Методы педагогической диагностики
материал на тему

Варакута Людмила Николаевна

Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, т.е. умения учиться. Таким образом,  учитель должен понять, что нельзя во главу угла контроля ставить проверку только предметных знаний, умений и навыков, а  оценку степени овладения универсальными учебными действиями необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника. Значит, методы и формы  текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения своих учеников, овладения ими универсальными учебными действиями как основы умения учиться, требуют кардинального обновления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_pedagogicheskoy_diagnostiki.rar501.58 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Инструкция

 Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).

  1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Особенности самовыражения ребенка

1. Поведение

  • Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство
  • Пассивность, замкнутость, безразличие
  • Беспокойство, возбудимость

2.Эмоции

  • Положительно окрашенные
  • Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)
  • Частая смена эмоций

  1. Особенности общения со взрослыми
  • Непосредственность, искренность, эмоциональная близость
  • Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание
  • Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность

  1. Особенности общения со сверстниками

1. Личностное общение:

  • Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба
  • Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность
  • Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

2. Деловое общение:

  • Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
  • Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

  1. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

1.Мотивация

Особенности мотивов:

  • Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)
  • Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)
  • Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)
  • Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)
  • Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)

Виды мотивов:

  • Мотивы достижения успеха
  • Мотивы избегания неудач
  • Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

2. Произвольность

Особенности восприятия образца и правила:

  1. Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием
  2. Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

Особенности решения учебной задачи:

  • Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу
  • Принимает, но не удерживает учебную задачу
  • Не принимает учебную задачу.
  • Способен объяснить своими словами  цель работы и этапы ее достижения

Степень самостоятельности:

  • Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)
  • Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)
  • Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания

Саморегуляция

  • Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого
  • Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

3. Отношение к помощи со стороны взрослого

  • Принимает помощь взрослого
  • Не принимает помощь взрослого  

        VI.Выводы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

VII.Рекомендации:

педагогу___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

родителям___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

IX. ФИО экспериментатора, подпись

_____________________________________                                            __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме:«Изучение методов педагогической диагностики в свете ФГОС».

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме:«Изучение методов педагогической диагностики в свете ФГОС»....

Презентация по теме"Изучение методов педагогической диагностики в свете ФГОС"

Презентация познакомит с понятием педагогическая диагностика в начальной школе, её функциями, задачами, методами и методиками....

Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, воспитателя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального ...

Изучение методов педагогической диагностики в свете ФГОС

Психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектив...

Изучение методов педагогической диагностики в свете ФГОС

Психолого-педагогическая диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектив...

Конспект выступления на ШМО Методы педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС

Тема: Методы педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС.  Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 с уиоп Г.о.Подольск, мкр.Климовск...