«Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках в начальной школе»
материал на тему

Для подготовки учащихся педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе. Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galina_3_sot.docx56.03 КБ

Предварительный просмотр:

Программа опытно-экспериментальной работы по теме:

«Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках  в начальной школе»

Актуальность

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересованно в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества. Главным результатом образования становится не система ЗУН сама по себе, а набор компетентностей, обеспечивающий эффективное решение личностью разнообразных проблем. Появление идей компетентностного подхода в образовании выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении. Для подготовки таких учащихся педагогам  необходимо  использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе. Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут учащимся не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности. В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя  начальных классов, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответствие с компетентностно-ориентированным подходом в современном образовании и невозможностью решения этих проблем в формате традиционного подхода к организации образовательного процесса. 

Решение данной проблемы потребовало инвентаризации педагогического инструментария, поиска новых подходов. Изучение и анализ научно-методической литературы по данной проблеме, передовой педагогической практики позволили мне сформировать педагогическую идею программы: повышение качества  образования на уроках русского языка и литературы в школе возможно при использовании современных педагогических технологий (СОТ), которые будут направлены на:

  • формирование умений, необходимых для изучения русского языка, математики, окружающего мира и литературного чтения;
  • повышение мотивации к учебной деятельности;
  • развитие аналитического и критического мышления;
  • формирование универсальных учебных действий (УУД);
  • на активизацию познавательной деятельности, организацию её на основе уровневой дифференциации;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Реально достичь цели образования в новых социальных условиях и решить выше перечисленные проблемы мне помогает комплексное использование следующих современных образовательных технологий (СОТ):

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии дифференцированного обучения;
  • информационные технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • игровые технологии;
  • технология критического мышления;

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках   в начальной школе ».

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: использование СОТ  как средства  повышения качества обучения учащихся в начальной школе .

Цель исследования заключается в определении влияния современных информационных технологий на учебную деятельность школьников младшего звена.

Актуальность проекта:

Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления применений  педагогических технологий в современном образовании и отбором СОТ для повышения качества обучения на уроках в начальной школе.

Цели инновационного проекта: Целью эксперимента является внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся.

Основные задачи, решаемые мной с внедрением инновационного проекта:

  • выбор СОТ для повышения качества обучения;
  • развитие ключевых компетенций учащихся;
  • повышение профессиональной компетентности, методологической культуры и инновационного потенциала педагога;
  • формирование ключевых компетенций педагога;
  • включение педагога в проектирование, исследование и  сопровождение индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
  •  внедрение в учебный процесс технологий личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающих технологий; технологий дифференцированного обучения; информационных технологий; технологии проблемного обучения; игровых технологий; технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Механизм реализации проекта

  • Обучение педагога на курсах повышения квалификации (в том числе по использованию СОТ)
  • Апробация отдельных элементов современных СОТ на  уроках русского языка и литературного чтения.
  • Диагностика полученных результатов (форма: тесты, контрольные работы) и коррекция применяемых методик  с учётом личностно-ориентированного подхода в обучении
  • Внедрение в практику работы СОТ
  • Распространение педагогического опыта по реализации СОТ (открытые уроки, круглые столы на методическом объединении учителей начальных классов, семинары разного уровня, распространение опыта работы в профессиональном сообществе через сеть Интернет и т.д.)
  •  Опыт работы педагога будет распространяться через сайт школы (раздел «Методическая копилка»)

Ожидаемые результаты

  • повышение качества знаний учащихся;
  • развитие научно-исследовательских и творческих способностей учащихся;
  • изменение профессиональной позиции педагога – это творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса в школе;
  • активная жизненная позиция всех членов образовательного процесса;
  • совершенствование качественных характеристик личности учащихся

Учащийся приобретёт навыки:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности; быть способным генерировать новые идея, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения);

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях, легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Участники

Участники эксперимента: ученики 3-4 класса  МБОУ СОШ № 32 г.о. Самара, учителя начальной школы  МБОУСОШ № 32г.о. Самара, педагогический коллектив и администрация МБОУ СОШ № 32 г.о. Самара

Методика диагностирования в эксперименте

Диагностирование  составляет ядро экспериментирования и необходимо для того, чтобы экспериментаторы получили «точку отсчета», зафиксировал уровень развития участников эксперимента. Методы диагностирования, которые будут применяться следующие: наблюдение,  анализ документов и продуктов различных видов деятельности (учебной,  творческой),  тесты,  итоговые работы, личные достижения учащихся т.д.   

Сроки осуществления проекта:

Проект  долгосрочный и осуществляется  в период с 2010 г. по 2013 г. и будет состоять из нескольких этапов.

Этапы работы

1 этап (2010-2011г)

Подготовительный.                           Организационный

Планирование системы работы по созданию интегрированной образовательной среды;

 - Создание банка методик современных образовательных технологий (СОТ);

 - Реализация программы повышения квалификации педагога школы по использованию СОТ в образовательном процессе (продолжается в процессе всего эксперимента);

 - Отбор методик, включающих технологии, формы, методы работы с одаренными детьми;

- Диагностика готовности педагогов и социальных партнеров к участию в эксперименте;

 - Разработка критериев оценки и показателей эффективности опытно-экспериментальной работы.

2 этап ( 2011-2012г)

Практический этап

- Проведение опытно-экспериментальной работы в соответствии с разработанной программой педагогического эксперимента (и в соответствии с программой развития школы);

- Проведение диагностических срезов в процессе и конце эксперимента. Отслеживание результатов через наблюдение, анализ документов и продуктов различных видов деятельности (учебной творческой), тесты, итоговые работы, выставки творческих работ и т.д.

- Введение в практику работы школы творческих проектов и др.

3 этап (2013-2014г)    Аналитический этап

Анализ результатов диагностических срезов, «Портфолио» одаренных детей – участников эксперимента, с целью подведения итогов соответствия результатов целям эксперимента.

- Распространение опыта работы педагога в школе, полученного в ходе эксперимента (участие в школьных, районных и городских семинарах, заседаниях методического объединения учителей начальной школы; участие с выступлениями на «круглых столах», проведение открытых уроков и мероприятий в течение всего периода эксперимента);

Принципы работы

На мой взгляд, педагогу не достаточно знать набор современных образовательных технологий, а необходимо умело их использовать с учетом особенностей класса, в котором работает и условий, которые есть в школе, только тогда они принесут свой эффект. Наиболее продуктивным я считаю технологии, основанные на личностно-ориентированном обучении. Современный учитель – образованный человек с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Поэтому я стремлюсь к систематическому повышением своего профессионального уровня путём прохождения курсовой подготовки (см. таблицу в 1.1. разделе), самообразованием и передаю свои знания своим ученикам. Иными стали задачи ученика – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель – организатор получения информации. Чтобы информация стала знанием, надо пропустить ее через собственный опыт. Новый подход к понятию образования: собственный опыт = самостоятельное решение = развитие личности. Личностно-ориентированный подход к образованию призван решать и задачу качества обучения. Качество – это не только качество конечного результата, но и всех процессов, влияющих на результат.

Поэтому, проведя анализ всего многообразия использующихся педагогических технологий, для своей работы я отобрала и использую:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии дифференцированного обучения;

- информационные технологии;

- технология проблемного  обучения;

- игровые технологии

- технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Здоровьесберегающие технологии: регулярно проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, наблюдение за сменой видов деятельности, чтобы учащиеся не переутомлялись; соблюдаются требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования (проводится регулярное проветривание кабинета на переменах, обеспечивается рекомендованная посадка детей, соблюдается правильная осанка во время выполнения письменных заданий и при работе за компьютером, соответствует нормам освещение в кабинете, согласно росту учащихся подобрана мебель), обязательным является дозированное домашнее задание и  создание комфортной психологической обстановки на уроках.

Психологический климат на уроке. Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаю детям «Лист настроения». Из изображенных на нём гримас они должны выбрать одну, соответствующую их настроению на данный момент.

        

В конце урока предлагаю выбрать гримасу снова. Как правило, в конце урока настроение у всех хорошее. Это как своеобразный ритуал, позволяющий школьникам после перемены лучше адаптироваться к взаимодействию со мной, моим требованиям, настроиться на урок. Основой моих приёмов и техник, повышающих эффективность образовательного процесса, служат искренность, открытость и доброжелательность.

Смена видов деятельности – достижение эффективности урока. Однообразие урока способствует утомлению школьников. Поэтому за время урока я стараюсь чаще менять виды деятельности. Порой на уроке бывает 5-7 разнообразных видов деятельности! Поэтому, когда прозвенит звонок с урока, многие дети говорят, что не заметили, как пролетел урок, что совсем не чувствуют усталости при достаточно высокой интенсивности и продуктивности.

Используемые мною технологии относятся к личностно-ориентированным. Они обеспечивают образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями, перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. У многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, просто нет. Их учебный день, особенно в старших классах, порой превышает рабочий день взрослого человека. Это неизбежно приводит к нарушению режима дня школьников, сокращению времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности, что отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье учащихся. Безусловно, ухудшение состояния здоровья школьников нельзя связывать только с негативным влиянием «школьных факторов». Необходимо учитывать также неблагоприятные социально-экономические условия жизни семей, отрицательное влияние некоторых экологических факторов, нарушения состояния здоровья.

Интенсивность современного урока приводит к росту нездоровых детей. Изменения в организации урока могут снять эту проблему. Поэтому я применяю традиционные и современные образовательные технологии через призму здоровья сбережения, стимулируя этапы урока, учитывая пики и спады активности. Работа ведется в тесном контакте со школьной социальной службой: психологи, логопед, социальный педагог.

Технологии дифференцированного обучения. В нашей школе есть разные дети: и отличники, победившие на олимпиадах разного уровня, и средние ребята, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин.

Поэтому мы приходим к выводу о необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс дифференцированного обучения, которое позволит отказаться от уравнивания всех учеников и создаст условия для успешного обучения каждого ребенка. Для дифференцированного обучения я использую: задания по картам разного уровня сложности, пошаговые инструкции для выполнения отдельных заданий, карточки для коррекции знаний по литературе. Каждая карточка посвящается одному отдельному вопросу и состоит из трех частей: инструкции (формулировки правила), образца применения этой инструкции и задания для учащихся. Карточки предназначены для дополнительных занятий с учащимися (в классе или дома). Если  эти задания ученик не может выполнить, объяснение продолжается, применяются индивидуальные консультации.

Для организации эффективной самостоятельной работы учащихся в классе и дома я применяю дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приемов, т.е. систему действий в определенной последовательности.

Информационно – коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка уместно применять при изучении отдельных тем и разделов общеобразовательной программы. Это обуславливается следующими факторами:

1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

2.Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т.д. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке. Поэтому я на уроке, как правило, практикую выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, презентаций, разработанных самим учителем по конкретным темам урока.

Презентация же может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи, сделать рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Использование компьютерных технологий в обучении технологии позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Я ориентирую своих учащихся на использование компьютера при подготовке к урокам, докладам. Для повышения самообразования учащихся используются и Интернет-ресурсы. В частности оптимальным становятся Интернет-экскурсии по литературным музеям. При подготовке к занятиям использую электронные учебники, пособия и презентации, применяемые на уроках.

  Игровые технологии

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Развивающие технологии: игры, кроссворды применяются в начальной школе для активизации внимания, снятия напряжения и создания комфортной атмосферы на уроке. Применяя творческие задания можно заинтересовать ребят, и тогда сложные задания (например, на развитие логического мышления) детьми воспринимаются как забавная умная и весёлая игра, в процессе которой легче происходит усвоение материала различной сложности.

Технология развития критического мышления аудитории, предполагает рассмотрение различных суждений, точек зрения на проблему, создание условий для выработки школьником самостоятельного мнения, решения, вывода. Учитель должен стараться использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения».

Технология проблемного обучения, которую я использую на этапах сообщения темы, цели урока  и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.

В ходе инновационного поиска установила, что освоение опыта самостоятельной деятельности осуществляется более эффективно в условиях органического сочетания двух организационных форм:

а) обычных уроков, функции и структура которых несколько изменяются;

б) свободной работы учащихся по решению поставленной проблемы.

Методы

Формы работы

  1. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Урок-игра;

Урок КВН;

Урок-беседа.

  1. Работа в группах, парах.

Урок-экскурсия

  1. Работа с портфолио.

Интегрированный урок;

Урок-размышление;

Урок-концерт.

  1. Проблемный урок.

Урок-дискуссия;

Урок-исследование

Хочу подробнее остановиться на технологии учебного проблемного исследования, которая может применяться в преподавании практически любого предмета. Я же начала применение данной технологии на программе «Окружающий мир». Уроки-исследования развивают у детей не только исследовательские умения, но и коммуникативные умения. Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребёнка в процессе учения. В центре учебного процесса стоит ребёнок со своими вопросами и интересами, а не учитель, который должен передать знания в готовом виде. Важно и то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самих себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только  в школе, а в течение всей жизни. Основной особенностью урока исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции, в данном случае – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Это обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением.

Исходя из этого, я определяю основные шаги при конструировании урока-исследования.

  • Первым шагом я осознаю для себя, что ученик должен узнать на уроке, т. е. сформулировать обобщение урока.
  • Вторым шагом определить материал для изучения (из учебника, журналов, энциклопедий и т. д.), различный по уровню сложности. Это даёт мне возможность осуществлять дифференциацию обучения, группируя учащихся с учётом их познавательных потребностей, возможностей и уровня подготовки по предмету.
  • Третий шаг – определение типа учебного исследования (индуктивное или дедуктивное). Например, если планирую, общее ознакомление с довольно обширным материалом по теме или по разным темам, то стоит выбрать индуктивную логику построения занятия. Если изучаем довольно большой объём нового материала, то занятие строю в дедуктивной логике.
  • Четвёртый шаг - конструирование проблемной ситуации для ученика, мотивация. На этом этапе очень важно правильно обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения).
  • Пятый шаг – продумать состав групп, распределить материал по группам для изучения, продумать форму представления. Хорошим средством для этого является «Помощник представления работы» («Помощник ответа») – конверт, в котором находится несколько пронумерованных полосок бумаги (равных количеству учеников в команде), содержащих незавершённые предложения, представляющие собой вариант начала изложения определённой части работы, выполняемой группой. Первый раз я предлагаю воспользоваться этим средством. В дальнейшем «Помощник представления» выдаётся вместе с рабочими листами и материалами для изучения.

  Результатом таких уроков-исследований является развитие исследовательских и коммуникативных умений у младших школьников, высокая познавательная и учебная мотивация. Учитель же в поддержку своих творческих усилий  получает подлинное удовлетворение от педагогической деятельности. Я люблю проводить такие уроки , на которых идёт постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности.

Ожидаемые результаты

Главным результатом программы является получить портрет выпускника начальной школы, согласно «Стандарту, ориентированному на становление личностных характеристик выпускника»:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

        В сфере личностных УУД у выпускников будут сформированы внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

        В сфере регулятивных УУД выпускники овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, вносить некоторые коррективы в их выполнение.

        В сфере познавательных УУД научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеть действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных УУД приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.        

С первых дней обучения мои первоклассники принимают активное участие во всех школьных мероприятиях и жизни города: в конкурсе рисунков, посвящённом Дню защитников Отечества , районном конкурсе детских плакатов и рисунков «Здоровые дети - надежда России»,  в региональном этапе Международного форума «Зелёная планета – 2013». Так же дети принимают активное участие в клубных мероприятиях: « Рыцарский турнир», «Мисс – 2013», «Конкурс – кино» и т. д. Организовываем персональные выставки работ учащихся и родителей «Мы – вместе», «Мир наших увлечений», «Семейное дело»…

Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. 

Так в начале учебного года проводилась Стартовая диагностика, которая позволяет правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребёнка. Стартовая педагогическая диагностика  показала:

Уровень сформированности предметных умений

Кол-во (чел.)

Доля (%)

Высокий

17

68

Средний

7

28

Низкий

1

4

Уровень сформированности умений по предметной области «Математика»

Кол-во (чел.)

Доля (%)

Высокий

18

82

Средний

7

28

Низкий

0

0

Уровень сформированности умений по предметной области

 «Русский язык»

Кол-во (чел.)

Доля (%)

Высокий

15

60

Средний

10

40

Низкий

1

4

 

Уровень сформированности умений по предметной области «Окружающий мир»

Кол-во (чел.)

Доля (%)

Высокий

22

88

Средний

3

12

Низкий

0

0

 

Уровень сформированности познавательных (логических) универсальных учебных действий

Уровень

УУД

Высокий

Средний

Низкий

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Сравнение

25

100

0

0

0

0

Анализ

14

56

12

44

0

0

Классификация

16

64

8

32

1

4

Знаково-символическое моделирование

16

64

8

32

1

4

Умение выявлять причинно-следственные связи

21

84

4

16

0

0

18 декабря была проведена промежуточная комплексная предметная диагностика  с целью:

  • выяснения общего уровня успешности продвижения класса по изучению базовых курсов начальной школы в сравнении с результатами стартовой предметной диагностики;
  • выяснения уровня успешности продвижения данного ребенка, его индивидуальных особенностей в сравнении с результатами стартовой предметной диагностики.

Предметом диагностических исследований является выявление уровня сформированности предметных умений и познавательных (логических) универсальных учебных действий, влияющих на дальнейшее успешное обучение в начальной школе.

Частичное или полное отсутствие у ребенка отдельных умений  не является основанием для любых дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы.

В промежуточную диагностическую работу входили задания базового уровня сложности, распределенные по предметным областям и задания повышенного уровня сложности в каждой предметной области. Задания повышенного уровня сложности выполнялись учащимися по желанию.

Разработанный инструментарий промежуточной диагностики позволяет выявить уровень сформированности познавательных (логических) универсальных учебных действий:

  • анализ;
  • классификация;
  • знаково-символическое моделирование;
  • умение выявлять причинно-следственные связи.

Уровень сложности заданий соответствует возрастным особенностям детей 4 класса.

Уровень сформированности предметных умений

Кол-во (чел.)

Доля (%)

Повышенный

20

80%

Базовый

5

20%

Ниже базового уровня

0

0%

Уровень сформированности умений по предметной области «Математика»

Кол-во (чел.)

Доля (%)

Базовый

25

100%

Ниже базового уровня

0

0%

Справились с заданиями повышенного уровня сложности

15

60%

Уровень сформированности умений по предметной области

«Русский язык»

Кол-во (чел.)

Доля (%)

Базовый

25

100%

Ниже базового уровня

0

0%

Справились с заданиями повышенного уровня сложности

16

64%

 

Уровень сформированности умений по предметной области «Окружающий мир»

Кол-во (чел.)

Доля (%)

Базовый

25

100%

Ниже базового уровня

0

0%

Справились с заданиями повышенного уровня сложности

18

72%

 

Уровень сформированности познавательных (логических) универсальных учебных действий

Уровень

УУД

Высокий

Средний

Низкий

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Анализ

     24

96%

1

4%

0

0

Классификация

     22

88%

3

12%

Знаково-символическое моделирование

25

100%

0

0

0

0

Умение выявлять причинно-следственные связи

22

88%

3

12%

0

0

 Результаты промежуточной педагогической диагностики показали, что произошли положительные изменения в сфере познавательных УУД и сфере сформированности предметных умений.

Результатом использования современных образовательных технологий считаю: дети уже и сами умеют делиться на группы и пары для работы на уроке по своим интересам и кругозору; 75 % учащихся самостоятельно работают на компьютере (не только могут найти необходимый материал из источника, но и набрать текст, выполнить проверочную работу, тест); создают проекты и умеют представить их; результаты диагностики мотивационной сферы показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными; учащиеся моего класса проявляют большой интерес к городским, областным и международным мероприятиям; главным положительным результатом работы является высокая активность учащихся в процессе обучения. Независимо от подготовки, практически все учащиеся проявляют интерес к новым знаниям. Дети ждут новых уроков, новых тем, новых открытий в себе и окружающем мире.

В конце учебного года планирую провести итоговую диагностику, в целях определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей, определения результатов обучения, чтобы вести ориентирование на дальнейшее обучение и получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

На протяжении всего времени реализации педагогического проекта мной используется мониторинг учебно-воспитательного процесса. В первую очередь, отслеживаю состояние здоровья учащихся совместно  с психологом школы и врачом). Для этого я использую следующие методики:

Анкета напряженности (для оценки уровня напряженности учащихся.

(Н.Е. Смирнов)

По результатам данной анкеты имеют:

п/п

Уровень

20011 -2012

2012 –2013

1

относительное благополучие

(низкий уровень напряженности)

4

24%

6

35%

2

зона риска (средний уровень напряженности)

9

53%

9

53%

3

неблагополучие

(повышенный уровень напряженности)

4

24%

2

12%

Динамика в целом – положительная.

Анкета «Самооценка влияния школьных ситуаций на состояние тревожности» (по Кондашу).

По результатам данной анкеты имеют:

п/п

Уровень

2011-2012

2012-2013

1

низкий уровень тревожности

8

47%

10

59%

2

средний уровень тревожности

6

35%

6

35%

3

высокий уровень тревожности

3

18%

1

6%

Динамика положительная.

Анализ программы.

Результативность работы по программе «Одарённые дети»

Количество учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью:

- 12 человек

- Организованы:

- Цикл тематических уроков внеклассного чтения, посвященных русской природе, героям войн 2010-2013

- Участие в детских конференциях «Первые шаги в науку»

-Разработаны творческие проекты с электронными презентациями, использованием информационных технологий по основным темам общеобразовательной программы: становятся участниками и призерами детских научно-исследовательских конкурсов, конференций разного уровня.

- Организовано участие учеников в предметных олимпиадах по русскому языку , математике, окружающему миру, литературному чтению (2010-2013г);

Передача педагогического  опыта

Участие в методических семинары для работников ОУ и семинарах районного и городского уровня:

Методическая работа

- размещение методических материалов на сайте  Интернет;

-методическая помощь педагогам

Высокие результаты качества обучения по предмету

Итоговая аттестация технологии

Учебный год

2008-209

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

динамика

Средний балл

3,8

3,8

4,1

4,4

4,5

положительная

Вывод

Ограничений в применении технологий нет. Закон “Об образовании” дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам.  Современные образовательные технологии (СОТ), интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого. Разнообразные СОТ  применяемые современным учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень  мотивации, формировать функциональную грамотности учащихся и ключевых компетенций на более высоком уровне,  эффективнее развивать потенциальные способности учащихся и не только в предметной области русского языка и литературы, а также и по другим предметам.

Я уверена, что КПД урока с использованием СОТ будет высоким, ведь у каждого своя начальная ступенька – и сегодня он научился тому, что не давалось. Ученик не готовое чужое должен переварить, а сам добывал знание, сам создал продукт.

Точна китайская притча: “Скажи мне – и я забуду; // покажи мне – и я запомню; //дай сделать – и я пойму”. Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Литература:

1. Горина В.П. Какие задания можно называть проблемными при обучении математики. / Начальная школа. – 2002. - №.5 – с.109.

2.  Кульбякина Л.Я. Выбор метода обучения. / Начальная школа. – 2002. - № 2 – с.110.

3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивация, эмоции. – М., 1971.

4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.

5. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.

6. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М., 1968.

7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. М.: Центр «Педагогический поиск» 2000. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования»

Содержание  презентации:1.Теоретическая часть опыта работы учителя  в аспекте требований ФГОС.2.УУД-основа умения учиться и развитие  познавательных и творческих способностей ученика.3....

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.

  В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...

Обобщение опыта. Использование современных образовательных технологий.Участие в конкурсах. Повышение квалификации.

Обобщение опыта. Использование современных образовательных технологий.Участие в конкурсах. Повышение квалификации....

«Применение ИКТ в образовательном процессе как залог повышения качества обученности учащихся 1 уровня общеобразовательной школы» Проект

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику (Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика), становится развитие ...

Презентация по теме: "Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования"

Игровые формы обучения в начальной школе. Грамотические головоломки....

Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности в межаттестационный период.

Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности в межаттестационный период....