Технология модерации как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока в начальной школе
методическая разработка

Созгизова Галина Васильевна

Технология модерации как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока в начальной школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moderatsiya.docx137.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технология модерации как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока в начальной школе

Ключевые понятия:

Пассивные методы обучения – это форма взаимодействия учителя и обучающихся, при которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а обучающиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.

Активные методы обучения – такие способы и приемы педагогического воздействия, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, побуждающие обучающихся к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения учебных задач.

Интерактивные методы обучения - («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) методы организации познавательной деятельности, обеспечивающие взаимодействие между педагогом и обучающимися, между самими обучающимися. При этом роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует ход образовательной деятельности.

Модерация - техника организации интерактивного общения, способствующая более целенаправленной и структурированной работе в группах.

Модератор – методический помощник, организатор групповой работы, активизирующий и регламентирующий процесс взаимодействия участников группы на основе демократических принципов.

План:

  1. Актуальность технологии модерации на этапе реализации ФГОС нового поколения.
  2. Сущностная характеристика технологии модерации.
  3. Базовые процессы модерации как основа проектирования урока в начальной школе.
  4. Методы и приемы технологии модерации.

  1. Актуальность технологии модерации на этапе реализации ФГОС нового поколения

Современное общество предъявляет к системе образования принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Выпускники школы должны не только обладать определенными знаниями, но и гибко реагировать на изменения в окружающем мире, а для этого школа обязана научить детей самостоятельно принимать решения, прогнозировать и предупреждать последствия своей деятельности, сотрудничать, постоянно совершенствовать свои знания в различных областях. Лидирующие позиции занимают ученики, которые умеют добывать и эффективно применять знания.

В связи с этим одной из приоритетных задач современного образования становится переход от накопления знаний к развитию личности, совершенствованию её индивидуальных способностей, от получения разобщенных сведений из различных областей знаний к формированию целостной картины мира. Поиск новых подходов к организации педагогического процесса приводит к необходимости реформирования всей системы приобретения знаний учеником, переориентации на практическую составляющую образования, привлечения обучающихся к исследовательской деятельности. Одним из важнейших направлений становится обучение общению, гармонизирующими межличностные и социальные отношения. А естественным общение будет только в совместной деятельности, каковой и может стать групповая работа, организованная по принципам модерации. Технология модерации играет особую роль и в формировании и развитии универсальных учебных действий обучающихся, которые предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом.

Согласно ФГОС нового поколения основными результаты начального образования, на достижение которых должна быть направлена деятельность всех участников образовательного процесса, деятельность системы образования и образующих ее инфраструктур являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого обучающегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности  к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.  В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию,  невозможно достичь положительных результатов обучения.

Сегодня достижение качественно нового уровня образования в школах связывается:

- с внедрением современных педагогических и инновационных технологий,

- гибких организационных форм,

- нахождением эффективных способов индивидуального подхода к воспитанникам.

Все ли существующие на сегодняшний день технологии отвечают требованиям стандартов и обеспечивают реализацию системно-деятельностного подхода?

При организации образовательной деятельности через пассивную стратегию и методы линейного воздействия уже на ступени начальной школы не обеспечивается реализация системно-деятельностного подхода и субъектной позиции ребенка в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

При выборе активной стратегии и методов линейного взаимодействия взрастает возможность поддержки индивидуальности каждого обучающегося, но, при этом, остается центральной роль преподавателя в образовательной деятельности.

При использовании интерактивной стратегии и методов кругового взаимодействия роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Обучающиеся обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Особенности построения пассивной, активной и интерактивной стратегии преподавания представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Пассивная стратегия

или методы линейного воздействия

Активная стратегия или методы линейного взаимодействия

Интерактивная стратегия или методы кругового взаимодействия

  • Преподаватель занимает центральную позицию.
  • Преобладает монолог учителя.
  • Акцент на дисциплину, исполнительность
  • Преподаватель – главный организатор

  • Учебный процесс основан на диалоге
  • Возрастает индивидуальность в преподавании
  • Остается центральной фигура преподавателя
  • Но ученики – не пассивные слушатели, поощряется инициатива и творчество

  • Суть стратегии заключается в организации учебного взаимодействия в группах
  • Учитель становится организатором образовательного процесса, но не его главной фигурой.
  • Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие учащихся между собой

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в полной мере обеспечение реализации системно-деятельностного подхода возможно при использовании методов кругового взаимодействия (интерактивной стратегии). Именно при таком построении образовательной деятельности удастся по-новому организовать учебный процесс, где ученик является субъектом учебной деятельности, чтобы он в итоге достиг желаемых целей и результатов, чтобы заинтересовать каждого обучающегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя.

Пассивные методы: пересказ, рассказ, лекция, практикум, упражнения, экскурсия, наблюдение.

Активные методы: проблемная лекция, активная консультация, проблемный семинар, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, ролевые игры, конференции, круглые столы.

Интерактивные методы: работа в парах, метод шести шляп мышления, верные и неверные утверждения, мозговой штурм, кластер, корзина идей, бортовой журнал, аргументированное эссе, дерево решений, суд от своего имени, займи позицию, метод аналогий, аквариум и т.п.

На современном этапе эффективность педагогической технологии определяется использованием интерактивных методов обучения. При их отборе (или проектировании) целесообразно руководствоваться следующими критериями: основой любой технологии должны быть планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса; дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенные; целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций; «встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс. Технология модерации является одной из таких педагогических технологий, которые наиболее полно отвечают требованиям новых стандартов.

Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания технологии модерации, активных методов обучения, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются достигаемыми результатами.

Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (или занятия во внеурочной деятельности), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов.

  1. Сущностная характеристика технологии модерации

Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего интернет-конференции. В Ватикане модератор был лицом, который указывал на самые существенные положения в речах папы. В современном значении модератор – методический помощник, организатор групповой работы, активизирующий и регламентирующий процесс взаимодействия участников группы на основе демократических принципов; обеспечивает деловое общение, протоколирование процесса обсуждения, промежуточных и итоговых результатов групповой дискуссии. Модератор поощряет участников к сотрудничеству средствами визуальной риторики (например, заполняя и вывешивая на видное место модераторские карточки); задает интересные и мотивирующие вопросы и выстраивает обсуждение проблемы таким образом, чтобы тема групповой работы была фактически разработана. Важным моментом работы модератора является составление протокола групповой работы, в котором визуально отражаются процесс решения проблемы и наиболее значимые результаты групповой работы.

Модератор должен иметь знания в области модерации той или иной проблемы, но совсем не обязательно, чтобы он был высококвалифицированным специалистом, у которого заранее готово решение. Модератор — авторитет процесса, а не содержания. Поэтому он должен обладать высоким уровнем социальной компетенции: он должен легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать групповую динамику, управлять процессом межличностного взаимодействия. Модератор поддерживает группу, организуя разумное целенаправленное поведение в ней.

Под модерацией на современном этапе понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Модерация при правильной организации является таким способом проведения учебных занятий, который быстрее приводит к результатам и дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.

Основная дидактическая цель метода модерации в образовательной деятельности – развитие способности обучающихся к самостоятельному и ответственному решению вопросов, проблем.

В основе модерации лежит использование специальных приемов, методов и техник, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями, и подводящих обучающихся к принятию обоснованного решения за счет реализации их внутренних возможностей. Модерация групповой работы в большей мере направлена на раскрытие внутреннего потенциала ребенка. Она не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным. При этом индивидуально значимое становится социально значимым, то есть приемлемым в коллективе.

Метод модерации отличает:

 - четкое структурирование (логика отдельных этапов) всего процесса обсуждения проблемы и принятия решения в соответствии с заявленными целями;

- специфические требования к профессиональной компетентности и личностным особенностям организатора, так называемого модератора,

- наличие свода обязательных «правил игры» для всех участников.

Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием  в основу технологии положены следующие принципы:

- структурированность (все содержание урока рационально делиться на четко определенные части);

- систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны);

- комплексность (все части урока нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);

- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

Наглядно перечисленные принципы модерации представлены на рисунке 1.

 

Технология модерации это

Рис.1. Принципы модерации

  1. Базовые процессы модерации как основа проектирования урока в начальной школе

Структурированность образовательной деятельности в начальной школе обеспечивается разделением урока на определенные фазы, каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы.

310

Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.

На этапе планирования урока с использованием модерации педагог формулирует не только цели обучения. Такой принцип, как воспитание через предмет, в технологии модерации находит свое прямое воплощение. Поэтому не важно, планируете ли Вы урок математики, русского языка или литературного чтения, в процессе урока обучающиеся будут достигать и цели изучения Вашего предмета, и цели воспитания, развития и социализации. И все эти цели, а также пути их достижения необходимо планировать и через соответствующую организацию образовательной деятельности реализовывать на каждом уроке.

Мы считаем это совершенно правильным, поскольку перед школой все эти цели поставлены и достижением их должен заниматься каждый учитель. Заниматься воспитанием, развитием, социализацией ребенка необходимо в течение всего школьного дня, а не только на редких классных часах. Именно тогда мы можем обоснованно рассчитывать на реальные успехи школьного образования. И технология модерация будет надежным помощником на этом пути. При этом важно соблюдение определенных правил работы, которые могут корректироваться и дорабатываться самими участниками.

Правила игры для участников модерации

  1. Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно.
  2. Главные идеи и предложения должны быть визуализированы.
  3. Все обсуждения ведутся письменно.
  4. Высказывания должны быть краткими.
  5. Разрешается применять так называемые «конфликтные знаки».

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

  1. эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
  2. упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
  3. обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
  4. мотивация всех участников образовательного процесса;
  5. мониторинг образовательного процесса;
  6. рефлексия педагога и обучающихся;
  7. анализ деятельности участников и оценка результатов.

Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа.

1. Интеракция. Без эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса нет модерации, нет и ожидаемых эффектов. Чтобы обоснованно рассчитывать на успех в обучении, педагог на этапе планирования урока должен предусмотреть и заложить в план механизмы эффективной интеракции, а в процессе урока качественно их реализовать.

Для организации эффективного взаимодействия обучающихся необходимо сформировать малые группы, в которых в дальнейшем пойдет вся основная работа. В процессе совместной работы обучающихся будут осуществляться различные интеракции:

Учитель – ученик

Ученик – ученик

Учитель – малая группа

Учитель – класс

Малая группа – малая группа

Малая группа – класс

Ученик – малая группа

Ученик – класс

Принципы и методы формирования групп зависят от задач, которые преподаватель решает в ходе данного урока и от индивидуальных особенностей обучающихся, их подготовки и социальной роли в классе. Группы могут быть сформированы, исходя из пожеланий ребят или по предложению учителя, когда необходимо достичь равномерного распределения обучающихся по степени их подготовки.

Для формирования мини-команд можно использовать различные методы: самые простые из них не требуют предварительной подготовки, например, можно объединить рядом сидящих учеников либо попросить ребят рассчитаться на первый-второй-третий-четвертый и затем сформировать группы по номерам.

Для более интересных методов формирования малых групп требуется предварительная подготовка. Можно заранее заготовить небольшие карточки разных цветов, на уроке раздать обучающимся и попросить объединиться в группы по цвету карточек (можно использовать и форму карточек), либо придумать игру, в ходе которой происходит постепенное формирование групп, либо попросить обучающихся еще до урока, например, через интернет сформировать мини-команды по определенному признаку и т.д.

При формировании групп важно понимать, что от этого во многом будет зависеть эффективность взаимодействия обучающихся и качество образовательного процесса. Можно работать в одних группах на всех уроках, можно формировать группы для каждого урока. При том и другом подходе есть свои плюсы и минусы, выбор зависит от эффективности работы группы, групповой динамики, конкретных задач урока и, в целом, образовательной деятельности.

Критерием эффективности взаимодействия обучающихся является способность группы успешно действовать для достижения поставленных целей. Целью группы на уроке может быть обсуждение конкретного вопроса по изучаемой теме, решение задачи, подготовка выступления, разработка проекта, проведение исследования и др.

На достижение поставленной цели должна быть направлена вся энергия группы, поэтому учителю важно учитывать этапы развития группы. Сложно ожидать высокой отдачи от группы на начальных этапах ориентации, конфликта и распределения ролей. Только на этапе сотрудничества возникает эффективное заинтересованное взаимодействие участников команды. Поэтому учителю необходимо внимательно отслеживать ход группового процесса и, в случае его замедления, оказывать помощь обучающимся, чтобы группа не застряла на первых этапах и динамично перешла к состоянию солидарности и сотрудничества.

В основе сотрудничества лежит взаимное желание и готовность участников команды объединить свои способности для выполнения совместной работы. Этот этап развития группы характеризуют открытость и доверительные отношения, толерантность и принятие чужого мнения, активное заинтересованное творческое обсуждение, развитие идей друг друга, взаимоподдержка и взаимная ответственность обучающихся за результаты работы команды. Достижение (и поддержание состояния) сотрудничества в групповой работе обеспечивают качественное формирование новых знаний и умений, активное развитие социальных навыков. Стадии развития группы представлены в виде схемы на рисунке 2.

Технология модерации это

Рис.2. Стадии развития группы

Таким образом, недостаточно просто организовать работу в группах, усилия и мастерство педагога должны быть направлены на построение эффективного взаимодействия обучающихся. Эту цель организации взаимодействия (интеракции) участников образовательной деятельности надо ставить при планировании урока и непосредственно в процессе его осуществления.

2. Коммуникация. Эффективные интеракции невозможны без организации упорядоченного обмена информацией между всеми участниками образовательной деятельности. Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Организация двустороннего и многостороннего обсуждения (диалог и полилог), использование различных каналов и форм коммуникации, использование методов стимулирования коммуникативного процесса - все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия.

Целью построения коммуникативного процесса должен стать эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации, удобные каналы коммуникации, условия для свободной генерации, точной передачи и восприятия информации всеми участниками процесса, продумать нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при передаче информации.

Через информацию обучающиеся получают новые знания, и от того, как будет организован процесс передачи, получения и переработки информации, во многом зависит качество приобретенных знаний и умений. Коммуникации пронизывают всю образовательную деятельность и охватывают каждого его участника. Планируя урок, семинар, внеклассное занятие, другое образовательное мероприятие, обязательно придется задуматься об особенностях коммуникаций, возникающих в процессе обучения.

Изменение роли, принципов, способов организации и содержания образования естественным образом вызывает изменение форм и методов, используемых для обучения, воспитания и развития. В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Следовательно, в отличие от традиционного обучения, при котором коммуникация развивалась, в основном между учителем и учеником и учителем и классом, в интерактивном обучении возникают новые взаимодействия. Для достижения эффективности обучения учитель должен организовывать, стимулировать и контролировать возникновение и развитие коммуникаций в малых группах, между группами, между обучающимся и группой и т.д.

На эффективность коммуникативного процесса оказывает серьезное влияние грамотная организация обратной связи, как между обучающимися внутри малых групп и между группами, так и между учителем и обучающимися. Следует уходить от понимания коммуникаций как одностороннего информирования, сегодня требуется переход от информирования к взаимодействию, когда ключевое значение приобретает реакция, обратная связь получателя, показывающая, что он не только принял, но и понял сообщение. Использование техник постановки вопросов, активного слушания содействует построению эффективной обратной связи и значительно обогащает коммуникативный процесс.

При моделировании благоприятной ситуации для развития образовательной деятельности следует учитывать не только необходимость создания условий для свободного формирования, передачи и получения содержательной информации, но также и важность создания способствующего обучению настроя участников, их эмоционального состояния, чувств, отношений. Эти важные составляющие коммуникации во многом определяют ход и результативность обучения.

Нередко учителя мало внимания уделяют эмоционально-чувственной сфере обучающегося, а ведь, в этом возрасте все переживается очень остро. Напускная грубость, эпатаж или, наоборот, замкнутость, могут скрывать серьезные психологические проблемы ребенка. Такие состояния учитель должен видеть и понимать, своевременно внося коррективы в доле внимания и форме отношения к таким обучающимся. При этом надо учитывать, что создание позитивного эмоционального фона урока, для всех детей будет являться важным мотивирующим фактором, обеспечивающим эффективность образовательного процесса.

Коммуникация – это еще и процесс как прямого, так и непрямого воздействия, осуществляемого вербальными и невербальными способами. Поведение педагога, его поза и жесты, выражение лица и глаз чаще передают намного больше информации, чем слова. Эти сигналы отчетливо воспринимаются учениками и встраиваются в общую систему получаемой информации. Именно поэтому, опытные учителя советуют, входя в класс, оставлять за дверью все свои проблемы и отрицательные эмоции, чтобы полностью посвятить образованию все сорок пять минут урока.

3. Визуализация. Для эффективной реализации такого принципа модерации как прозрачность, который позволяет педагогу и обучающимся ясно видеть весь ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые   результаты, необходимо спланировать и осуществить еще один ключевой процесс – визуализацию.

Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» отражает суть данного процесса. Не только дети, но и многие люди плохо воспринимают информацию на слух, часть ее не распознается и теряется, часть воспринимается неверно, сухой монолог быстро утомляет, может вызывать демотивирование обучающихся. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией.

Визуализация каждого этапа образовательного процесса позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся. Красочно оформленные презентации создают приподнятое настроение у обучающихся и учителя, праздничную атмосферу и позитивное мотивационное поле в классе. Имея визуализированный ход образовательной деятельности учителю очень легко подводить промежуточные и итоговые результаты урока, а обучающимся вспомнить и закрепить новый материал. Кроме того, подключение зрительной памяти обеспечит повышенную выживаемость знаний. Включение визуализации в образовательную деятельность позволяет активно задействовать мощный зрительный канал получения информации.

Есть еще один важный эффект визуализации. Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, обучающиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества.

Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений!

Проведение подготовленных командами презентаций позволяет всем обучающимся еще раз рассмотреть изучаемый материал, представленный в простой и понятной форме, задать друг другу вопросы и обсудить ответы. Все это обеспечивает более глубокое понимание новой темы. В процессе представления и обсуждения материала урока учителю очень хорошо видно, как обучающиеся усвоили материал, все ли правильно они поняли, что позволяет педагогу прямо в процессе обсуждения внести при необходимости коррективы в понимание новой темы, дополнительно объяснить проявившиеся сложные моменты темы. Таким образом, по завершении презентаций и обсуждения и учитель и обучающиеся имеют полную уверенность в том, что новый материал правильно понят и усвоен.

Для визуализации можно использовать привычные цветные мелки, разноцветные карточки, наклейки, вырезки из журналов, акварельные краски, материалы для лепки и другие подходящие для этой цели предметы. Театрализация представления результатов обсуждения также обеспечит яркий визуальный эффект и прочное запоминание материала. На самом деле, варианты представления процесса и результатов обучения безграничны, точнее, определяются задачами каждого раздела урока и ограничиваются исключительно фантазией педагога, обучающихся и ресурсными возможностями.

4. Мотивация. Использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми.

5. Проведение мониторинга включает в себя отслеживание и сверку получаемых результатов каждого раздела урока с запланированными, а также формальное и неформальное фиксирование хода и результатов образовательной деятельности и внесение, при необходимости, корректив по ходу урока. В процессе осуществления модерации очень важно обеспечить мониторинг двух процессов: выполнения плана урока и групповой динамики.

6. Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования. Технология модерации в отличие от традиционных методик обучения предоставляет широкие возможности обучающимся для рефлексии. Помимо проведения рефлексии в конце урока, возможно выделение времени для нее и на других этапах образовательной деятельности. Если мы хотим научить человека думать, а не просто воспроизводить заученную информацию, этому стоит уделять достаточно времени и нашего внимания.

7. Анализ деятельности участников и оценка результатов направлены на получение обратной связи всеми участниками образовательной деятельности, использование полученных комментариев и оценок для совершенствования образовательной деятельности как учениками так и педагогом.

Таким образом, полноценное осуществление ключевых процессов модерации, основанное на грамотном детальном планировании и последующем методичном их воплощении, обеспечивает интенсивную проработку и качественное усвоение нового знания обучающимися, формирование и отработку учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. Эти результаты применения данной технологии, без сомнения, позволяют отнести модерацию к современным эффективным образовательным технологиям. И эти эффекты соответствуют требованиям федеральных государственных стандартов образования второго поколения.

В процессе модерации необходимо учитывать достаточно большой ряд процедур и правил организации группы и групповой работы. Правила групповой работы определяются объективными закономерностями эффективной совместной деятельности группы.

4. Методы и приемы технологии модерации

Метод «Шесть шляп мышления»

Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

Белая шляпа: информация

Красная шляпа: чувства и интуиция

Черная шляпа: критика

Желтая шляпа: логический позитив

Зеленая шляпа: креативность

Синяя шляпа: управление процессом

«Мозговой штурм»

Это один из наиболее известных методов коллективного поиска решений, он активизирует способности детей.

Цель использования:

1) выяснение того, что знают дети по теме;

2) набрасывание идей, предположений по теме;

3) активизация имеющихся знаний.

Кроме того, использование данного метода позволяет стимулировать группу к выдвижению большого количества разнообразных идей.  В результате обучения методу мозгового штурма у младших школьников появляется желание обсудить какую-либо идею с другими, в речи активно используются высказывания типа: «Давайте подумаем вместе…», «А как сделать, чтобы…», «Что произойдет, если…». При этом дети приучаются выслушивать различные варианты ответов, конструктивно обсуждать возникающие проблемы; выдвигать множество разнообразных идей, оценивать идеи с различных точек зрения и выбирать наиболее продуктивные.

Верные и неверные утверждения

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Обучающиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На этапе рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Перекрестная дискуссия

По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы –контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Обчающиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.

Кластер

Кластер (гроздь) – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластер – графический прием систематизации материала.

Кластер - это схема, применяемая в том случае если изучаемое явление обладает целым рядом равнозначных признаков. Можно выполнять данную работу (для экономии места на доске) на листе ватмана или на доске, используя цветные мелки.

А) Выделение учителем ключевого понятия

Б) Составление кластера, отражающего знание школьника об изучаемой теме

В) Изучение нового материала

Г) Исправление кластера в соответствии с новыми знаниями

Корзина идей

В «Корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано всё, что ученики знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится следующим образом:

  1. Учитель задаёт вопрос о том, что известно ученикам по данной теме.
  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме. Это строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты.
  3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Обучающиеся делятся друг с другом известными знаниями (групповая работа).
  4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного.
  5. Все сведения в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
  6. Все ошибки исправляются далее по мере усвоения новой информации.

Дерево решений

Дерево решений" является техникой принятия решений в ситуациях трудных и неоднозначных.

Перед началом урока (классного часа) учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливает таблицы для групп. Во время домашнего задания, полученного на предыдущем уроке, учащиеся узнают конкретные факты, связанные с данной проблемой, историческими или природными условиями.

Далее на уроке учитель предлагает группам обучающихся исследовать обозначенную проблему. Ученики выявляют плюсы и минусы поставленной проблемы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений и приходят к совместному решению. Во время урока обучающиеся заполняют таблицу в которой перечисляют преимущества и недостатки (Таблица 2).

Таблица 2

Проблема

+

Преимущества

-

Недостатки

Например, при изучении экологических проблем тундры в 4 классе с помощью данного метода дети в группах выявляют преимущества и недостатки использования тяжелой техники в этой природной зоне, добычи полезных ископаемых, оленьих пастбищ. В ходе группового обсуждения они принимают пути решения проблемы. После этого каждая группа защищает свой проект решения проблемы.

Метод "Дерево решений" предполагает так же и графическое построение различных вариантов, которые могут быть приняты. По "ветвям дерева" соотносят субъективные и объективные оценки данных событий, следуя вдоль построенных "ветвей дерева", оценивают каждый вариант пути. Это позволяет достаточно обосновано подойти к определению степени риска и выбору оптимального решения проблемы.

Бортовой журнал

Таблица 3

Известная информация

(или предположения по теме)

Новая информация

В левый столбик таблицы заносится известная информация по теме или предположения обучающихся в начале урока, правая часть таблицы заполняется в ходе ознакомления обучающихся с новой информации на последующих этапах.

Чтение с остановками

Условное название методической стратегии по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Возможно использование как при самостоятельном чтении, так при восприятии текста на слух.

Особенности организации:

  • текст не должен быть знаком учащимся;
  • текст заранее делится на части; важно смысловое единство каждого отрывка;
  • остановок не должно быть много;
  • задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка)

Типы вопросов

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал.

Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»

Аргументированное эссе

Это литературное произведение (связный текст), написанное на спорную тему, в котором автор защищает некий тезис,   относительно   которого   возможно   привести доводы «за» и «против». В начальной школе можно говорить лишь о подготовке обучающихся к выполнению данного вида работ посредством следующих методик:

  • Методика незаконченных предложений

(Я узнал…; Я считаю, что…; Особенно интересным было..)

  • Мини сочинение  (3 – 7 предложений), в котором ученик высказывает свое мнение по определенной теме, выражает свое личное отношение к фактам, событиям, поступкам героев произведений.

Примечание: данные виды работ рекомендуется выполнять в классе (если учитель ставит целью узнать мнение обучающихся, а не родителей по определенной теме).

Литература

  1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  2. Инновационные педагогические технологии/ Под ред.Е.В. Ивановой, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф - С», 2004. – 160 с.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова.  – М.: Просвещение, 2009.
  4. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогичекое консультирование и супервизия: Монография/ М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, В.О.Букетов, С.Н.Горычева, А.Г.Ширин/ Под ред. М.Н.Певзнера, О.А.Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002.
  5. Образовательный портал «МОЙ УНИВЕРСИТЕТ» www.moi-universitet.ru
  6. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой., Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. -79 с.
  9. Управление введением федерального государственного образовательного стандарта. Начальная школа / Под общ. ред. Р.Г. Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.
  11. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках в начальной школе»

Для подготовки учащихся педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе. Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенц...

Игровые технологии на уроках окружающего мира как одно из средств повышения мотивации обучения учащихся в начальной школе.

Урок - сказка по предмету "Окружающий мир" по теме: "Почему идет дождь и дует ветер?"...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Начальная школа  закладывает основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, плани...

Дидактическая игра как средство повышения познавательной ак-тивности на уроках в начальной школе

     Игра для младшего школьного возраста – любимая форма деятельности. К семи годам учебная деятельность только начинает формироваться, преобладающей же остаётся игровая д...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Обзор современных образовательных технологий, способствующих повышению познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе....

Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...