Главные вкладки

    Обобщение опыта работы «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования»
    учебно-методический материал (3 класс) по теме

    Коваль Наталия Алексеевна

    Содержание  презентации:

    1.Теоретическая часть опыта работы учителя  в аспекте требований ФГОС.

    2.УУД-основа умения учиться и развитие  познавательных и творческих способностей ученика.

    3.Технология  игровых форм обучения - тренажёров.

    4.Виды и характер педагогических игр. Практическая часть проекта. Игры –тренажёры.

    5. Заключение: УУД могут быть сформированы  в процессе игровой учебной деятельности.

    Содержание опыта работы:                                                                           стр.

     1. Литературный обзор состояния вопроса…………………………….. 2-4

            1.1. История темы педагогического опыта в педагогике

    и данном образовательном  учреждении………………………………....4-6

             1.2. История изучения темы педагогического опыта

     в образовательном учреждении и муниципальном образовании……6-8

             1.3. Основные понятия, термины в описании

    педагогического опыта.........................................................................................8

    2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся

    (воспитанников), являющихся базой для формирования

    представляемого педагогического опыта………………………………….8-9

     3. Педагогический опыт.

         3.1. Описание основных методов и методик, используемых в

    представляемом педагогическом опыте…………......................................9-11

         3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………….11

         3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте……………11-12

         3.4. Результативность педагогического опыта………………………..12-13

         3.5. Новизна (инновационность) представляемого

    педагогического опыта………………………………………………..............13-14

         3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта…..15-16

        3.7. Описание основных элементов представляемого

    педагогического опыта………………………………………………................16-24

    4. Выводы……………………………………………………………………........24-25

    5. Список литературы………………………………………………………......26

    6.Приложение: Презентация «Современные образовательные технологии.

    Их роль в повышении качества образования»

    Игровые формы обучения в начальной школе. Игры- тренажёры.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

    основная общеобразовательная школа № 24

    муниципального образования Кореновский район

    Обобщение опыта работы.

    Тема:

    «Современные образовательные технологии.

    Их роль в повышении качества образования»

    Игровые формы обучения в начальной школе. Игры- тренажёры.

    КОВАЛЬ НАТАЛИЯ  АЛЕКСЕЕВНА

    учитель начальных классов

    МОБУ ООШ № 24 МО Кореновский район

    ст. Платнировская

    высшая категория

    стаж 25 лет

    2012 - 2013 г.

    Содержание:                                         

                                                                                                          стр.

     1. Литературный обзор состояния вопроса…………………………….. 2-4

            1.1. История темы педагогического опыта в педагогике

    и данном образовательном  учреждении………………………………....4-6

             1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании…………………………….6-8

             1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта………………………………………………………………………..8

    2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта…………………………………………………....8-9

     3. Педагогический опыт.

         3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте…………………………………..9-11

         3.2. Актуальность педагогического опыта…………………………….11

         3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте……………11-12

         3.4. Результативность педагогического опыта………………………..12-13

         3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта………………………………………………………………………..13-14

         3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта……15-16

        3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта………………………………………………………………………..16-24

    4. Выводы……………………………………………………………………24-25

    5. Список литературы…………………………………………………….. ..26

    6.Приложение: Презентация «Современные образовательные технологии.

    Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе. Игры- тренажёры.

    1. Литературный обзор состояния вопроса.

    Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
    В. Ф. Одоевский

    В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает “разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности”.

    Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

      «Технология обучения» -  это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

    • цели обучения;
    • содержание обучения;
    • средства педагогического взаимодействия;
    • организация учебного процесса;
    • ученик, учитель;
    • результат деятельности.

    1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

    Происхождение и социально-педагогическое значение дидактической игры.

      Попытки разгадать "тайну" происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.

      Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. В процессе игры:

    • осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества), переносимые затем в "большую жизнь";
    • рассматриваются возможности самих групп, коллективов;
    • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
    • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

    Понятие "игровые педагогические (дидактические)технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

      Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

    • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
    • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
    • учебный материал используется в качестве ее средства;
    • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который  переводит дидактическую задачу в игровую;
    • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    В нашем образовательном учреждении  я  впервые обобщаю опыт работы по теме «Эффективные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования»

     Цель моего обобщения опыта работы в том, чтобы не убить интерес ученика к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Главное в этом - уважение к личности ученика. Этому способствуют данные  игровые формы обучения в начальной школе, которые я представляю в опыте работы, а именно,  дидактические  игры- тренажёры.

    Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Так думаю и я, что развиваясь  и подбирая образовательные игры, я развиваюсь сама и эффективно даю знания своим ученикам.

    1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

    Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:

    • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").
    • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
    • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
    • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
    • Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
    • Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

    Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве образования и науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

    Перед учителем образовательного учреждения стоят задачи:

    • опираться на достижения предыдущего возраста;
    • стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
    • подготовить "почву" для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

    Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.

    1. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
    2. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
    3. Обязательная констатация результата игры.

    1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

    Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Двойственная природа игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом.

    Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличается от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

    В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    2. Психолого-педагогический портрет класса обучающихся , являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

    Мой класс в МОБУ ООШ № 24 является обычным классом, в котором на начало 1 класса было принято в учреждение 18 человек. Девять  из них были читающими. Группу предшкольной подготовки  посещали 12 человек  и это послужило хорошим стартом к успешному обучению. С переходом на ФГОС первого поколения опираюсь  на системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие» организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося. На уроке провожу дидактические  игры – тренажёры по русскому  языку, математике, кубановедению, которые обеспечивают рост творческого потенциала, познавательных мотивов  в образовательном процессе. В классе успеваемость -100 %, качество-60%.

    3. Педагогический опыт.

    3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте. 

    Требования ФГОС, цели и задачи:

    В течение последних лет в образовательный процесс начальной школы активно шагнули ФГОСы и этот шаг является важным для вхождения в образовательное пространство, как для  учителя, так и для школьника.

    В основе Стандарта лежит  системно - деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

    А так как сейчас каждый учитель  применяет информационно –коммуникационные технологии, то существует масса способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников в образовательном процессе, и разнообразие организационных форм, которые  обеспечивают рост творческого потенциала ученика.

    Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным , метапредметным, предметным.

    Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия – УУД (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

    ФГОС  формируют  способность ученика  и учителя к  овладению УУД.

    Что такое УУД?  

    Универсальные учебные действия - основа умения учиться и развитие   познавательных и творческих способностей ученика.

    УУД даёт возможность  учащемуся самостоятельно действовать при получении образования.

    Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.

    Что дают универсальные учебные действия?

    • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
    • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
    • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

       Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

       В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

       Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

    3.2. Актуальность педагогического опыта.

    Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

        Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

    Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.

    3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

    В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дети приобретают знания на научной основе.

    Действительно, использование в учебном процессе дидактических игр активизирует учащихся на протяжении всего урока, формирует их познавательные интересы и стремление к овладению знаниями, оказывает положительное воспитывающее действие. Дидактическая задача в игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Игра очень важна для развития познавательных способностей младших школьников, но не стоит забывать о том, какие интересы у младших школьников в настоящее время. В обществе протекает процесс информатизации, соответственно детей интересуют компьютеры.

    3.4. Результативность педагогического опыта.

    Результаты опроса и анкетирования учащихся начальной школы показывают, что на современном этапе развития общества дети предпочитают компьютерные развивающие игры. Значит, привлекать внимание детей к обучению следует через компьютерную реализацию дидактических игр

                    Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии  эффективны,  является желание детей играть.  Готовясь к обобщению опыта, я провела в своём классе анкетирование, с целью  выявления отношения их к игре в учебной деятельности.

    Анализ анкет показал:
    Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения. (15 из 15)
      – Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта  игра им интересна.(14 из 15)
    – Более предпочтительна для детей групповая форма игр. (14)
    – Все  учащихся хотят в игре побеждать. (15)

                                                 100 %  95 %   95 %   100%

    Динамика успешности в обучении.
    I полугодие

    «Сильный» ученик                                 «Слабый» ученик 

    Результаты: повысился % умения работать в коллективе

    У «сильного» ученика: до 100%

    У «слабого» ученика: до 90%

    3.5. Новизна (инновационность) представляемого

    педагогического опыта.

     Новая технология  личностно-ориентированного

    образования - простые репродуктивные аналитические игры.

    Такие игры помогают воспроизводить в памяти учащихся понятия и термины  в условиях «мозгового штурма».

    Что развивает аналитическая игра?

    •  создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, но и мобилизовать все свои знания
    •  думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное
    •  сопоставлять, оценивать действительность.

    Включение в урок дидактических игр и игровых моментов с использованием информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию процесса обучения, позволяет разрядить эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат для усвоения материала.

    Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Использование знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.

    У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции, а компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

    Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе начальной школы отвечает функциональным особенностям и психофизическому развитию младших школьников, а организация обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий выигрывает по сравнению с традиционным обучением. В этом новизна и инновационность педагогического опыта.

    3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

    В младших классах много учебной деятельности, усвоение которой требует достаточно большого количества повторений. Одним из наиболее эффективных средств для развития познавательной активности младших школьников являются дидактические игры-тренажеры, которые позволяют сформировать умения и выработать навыки у учащегося в соответствии с гуманистическим подходом. Использование дидактических игр-тренажёров позволяет существенно интенсифицировать работу учащихся, увеличить количество повторений действий за счёт повышения мотивации. Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения. В этом технологичность представляемого педагогического опыта.  

    Технология   игровых форм обучения - тренажёров  такова:

    Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался  интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

    В  процессе обучения учащиеся должны не только овладеть   установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои  познавательные способности и творческие силы.

    Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за   результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию   игровых форм обучения, а именно тренажёров.             

              Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

                  Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

    3.7. Описание основных элементов представляемого

     педагогического опыта.

    При создании дидактических игр-тренажеров я руководствуюсь необходимостью повысить качество усвоения программного материала и стремлением сделать процесс обучения ярким и интересным, что, в свою очередь, способствует развитию учебной мотивации и познавательной активности младших школьников. Разработанные мной дидактические игры-тренажеры соответствует возрастным особенностям младших школьников,  а потому могут быть использованы не только для организации фронтальной работы с классом, но и для индивидуальной тренировки учащихся. Учитель может включать в урок работу с тренажером на различных этапах: будь то актуализация знаний учащихся или закрепление и повторение изученного материала (устный счет, словарно-орфографическая работа и т.д.)

    Мной созданы игры-тренажеры по нескольким  темам курса русского языка и математики, кубановедения и разделены на виды по целям и задачам:

    Игры-тренажёры:
    -познавательные
    -воспитательные
    -развивающие

    -обучающие
    -тренировочные
    -контролирующие
    -обобщающие

     -простые репродуктивные аналитические игры

     Практическая часть проекта.

     Виды и характер педагогических игр.

    Дидактические игры –тренажёры.

    Педагогические (дидактические) игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

    1. Педагогические (дидактические) игры достаточно разнообразны по:

    - дидактическим целям;

    - организационной структуре;

    - возрастным возможностям их использования;

    - специфике содержания.

    2. По характеру педагогического процесса бывают:

    - обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

    - познавательные, воспитательные, развивающие;

    - репродуктивные, продуктивные, творческие;

    - коммуникативные, диагностические и другие.

    3. По характеру игровой методики делятся на:

    - предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

    4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

                 Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность. Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умению не только командовать, но и разумно подчиняться).

            Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью трудно, но если интерес есть, то положительный результат будет  обязательно.

              В результате систематического использования игровых форм обучения повышается  темп работы на уроках, возрастает активность уч-ся в    стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.

              Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, филворды, ребусы, анаграммы, урок-путешествие).                                                                                              

    Приведу примеры игр, которые провожу со своими детьми. Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры:

    «Анаграммы».

    Решите анаграммы

    НИАВД - ДИВАН

    СЕОТТ - ТЕСТО

    СЛОТ -СТОЛ

    РАКЫШ - КРЫША

    ГИАР -ИГРА

    КООН - ОКНО

    «Вставьте пропущенную букву и число».

    1 Ъ ём?

    А 3 Д ?

    «Ребусы».

    1очка (одиночка) 1бор (разбор)

    ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)

    100Л(стол) 7Я (семья) и т.д.

    «Умозаключения»

    Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

    Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);

    Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);

    Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);

    Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);

    Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);

     «Пятый лишний»

    1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

    2. Река, озеро, море, мост, болото.

    3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д.

    « Назови одним словом»

    Метла, лопата… Июнь, июль …

    Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.

            В данное время на уроке русского языка изучаем тему «Глагол», наверное, самую трудную часть речи для детей. Приведу примеры игр, которые я провожу на уроке.

    «Грамматическая головоломка»

    Запишите 7 глаголов по следующим указаниям:

    Слышать – 1-е л., ед.ч., б.в.

    Зависеть – 1-е л., мн.ч., н.в.

    Дунуть – повел. форма, 2-е л., ед.ч.

    Укрыть – 1-е л., мн.ч., б.в

    Вертеть – 3-е л., мн.ч., п.в

    Гладить – 2-е л., мн.ч., н.в.

    Терпеть - 3-е л., ед.ч., н.в

    Услышу, зависим, дунь, укроем, вертели, гладите, терпит

    Затем выделив в каждом глаголе 2 букву, вы сможете прочитать ответ на вопрос «Что одевают девушки – казашки один раз в жизни?» (Саукеле) (Саукеле- высокий конусообразный головной убор, украшенный серебрянными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами. Длина - 1,5 аршина... Свадебный головной убор носят только в первое время после замужества, около года, а потом снимают и надевают только на больших праздниках, и то в продолжение четырех или пяти лет. Дорогие саукеле в 19 веке оценивались около тысячи рублей или в сто отборных коней)

    Игра “Найди глаголы”

    Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.

    На карточках записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

    Материал для игры:

    В понедельник я стирала

    Чашки в пятницу помыла,

    Пол во вторник подметала,

    А в субботу торт купила,

    В среду я пекла калач,

    Всех подружек в воскресенье

    Весь четверг искала мяч.

    Позвала на день рожденья.

                               

    Игра “Что делать? Что сделать?”

    Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?

    Содержание. Играют 2 команды (1 и 2 вариант). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

     Материал для игры:

    Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.

    Игра “Какое время?”

    Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.

    Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.

    Летит без крыльев и поёт,
    Прохожих задирает.
    Одним проходу не даёт,
    Других он подгоняет.

    Длинной шеей поверчу -
    Груз тяжёлый подхвачу,
    Где прикажут – положу:
    Человеку послужу.

    Принялась она за дело,
    Завизжала и запела.
    Ела, ела дуб, дуб,
    Поломала зуб, зуб.

    Все эти игры и многие другие способствуют формированию познавательных интересов на уроках литературы, русского языка, познания мира.

              Новая технология  личностно-ориентированного

    образования - простые репродуктивные аналитические игры.

    Такие игры помогают воспроизводить в памяти учащихся понятия и термины  в условиях «мозгового штурма».

    Что развивает аналитическая игра?

    •  создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего школьника не просто механически припомнить известное, но и мобилизовать все свои знания
    •  думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное
    •  сопоставлять, оценивать действительность.

    На уроках математики применяю такие игры при закреплении, повторении, объяснении нового материала следующие игры:

     «Кто быстрее» (собрать из геометрических фигур предметы)

     «Найди ошибку» (100,200,300,500,600,400,700,900,800,1000)

    «Интеллектуальная разминка».

    Сколько пальцев на 2 руках?

    Сколько недель в месяце?

    Порядковый номер пятницы в неделе?

    Наименьшее двузначное число?

    Какого числа последний день года?

    « Продолжите числовые ряды»

     1. 2 3 4 5 6 7… …

     2. 9 8 7 6 5 4… …

     3. 28 29 30 31 32 33 34… …

     4. 3 5 7 9 11 13 … …

     «Провоцирующие задачи».

     На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

     Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5.

     Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24.

     У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4.

    КАКОЙ РЯД ПЕРВЫЙ?

    7 * 9 =
    56 : 8 =
    8 * 9 =
    5 * 7 =
    27 : 3 =

    Каждый ряд учеников получает карточку, на которой записано задание – примеры на табличное умножение и деление. Примеров столько, сколько учеников в ряду.
    Первые ученики каждого ряда по сигналу учителя начинают работу. Решив один пример, они быстро передают карточку следующему ученику. Ряд, ученики которого быстрее решили все примеры, не сделав ошибок.

    ТАБЛИЦА ДЛЯ СОСЕДА. (работа в паре)

    Ученики задают по 5-6 примеров на табличное умножение и деление друг другу. После решения примеров проверяются записанные результаты.
    Примеры готовятся заранее на карточках. Выигрывает тот, кто решил примеры быстрее и допустил меньше ошибок.

                Такие игры закрепляют знания детей, развивают логическое и конструктивное мышление, навык счета в уме.

    Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

    Аналитические игры по кубановедению- «мозговой штурм»

    1.   В каком крае ты живёшь?

    2.   Столица Кубани.

    3.   В каком году была основана столица Кубани?

    4.   Где в РФ расположен Краснодарский край?  

    1. С какими областями граничит?

    на севере – …… на юге - ….. на востоке - ……

     в центре - ………., на западе Кубань отделяется от Украины ………………, омывают моря: ………….

    6.    Население края.

    7.   Самая большая река.

    8.   На сколько районов разбит край?

    9.   Какую площадь занимает наш край?

    10. Символика края.

    Тренажёр: отвечаем правильно:

    1.   В каком крае ты живёшь? (Краснодарском).

    2.   Столица Кубани. (Краснодар).

    3.   В каком году была основана столица Кубани? (1793).

    4.   Где в РФ расположен Краснодарский край?   (на юге).

    5.   С какими областями граничит? (на севере - с Ростовской областью, на юге - с Абхазией, на востоке - со Ставропольским краем, в центре - с республикой Адыгеей, на западе Кубань отделяется от Украины Керченским проливом, омывают моря; Азовское и Чёрное).

    6.    Население края (больше 5 миллионов человек).

    7.   Самая большая река (Кубань - длиной 870 км).

    8.   На сколько районов разбит край? (на 38).

    9.   Какую площадь занимает наш край? (76 тысяч квадратных километров).

    10. Символика края (гимн, герб, флаг ).

    4. Выводы.

    УУД могут быть сформированы  в процессе игровой учебной деятельности.

    Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

    Вывод:

    Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

       УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.

            Важно создать новые условия для такой деятельности.

            Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

    • Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор умений универсальных учебных действий учащихся в интеллектуальной, правовой,  информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
    • Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.
    • В качестве результатов обучения рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

    Изменение модели образования требует прежде всего изменения самого учителя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, самообразования и практико-ориентированных знаний и умений у учеников.

    Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

    Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

    Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение.

    Подобные дидактические игры-тренажеры в полной мере решают как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и являются основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

    5.Список литературы

    Используемая литература  и интернет-ресурсы:

    1. http://ru.wikipedia.org

    2. mailto:mail@botsad.ru

    3. Яндекс. Презентация. Универсальные учебные действия (УУД)

    4.Яндекс. Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе

    5.Яндекс. Презентация «Развитие  коммуникативной компетенции  у детей младшего школьного возраста посредством использования  проблемно-диалогической технологии»

    6.Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе

    Интернет-ресурсы.                      http://pedsovet.org

    http://www. gramota.ru                  http://www. school.edu.ru  

    http://www. vidod.edu.ru  

    7.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

    8.Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

    Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

    Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.

      В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...

    «Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках в начальной школе»

    Для подготовки учащихся педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе. Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенц...

    Обобщение опыта. Использование современных образовательных технологий.Участие в конкурсах. Повышение квалификации.

    Обобщение опыта. Использование современных образовательных технологий.Участие в конкурсах. Повышение квалификации....

    Презентация по теме: "Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования"

    Игровые формы обучения в начальной школе. Грамотические головоломки....

    Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе

    Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе...

    Обобщение опыта работы. Современные образовательные технологии: актуальность, опыт, проблемы, перспективы.

    В российском обществе основополагающей идеей среднего образования является идея развития. Школа является одним из важных факторов формирования личности, поэтому она должна быть основой развития россий...