Методы познавательной мотивации в обучении английскому языку младших школьников
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс) на тему

Юлия Владимировна Сычева

Приемы и методы познавательной мотивации, используемые на уроках английского языка, при обучении младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методы познавательной мотивации34.06 КБ

Предварительный просмотр:

     Методы познавательной мотивации

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам

максимум знаний, а в том, чтобы привить им

 интерес к самостоятельному поиску знаний,

научить  добывать знания и пользоваться ими.

 Константин Кушнер.

Мотивация – это совокупность  мотивов, побуждающих человека к деятельности.

Учебная мотивация - это совокупность мотивов, побуждающих человека к учебной деятельности.

Я работаю учителем английского языка Мои ученики – младшие школьники 2-4х классов.  Ребята, впервые приходящие на урок английского языка, отлично понимают, что за предмет они будут изучать. Многие из них уже внутренне замотивированы на предмет, им материал уже интересен. Они приходят на урок, чтобы реализовать свои способности, открыть новые возможности, преодолеть очередные препятствия.

Но есть ученики, которым  предмет не интересен, а учителю просто необходимо разбудить интерес к предмету у таких учеников, чтобы в дальнейшем сформировать понимание нужности, важности изучаемого предмета.

Формирование мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности. Иными словами, если ученик не включен в деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.

Вследствие этого, учитель  должен подавать учебный материал в такой форме, чтобы обязательно вызвать эмоциональный отклик у ученика. При организации учебного процесса я широко использую различные виды познавательной деятельности.

Большую роль в формировании познавательной мотивации учения играют различные формы коллективной деятельности на уроке. Её выбор зависит от возраста учащихся, от особенностей класса и учителя.

Опыт показывает, что использование групповых форм обучения позволяет вовлечь в работу всех ребят, поскольку попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик, как правило, не может отказаться выполнять свою часть работы, внося лепту в общее дело.

Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами. Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Использование групповых форм обучения втягивает даже «глухих» учащихся, так как, попав в группу аспирантов, которые коллективно выполняют определенное задание, учащийся не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется критике своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше, чем мнением преподавателя. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы, придает ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлении соответствующей мотивации. Когда учащийся, работая коллективно в группе, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению учащегося в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает для него признаваемую им ценность, что приводит к мотивации учения.

При этом важно правильно организовать работу групп. Необходимо создать такие условия групповой работы, чтобы каждый ученик мог поучаствовать в общем деле; чувствовал себя нужным и полезным в группе. Практически все темы начальной школы на уроке английского языка предполагают групповую работу. По теме «Школа»  мы вместе создаем  школьное  расписание, собираем портфель в школу, пишем письмо школьному другу из Англии. По теме «Еда » мы создаем ситуацию «В магазине, В кафе», составляем коллективное меню для дня рождения.  Тема  «Животные» предполагает описание внешности животного в группе.  Так же мы работаем в группах по карточкам, составляем вопросы , предложения по грамматическим темам.

Такая организация учебной деятельности на уроке не только создает благоприятные условия для усвоения знаний, но и формирует учебно-познавательные мотивы, которые оказывают большое влияние на формирование познавательной  мотивации.

На уроке очень часто использую прием инсценирования. Мы разыгрываем на уроках небольшие сценки «В кафе, В магазине, Мой друг ». Такой прием развивает на уроках навыки спонтанной  неподготовленной устной речи, погружает учеников в ситуацию роли, создает  языковую среду.  Так же  часто составляем письма иностранному другу о себе, о школе и любимом школьном предмете, о семье и пр. Переписка учащихся с иноязычным другом позволяет  ученикам узнать интересную информацию о культуре, истории, образе жизни своих товарищей по переписке. Переписка помогает запомнить клише, грамматические конструкции, расширяет запас лексики.  Такие приемы  так же способствуют формированию познавательной мотивации учащихся.

Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Для ученика организуется такая ситуация, при которой ученик применяя свои знания, сталкивается с их недостаточностью. Осознание этого факта учащимися увеличивает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.  Проблемная ситуация возникает  тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. Работа с текстом по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок, редактирование текстов.

Каждый учитель стремится сделать свои уроки творческими и занимательными, чтобы желание и интерес младших школьников, которые только приступили к занятиям иностранным языком, не угасли в последующие годы. Задача учителя - добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А там, где интерес, там и успех.

При изучении темы «Моя семья», я предлагаю ученикам принести фотографии своей семьи и рассказать о ней. Здесь используется метод опоры на жизненный опыт.  Интересно не только ученику, кто рассказывает о своих близких, но и тем, кто его слушает.  Или например, изучая тему «Одежда» прошу сделать рекламный проспект магазина одежды.

  Во 2 классе изучив достаточное количество звуков, мы разыгрываем сказку о звуках и буквах. Так же во 2-4 классах на протяжении всего учебного года изучается определенная сказка в нескольких частях. Мы инсценируем сказку, что вызывает огромный познавательный  интерес у ребят.

В доступной и понятной  для ребят форме, сказки помогают объяснить и  сложный грамматический материал, который дети с трудом воспринимают в обычной форме.

Изучая тему «Животные. Описание внешности» в 3 классе,  я предлагаю ученикам нарисовать «Самое смешное животное», животное, которого не существует, затем необходимо описать его внешность, что он любит делать и кушать, а потом  создаем свою планету  выдуманных животных. В такой форме затрагиваются темы, изученные ранее «Еда, Части тела, повседневная жизнь».

 В 4 классе ученикам очень интересна презентация проектов. Проекты создаются как индивидуально, так и группой учеников. Ученик  стремится самостоятельно добывать информацию, учится выбирать нужный материал из всего имеющегося разнообразия по определенной теме, учится правильно оформлять свою работу. Темы проектов различны «Я и мой друг. Наш класс.  Еда в Великобритании. Денежная система в Великобритании и США.»

На уроках проводим различные лексические игры: Закончи предложения (I like. I can. I have..). Определи и докажи: в каком времени дано предложение.

Кроме этого на уроках мы учим несложные стихи, рифмовки, проводим фонетическую зарядку. Особенно нравятся ребятам скороговорки, где хорошо отрабатываются фонетические умения. Мы устраиваем конкурс на самое лучшее и быстрое произношение скороговорки.

Часто готовим загадки  по разным темам «Животные, Еда, Школьные принадлежности, Одежда» . Угадывая, спрашиваем  Isit a pen? Ia it a ruler?

Подходы к работе над стихами зависят от возраста учащихся, от их творческих способностей и от того, какие задачи ставит учитель. Многие задачи, такие как обучение фонетике, грамматике, лексике и переводу, решаются в комплексе. Изучение стихотворения чаще всего происходит на нескольких уроках. Это зависит от объема, наличия незнакомых слов и грамматических структур. На уроке мы используем стихи и песни на фонетической зарядке, для закрепления, лексического и грамматического материала, как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. Очень хорошо воспринимаются детьми песни знакомые им на русском языке. Если есть время на уроке, то песню, стих можно инсценировать, стих прочитать по ролям.

        Использовать песни и стихи на уроках английского языка нужно и можно. Их очень легко   подбирать для классов младшего и среднего звена.

 Песни интересны учащимся тем, о чем они говорят и в какой музыкальной форме они представлены. Песни мотивируют деятельность учащихся о чем-либо сообщить, поинтересоваться, то есть фактор коммуникации должен занимать первое место.

Использование песен способствуют:

· совершенствованию навыков произношения

· позволяет достичь точности в артикуляции, ритмике и интонации

· углубляет знания по английскому языку

· обогащает словарный запас

· развивает навыки и умения чтения и аудирования

· стимулирует монологическое и диалогическое высказывание

· развивает как подготовленную, так и спонтанную речь.

Дети лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в речи. Диалог на уроке английского языка служит для них мотивом усвоения новых слов. Результаты показывают, что коммуникативные приёмы являются любимой деятельностью учащихся на уроке.

Таким образом, работа со стихами, рифмовками и песнями служит эффективным средством усвоения языкового материала, развития памяти, внимания и творческой активности учащихся, воспитывает чувства толерантности и уважения к творческому наследию стран изучаемого языка.

Творческие задания являются важной составляющей в обучении  любого иностранного языка. Они помогают сохранить интерес к изучаемому предмету, снять языковые трудности, и главное развивать у ученика желание самому искать информацию и грамотно использовать ее в своей работе.

Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся, их общения на уроке в условиях полной социально - психологической совместимости. Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность.

Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, можно применять ролевую игру, игру вообще, особенно на начальном этапе обучения.

Ценность игры как способа повышения мотивации заключается еще и в том, что она посильна любому ученику, даже не проявляющего значительных способностей к усвоению иностранных языков. При организации обучающего процесса на основе игр учителю требуется проявлять компетентность. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий — все это позволяет ученику преодолеть стеснительность, мешающую употреблять в речи слова иностранного языка. Постепенно снижается тревожность и скованность, появляется позитивный образ самого себя.
             Для достижения поставленной цели, а именно развитие и совершенствование коммуникативных навыков младших обучающихся, на уроках следует применять игровой прием. Как известно, игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность. А если ребенок при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам.

Например,  игра «Кто ты?», которая  позволяет учащимся рассказать о себе, что одновременно может рассматриваться как речевая зарядка. Необходимо заранее собрать много разных мелких предметов (или картинок с изображением предметов) и положить их в коробку. Каждый ученик должен выбрать три предмета и сказать, что его связывает с этими предметами. Например: один ученик взял игрушечную собачку, мяч и солнечные очки. Он может сказать о себе следующее: I like dogs. I like to play football. I like summer. Ученики по очереди выбирают предметы и рассказывают о себе. Это упражнение можно изменить, например, предложив учащимся рассказать о своём настроении на данный момент или о планах на будущее.

Для начала мы часто  используем игру «Летающие поговорки»: Ребятам  раздаются карточки с поговорками таким образом, чтобы одним досталось начало поговорки, а другим — окончание. Ребята должны объединиться в команды и сопоставить части поговорок. Игра развивает  лексические, фонетические  навыки.

 Очень нравится ребятам   игра «Светофор». Часто  применяем ее для работы с грамматикой. Ученики  поднимают красные и зелёные карточки, выбирая правильные грамматические формы, конструкции, вспомогательные глаголы, глаголы-связки.

Наряду с игровым приемом на уроках большинство учителей применяют приём «Образы», который способствует развитию у учащихся навыков говорения, творческой инициативы, воссоздающего воображения языкового умения, которому здесь придаётся особое внимание, - это умение передать образы средствами английского языка, используя формы вербальной и невербальной коммуникации. Активизируется словарный запас учащихся, формируется эмоционально-интеллектуальная установка на использование знаний в нетрадиционной коммуникативной ситуации.

Прием «Опиши и изобрази» является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот прием универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики.

              Активные методы позволяют разбавить скучные и привычные уроки и сделать их интересными и более познавательными. 

Таким образом, делая уроки английского языка увлекательными, учитель поддерживает высокий мотивационный уровень. Большое значение в процессе формирования интереса к предмету имеет субъективное восприятие школьниками значимости приобретаемых знаний. Дети на начальном этапе обучения не могут осознать необходимость знания иностранного языка. Задача учителя заключается в том, чтобы стимулировать желание изучать язык. Ученики должны чувствовать, что язык, который они изучают, является средством общения и получения информации.

Безусловно, каждый предмет школьного обучения играет свою роль в образовании и воспитании молодежи, в формировании личности современного россиянина. Однако иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет - на особом счету. Он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Иностранный язык, действительно, требует работы - ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивирована. Ученик должен знать, ради чего он это делает, должен иметь четко поставленную конкретную цель изучения иностранного языка . Цель может состоять в том, чтобы, например, овладеть английским языком и уметь читать У. Шекспира в подлиннике, или быть в состоянии самостоятельно разобраться в технической документации дисплейной техники, которой он увлекается, или уметь грамотно переписываться с зарубежными сверстниками. Таким образом, учитель постепенно, целенаправленно, с помощью различных методов и приемов, подводит детей к выводу о том, что изучение иностранного языка жизненно важно, то есть он формирует у них устойчивую мотивацию учения. Формирование мотивов важно начинать уже с младшего школьного возраста, когда английский язык преподается в игровой форме.

Таким образом, познавательный интерес не обособлен, он развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними, например, с моральными мотивами, главным образом, с чувством долга и ответственности. В этом взаимовлиянии множества мотивов заключено ценнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности в целом. Познавательный интерес, испытывая влияние моральных мотивов, сам приобретает более широкие значения для личности. В свою очередь, познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями, интеллектуальными радостями, обогащает своим влиянием и другие мотивы.

Интерес как важный стимул успешного обучения – сильное средство возбуждения детской активности, развития мышления и творческих сил ребенка. Подлинный интерес возбуждается активной работой мысли, сопряженной с решением сложных задач. Но для этого необходимы условия. Удовлетворение учебной деятельностью служит стимулом дальнейшего поступательного движения. В обучении необходимо сочетать интерес и усилия. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ребенка, и является, таким образом, не только средством успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности.

        Таким образом, познавательная мотивация представляет собой  внутреннюю деятельность  или мотивацию этой деятельности, не зависимую от внешних факторов, она, несомненно, влияет на учебную деятельность школьников, чем лучше у учеников сформирована познавательная мотивация, тем динамичнее и охотнее он включается в учебный  процесс. 

В ходе учения школьник может столкнуться спроблемами в обучении, встречи с которыми он не ожидал, что может значительно снизить познавательную и  внутреннюю  мотивацию, что, несомненно, скажется на его обучении. Дабы избежать снижения познавательной мотивации в учении у младших школьников, нужно связать учебный процесс с положительными 

эмоциями в подсознании ученика, что приведёт к стимулированию познавательной  мотивации у младшего школьника и  предотвратит снижение

 обучаемости  ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра в обучении английскому языку младших школьников

Статья,в которой описывается о необходимости использования ролевых игр на уроках английского языка....

Игровой метод в обучении иностранному языку младших школьников

Игра – разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Она всегда выступает в двух временных измерениях: в настоящем и будущем, ...

Способы повышения мотивации при обучении английскому языку младших школьников

Способы повышения мотивации при обучении английскому языку младших школьников...

Использование здоровьесберегающих технологии как средство повышения мотивации в обучении английскому языку младших школьников.

По результатам недавних педагогических и психологических исследований можно говорить о том, что уже на начальном этапе обучения школьники и их родители сталкиваются с  такими проблемами, как ухуд...

Статья на тему: "Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников"

Статья на тему: "Интерактивные методики в обучении английскому языку младших школьников"....

Обучение английскому языку младших школьников.

Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового, от...

реферат: Использование интерактивных тетрадей при обучении английскому языку младших школьников

В данной работе рассматривается методика использования интерактивных тетрадей. Что такое интерактивная тетрадь. Для чего она нужна. Для какого возраста подходит. Основные ошибки при внедрении интеракт...