   других  героев   этой сказки ?

Кто  всегда  старался  навредить друзьям ?

б.    Знакомство  с  темой  занятия.

Л-  послушайте  имена  героев  сказки  и  назовите  первые  звуки  в  словах

( ЧЕБУРАШКА- Ч ,  ШАПОКЛЯК-Ш)

Основная  часть  занятия ..

2.«Дифференциация  Ч-Ш»

 Л.-  Повторите  за  мной  вслух    слоги  ( ча- ша) и  запишите  их  в  тетрадь .

3.Работа  со   словами  паронимами.

 Составьте  пары  слов  так  чтобы  они  отличались  только  одним звуком .  Сравните  слова  по  написанию ,  звучанию  и  значению  звуков. Слова  записаны  на  карточках :  (печка-  пешка, мычи-  мыши , тучка- тушка, мочка-  мошка,  дочка – бочка,  крыша-  крыса , кочка – кошка,   вата -  фата )

Л:  Какие    слова  не  подходят  к  теме  нашего  занятия  и  почему ?

4. Развитие зрительного   восприятия .

Л- Шапокляк  все  буквы  перепутала так  что нельзя ничего   прочитать .  Попробуйте  отгадать  слова  и   запишите  их ,  выделив  в  словах   звуки  занятия.( ичиприк….)

5. Развитие  умения  логического  построения   предложений.

Л- Шапокляк   записала  в  ваших  альбомах  предложения    со  звуками  

Ч-Ш. Прочитайте  то  ,что   записала  старуха  Шапокляк  и проверьте   если  в ее  записях  ошибки  или  нет . Запишите    предложения  верно . Укажите  звуки  занятия .(  У  шапки  новый  Миша ..).

6.Куда  спрятался  звук .  

Л- Я  буду  говорить  Вам  слова ,  а  ВЫ  должны   написать  это  слово  в   определенный  столбик .( чайка ,  шар ,   шишки , чабан ,   плач , тучка, кашка,  шалаш , камыш)

 7.  А  сейчас  в  конце  нашего занятия   ВЫ  должны    вылепить    из  теста     предмет ,  животное  или  овощи   начинающиеся   на  эти  звуки . А  Мы  попробуем  отгадать  ,что  вы  вылепили .

8.   Развитие  сенсорных  способностей .  

Л- Я  Вам  сейчас   раздам    карточки . ВЫ  закроете  глаза .  И  попробуете  прочитать  слова  которые  написаны  у  Вас  на  карточке .  По очереди .  Начинаем .Остальные  проверяют .   Записываем  слова  в  тетрадь .

Подведение  итога  занятия :

 С  какими    персонажами  мы  познакомились ?

 Вспомните  с  какими  звуками  мы  занимались ?

 Назовите   героев  сказок   со  звуком   Ш.

Назовите  героев  сказок  со  звуком  со  звуком Ч.

Молодцы .   Урок  закончен .



Предварительный просмотр:

Сообщение  на  тему:

«Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов .»  

Составила  учитель - логопед

МОУ « СОШ « Свердловский ЦО»

Маханова  Наталья Александровна

январь 2015г.

Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов   

Как  Вы  знаете   в жизнедеятельности человека рука ,играет важную роль на протяжении всей жизни. «Кончики пальцев -  есть второй головной мозг»  говорил  (И. Кант)

Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.Ученые пришли к заключению, что выполнение упражнений пальцами стимулирует развитие  ,как устной  так  и письменной речи детей.

Тестотерапия –  это своего  рода упражнения, оказывающие помощь в  развитии  тонких диффренцированных   движений, координации, тактильных  ощущений ,  а так же снижает  мышечное напряжение, снимает страхи, тревожность, агрессию, развивает мелкую моторику и речь, творческие способности и мышление, а также развитие стереогноза - восприятия и узнавания предметов на ощупь.

Тестотерапию  можно  использовать на  занятиях  с учениками имеющими  нарушениями речи, зрения и слуха. Также она эффективна для агрессивных и гиперактивных детей, так как развивает внимательность и концентрацию, снимает напряжение, вызванное этими состояниями.

Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тем, что она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке  из теста задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы. В процессе  использования  тестопластики у детей  повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии  не  только  речи , но и мелкой  моторики , графомоторных навыков  так  необходимых  для  письма  .

Работа с тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и этим ребенок поправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать  себя проявив фантазию, смекалку, изобретательность. Использование тестотерапии позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.

         Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности.

Изготовленные ребенком буквы из теста хорошо запоминаются, таким образом, формируются целостные представления о кинеме. Так же можно с помощью цвета (красного, синего, зеленого) обозначить гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, создавая, тем самым дополнительную наглядность при реализации задачи коррекции фонематических процессов.

Важное   значение имеют  занятия  тестотерапией направленные на развитие стереогноза - восприятия и узнавания предметов на ощупь.

 Тестотерапия  производит впечатление игры, фокуса,чуда и нет никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые  обязательно необходимо выполнять.  

Начинать занятия тестотерапией следует с простых заданий. Постепенно задания нужно  усложнять . Ее  можно   применять   ,как  часть занятия   так и целое занятие . После того как процесс освоен, можно давать задания целенаправленно для решения разнообразных воспитательных, образовательных, развивающих, коррекционных задач.

Занятия с применением тестотерапии создают приподнятый эмоциональный фон у детей, что способствует проявлению разнообразных чувств и эмоций: снятия напряжения, чувству удовлетворения, повышения самооценки, что благотворно влияет на коррекционный процесс. Такие занятия оживляют общение детей друг с другом и  логопедом. Использование  этих приемов  в коррекционно-логопедической работе  позволяет  развивать у учеников более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению и за более короткое время достичь положительных результатов в коррекции.

Думаю , мне  удалось убедить  вас в том, что тестотерапия не только увлекательное, но и полезное занятие. Тогда дерзайте, творите! Желаю успеха!

Спасибо  за  внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"

Использование сказкотерапии на  логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...

Конспект логопедического группового занятия в 1 классе" Дифференциация звуков Ч-Щ"

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе. Тема:  Звуки Ч-ЩЦель: Дифференциация звуков Ч-ЩЗадачи:Образовательные:-учить дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, предложе...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-х классов "Дифференциация звуков У и Ю"

Открытое логопедическое занятие проводилось с группой детей второго класса, имеющие логопедическое заключение "Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи"....

«Использование тестотерапии на логопедических занятиях с младшими школьниками 1-2 классов .»

Важное   значение имеют  занятия  тестотерапией направленные на развитие стереогноза - восприятия и узнавания предметов на ощупь....