Статья " Обучение проектированию на уроках технологии как средство повышения мотивации обучающихся".
статья по технологии

Храпова Анна Владимировна

Статья-эссе содержит в себе попытку структурировать информацию по заданной теме в максимально сжатом виде.Это один из авторских подходов и нестандартный взгляд на педагогическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья по компетенциям19.32 КБ

Предварительный просмотр:

 «Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО»

Младший школьный возраст открывается критическим, переломным периодом, который описан в психологической литературе как кризис семи лет. Ребёнок при поступлении в школу резко изменяется, и изменения эти носят глубокий сложный характер, в результате которых начинается дифференциация внутренней и внешней стороны его личности. Психологи давно доказали огромное значение успешного прохождения личностных кризисов для дальнейшего становления личности- развития ребенка. И, конечно, уже давно разработаны и с успехом применяются рекомендации педагогов и психологов по успешному взаимодействию и преодолению возникающих трудностей в эти сложные периоды. И, рассмотрев те требования, которые предъявляет новый ФГОС  к учителю начальных классов, я снова и снова освежаю в памяти те компетенции, которыми должен обладать современный учитель,  работающий с младшими школьниками.

Изучая в целом имеющуюся тему эссе, я так или иначе возвращалась к знаниям по возрастной и педагогической психологии. Именно они открывают возможности плодотворно работать в условиях реализации ФГОС НОО. Итак, в чем же заключается профессиональная компетентность учителя начальных классов:

  1. Учитель- профессионал. Конечно, без специального педагогического образования трудно представить человека, который бы научил чему- либо детей. Владение дидактико- педагогическими умениями остается ключевым фактором в преподавании. педагогической компетентностью учителя можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности . Компетентность учителя определяется соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, профессиональных позиций и личностных качеств, самореализации педагогической деятельности. Для учителя профессионала несомненно приоритетом является то, что ребенок приходящий в школу ежедневно на 4-6 часов в день, должен находится в условиях которые бы способствовали развитию его личности, а не тормозили его.
  2. Учитель- психолог. Курс лекций по основам общей и возрастной , а также педагогической психологии конечно был у каждого будущего педагога в университете или колледже. Но современные условия обучения уже требуют поле глубокого осмысления психологических приемов и способов взаимодействия. Важно не просто знать детскую психологию и эти способы, а уметь выбирать и следовать им.
  3. Учитель- конфликтолог. С различными конфликтами в повседневной педагогической работе мы сталкиваемся постоянно. В легкой степени конфликт сам по себе и не конфликт-то вовсе, а так- разногласие. Обычно под конфликтом понимают ссору, скандал, ругань, но обратившись к философии можно вспомнить, что там конфликт определяется как наличие всякого рода противоречий. Более того, неотъемлемая часть жизни и фактор социального и психологического развития личности. Зачастую мы боимся конфликтов, т.к. они приносят нам внутреннее напряжение, тогда на первый план выходят попытки избежать конфликта, а не желание разрешить его наиболее эффективно. А урок уже сам по себе несет в себе внутренний конфликт. Так называемый конфликт урока. Он обусловлен тем, что чтобы продвинуться вперед ученик должен преодолевать какие-либо трудности, совершить усилия: не знал- узнаю, не умел- умею, не хотел- хочу…И чем выше мастерство педагога, тем напряженнее и эмоциональнее совершаемое учеником усилие. А вот классический конфликт в педагогической деятельности (на уроке, на перемене, с родителями и пр.)выглядит чуть иначе. Не углубляясь в психологические  основы конфликтов и их классификации, отмечу, что умение четко классифицировать конфликт помогает выбрать и наиболее адекватный способ его разрешения. Совершенно естественно для педагога, как для взрослого человека стремление конструктивно разрешить конфликт, а не уходить от него или гасить авторитетом.
  4. Учитель- развитая личность. Влияние личности учителя на ребёнка труднооспоримо и трудно переоценить его вклад в формирование подрастающего поколения. Глубоко убеждена, что ребёнок не хочет видеть перед собой ограниченного знаниями лишь по своему предмету педагога. Да, профессионально владеть своим ремеслом обязательное условие для успеха в любой работе. Но в современной педагогике неприемлема ригидность мышления. Другими словами- это костность, негибкость, ограниченность, узконаправленность. Быть открытым для всего нового, для различных точек зрения, мнений и оценок- вот компетенции учителя, с которыми взрослым и  детям интересно, который стремится к самообразованию и саморазвитию. Современный учитель постоянно совершенствует своё искусство взаимодействия и общения, помогает устанавливать позитивные взаимоотношения, учит искусству дружбы и прививает ученикам морально- нравственные ценности_ добра, труда, индивидуальности, познания, общения. Поэтому, конечно, учитель и сам должен быть носителем этих высоких ценностей, чтобы справиться с задачей эффективно , положительно влиять на формирующиеся ценности у своих учеников.
  5. Учитель- дефектолог. В условиях реализации ФГОС параллельно с общепедагогическими компетенциями идут компетенции работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Современному учителю необходим ряд специальных знаний по работе с такими детьми, обладать умениями дифференцировать те или иные отклонения и проводить их первоначальную диагностику.

Подводя итог вышеизложенному, хочется ещё раз отметить, что учитель – это личность, субъект в образовательном процессе. А потому, как нет идеальных критериев для идеальной личности, так не найти и идеальных критериев для идеального учителя. Да, существуют различные классификации и стадии в развитии и становлении личности учителя( например: учитель- новатор- исследователь- профессионал; коммуникатор- предметник- организатор- интеллигент). Однако, существование огромного количества критериев и оснований оценки профессиональной компетентности, могут затруднить поиски самого себя. При этом, учителя добиваются успеха на профессиональном поприще, находя для себя совершенно различные приёмы в деятельности: один становится другом и советчиком молодёжи, другой способствует независимому смелому мышлению учеников, а ещё кто-то помогает «слабым и трудным» учащимся устранить причины их недостатков. У кого-то получается первое и пока не получается третье. В конечном итоге: «А судьи кто?..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.

Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...

Современные технологии как средство повышения мотивации обучения

Выступление посвящено современным технологиям, которые используются для повышения мотивации обучения младших школьников...

Использование здоровьесберегающих технологии как средство повышения мотивации в обучении английскому языку младших школьников.

По результатам недавних педагогических и психологических исследований можно говорить о том, что уже на начальном этапе обучения школьники и их родители сталкиваются с  такими проблемами, как ухуд...

Современные технологии как средство повышения мотивации обучения учащихся начальной школы

Современные технологии как средство повышения мотивации обученияучащихся начальной школы...

Игровые технологии, как средство повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

В презентации освещается практическая значимость использования игровых технологий на уроках английсского языка...