Статья " Обучение проектированию на уроках технологии как средство повышения мотивации обучающихся".
статья по технологии
Статья-эссе содержит в себе попытку структурировать информацию по заданной теме в максимально сжатом виде.Это один из авторских подходов и нестандартный взгляд на педагогическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО»
Младший школьный возраст открывается критическим, переломным периодом, который описан в психологической литературе как кризис семи лет. Ребёнок при поступлении в школу резко изменяется, и изменения эти носят глубокий сложный характер, в результате которых начинается дифференциация внутренней и внешней стороны его личности. Психологи давно доказали огромное значение успешного прохождения личностных кризисов для дальнейшего становления личности- развития ребенка. И, конечно, уже давно разработаны и с успехом применяются рекомендации педагогов и психологов по успешному взаимодействию и преодолению возникающих трудностей в эти сложные периоды. И, рассмотрев те требования, которые предъявляет новый ФГОС к учителю начальных классов, я снова и снова освежаю в памяти те компетенции, которыми должен обладать современный учитель, работающий с младшими школьниками.
Изучая в целом имеющуюся тему эссе, я так или иначе возвращалась к знаниям по возрастной и педагогической психологии. Именно они открывают возможности плодотворно работать в условиях реализации ФГОС НОО. Итак, в чем же заключается профессиональная компетентность учителя начальных классов:
- Учитель- профессионал. Конечно, без специального педагогического образования трудно представить человека, который бы научил чему- либо детей. Владение дидактико- педагогическими умениями остается ключевым фактором в преподавании. педагогической компетентностью учителя можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности . Компетентность учителя определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, профессиональных позиций и личностных качеств, самореализации педагогической деятельности. Для учителя профессионала несомненно приоритетом является то, что ребенок приходящий в школу ежедневно на 4-6 часов в день, должен находится в условиях которые бы способствовали развитию его личности, а не тормозили его.
- Учитель- психолог. Курс лекций по основам общей и возрастной , а также педагогической психологии конечно был у каждого будущего педагога в университете или колледже. Но современные условия обучения уже требуют поле глубокого осмысления психологических приемов и способов взаимодействия. Важно не просто знать детскую психологию и эти способы, а уметь выбирать и следовать им.
- Учитель- конфликтолог. С различными конфликтами в повседневной педагогической работе мы сталкиваемся постоянно. В легкой степени конфликт сам по себе и не конфликт-то вовсе, а так- разногласие. Обычно под конфликтом понимают ссору, скандал, ругань, но обратившись к философии можно вспомнить, что там конфликт определяется как наличие всякого рода противоречий. Более того, неотъемлемая часть жизни и фактор социального и психологического развития личности. Зачастую мы боимся конфликтов, т.к. они приносят нам внутреннее напряжение, тогда на первый план выходят попытки избежать конфликта, а не желание разрешить его наиболее эффективно. А урок уже сам по себе несет в себе внутренний конфликт. Так называемый конфликт урока. Он обусловлен тем, что чтобы продвинуться вперед ученик должен преодолевать какие-либо трудности, совершить усилия: не знал- узнаю, не умел- умею, не хотел- хочу…И чем выше мастерство педагога, тем напряженнее и эмоциональнее совершаемое учеником усилие. А вот классический конфликт в педагогической деятельности (на уроке, на перемене, с родителями и пр.)выглядит чуть иначе. Не углубляясь в психологические основы конфликтов и их классификации, отмечу, что умение четко классифицировать конфликт помогает выбрать и наиболее адекватный способ его разрешения. Совершенно естественно для педагога, как для взрослого человека стремление конструктивно разрешить конфликт, а не уходить от него или гасить авторитетом.
- Учитель- развитая личность. Влияние личности учителя на ребёнка труднооспоримо и трудно переоценить его вклад в формирование подрастающего поколения. Глубоко убеждена, что ребёнок не хочет видеть перед собой ограниченного знаниями лишь по своему предмету педагога. Да, профессионально владеть своим ремеслом обязательное условие для успеха в любой работе. Но в современной педагогике неприемлема ригидность мышления. Другими словами- это костность, негибкость, ограниченность, узконаправленность. Быть открытым для всего нового, для различных точек зрения, мнений и оценок- вот компетенции учителя, с которыми взрослым и детям интересно, который стремится к самообразованию и саморазвитию. Современный учитель постоянно совершенствует своё искусство взаимодействия и общения, помогает устанавливать позитивные взаимоотношения, учит искусству дружбы и прививает ученикам морально- нравственные ценности_ добра, труда, индивидуальности, познания, общения. Поэтому, конечно, учитель и сам должен быть носителем этих высоких ценностей, чтобы справиться с задачей эффективно , положительно влиять на формирующиеся ценности у своих учеников.
- Учитель- дефектолог. В условиях реализации ФГОС параллельно с общепедагогическими компетенциями идут компетенции работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Современному учителю необходим ряд специальных знаний по работе с такими детьми, обладать умениями дифференцировать те или иные отклонения и проводить их первоначальную диагностику.
Подводя итог вышеизложенному, хочется ещё раз отметить, что учитель – это личность, субъект в образовательном процессе. А потому, как нет идеальных критериев для идеальной личности, так не найти и идеальных критериев для идеального учителя. Да, существуют различные классификации и стадии в развитии и становлении личности учителя( например: учитель- новатор- исследователь- профессионал; коммуникатор- предметник- организатор- интеллигент). Однако, существование огромного количества критериев и оснований оценки профессиональной компетентности, могут затруднить поиски самого себя. При этом, учителя добиваются успеха на профессиональном поприще, находя для себя совершенно различные приёмы в деятельности: один становится другом и советчиком молодёжи, другой способствует независимому смелому мышлению учеников, а ещё кто-то помогает «слабым и трудным» учащимся устранить причины их недостатков. У кого-то получается первое и пока не получается третье. В конечном итоге: «А судьи кто?..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/03/picture-451221-1480748773.jpg)
Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения мотивации младших школьников
ИКТ как средство мотивации повышения младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/14/picture-642749-1434273514.jpg)
Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.
Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/03/picture-191985-1370262505.jpg)
Современные технологии как средство повышения мотивации обучения
Выступление посвящено современным технологиям, которые используются для повышения мотивации обучения младших школьников...
Использование здоровьесберегающих технологии как средство повышения мотивации в обучении английскому языку младших школьников.
По результатам недавних педагогических и психологических исследований можно говорить о том, что уже на начальном этапе обучения школьники и их родители сталкиваются с такими проблемами, как ухуд...
Современные технологии как средство повышения мотивации обучения учащихся начальной школы
Современные технологии как средство повышения мотивации обученияучащихся начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/13/picture-96925-1649865126.jpg)
Отчет по теме самообразования «Информационные технологии как средство повышения мотивации учащихся на уроках английского языка»
Отчет по теме самообразования учителя английского языка...
Игровые технологии, как средство повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка
В презентации освещается практическая значимость использования игровых технологий на уроках английсского языка...